1. Необходимо обратить внимание на то, что в главе 19 УК РФ указаны не все преступления, посягающие на конституционные права и свободы. Составы таких преступлений содержатся и в других разделах и главах УК (например, гл. 16 «Преступления против жизни и здоровья»; гл. 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних»; гл. 21 «Преступления против собственности» и др.). При изучении данной главы необходимо обратить внимание на Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.), Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с посл. изм. и доп.), Федеральный закон от 26.11.96 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с посл. изм. и доп.), Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) и др.
В зависимости от сферы конституционного права или предоставленной свободы формируются непосредственные объекты преступления. По этому признаку традиционно выделяют преступления, посягающие:
а) на политические права и свободы;
б) на социально-экономические права и свободы;
в) на личные права и свободы человека и гражданина.
2. При рассмотрении второго вопроса о преступлениях, посягающих на политические права и свободы, важно обратить внимание на положения, которые содержатся в Федеральном законе от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.), Федеральном законе от 26.11.96 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с посл. изм. и доп.), Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.), Федеральном конституционном законе от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.).
При анализе диспозиции статьи 136, как и ст. 140 УК РФ, следует распространительно толковать употребляемое в данных нормах понятие “гражданин”, имея в виду, что потерпевшими от преступлений, предусмотренных указанными нормами, могут быть как граждане РФ, иностранные граждане так и лица, не имеющие гражданства.
Важно отметить, что в Конституции РФ провозглашено равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19). Нарушение конституционного принципа равенства признается преступлением, если оно сопряжено с дискриминацией. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ предусмотрен открытый перечень обстоятельств, по которым запрещается дискриминация. Под дискриминацией в ст. 136 УК РФ следует понимать нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Под это понятие не подпадает так называемая позитивная дискриминация, когда создаются привилегии и иммунитеты для некоторых категорий лиц. Дискриминационные деяния - это, например, незаконные ограничения на политическую деятельность иностранцев, ограничения доступа в места общественного пользования лиц определенной национальности, отказ в приеме на учебу или работу гомосексуалов по причине его сексуального предпочтения. Обязательным признаком является совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения.
Мотивы преступления могут быть разными. Для нарушения равенства характерны мотивы политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо мотивы ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
В ст. 141 УК РФ описывается преступное воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. Под избирательными правами следует понимать активное избирательное право, т.е. право избирать (голосовать), и пассивное избирательное право, т.е. право быть избранным на соответствующие должности или в соответствующие органы. Нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме имеет место не только в случае лишения гражданина возможности осуществить соответствующее право, но и при отступлениях от установленного законом порядка выборов и референдума. Воспрепятствованием свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме следует считать незаконный отказ в осуществлении прав избирать, выдвигаться и быть зарегистрированным в качестве кандидата на выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления, а также в праве выдвижения инициативы проведения референдума и непосредственного участия в голосовании на референдуме либо создание препятствий для осуществления соответствующих прав (например, склонение к снятию кандидатуры на выборах, создание преград на пути к месту голосования).
Указанное деяние охватывает и воспрепятствование осуществлению доверенными лицами своих полномочий.
Нарушением тайны голосования будет вмешательство в заполнение бюллетеня или опросного листа, неисполнение обязанности принять меры к специальному оборудованию мест для голосования, личное или с использованием технических средств наблюдение за голосованием избирателя или лица, участвующего в референдуме.
Воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума - это нарушение нормальной деятельности соответствующей комиссии, например воспрепятствование подсчету избирательных бюллетеней, установлению итогов голосования. Воспрепятствованием деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, следует признавать такие действия, которые совершены в отношении отдельного члена соответствующей комиссии, например создание препятствий при проверке подлинности предъявленных документов или вмешательство в его работу путем незаконных указаний, проявление неуважения и т.д.
Уголовно-наказуемо также вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения.
