Неортодоксальные школы Древней Индии: чарвака, джайнизм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди учений, критикующих веды как истину и восставших против ав­торитета и догматичности ведического учения, следует назвать такие философские системы, как: чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм. Все они относятся к неортодоксальным школам индийской философии, опровергавшим абсолютную истинность и критиковавшим догматизм ведического учения.

Основателем школы чарвака является Чарвака, именно его имя положило начало названию этой школы. Реже чарвака называют локаятой от названия поздней разновидности материалистической концепции Древней Индии. Чарвака является материалистическим учением, отрицающим ведические учения брахмана и атмана, сансары и кармы. Материя определяется как основа всего сущего, существующая в виде четырех первоэлементов: вода, земля, воздух и огонь, при этом жизнь и сознание являются производными от них. Чарвака провозглашает, что существует только этот мир или лока.

Основой познания является чувственное восприятие мира. Истинным признается только то, что доступно чувственному восприятию человека, недоступное нашим органам чувств не существует. Следовательно, нет ни богов, ни загробного мира, а религия есть всего лишь заблуждение разума.

Специфично этическое учение чарвака, где главными ценностями рассматриваются богатство и наслаждение в этой временной жизни, а главными поведенческими принципами определяются эгоизм и гедонизм или погоня за земными наслаждениями. При этом нормы морали рассматриваются лишь как чисто человеческие условности, через которые необходимо переступать в собственных эгоистических устремлениях. В то же время школе чарваков присущи крайний нигилизм, так как всецело отвергаются моральные ценности и идеалы, а также скептицизм и субъективизм в вопросах познания в силу отрицания возможности объективного знания по причине автономности и субъективности чувственного познания.

Основателем следующей школы философии Древней Индии - джайнизм - является Махавира Вардхамана или Джина, что значит победитель закона сансары. В центре учения джайнизм находится проблема бытия личности. Сущность личности является двойственной: джива (духовная) и аджива (материальная), карма же как сверхтонкая материя является связующим звеном между материей и душой, приводит к возникновению личности и сопровождает человека в процессе реинкарнации.

Освобождение достигается при помощи правильного познания и аскезы, что позволяет душе перейти в сферу чистой духовности. Джива существует в несовершенной (состояние соединения с материей и состояние страдания) и в совершенной форме (освобождение от материальных привязанностей и способность дживы управлять своим собственным бытием). При освобождении джива переходит в нирвану или состояние блаженства, когда высшая цель достигнута. Согласно джайнизму существует два вида познания: совершенное, основанное на интуиции, и несовершенное, основанное на опыте и разуме. Совершенное познание доступно при освобождении зависимости от адживы.

Главным условием перехода из несовершенного состояния в совершенное является этическое воспитание личности, посредством чрезмерных усилий личность способна освободиться от воздействия кармы. Праведность расценивается в джайнизме как аскетический образ жизни, именно он приводит к прекращению действия сансары. Но это достигается только на индивидуальном уровне путем устранения от социальных привязанностей, отказа от богатства и мирской суеты. Однако крайнего эгоизма и индивидуализма как в чарвака, в джайнизме нет в связи с проповедыванием идеи уважения ко всем живым существам, что несовместимо с чисто эгоистическими устремлениями сторонников локаяты.

Работа с цитатами

Задание: прочитайте цитату, определите, к какой школе Древнего Востока она относится (конфуцианство, даосизм, легизм, моизм, буддизм), дайте интерпретацию данному высказыванию, опираясь на пройденный материал.

1. Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный - в других.

2. Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.

3. Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

4. Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее.

5. Достойный человек не идет по следам других людей.

6. Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

7. Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.

8. Слушай всех, но учись у немногих.

9. В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.

10. Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.

11. Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела.

12. Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

13. Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданныЙ,- подданным, отец - отцом, а сын - сыном.

14. Знающий много молчалив, а говорящий много не знает ничего.

15. Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.

16. Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.

17. Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.

