К. Ясперс. Что такое философия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Что такое философия и чем она ценна? Это является предметом многочисленных споров. От философии ждут каких-то необыкновенных разъяснений или же равнодушно игнорируют ее как беспредметное мышление. Перед ней робеют, как перед выдающимся достижением каких-то совершенно уникальных людей, или презирают, как бесполезные раздумья мечтателей. Ее считают чем-то таким, что касается каждого и поэтому в основе своей должно быть простым и понятным, или чем-то столь трудным, что заниматься ею представляется совершенно безнадежным делом. Таким образом, то, что выступает под именем философии, становится поводом для самых противоположных суждений.

Для человека, который верит в науку, наихудшим является то, что у философии нет общепринятых результатов, нет того, что можно было бы знать со всей определенностью и чем можно было бы владеть. В то время как науки, бесспорно, достигли в своих областях достоверного и общепризнанного знания, философия не добилась этого, несмотря на тысячелетние усилия. Нельзя отрицать: в философии не бывает того единодушия, которое устанавливается по поводу всего окончательно познанного. То, что признает каждый, опираясь на не терпящие возражений основания, и что становится научным знанием, не является более философией, но относится к отдельной области познаваемого.

В отличие от наук для философского мышления не характерен прогресс. Мы, определенно, существенно продвинулись по сравнению с древнегреческим врачом Гиппократом. Но едва ли мы можем сказать, что продвинулись дальше Платона. Только в материале научного познания, которым он пользовался, мы находимся дальше. В самом же философствовании мы, возможно, еще вряд ли достигли его.

То, что ни одна форма философии в отличие от наук не находит всеобщего, единодушного признания, должно корениться в природе самого предмета философии. Род достоверности (Gewißheit), который в ней привлекает, не будучи научным, то есть одинаковым для каждого ума, является некоторым убеждением, или удостоверенностью (Vergewisserung), в достижении которой участвует все существо человека.

В то время как научные исследования ведутся по отдельным предметам, знать о которых каждому совершенно не обязательно, философия имеет дело с бытием в целом, которое имеет отношение к человеку как человеку, а также с истиной, которая там, где она вспыхивает, захватывает глубже, чем любое научное познание.

Хотя разработанная философия и связана с науками — она предполагает науки в том состоянии развития, которого они достигли в определенную эпоху, — однако свой смысл получает из другого источника. До всякой науки она появляется там, где пробуждается человек.

Такая философия без науки предстает перед нами в нескольких примечательных проявлениях.

Первое: почти каждый считает себя способным обсуждать философские вопросы. В то время как в сфере наук признают, что условием их понимания являются обучение, подготовка, метод, по отношению к философии претендуют на то, чтобы приобщаться к ней безо всяких условий, полагая, что каждый в состоянии принять участие в обсуждении философских проблем. Собственное бытие человека, собственная судьба и собственный опыт считаются для этого достаточным основанием.

Следует признать, что философия должна быть доступна для каждого человека. Самые обстоятельные пути философий, которыми идут философы-профессионалы, обретают свой смысл все-таки только тогда, когда они выходят к человеческому бытию, которое находит свое определение в процессе обретения уверенности относительно бытия и своего места в нем.

Второе: философское мышление каждый раз должно начинаться с самого начала. Каждый человек должен осуществлять его самостоятельно.

Удивительным знаком того, что человек как таковой изначально философствует, являются вопросы детей. Часто из детских уст можно услышать то, что по своему смыслу уходит непосредственно в глубь философствования. Приведу некоторые примеры:

Ребенок удивляется: "Я всегда пытаюсь подумать, что я — кто-то другой, однако же всегда снова оказывается, что я есть я". Этот мальчик затрагивает исток всякой уверенности, сознание бытия в самосознании. Он поражается загадке бытия Я (Ichsein), тому, что не может быть постигнуто ни из чего другого. Он вопрошающе стоит перед этой границей.

Другой ребенок слушает историю сотворения мира: "Вначале сотворил Бог небо и землю..." и тотчас спрашивает: "Что же было до начала?" Этот мальчик постиг, что можно спрашивать до бесконечности, что разум не может остановиться, в том смысле что для него не может быть никакого окончательного ответа.