Статья 141¹ УК содержит два самостоятельных преступления: в ч. 1 установлена преступность незаконного предоставления финансовой поддержки, минуя избирательный фонд или фонд референдума, либо внесение пожертвования в эти фонды через подставных лиц, а в ч. 2 - использования такого рода материальной поддержки. В законе дан исчерпывающий перечень способов незаконного предоставления и использования финансовой поддержки. Обязательным ее признаком является крупный размер финансовой поддержки. В соответствии с примечанием к ст. 141¹ крупным следует признавать размер суммы денег, стоимости имущества или выгод имущественного характера, нижним пределом которого является 1/10 предельной суммы всех расходов средств соответствующего фонда, установленного законодательством о выборах и референдумах, но при этом составляет не менее 1 млн. руб.
При анализе положений ст. 142 УК, следует иметь в виду, что фальсификация избирательных документов, документов референдума - это разновидность воспрепятствования осуществлению избирательных прав, соединенного с обманом. Фальсификация избирательных документов и документов референдума означает подмену соответствующих документов, внесение в них заведомо ложных данных или удаление любыми способами и средствами из документов сведений, которые могут повлиять на итоги выборов или референдума.
Уголовно наказуема также подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Квалифицирующее значение имеют последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества или государства. При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния деяния на состояние правопорядка, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального или имущественного вреда и т.п.
Самостоятельным составом данного преступления является незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений.
Фальсификация итогов голосования, предусмотренная ст. 142¹ УК - это еще одна разновидность воспрепятствования осуществлению избирательных прав, соединенного с обманом. Она сопряжена с фальсификацией избирательных документов и документов референдума. Способы преступления описаны в законе исчерпывающим образом, поэтому при их установлении следует исходить из буквального толкования ст. 142¹ УК. Цель преступления - повлиять на итоги выборов или референдума.
Рассматривая состав воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК), следует обратиться к разъяснениям, которые содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (с посл. изм. и доп.). Законность профессиональной деятельности журналистов определяется в соответствии с Законом РФ от 27.12.91 N 2124-I "О средствах массовой информации" (с посл. изм. и доп.) и другими нормативными правовыми актами.
Для анализа состава преступления, предусмотренного ст. 149 (воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них) важное значение имеют конституционные положения, которые касаются права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, а также порядок проведения публичных мероприятий. В частности, ст. 31 Конституции предусматривает право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Государство предусматривает проведение лишь таких собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, которые имеют правомерный характер. Правомерность определяется в соответствии с критериями, данными в Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (с посл. изм. и доп.). К ним относятся: 1) законность, т.е. соблюдение положений Конституции РФ, указанного Федерального закона, иных законодательных актов РФ при определении целей и форм публичных мероприятий и их проведении; 2) добровольность участия и свобода волеизъявления их участников; 3) создание условий безопасности и поддержание правопорядка; 4) разрешение органов исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления на проведение публичного мероприятия.
3. Третий вопрос включает преступления, посягающие на социально-экономические права и свободы. Рассматривая состав нарушения требований охраны труда (ст. 143 УК РФ), следует обратить внимание на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1991 г. (с посл. изм. и доп.) "О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ". Нужно иметь в виду, что сохраняют силу разъяснения, данные в указанном постановлении, которые не противоречат новому законодательству.
По ст. 143 УК РФ наступает ответственность за нарушение требований охраны труда на любом предприятии, в учреждении и организации независимо от форм собственности. Принципы и требования охраны труда определены в Трудовом кодексе РФ и в иных нормативных правовых актах.
В ст. 143 УК РФ под требованиями охраны труда в понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Нарушение требований охраны труда заключается в бездействии, когда не исполнено установленное правило техники безопасности или иное требование охраны труда (допуск к работе без инструктажа и обучения безопасным приемам работы, отсутствие надзора за соблюдением правил, несоблюдение правил содержания рабочих мест и др.). Нарушение требований охраны труда совершается и путем действия, например, лицо с использованием служебного положения отдает распоряжение о несоблюдении или неполном соблюдении правил охраны труда, меняет содержание правила и т.д.
