включает 9 основных блоков:
1. Общие сведения об учащемся
- Ф.И.О.
- Дата рождения
- Место учебы, с какого времени учится, класс (№ группы, курс)
- Домашний адрес, контактный телефон
- здоровье: патологии, хронические болезни, дефекты речи, слуха, зрения
2. Сведения о родителях и лицах их заменяющих учащегося, состав семьи
- Ф.И.О родителей или лиц их заменяющих
- Место работы родителей или лиц, их заменяющих, образование, профессия, телефон
- количество детей в семье
- другие родственники (бабушка, дедушка)
3. Жилищно-бытовые условия жизни учащегося
- С кем проживает
- жилищные условия (общежитие, съемная квартира, частный дом, отдельная квартира)
- условия проживания (есть ли своя комната, угол, место для отдыха, выполнения домашних заданий)
4. Характеристика отношений семьи учащегося
- образ жизни семьи (здоровый, выпивает, скандалит один (или оба) из родителей, у родителей частые запои, семейные скандалы, наличие судимости у родителей)
- Эмоциональные отношения родителей с детьми (взаимопонимание, поддержка, дружба, напряженные, холодность, отчужденность, равнодушие, конфликтные (насилие, побои)
- участие родителей в учебной деятельности ребенка (помощь, интерес к успехам, отношение к неудачам)
- как сами родители воспринимают своего ребенка, оценивают его достижения и неудачи
5. Учебная деятельность учащегося
- проявляет ли интерес к учебным предметам (ко всем в равной степени, выделяет отдельные предметы, нелюбимые предметы)
- особенности выполнения учебной деятельности (активность на уроке, старательность, готовность домашних заданий)
- развитие речи (словарный запас, владение устной и письменной речью, умение пересказывать, эрудированность, начитанность)
- По каким предметам наиболее существенны пробелы в знаниях? Причины?
- Испытывает ли трудности в учении, какие и как сам учащийся их объясняет
- Как часто пропускает? Количество пропусков по уважительной и без уважительной причинам, как часто опаздывает на уроки, нарушает ли правила поведения, характерные нарушения правил
- отношение к отметкам, к одобрению или замечанию педагога
- типичная реакция на неудачу (равнодушен, переживает, пытается исправить и т.п.)
- особенности поведения в школе (на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях, различных школьных ситуациях)
6. Общественная деятельность
- какие общественные обязанности выполняет, какие хотел бы иметь
- принимает ли участие в школьных и классных мероприятиях (уклоняется, активно участвует, пассивный исполнитель, организатор)
7. Взаимоотношения учащегося
- положение в классе (лидер, исполнитель, отверженный, пользуется вниманием, уважением)
- наличие друзей (преимущественно своего возраста, младше, старше, своего и противоположного пола)
- Стиль отношений со сверстниками (спокойный, агрессивный, заискивающий, проявляет жестокость к слабым, способен совершать негативные поступки «за компанию», под влиянием других, сопереживание, доброта)
Личность учащегося
- интересы (перечислить чем интересуется, его хобби)
- что и сколько читает
- где и как проводит свободное время
- какой религиозной веры придерживается, входит ли в какие-либо религиозные организации, секты
- чувство самоуважения (в какой мере оно развито, отвечает или нет реальным возможностям)
- самокритичность, самоанализ
- наиболее ярко выраженные черты характера (волевые качества)
Заключение
- основные направления работы с данным учащимся.
Заполнение характеристики требует определенного времени и не может быть регламентировано по срокам заполнения. Блоки, несущие объективную статистическую информацию заполняются сразу. Сбор информации по некоторым пунктам сопряжен с необходимостью ознакомиться непосредственно с семьей исследуемого, с его образом жизни. При составлении или заполнении социально-педагогической характеристики необходимо проявление всех профессиональных качеств социального педагога: способность к наблюдению, коммуникабельность, умение анализировать ситуацию и делать соответствующие выводы и т.д. Показатели социального развития подростка проявляются в процессе бесед как непосредственно с самим подростком, так и со всеми, кто составляет его социальное окружение. При наличии противоречивых оценок необходимо разобраться в существе этих противоречий, отражающих, в сущности, особенности взаимоотношений подростка с информирующими сторонами.
Нормативы времени на основные виды работы педагога-психолога (практического психолога) и социального педагога образовательных организаций
№ п/п | Наименование видов работ | Единица измерения объема работы | Нормативы времени (часов) |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 205.