Девочке, увидевшей во время прогулки дикий луг, рассказывают сказку об эльфах, которые по ночам водят свои хороводы... "Но их же ведь не бывает..." Ей рассказывают о реальных вещах, наблюдая движение солнца, проясняют вопрос о том, солнце ли движется или же земля вращается, приводят основания, которые говорят в пользу шарообразности земли и ее вращения вокруг самой себя... "Но это же неправда, — говорит девочка и топает ногой о землю, — земля ведь крепко стоит. Я верю только тому, что вижу". В ответ на это: "Тогда ты не веришь и в Бога, ведь его ты тоже не можешь видеть", — девочка настораживается и говорит решительно: "Если бы его не было, тогда бы ведь и нас здесь не было". Этот ребенок охвачен удивлением перед существованием (Dasein): оно есть благодаря чему-то другому, не само по себе. И он постигает различие в самих вопросах: нацелены ли они на какой-то предмет в мире или же на бытие и наше существование в целом.

Другая девочка, направляясь в гости, поднимается по ступенькам лестницы. Для нее становится очевидным, как все непрестанно меняется, протекает, проходит, как будто бы ничего и не бывало. "Однако должно же ведь быть нечто незыблемое... то, что я здесь и теперь поднимаюсь по лестнице к тете, я хочу, чтобы это осталось". В изумлении и испуге перед преходящим характером и мимолетностью всего она беспомощно ищет выход.

Если бы кто-то собирал подобные примеры, то смог бы составить богатую энциклопедию детской философии. Возражение, что дети слышали это прежде от родителей или кого-то другого, не должно, по всей видимости, приниматься всерьез. Возражение, что эти дети все-таки не философствуют дальше и что, следовательно, подобные высказывания могли быть случайными, упускает из виду следующий факт: дети зачастую обладают гениальностью, которая с возрастом утрачивается. С годами, теряя детскую непосредственность, мы как бы входим в тюрьму соглашений и мнений, скрываемся под различного рода прикрытиями, оказываемся в плену у того, о чем не решаемся спросить. Состояние ребенка — это состояние порождающей себя жизни: он еще открыт, он чувствует и видит и спрашивает о том, что вскоре исчезнет перед ним. Он не удерживает то, что открывается ему в то или иное мгновение, и удивляется, когда позднее все замечающие взрослые докладывают ему о том, что он сказал или спросил.

Третье: изначальное философствование обнаруживается как у детей, так и душевнобольных. Иногда — очень редко — путы общей зашоренности как бы развязываются и начинает говорить захватывающая истина. В начальный период некоторых душевных болезней имеют место совершенно потрясающие метафизические откровения, которые, правда, по форме и речевому выражению являются всегда настолько шокирующими, что их оглашение не может иметь какого-либо объективного значения, за исключением таких редких случаев, как поэт Гёльдерлин или художник Ван-Гог. Однако тот, кто присутствует при этом, не может избежать впечатления, что здесь разрывается покров, под которым обыкновенно проходит наша жизнь. Некоторым обычным, здоровым, людям также знаком опыт переживания глубоко тревожащих значений, которые свойственны переходному состоянию от сна к пробуждению и при полном пробуждении снова утрачиваются, оставляя лишь ощущение того, что нам к ним более не пробиться. Есть глубокий смысл в утверждении, что устами детей и блаженных глаголет истина. Однако творческая изначальность, которой мы обязаны великим философским мыслям, лежит все-таки не здесь. Она восходит к тем немногим, которые в своей непринужденности и независимости предстают перед нами в качестве выдающихся мыслителей последних тысячелетий.

Четвертое: поскольку философия для человека необходима, она каждый раз присутствует в общественном мнении, в передаваемых из поколения в поколение пословицах, в общеупотребительных философских оборотах речи, в господствующих убеждениях, а также в языке просвещения, политических кредо, но прежде всего и с самого начала истории — в мифе. От философии невозможно уйти. Вопрос лишь в том, осознается она или нет, будет ли она хорошей или плохой, запутанной или ясной. Тот, кто отвергает философию, сам практикует ее, не отдавая себе в этом отчета.

Что же такое философия, если она оказывается столь универсальной и проявляется в таких примечательных формах?