Кроме общей нормы о нарушении требований охраны труда, в УК РФ включены специальные нормы о нарушении требований охраны труда при ведении отдельных видов работ и на отдельных объектах. Если нарушение требований охраны труда было допущено на объектах атомной энергетики, при производстве горных, строительных или иных работ, на взрывоопасных объектах, то содеянное должно квалифицироваться соответственно по ст. 215, 216, 217 УК РФ.
В Трудовом кодексе РФ предусмотрены гарантии для беременных женщин и женщин, имеющих детей, при заключении (ст. 64) и расторжении (ст. 261) трудового договора. Одним из средств их обеспечения является норма, которая содержится в ст. 145 УК «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет». Рассматривая диспозицию ст. 145 УК РФ, необходимо ограничительно толковать употребляемое понятие “детей”, поскольку достаточно наличия одного ребенка. Мотивы отказа – факт беременности либо наличие малолетних детей. Субъектом может быть как должностное лицо, так и лицо, наделенное управленческими функциями в коммерческих и иных организациях.
При анализе нормы статьи 145¹ УК необходимо иметь в виду, что уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат свыше указанного в законе срока наступает только при наличии корыстной или иной личной заинтересованности.
Вопросы квалификации по ст. 145 и 145¹ отражены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.).
Нарушение авторских и смежных прав, ответственность за которое предусмотрена в ст. 146 УК РФ, - это посягательство на социально-культурные права (свободу творчества) и трудовые права человека, а также на предусмотренные гражданским законодательством имущественные, личные неимущественные и иные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (интеллектуальную собственность).
Устанавливая факт присвоения авторства или незаконного использования объектов авторских и смежных прав, следует иметь в виду, что на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия авторское право не распространяется, соответственно на них не распространяются и предусмотренные ст. 146 средства уголовно-правовой защиты (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака").
Законодательно зафиксированы способы нарушения изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК РФ), а именно: 1) незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца; 2) разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведения о них; 3) присвоение авторства; 4) принуждение к соавторству. Вопросы квалификации нашли отражение в постановлении ПВС от 26.04.2007 N 14.
4. Четвертый вопрос касается преступлений, посягающих на личные права и свободы человека и гражданина. При изучении состава нарушения неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ) следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.Вместе с тем осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе. Конституция РФ в ч. 1 ст. 23 устанавливает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Запрещается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).
Неприкосновенностью частной жизни признается состояние ее защищенности от постороннего незаконного вмешательства. При нарушении неприкосновенности частной жизни возможно причинение вреда дополнительным объектам: здоровью, чести, достоинству личности, собственности.
Необходимо обратить внимание на то, что предметом преступления являются сведения, которые относятся к частной жизни. Сведения о частной жизни - это сведения о личной и семейной жизни, а также сведения о личности мировоззренческого характера (отношение к религии, идеологические и политические убеждения и т.д.). Обязательной характеристикой предмета преступления является тайность сведений, относящихся к частной жизни, т.е. содержание которых человек по любым мотивам не хочет оглашать.
Если указанные сведения одновременно составляют государственную, налоговую, банковскую или коммерческую тайну либо являются данными предварительного расследования или сведениями о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса, в случае их собирания и (или) распространения применению подлежат специальные нормы (ст. 183, 275, 276, 283, 310, 311 УК РФ).
Частью 2 ст. 23 Конституции РФ гарантируется, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Хотя право на тайну сообщений - это отдельное проявление более общего права на неприкосновенность частной жизни, нормы, содержащиеся в ст. 137 и 138 УК РФ, нельзя соотнести как общую и специальную. Статья 138 предназначена для защиты частной жизни, непосредственно не связанной с личной и семейной тайной. Предметом этого преступления могут быть различные сведения, в т.ч. и не являющиеся тайными. В тех случаях, когда получение информации о частной жизни лица связано с нарушением тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, содеянное квалифицируется по совокупности ст. 137 и ст. 138 УК РФ.
