Рынки с несовершенной конкуренцией.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Всякое ограничение свободы конкуренции, будь то ограничение числа участников рынка, наличие продавцов или покупателей со значительной долей на рынке, дифференциация товара или ограничение свободы входа/выхода на рынке ведет к тому, что конкуренция на рынке становится несовершенной.

Если на рынке существует дифференциация товара, но при этом остается большое количество производителей, то говорят о монополистической конкуренции. Такая ситуация возникает практически на каждом рынке в современных условиях.

Степень конкуренции на рынке с монополистической конкуренцией зависит от двух показателей: во-первых, на эту возможность влияет степень дифференциации товара (ели товары разных производителей отличаются слабо, то мы находимся в состоянии близком к совершенной конкуренции; если сильно – то к монополии); во-вторых, на степень конкуренции влияет число участников рынка.

В принципе, для экономической теории монополистическая конкуренция мало отличается от монополии (о которой речь пойдет ниже), основное отличие заключается в том, что спрос на товар отдельного производителя в условиях монополистической конкуренции резко реагирует на изменение цены производителем, гораздо резче, чем в случае монополии на тот же товар. (Другими словами, при монополистической конкуренции спрос гораздо эластичнее.) В остальном же теория монополии вполне приложима к монополистической конкуренции.

Если продукт у всех производителей одинаков, то при ограничении числа продавцов или покупателей может возникнуть несколько форм несовершенной конкуренции, которые можно свести в следующую таблицу:

Продавцов

Покупателей

Много Несколько Один
Много Совершенная конкуренция Олигопсония Монопсония
Несколько Олигополия Билатеральная Олигополия Ограниченная Монопсония
Один Монополия Ограниченная Монополия Билатеральная Монополия

 

Чистыми эти формы будут только при недифференцированном товаре, наличии полной информации и т.д. Как правило, при анализе типов несовершенной конкуренции ограничиваются двумя ее чистыми формами: монополией и олигополией

Минимизация издержек

Каждая фирма стремится минимизировать свои издержки производства, действуя по правилу:на каждую единицу дополнительных денежных затрат, издержек на применяемые ресурсы и факторы - одинаковый предельный продукт. Издержки производства на выпуск данного объема продукции будут минимальными, если предельный продукт и издержки на его выпуск одинаковы. Правило наименьших издержек можно представить в следующем виде: МР(a)/Р(a)=М(b)/Р(b) где МР a - предельный продукт фактора А; МР b- предельный продукт фактора В; Р a цена фактора А; Р b - цена фактора В. Очевидно, что если МР a / Р a > М b/ Р b целесообразно осуществить перелив издержек, сокращая их на фактор А и соответственно увеличивая на фактор В, так как его предельный продукт выше. За счет такого перелива издержек производства может быть достигнута минимизация издержек на данный объем выпуска продукции.

Как скажется подобный перелив издержек на рынках факторов производства, их ценообразовании? Ответ очевиден: спрос и высокие цены на факторы производства побуждают к осуществлению замещения. В результате дорогостоящие ресурсы и факторы производства "вытесняются" альтернативными, но относительно дешевыми. На рынках факторов производства происходит своеобразный перелив спроса от дорогостоящих к более дешевым в цене факторам производства.

Ценообразование на факторы производства стимулирует процессы их замещения в производстве. Процессы замещения стабилизируют рынок каждого данного фактора при достижении равновесия между его ценой и ценой получаемого от его использования предельного продукта. Следовательно, замещение факторов и ресурсов в самом производстве вызывает изменение их рыночных цен. Вытесняемые из производства факторы снижаются в цене из-за сокращения спроса на них, а на замечающие их факторы спрос и цена вновь могут возрасти.

Колебания спроса и цен на рынках факторов производства продолжаются постоянно. Главным импульсом подобных колебаний служит политика фирм относительно объемов своего выпуска продукции при минимальных издержках и максимальной прибыли.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 240.