Греческое слово философ (philosophos) по своему значению противоположно слову Sophos. Это слово, philosophos, значит: любящий познание (знание) — в отличие от того, кто, овладев познанием, называет себя знающим. Такой смысл слова сохраняется до сих пор: поиск истины, а не владение истиной есть сущность философии, — пусть даже она по-прежнему зачастую изменяет этому своему смыслу догматизмом, подразумевающим выраженное в положениях окончательное, завершенное и имеющее дидактический характер знание. Философия означает — быть в пути. Ее вопросы существеннее, чем ее ответы, и каждый ответ превращается в новый вопрос.

Однако это "бытие-в-пути" — как судьба человека, существующего во времени, — несет в себе возможность глубокого удовлетворения, обретаемого в мгновения особых свершений. Его не найти в высказанном знании, в научных положениях и принципах, — оно лежит в историческом осуществлении человеческого бытия, которому раскрывается само бытие. Добиться этого в ситуации, в которой находится человек, и является смыслом философствования.

Быть в поиске, в пути, или обрести покой и совершенство мгновения — это не определения философии. Философия не имеет ничего вышестоящего, ничего нижестоящего. Она не может быть выведена из чего-то другого. Всякая философия определяется посредством своего осуществления. Чтобы узнать, что такое философия, надо пытаться философствовать. В таком случае философия — это одновременно исполнение живого мышления и осознание соответствующих мыслей (рефлексия) или действие и разговор о нем. Только исходя из собственного опыта и возможно понять, что же встречается нам в мире в качестве философии.

Можно было бы и дальше обсуждать формулировки смысла философии. Однако ни одна формулировка не исчерпывает этого смысла, ни одна не оказывается единственно возможной. Мы слышим с древних времен: философия (согласно ее предмету) — это познание божественных и человеческих вещей, познание сущего как сущего, и далее, философия (согласно ее цели) — это упражнение в смерти, это стремление мысли к блаженству, к тому, чтобы уподобиться божественному, это наконец (согласно ее всеобъемлющему смыслу) — знание всех знаний, искусство всех искусств, наука вообще, которая не направлена на какую-то отдельную область.

Сегодня, пожалуй, можно говорить о философии в следующих формулировках — ее смысл в том, чтобы:

увидеть действительность в самом ее истоке;

постигать действительность таким же способом, каким я, мысля, имею дело с самим собой во внутреннем действии;

открывать нас для широты Объемлющего (Umgreifende);

осмелиться на коммуникацию между человеком и человеком, опираясь на всякий смысл истины, который возникает в любящей борьбе (liebendem Kampfe);

непрестанно и терпеливо сохранять разум бодрствующим, находясь перед лицом того, что наиболее чуждо разуму и противится ему.

Философия — это то, что концентрирует человека, благодаря чему он становится самим собой, становясь причастным самой действительности.

Хотя философия в форме простых и действенных мыслей может затронуть каждого человека и даже ребенка, ее сознательная разработка является никогда не завершимой и всякий раз возобновляющейся задачей, которая осуществляется всегда в настоящем как единое целое. Она возникает в работах великих философов и, как эхо, повторяется у менее значительных. Осознание этой задачи в той или иной форме не угаснет до тех пор, пока люди останутся людьми.

Не только сегодня философия подвергается радикальным нападкам и отрицается в целом как излишняя и вредная. Для чего же она существует? Она ведь не является предметом первой необходимости.

Образ мышления, основывавшийся на авторитете церкви, отвергал философию потому, что она, с его точки зрения, отдаляет от Бога, соблазняет мирским, вредит душе, обращая ее к ничтожным вещам. Политический тоталитарный способ мышления предъявлял философии следующий упрек: философы только по-разному объясняли мир, тогда как надо его изменять. Оба образа мышления считали философию опасной, так как она нарушает порядок, взывает к духу независимости, а с ним — к возражению и протесту, она обманывает человека и отвлекает его от реальных задач. Притягательная сила потустороннего мира, озаренного явленным Богом, или притязающая на всемогущество власть безбожного посюстороннего мира — и та и другая —хотели бы, чтобы философия прекратила свое существование.

К тому же с точки зрения повседневного здравого смысла на философию не распространяется масштаб простой полезности. Фалес, который считается самым ранним греческим философом, однажды был осмеян служанкой, увидевшей, как он, наблюдая за звездным небом, упал в колодец. Зачем он ищет самое далекое, когда в самом близком так неловок!

