ТЕМА II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

§ 1. Особенности возникновения и развития философии Древнего Китая.

§ 2. Проблема человека и государства в философии конфуцианства, легизма, моизма.

§ 3. Человек и космос в философии даосизма.

§ 4. Особенности древнеиндийской философии.

 

Основные понятия: атман, буддизм, легизм, моизм, конфуцианство, «благородный муж», брахман, веды, дао, дэ, у-вэй, сансара, мокша, карма, нирвана, даосизм, йога, ньяя, вайшешика, веданта, санкхья, миманса, джайнизм, ян, инь.

Самостоятельная работа

1. Ведическая философия.

2. Ортодоксальные школы индуизма (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санкхья, миманса).

3. Неортодоксальные школы Древней Индии: чарвака, джайнизм.

Задание №1: прочитайте текст, сделайте краткий конспект, ответьте на контрольные вопросы.

Ведическая философия.

Веды – это священные книги, божественное откровение, записанное многими поколениями индийских мудрецов. Ведическая литература — это период со II тыс. до VI в. до н.э. Веды составляют следующие составные части: Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения); Самаведа (жертвенные песни), Атхарваведа (песни-заклинания). Далее следуют брахманы (ритуальные тексты), которые являются комментариями к текстам Вед и араньяки или «лесные книги», предназначавшиеся для аскетов-отшельников.

Веды содержат в себе не только религиозные тексты, но и правила поведения в обществе, регуляцию семейно-брачных отношений, правила управления обществом и ведения хозяйства. В ведах закрепляется сословное деление индийского общества. Так, в гимне в честь мифического существа Пуруши в Ригведах космологическим путем объяснялось происхождение варн (сословий):

«Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий Пуруша…

Пуруша – это всё, что стало и станет…

Чем стали уста его, чем бёдра, ноги?

Брахманом стали уста его, руки – кшатрием,

Его бёдра стали вайшьей, из ног возникла шудра.

Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце,

Из уст Индра и Агни, из дыхания возник ветер,

Из пупа возникло воздушное пространство,

Из головы возникло небо.

Из ног – земля, страны света – из слуха.

Так распределялись миры».

Заключительная часть Вед — упанишады — содержит трактаты религиозно-философского характера. Упанишады имеют для философии первостепенное значение, поэтому в предлагаемом тексте именно они подвергаются анализу и рассмотрению.

Философия упанишад. «Упанишады» означает сидение вокруг учителя с целью познания истины. В упанишадах развивается такие главные проблемы Вед, как идея единства всех аспектов бытия, космологическая тематика, поиск причинно-следственных связей явлений и т.д. При этом, в отличие от других текстов вед в упанишадах основное внимание уделяется не внешней, а внутренней стороне бытия и явлений. При этом главное внимание уделено человеку, его познанию и, что представляет принципиальную важность, нравственному совершенствованию человека. Отсюда главная особенность упанишад – интровертивная направленность.

Центральные категории упанишад – это концепция брахмана как безличного мирового начала и атмана как индивидуальной души человека или «Я». Брахман определяется как мировая универсальная душа, первопричина всего сущего. Универсальность брахмана определяется самопознанием им самого себя. Атман же определяется как личное духовное начало. Между ними установлено тождество, согласно которому на уровне индивида брахман осознает самого себя и этим самым переходит в состояние атмана. Атман же сливается с брахманом на уровне внутреннего интуитивного прозрения, когда субъект и объект слиты воедино. Таким образом, в упанишадах утверждается возможность взаимного перехода брахмана и атмана, объекта и субъекта. Этим самым, провозглашается идея единства микрокосма с универсумом.

С данным представлением связано учение о карме и сансаре. Сансара представляет собой вечный круговорот перевоплощений, часто в индуистских храмах сансара изображается в виде колеса. При этом человек рассматривается как одна из форм жизни, душа же человека также вынуждена вращаться в вечном колесе перевоплощений. Сопровождает же душу в процессе реинкарнации карма как закон воздаяния. Карма представляет собой некий «информационный банк», в котором находится память опыта предыдущих и нынешнего воплощения души. Последующая жизнь, впрочем как и нынешняя, целиком определяются предыдущим опытом и поступками. Будущий социальный статус зависит от благопристойности предыдущих жизней. Праведный образ жизни в упанишадах определяется как залог нового рождения в более высшей варне (сословии), неправедный же образ жизни приводит к рождению в теле шудры и более того, даже в теле животного. Таково представление о психогенезе в учении упанишад.

С этим связана другая важная категория упанишад – освобождение. Главное – это добиться освобождения от сансары, что рассматривается как главная цель человеческой жизни. Достигнуть освобождения можно лишь путем аскезы и праведного образа жизни, то есть ценой личных усилий. При этом главным определяется не изменение внешних условий, а внутреннее самосовершенствование человека. Отсюда интровертивный характер учения упанишад.

Задание №2: прочитайте текст, сделайте краткий конспект, ответьте на контрольные вопросы.

Ортодоксальные школы индуизма (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санкхья, миманса)

Философское обоснование индуизма содержится в шести системах: веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя. Несмотря на имеющиеся различия, все они заняты поиском истины, духовного спасения и освобождения от сансары и кармы.

Веданта является завершением вед и наиболее влиятельной системой индуизма. Брахман рассматривается как абсолютная духовная сущность мира, а индивидуальные атманы достигают слияния с брахманом через любовь и познание Бога. Освобождение достигается через понимание иллюзорности материального мира и неизменности такой высшей реальности как брахман. Такое понимание приходит через соблюдение нравственных норм и практику медитации. Важное значение придается духовному наставничеству учителя. Знание освобождает душу, а веданта является главным средством освобождения, незнание же усиливает порабощение души через привязанность к чувственным удовольствиям.

Миманса занимается объяснением ведического ритуала. Дхарма или идея долга и прежде всего жертвоприношения ведет к постепенному искуплению от кармы и освобождению от сансары.

В основе системы санкхья лежит независимый опыт и размышление. Первопричиной мира определяется материя или природа, т.е. пракрити, наряду с которой существует пуруша или абсолютная душа, благодаря наличию которой в вещах обеспечивается существование самих вещей. Через соединение пракрити и души возникают материальные (вода, воздух, земля и др.) и духовные принципы мира, такие, как, например, интеллект, сознание, самосознание человека и др.

Философия йоги направлена на практическое психологическое обучение, формирование высоконравственной личности. В йоге выделяются следующие ступени психической тренировки: самонаблюдение или яма, дыхательные упражнения в особых позах тела или асанах, пратьяхара или изоляция чувств от внешних воздействий, дхарана или концентрация мысли, медитация или дхьяна, самадхи или состояние отторжения. В состоянии самадхи происходит освобождение души от тела, разрыв ее от пут как кармы, так и сансары.

В вайшешике сильны материалистические моменты. Так, вещи состоят из атомов, которые шаровидны, вечны и никем не созданы. Из атомов возникают как неодушевленные, так и одушевленные объекты. Мир атомарен, однако Бог, действующий в соответствии с законом кармы, управляет развитием мира.

Ньяя является учением о формах мышления, которое исследует метафизические проблемы посредством логики. Освобождение определяется в ньяя как высшая и конечная цель человеческой жизни в результате прекращения воздействия отрицательных факторов страдания, однако средства освобождения определяются с помощью логики.

Задание №3: прочитайте текст, сделайте краткий конспект, ответьте на контрольные вопросы.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 190.