18. Человек при рождении нежен и слаб, при смерти тверд и крепок. Все вещи и растения при рождении нежны и слабы, а при смерти тверды и крепки. Твердое и крепкое — это то, что погибает. Нежное и слабое — это то, что начинает жить. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое есть у нежного и слабого.

19. Глиняные куклы бывают мужчинами и женщинами, дорогими и дешевыми. Они сделаны из земли и, когда они разобьются, снова уйдут в землю. Таков человек.

20. Зная, что природа одна на всех, поймешь, что нет ни других, ни моего "я", ни смерти, ни жизни.

21. Времена года повинуются непреложному закону, а человек докучливый не перестает сомневаться и всю жизнь перебывает в суете.

22. Когда народ глуп, им легко управлять.

23. Тот, кто не доносил на преступника, должен быть разрублен надвое.

24. Управление при помощи наказаний приводит к тому, что народ боится и поэтому не совершает мерзостей.

25. Мудрые не уповают на древность, не стремятся подражать укоренившимся обычаям и правилам, они рассматривают настоящее положение и в соответствии с этим принимают меры.

26. Когда никто в мире не любит друг друга, естественно, что сильные будут побеждать слабых, многие угнетать немногих, богачи насмехаться над бедняками, знатные презирать покорных, хитрые обманывать простодушных. Поэтому все беды, распри, жалобы и ненависть в мире возникают из за недостатка взаимной любви.

27. Если нет любви между людьми, то непременно появляется ненависть.

28. Всякая усиленная пpивязанность ко всему земному - стpадание.

29. Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют.

30. То, что мы есть сегодня,- это следствие наших вчерашних мыслей, а сегодняшние мысли создают завтрашнюю жизнь. Жизнь — это порождение нашего разума.

31. Отпусти прошлое. Отпусти будущее. Отпусти настоящее. Перешедшие на более дальний берег бытия, с освобождённым от всего разумом, не подвергаются вновь рождению и смерти.

 

Темы эссе

1. «Кто знает — не говорит. Кто говорит — не знает» (Лао-цзы).

2. «Наилучшее — добившись успеха, устраниться» (Лао-цзы).

3. «Утром познав истину, вечером можно умереть.» (Конфуций).

4. «Достойный человек не идет по следам других людей» (Конфуций).

5. «Совершенство достигается состраданием и милосердием» (Будда).

Работа с философским текстом: самостоятельное/ индивидуальное задание

Задание: прочитайте текст Б. Дандарона из работы «Письма о буддистской этике», законспектируйте главные тезисы. Перескажите текст. Ответьте на вопросы ниже. Сделайте собственные выводы.

 

«Тот, кто стремится к состоянию йогина, должен уяснить четыре вопроса: 1) о страдании, 2) его происхождении, 3) о прекращении страдания, 4) а также о пути, ведущем к прекращению страдания. «Это, — говорят йоги, — приносит пользу, способствует святости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к уничтожению страстей, к прекращению страданий, познанию высшей мудрости, к нирване». Ответы на эти четыре вопроса составляют сущность просветления йогина, которым он стремится поделиться со всеми ближними, и известны под названием Четырех Благородных Истин (на санскрите — чатвари арьясатьяни):

I — жизнь в мире полна страданий;

II — причина этих страданий;

III — страдания можно прекратить;

IV — есть путь, ведущий к прекращению страданий.

Вот об этих Четырех Благородных Истинах мы и будем говорить дальше. В этом письме я даю только общие штрихи.

Первая Истина. Буддисты говорят, что с той минуты, как человек рождается, он попадает в круговорот зависимостей и лишается свободы. Рождение, старость, болезнь, смерть, горе, печаль, желания (чувственное влечение, любовь), отчаяние — все, что порождено привязанностью к земному, есть страдание. Так как все люди подвержены этим страданиям, несовершенству, то они по отношению друг к другу становятся волками (врагами). Если иные говорят, что в жизни столько прекрасного, что не хочется с нею расставаться, то они ошибаются; эти мирские радости представляются удовольствием лишь близоруким людям. Кратковременность этих удовольствий, горе, испытываемое при их утрате, вечная боязнь потерять их и другие тяжелые последствия сводят на нет радости жизни и превращают их в подлинные источники страха и скорби.