Итак, философия должна оправдываться. Но это невозможно. Она не может искать себе оправдания в чем-то другом: чём-то, для чего она была бы пригодна и вследствие этого имела бы право на существование. Она может только обращаться к силам, которые в каждом человеке действительно настоятельно требуют философствования. Она знает, что занимается делом человека как такового, делом, которое не связано с какой-то определенной целью и избавлено от любого вопроса о пользе и вреде в этом мире, и что она будет осуществляться до тех пор, пока живут люди. Силы, которые являются враждебными по отношению к философии, тоже не могут не думать о своем собственном смысле, не могут не порождать имеющий определенную цель образ мыслей, — эти силы являются заменой философии, однако предполагают в качестве необходимого условия активное вмешательство в действительность, как, например, марксизм и фашизм. Подобный образ мыслей также еще раз показывает необходимость философии для человека. Философия в той или иной форме всегда присутствует в жизни человека.

Она не может бороться, не может доказывать себя, но она может сообщать себя. Она не оказывает сопротивления там, где ее отвергают, она не торжествует там, где к ней прислушиваются. Она живет в согласии, которое в пределах человечества, по сути дела, может связать всех со всеми.

Философия в широко развитых формах и систематической связности уже два с половиной тысячелетия существует в Европе, Китае и Индии. Великая традиция обращается к нам. Многообразие типов философствования, противоречия и взаимоисключающие претензии на истину не могут воспрепятствовать тому, что, по существу, в основании всего действует что-то одно, чем никто не владеет и вокруг чего во все времена вращаются все серьезные усилия: вечная философия, philosophia perennis.

Мы должны непременно опираться на это историческое основание нашего мышления, если хотим мыслить с ясным сознанием и по существу.

Вопросы к тексту

1. В чем отличие философии от науки, по мнению К. Ясперса?

2. Что означает слово «философия»?

3. В чем заключается специфика философии?

4. В чем назначение философии для человека и человечества?

5. Какие трудности возникли в ходе прочтения текста?

 

Темы эссе

1. «Философу свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии» (Платон).

2. «Философия является медициной души» (Цицерон).

3. «Вовсе не обязательно делать из человека философа прежде, чем делать из него человека» (Ж.-Ж. Руссо).

4. «Философия есть философствование» (М. Хайдеггер).

 

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой миф как феномен духовного?

2. В чем выражается синкретизм мифа?

3. Что означает слово «религия»? Что дает религия человеку?

4. Что отличает религию от мифа?

5. Какие существуют мировые религии? Почему они так называются?

6. Что такое философия? В чем специфика философского знания?

7. Каково соотношение понятий мудрости и знания? Что превалирует в философии?

8. Что изучает философия? Каков ее предмет?

9. Как соотносится между собой философия и мировоззрение? Всякое ли мировоззрение есть философия?

10. Чем отличаются основные философские вопросы от вопросов частных?

11. Существует ли единая философия? В чем специфика восточной, западной и русской философии?

12. Каковы общие черты, присущие различным философским концепциям независимо от исторической эпохи и направления, школы философского знания?

13. Какие существуют методы философского познания?

14. В чем сходство и различие философского и научного типов мировоззрения?

15. В чем особенность художественно-образного мировоззрения?

16. Какие функции выполняет философия в общественной жизни, культурном творчестве и самосознании личности?

17. В чем состоит методологическая функция философии?

Работа в малых группах/самостоятельная работа

Задание №1: Вашему вниманию предлагаются различные определения и подходы к философии. Сделайте выбор из предложенных определений и обоснуйте, насколько выбранное вами определение отражает сущность философии.

- Философия есть часть гуманитарной культуры, ставящей в центр своего внимания человека и особенности его бытия, и отвечающей потребностям человеческого духа.

- Философия есть стремление к всеохватности и единству.

- Философия есть потребность человека и общества осмыслить предельные основания своего бытия.

- Философия есть знание, которое просветляет светом разума то, что открывается интуиции.

- «Философия есть искание единства духовной жизни на путях её рационализации».

- Философия есть живая душа культуры.

- Философия есть прежде всего «нравственный идеал, связанный с отысканием смысла жизни человека. Это также и общественный идеал, призванный объяснить смысл общественного развития».

