Особенность получения прибыли в долгосрочный период
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенностью деятельности предприятия в долгосрочный период является то, что рыночная стоимость продукции со временем неизменно приближается к стоимости удельных издержек. Временной фактор играет здесь самую непосредственную роль. Увеличивая мощности и расширяя объемы выпуска продукта, в условиях чистой конкуренции фирма сигнализирует потенциальным конкурентам о перспективности рынка. Сама компания уже занимает стабильные позиции в профильном сегменте, реализуя продукцию по ценам, обеспечивающим положительную экономическую прибыль.

Однако пришедшие на рынок в отрасль с постоянными издержками конкуренты и расширение производственной базы старых компаний вызывают снижение средней рыночной стоимости продукта. Корректировка цен в сторону понижения приводит к выравниванию валового дохода до уровня совокупных издержек, что минимизирует чистую прибыль, вместе с тем оставляя стабильной прибыль бухгалтерскую. Собственно, это и позволяет большинству компаний продолжать свою деятельность в долгосрочной перспективе, не прибегая к диверсификации и другим изменениям, до очередного роста спроса, вызывающего волну повышения цен и обеспечивающего P> minAC, т.е. условия для максимизации прибыли.

Для отрасли с возрастающими издержками (к которым относится большинство производственных направлений) характерна иная ситуация: в силу высоких удельных издержек новые фирмы просто не пойдут на рынок, если цена окажется убыточной. Если же существующая рыночная цена обеспечивает стабильный спрос и превышает удельные средние издержки, приближаясь к предельным, компании имеют все шансы с выходом на рынок максимизировать получаемую экономическую прибыль. Однако последующее увеличение предложения также способно повлиять на выравнивание цен в сторону уменьшения до того момента, когда вырастет спрос или, напротив, разница от вычитания из цены удельных средних издержек не превысит критической точки. В последнем случае вполне вероятен уход фирмы с рынка.

В долгосрочном временном интервале все производственные ресурсы мобильны. Число фирм в отрасли может изменяться. Если экономическая прибыль в отрасли превышает экономическую прибыль в других отраслях, то в данную отрасль устремляются фирмы из других отраслей. Если же экономическая прибыль отрицательна, то фирмы покидают данную отрасль.

Совершенно конкурентная фирма в долгосрочном периоде функционирует только при условии, что цена не опускается ниже долгосрочных средних издержек. В случае, когда достигается равенство цены товара и минимально возможных в долгосрочном периоде издержек производства, достигается долгосрочное конкурентное равновесие.

Долгосрочная кривая предложения совершенно конкурентной фирмы представляет собой ту часть ее кривой долгосрочных предельных издержек, которая расположена выше минимально возможных долгосрочных средних издержек. Кривая рыночного предложения на долгосрочном временном интервале получается путем горизонтального суммирования кривых предложения фирм в отрасли.

Совершенная конкуренция отличается от других рыночных структур тем, что общество извлекаем максимальную полезность от использованных ресурсов и технологий. Не возможно улучшить положение одних субъектов без ухудшения положения других (оптимум по Парето).

Слабые стороны конкурентной рыночной модели состоят в следующем:

· отсутствуют мотивы равномерного распределения доходов;

· не учитываются внешние издержки;

· нет заинтересованности в производстве общественных благ;

· не обеспечивается ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

Краткосрочный и долговременный периоды не являются строго определенными интервалами, одинаковыми для всех отраслей. Последние различаются прежде всего по возможностям изменения производственных мощностей, а не по продолжительности. Например, в легкой промышленности эти изменения могут быть довольно быстро осуществлены (так, предприятие по пошиву одежды расширит свои производственные мощности за несколько дней, установив дополнительные столы для раскроя тканей и швейные машины). В тяжелой промышленности этот процесс требует значительно большего времени (например, для строительства нового нефтеперерабатывающего завода может понадобиться несколько лет).