Преступление образуют незаконные действия, направленные на ознакомление с информацией о частной жизни лица из переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений либо оглашение содержания ставшей доступной информации. Такие действия признаются незаконными, если у виновного нет полномочий на их совершение либо указанные полномочия есть, но они выполнены с нарушением специальных правил.
Законный порядок обыска, выемки, наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, контроля и записи переговоров, получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами предусмотрен в гл. 25 УПК РФ. Кроме того, специальные правила ограничения тайны сообщений установлены в положениях Федеральных законов: от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", от 03.04.95 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", "О почтовой связи", "О связи" и др.
Новшеством является ст. 138¹ УК, которая предусматривает ответственность за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Состав преступления образует одно из действий, указанных в диспозиции статьи: производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Под специальными понимаются технические средства, предназначенные, разработанные, приспособленные или запрограммированные для негласного получения информации (приборы, средства видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, компьютерная техника). Производство специальных технических средств означает действия, направленные на их серийное изготовление; сбыт - продажу, дарение, передачу в постоянное или временное использование другим лицам; приобретением - покупку, получение в обмен на другие товары и вещи, в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, принятие в дар, обмен, присвоение случайно найденного. Действия должны носить незаконный характер, то есть, совершены вопреки закону.
УК РФ содержит норму об ответственности за нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ). В соответствии со ст. 25 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность жилища от незаконных проникновений, со стороны как посторонних лиц, так и представителей государства. Отсутствие права собственности на жилище не исключает права на неприкосновенность жилища проживающего в нем лица. Под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.
Нарушение неприкосновенности жилища надлежит признавать основанием возникновения права на причинение вреда в состоянии необходимой обороны.
Объективную сторону составляют действия по тайному или открытому вторжению в жилище. Наблюдение за жилищем с использованием технических средств, если они заранее не были занесены в помещение, нельзя признавать проникновением в жилище. Если проникновение в жилище сопряжено с нарушением неприкосновенности частной жизни и (или) нарушением тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, такие действия должны квалифицироваться по ст. 139 и ст. 137, 138 УК РФ.
Объектом уголовно-правовой охраны является право на получение информации граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства. На охрану данного объекта направлена норма ст. 140 УК «Отказ в предоставлении гражданину информации».
Преступлением следует признавать только неправомерный отказ в предоставлении лицу информации, непосредственно касающейся его прав и свобод. Ограничения права на информацию имеют правомерный характер, если установлены в законодательном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обязательным признаком преступления является причинение вреда правам и законным интересам лица. На примере преступлений в виде злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что сам факт нарушения прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ, следует считать причинением вреда правам и законным интересам потерпевших (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").
Статья 148 УК РФ названа "Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий". В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Федеральный закон от 26.09.97 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", также гарантируя личное право на свободу совести и свободу вероисповедания, вместе с тем допускает ограничения этих прав в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 2 ст. 3).
Государство предусматривает правовую охрану деятельности лишь таких религиозных образований, которые не запрещены законом.
В ст. 148 УК РФ содержатся два основных состава: публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих (ч. 1); незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний (ч.3). Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, если совершены в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, квалифицируются по ч. 2 ст. 148 УК РФ. К религиозным обрядам относится, например: богослужение, крещение, венчание, причастие, исповедание, участие в молитве, отпевание, религиозное шествие, паломничество.
Воспрепятствование деятельности религиозных организаций, о котором говорится в ч. 3 рассматриваемой статьи, выражается в наложении запретов на эту деятельность, ликвидации религиозных организаций, изъятии или уничтожении их имущества, закрытии храмов или молельных домов, а также в создании иных препятствий для деятельности религиозных организаций. Оно является незаконным, если воспрепятствование осуществлялось в отношении зарегистрированной религиозной организации, действующей на основании и в соответствии с уставом, который отвечает требованиям гражданского законодательства РФ (не основанное на законе запрещение проведения какого-либо обряда, создание препятствий для посещения храма или молельного дома, запрещение проведения обряда в больницах, в местах лишения свободы, в связи с погребением умерших или их поминовением и др.).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 206.