Эластичность предложения по цене - показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. Она рассчитывается по формуле:
Es = (процентное изменение объема предложения)/(процентное изменение цены)
Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что эластичность предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет "восходящий" характер. Поэтому необходимости в условном изменении знака эластичности предложения нет. Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск.
Основным фактором эластичности предложения является время, поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара.
Выделяют три временных периода:
· текущий период - период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен;
· короткий период - период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен;
· долгий период - период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.
Различают следующие формы эластичности предложения:
· эластичное предложение - величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, когда эластичность больше единицы (Es > 1). Эта форма эластичности предложения характерна для долгого периода;
· неэластичное предложение - величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, когда эластичность меньше единицы (Es < 1). Эта форма эластичности предложения присуща короткому периоду;
· абсолютно (совершенно) эластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Es = ~). Эта форма эластичности предложения свойственна долгому периоду, а кривая предложения строго горизонтальна;
· абсолютно неэластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), т. е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна.
Эластичное и неэластичное предложение по цене иллюстрируются на рис. 17.1.
Понятие "эластичное предложение" применимо к таким переменным, как ставка процента, уровень заработной платы, цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при производстве нужного блага.
Рис. 17.1. Эластичность предложения по цене: а) эластичное предложение; б) неэластичное предложение
Следует заметить, что для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна, ибо повышение цены на сырье приводит к увеличению издержек фирмы, что при прочих равных условиях вызывает сокращение выпуска продукции.
Эластичность предложения зависит от многих факторов:
· возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения;
· специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным;
· фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, поскольку необходимо известное время на найм дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск), или сократить часть работников, произвести расчеты с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение малоэластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна;
· цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения;
· степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала.
Максимизация прибыли в долгосрочный период — необходимое условие стабильной и успешной работы фирмы, расширения бизнеса. Получение экономической чистой прибыли позволяет обновить и увеличить материально-техническую базу, поднять капиталоемкость предприятия, обеспечить рост доходов за счет увеличения объема сбыта.
В отличие от краткосрочного, долгосрочный период характеризуется тем, что изменения касаются как переменных, так и постоянных издержек предприятия. Неограниченные (условно ограниченные) временные сроки допускают изменение объема мощностей и расширение производства с одной стороны (МС), и увеличение объема выпускаемой продукции Q, с другой. В этом отношении предприятие имеет более широкое поле возможностей для гибкого реагирования на условия конкурентной среды.
Вместе с тем, при нулевой чистой прибыли, когда цена P равна объему удельных издержек, руководство стоит перед выбором: продолжать работать в высококонкурентной среде, закрывать предприятие или, напротив, предпринимать шаги по его расширению?
Дата: 2019-07-24, просмотров: 299.