Суть различия между периодами состоит в возможности изменения производственных мощностей. В рамках краткосрочного периода невозможно ввести в строй новые мощности, но возможно повысит степень их использования. В пределах долговременного периода можно расширить производственные мощности. Деление на два периода имеет большое значение при определении стратегии и тактики фирмы в максимизации прибыли.

Рыночная структура совершенной конкуренции имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими моделями рынка. К позитивным чертам можно отнести следующие.

1. Оптимальное ценообразование.Цена в условиях совершенной конкуренции устанавливается не в результате проявления рыночной власти отдельной фирмы или административного диктата. Только все фирмы, действуя независимо и одновременно, могут повлиять на рыночную цену. Равновесная цена устанавливается на уровне, определяемом предельной полезностью блага для потребителя и предельными издержками для производителя. Каждый товар будет потребляться до уровня, при котором предельная полезность уравнивается с рыночной ценой (MU = Р).При этом потребитель максимизирует полученную полезность. Предприниматель, руководствуясь принципом максимизации прибыли, будет производить продукцию до такого объема, при котором цена сравняется с предельными издержками (МС = Р). Если MU = Р и МС = Р, то MU = МС. Это означает, что одновременно соблюдаются интересы производителей и потребителей.

2. Производственная эффективность. Р= AСmin. Равенство цены и минимальных средних издержек показывает, что производство в условиях совершенной конкуренции организуется технологически наиболее эффективным способом. Конкуренция вынуждает фирмы минимизировать издержки (иначе они будут вытеснены с рынка) и устанавливать цену, соответствующую этим издержкам. Это, очевидно, весьма благоприятная ситуация для потребителей. К тому же, поскольку товары в конкурирующих отраслях гомогенны (однотипны), в них отсутствуют торговые и рекламные издержки, которые обычно включаются в издержки производства при определении цены продукта.

3. Оптимальное распределение ресурсов. Вспомним, что кривая спроса при совершенной конкуренции совпадает с кривой предельного дохода (D = MR), а кривая предложения - с кривой предельных издержек (S = МС). Поэтому условие равновесия конкурентной отрасли равносильно тождеству спроса и предложения на данный продукт (так как МС = MR, то S = D). Значит, фирмы и отрасли работают без излишков и дефицитов. Ресурсы вовлекаются в производство ровно в таком объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.

4. Способность к саморегулированию. Рыночный механизм совершенной конкуренции, как было рассмотрено выше, способен восстанавливать эффективность в использовании ресурсов, когда она нарушается динамическими изменениями в экономике. Свободный рынок автоматически приводит экономику в состояние оптимума, осуществляя регулировку путем переливов труда и капиталов из одного производства в другой. В результате не требуется государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, экономятся общественные издержки управления.

Монополистическая конкуренция и её отличительные признаки. Особенности поведения фирм, работающих в условиях монополистической конкуренции. Методы дифференциации продукта в условиях конкуренции. Преимущества и недостатки рекламы.

На рынке потребительских товаров и услуг хотя и существует множество продавцов, но они отличаются доступностью для покупателя, а также отличаются производимой ими продукцией. Вот такую ситуацию, когда между производителями существуют отличия, мы и будем рассматривать в этой главе.

Итак, монополистическая конкуренция – такой тип рынка, на котором 1) присутствует большое количество производителей; 2) производители продают сходный товар, но продукт каждого из производителей отличается от продукта других.

Заметим:

1. Если фирмы производят одинаковый товар, однако отличаются доступностью для потребителей, то они подпадают под определение данное выше.

2. Производимые фирмами товар могут иметь одинаковые потребительские свойства, но могут отличаться производственными показателями качества.

3. Производители могут реально выпускать одну и ту же продукцию, однако за счет рекламы, сервиса и дополнительных услуг, предоставляемых покупателю, производители делают свои товары различающимися для покупателей.