Вторая Истина: о причине страданий. Происхождение зла объясняется буддистами с помощью особой концепции естественной причинной связи — кармы. Согласно этой теории, нет ничего необусловленного, все зависит от определенных условий. Так как каждое событие порождается некоторыми условиями, должно существовать нечто, бытие которого порождает страдание.

Земные страдания, говорят буддисты, возникают из факта рождения. Если бы человек не был рожден, он не знал бы этих тягостных состояний. Рождение, в свою очередь, обусловлено стремлением к становлению, силой слепого стремления или предрасположения к рождению, стремлением, вызывающим наше рождение. Наша умственная приверженность (схватывание) к земным вещам является условием наших желаний быть рожденным. Эта приверженность, в свою очередь, возникает из нашей жажды, страстного стремления наслаждаться предметами внешнего мира. Но откуда происходит это желание? Мы ведь не можем стремиться иметь то, чего мы не испробовали, не имели раньше. Предыдущий чувственный опыт, скрашенный некоторыми приятными ощущениями, является причиной жажды, страстного стремления. Но ведь чувственный опыт невозможен без контакта между органами чувств и объектами. Этот контакт, в свою очередь, не мог бы возникнуть, если бы не было шести органов познания: пяти чувств и ума. Наличие этих шести органов внешнего познания зависит от телесно-духовного организма, составляющего воспринимающую сущность человека. Но этот организм не мог бы развиться во чреве матери и родиться, если бы он был мертв, т. е. лишен сознания. Сознание же, которое входит в зародыш еще в теле матери, является только результатом впечатлений нашего прошлого бытия. А последняя ступень нашей прошлой жизни, ступень, предшествовавшая нашей сегодняшней жизни, в свою очередь, содержит в концентрированном виде все впечатления, результаты всех предшествовавших, прошлых деяний.

Впечатления, которые ведут к новому рождению, вытекают из неведения (невежества) истины. Если бы преходящая, полная страданий природа земного существования была познана человеком вполне, тогда у нас не могло бы возникнуть кармы, вызывающей новое рождение. Неведение истин (невежество), следовательно, есть коренная причина впечатлений, т. е. стремлений к новому рождению.

Вкратце:

1) страдание в жизни обусловлено рождением;

2) рождение — стремлением к жизни (к наслаждению);

3) стремление к бытию — умственной привязанностью к объектам;

4) привязанность — жаждой, желанием вещей;

5) жажда — чувственным восприятием;

6) чувственный опыт — чувственным соприкосновением с объектами;

7) чувственное соприкосновение — шестью органами познания;

8) шесть органов познания — эмбриональным периодом развития организма, состоящего из разума и тела;

9) эмбрион не может развиться без первоначального сознания;

10) первоначальное сознание обусловлено впечатлениями прошлой жизни;

11) эти впечатления обусловлены двенадцатым звеном цепи — неведением истины.

Это есть 12 звеньев цепи причинной зависимости, или, иначе говоря, 12 звеньев цепи страданий. Значит, сегодняшняя жизнь является следствием прошлой и причиной будущей жизни.

Третья Благородная Истина — о прекращении страданий — вытекает из второй, где говорится, что несчастье зависит от некоторых условий. Если устранить условия, порождающие несчастья, то прекратятся и страдания. Вот к этому и стремятся буддисты. Прекращение страданий, т. е. НИРВАНА, как они говорят, возможна в этой жизни, если будут выполняться определенные условия. Когда контроль над страстями и постоянное размышление об истине ведут человека через четыре стадии сосредоточения к совершенной мудрости (о чем будем говорить потом), тогда он освобождается от власти земных страстей. Он порывает узы, связывающие его с миром. Тем самым он становится свободным, освобожденным. Это состояние освобождения чаще называется нирваной — угашением страстей, а вместе с ними и страданий. Но состояние нирваны не означает отказа от деятельности.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 308.