Карта психолого-педагогического сопровождения класса (группы)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Дата Форма работы Тематика Примечание
       
       
       
       
       
       

 

Форма 8.

Протокол группового диагностического обследования

 

Дата

Название методики

Список класса (группы)

Примечание***

*                       **                                                                        

 

* - ФИ обучающихся или код

** - результаты каждого ребенка, выраженные в баллах

*** - например, отметить уровни развития определенных психических функций или выделить виды помощи для отдельных детей.

Протоколы индивидуального обследования заполняются в произвольной форме, могут храниться вместе с Индивидуальной карточкой психолого-педагогического сопровождения учащегося.

 

Рекомендации по организации системы работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей

Согласно Конституции Донецкой Народной Республики, Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, Концепции развития дополнительного образования детей, Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи, современное общество Донецкой Народной Республики ожидает отклик на новый социальный заказ: требуются высокообразованные, духовно богатые, инициативные граждане, способные адекватно относиться к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, готовые к пониманию себя, своего места в обществе, принятию ответственных решений в сложных ситуациях, прогнозированию возможных последствий совершаемых действий, открытые к взаимодействию, мобильные, сопричастные к судьбе Отечества.

Проблема воспитания детей и молодежи неизменно находится в центре внимания государства, так как воспитание является главным средством передачи подрастающему поколению социально-исторического опыта, культуры, духовно-нравственных традиций, накопленных каждым отдельным этносом и человечеством в целом.

Во многих образовательных организациях Донецкой Народной Республики разработаны и внедрены воспитательные системы, ориентированные на потребности обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей), учитывающие конкретные социально-педагогические условия.

Тем не менее сохраняются определённые проблемы в воспитании детей и учащейся молодежи. Основные из них – слабая заинтересованность семьи в сотрудничестве с образовательной организации и, в связи с этим, невозможность осуществления полноценной просветительской работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей).

Исходя из этого необходимо направить работу специалистов ПС на повышение заинтересованности со стороны семьи в сотрудничестве с образовательными организациями и на формирование психолого-педагогических компетентностей родителей.

Воспитание полноценного члена общества начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют важное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. И в подтверждение этому в Концепции развития  непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи подчёркивается ведущая роль семьи в вопросах воспитания, как планомерного воздействия на личность, направленного на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующего его активную жизненную и гражданскую позицию.

Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Согласно Закону Донецкой Народной Республики «Об образовании»  ст. 41. п. 1. «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами». Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

В соответствии со ст. 155 Семейного Кодекса осуществление родителями своих прав и выполнение обязанностей должно основываться на уважении к правам ребёнка и его человеческого достоинства. Родительские права не могут осуществляться вопреки интересам ребёнка. Отказ родителей от ребёнка является неправомерным, противоречит моральным основам общества. Уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей является основанием для возложения на них ответственности, установленной законом.

Согласно Закону Донецкой Народной Республики «Об образовании» ст. 41. п. 2. Республиканские органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям(законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В связи с вышеизложенным, возникает необходимость на базе каждой образовательной организации укрепить психолого-педагогическое взаимодействие образовательной организации с семьей.

Основная цель – содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей.

При этом важным является выработка единого взгляда семьи и образовательной организации на сущность процессов воспитания и образования. Подобный подход обеспечивает основу для создания оптимальных условий развития личности ребенка.

Система взаимодействия

образовательной организации и семьи включает ряд задач:

1. Привлечение родителей к активному участию в воспитательном и образовательном процессе и усиление социального партнерства семьи и школы.

2. Обеспечение единства воспитательного воздействия образовательных организаций и семьи.

3. Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания.

4. Знакомство родителей с основами психолого-педагогических и правовых знаний.

5. Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

Ожидаемый результат:

1. Система помощи родителям (законным представителям) в формировании нравственного образа жизни семьи.

2. Укрепление родительского института.

3. Налаживание тесного взаимодействия образовательных организации и семьи.