- Философия есть бытийствование человеческого духа.

- Философия – это духовная форма преодоления человеком своей конечности через интеллектуальную рефлексию.

Задание №2: Определить принадлежность приведённых понятий к соответствующему историческому типу мировоззрения (мифологическое, религиозное, художественное, философское мировоззрение):

Символ, логика, эмоция, разум, фетиш, вера, чувство, логос, одухотворение природы, душа, абстракция, логика, рассудок, образ, мыслеобраз, тотем, Бог, духи, эстетика.

Задание №3: Используя текст необходимо определить название той или иной функции философского знания. Предлагаются следующие функции философии: школа теоретического мышления и мудрости, мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, социальная, гуманитарная, прогностическая, аксиологическая.

1.Этафункция связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, созданием в сознании человека общей картины мира как всеобщего единства.

2. Данная функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

3. Эта функция философии связана с формулировкой в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира.

4. Эта функция философии прививает человеку способность к теоретическому мышлению и способность быть мудрым.

5. Принцип «подвергай все сомнению», реализующийся в данной функции и проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода по отношению к существующему знанию. Он играет антидогматическую роль в развитии научного и философского знания.

6. Эта функция происходит от древнегреческого «аксиос», что значит «ценный». По идее каждая философская система содержит в себе оценивание исследуемого объекта с точки зрения таких ценностей, как социальных, нравственных, эстетических, идеологических и др. При этом философия формирует в человеке систему ценностей, а также критерии оценки природных и социальных процессов и явлений.

7.Эта функция философии связана с объяснением социального бытия и способствованием его материальному и духовному изменению. Прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить, помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению, чем и занимается философия.

8. При реализации данной функции философия играет адаптационную и жизнеутверждающую роль для личности, способствует формированию у человека гуманистических ценностей и идеалов, утверждает у него позитивный смысл и цель жизни. При этом философия играет функцию интеллектуальной терапии, которая состоит в том, чтобы помогать человеку справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком самой жизнью.

Задание №4: составить таблицу: «Основные разделы философии и их проблемное содержание».

 

  Раздел философии

Содержание раздела

1.      

Библиографический список

Основной

1. Лавриненко, В.П. Философия: учебник для бакалавров / В.П. Лавриненко. - М. : Юрайт, 2014.

2. Пастушкова, О.В. Конспект лекций по философии: Учеб. пособие [Электронный ресурс]. - Воронеж : ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный технический университет", 2014.

3. Философия. Историко-философское введение. Ч.1 / Под ред. Л.Я. Курочкиной. – Воронеж, 2002.

4. Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. - Мн., 1998.

5. Мир философии: В 2 ч. – М., 1991. – Ч. 1.

Дополнительный

1. Бибихин, В.В. Язык философии / В.В. Бибихин. - М., 1993.

2. Голосовкер, Я.Э. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. – М., 1987.

3. Дильтей, В. Сущность философии / В. Дильтей. – М. : Интрада, 2001.

4. Жаров, С.Н. Миф как форма культуры / С.Н. Жаров // Культурология: Учебное пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М. : ЦЕНТР, 2003. – С. 106-115.

5. Каган, М.С. Философия как мировоззрение / М.С. Каган // Вопросы философии, 1997. - №9.

6. Мамардашвили, М. Как я понимаю философию / М. Мамардашвили. – М., 1992.

7. Мещерякова, Н.А. Человек философствующий… / Н.А. Мещерякова // Вестник Воронежского гос. технического ун-та. Серия «Гуманитарные науки» - Воронеж, 2002. – Вып. 9.1. – С. 95-99.

8. Никифоров, А.Л. Является ли философия наукой? / А.Л. Никифоров // Философские науки. – 1989. - № 12.

9. Ортега-и- Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет // Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. – М. : Наука, 1991. – С. 77-81, 104-108.

10. Померанц, Г. С. Великие религии мира / Г.С. Померанц, З.А. Миркина З. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. - 256 с.

11. Соловьев, В.С. Исторические дела философии / В.С. Соловьев // Вопр. философии. – 1998. - № 8. – С. 118-125.

12. Хайдеггер, М. Что это такое – философия? / М. Хайдеггер // Вопр. философии. - 1993. - № 8.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 199.