Примерами рынков монополистической конкуренции являются рынок услуг или розничной торговли, например многие потребители посещают ближайшую парикмахерскую к месту их жительства, как и ближайшую булочную; но общее число фирм на таких рынках огромно. Другим примером являются рынки большинства товаров длительного потребления, в частности бытовой техники. На этих рынках небольшое число производителей выпускает товары отличающиеся по своим характеристикам, причем дополнительные различия товаров создаются за счет проведения рекламных компаний и акцентировании внимания потребителей на отдельных отличительных чертах товаров.

Среди основных отличительных черт монополистической конкуренции мы можем выделить:

1. Большое число производителей на рынке. Каждый из производителей является монополистом в своей нише.

2. Дифференцированная продукция.

3. Потребители обладают информацией не только о ценах разных производителей, но и качествах производимого ими товара.

4. Производители также обладают информацией о ценах и объеме производства своих конкурентов, но мало используют эту информацию.

5.Вход на рынок и выход с рынка свободен для производителей.

6.На рынке могут присутствовать транзакционные издержки, затрудняющие потребителям доступ к продукции некоторых фирм и создающие географическую сегментацию рынка.

7.Поскольку каждый производитель является монополистом в своей нише, он может самостоятельно устанавливать цену на свой товар (в отличие от рынка совершенной конкуренции.)

8.Непосредственно конкурируют фирмы, находящиеся в наиболее близких рыночных нишах.

В краткосрочном периоде поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции во многом аналогично поведению монополии. Так как товар данной фирмы отличается от товаров фирм-конкурентов особыми качественными характеристиками, которые нравятся определенной категории покупателей и достаточное число потребителей готово заплатить более высокую цену, то фирма может поднять цену своего товара без падения продаж.

Как и монополия, фирма несколько недопроизводит продукцию и завышает на нее цену. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров.

В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля. Этот же процесс работает и в обратном направлении. Если бы спрос на рынке монополистической конкуренции снизился после достижения равновесия, то фирмы покинули бы рынок.

Характерной чертой монополистического рынка является сочетание ценовой и неценовой конкуренции. На этом рынке особенно велика роль неценовой конкуренции.

Неценовая конкуренция- действия фирм, направленные на привлечение покупателя повышением ценности товара для потребителя.

К методам неценовой конкуренции относятся

- улучшение кач-ва товара

- приспособление его к нуждам конкретной группы потребителей

- создание принципиально нового вида продукции

-совершенствование сервиса

-реклама

Фирмы весьма активно используют возможности усиления конкурентной способности своих товаров. Конечно, это увеличивает издержки, но фирмы идут на такое увеличение при условии, что увеличивающийся вследствие этого спрос на продукцию превысит расходы на рекламу и другие мероприятия связанные с повышением престижности товара. Таким образом, фирмы в условиях монополистической конкуренции для обеспечения максимальной прибыли должны использовать 3 важнейших фактора: цену, продукт и рекламно- пропагандистскую деятельность. Разная комбинация этих переменных может обеспечить равновеликую прибыль, поэтому фирмы на рынке всегда находятся в поиске вариантов наиболее удобной продажи товаров с целью максимизации прибыли.

Продвигать новые товары на рынке повышать спрос на них помогает реклама. Для фирмы реклама – это дополнительные издержки, которые необходимо приплюсовать к издержкам на производство и реализацию. Издержки на рекламу явл. Дискретными: добившись увеличения спроса на свой продукт при помощи рекламы, фирма может сократить издержки реализации, полагая, что спрос сохранится в достигнутом размере. Однако предсказать равновесный уровень рекламных расходов невозможно.

На рекламу существуют различные точки зрения.

Сторонники указывают на положительные стороны рекламы

· знакомит покупателей с новой продукцией

· стимулирует производство качественной продукции

· финансирует национальную систему связи

· способствует конкуренции между производителями

отрицательные стороны:

- может вызвать увеличение издержек, а следовательно, рост уровня цен в экономике

- в рез-те избытка рекламы потребитель перестает обращать внимание на всю рекламную информацию, в итоге объемы продаж могут снизится

Дата: 2019-07-24, просмотров: 250.