4. Усиление роли семьи в воспитании детей.

5. Повышение педагогической культуры родителей.

6. Формирование семейных ценностей.

Начать деятельность специалиста психологической службы рекомендуется с диагностической работы, позволяющей выявить психолого-педагогические и образовательные пробелы семьи, уровень их осведомлённости в области воспитания и обучения детей.

В связи с тем, что на привычных родительских собраниях приоритетным является решение классным руководителей организационных вопросов и ознакомление с успеваемостью и посещаемостью обучающихся, то важным видится дополнение подобных встреч психологической составляющей (освещением вопросов развития личности ребенка, повышение мотивации к обучению, усиление авторитета родителей и т.п.). Периодичность подобного взаимодействия образовательной организации и семьи определяется на усмотрение администрации образовательной организации, но рекомендуется не реже, чем один раз в квартал.

План работы составляется администрацией, педагогами и специалистами психологической службы образовательной организации совместно и с учётом запроса родителей и актуальных тем, требующих освещения/информирования.

Начальное звено. Центральными проблемами обучающихся начального звена являются их адаптация к новой образовательной среде, сохранение психологического здоровья детей и формирование у них навыков учебной деятельности.

Задачи специалиста психологической службы:

- дать представление родителям об особенностях физического и психологического развития детей 6-10 лет;

- познакомить родителей с методами, приемами и формами адаптации младших школьников к условиям школы;

- заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей,

- через родителей сформировать у обучающихся положительное отношение к школе, престижность её восприятия и уважительное отношение к педагогическому коллективу.

Среднее звено. Актуальность набирает тема понимания родителями ребёнка и принятия его взросления, уважительное отношение к нему как к личности, гордость за его достижения и самореализацию.

Родители, считают детей уже взрослыми и самоустраняются от воспитания. Но такой подход в ряде случаев способствует снижению успеваемости и нарушению дисциплины. Поэтому обучающиеся среднего звена по-прежнему нуждается во внимании со стороны родителей.

Задачи специалиста психологической службы:

- дать представление родителям об особенностях физического и психологического развития подростков 11-14 лет;

- познакомить с вопросами регуляции и саморегуляции эмоционального состояния;

- сформировать у родителей (законных представителей) мотивацию по ведению здорового образа жизни, как положительного примера для своих детей;

- осуществить профилактику отклоняющегося поведения у детей (причины девиации, отсутствие учебной мотивации);

- познакомить со стилями семейного воспитания;

- обучить навыкам конструктивного общения;

- предупредить проявление насилия и жестокого обращения по отношению к детям и подросткам.

Старшее звено. Центром обсуждения с родителями становятся проблемы, свойственные старшему школьному возрасту (детям 14-16 лет): профессиональная ориентация, социализация и самореализация старшеклассников, подготовка к семье и браку. Занятия на данном этапе включает изучение основ процесса личностного самоопределения подростка.

Задачи специалиста психологической службы:

- дать представление родителям (законным представителям) об индивидуальных возрастных особенностях подростков 14-16 лет;

- познакомить с основами правовых знаний;

- оказать помощь родителям (законным представителям) в профессиональной ориентации подростка;

- помочь родителям сформировать у детей идеалы, нравственные ценности и гражданскую идентичность;

- обучить родителей навыкам успешной социализации подростка и его адаптация к жизни в обществе;

- разъяснить родителям принципы формирования у подростков представлений о гармоничной семье и браке.

При этом обязательно учитывать ряд принципов:

Ø развитие ответственности за собственные поступки;

Ø индивидуальный подход к обучению и воспитанию;

Ø уважение к личности ребенка, его право на самоопределение;

Ø принцип диалогичности: открытое, обоюдное, доверительное общение, умение слышать и слушать друг друга.

Специалистам ПС совместно с классными руководителями по согласованию с администрацией образовательных организаций рекомендуется разработать цикл занятий или программу по организации системы работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей и наладить работу в данном направлении.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 185.