История подобно мосту связывает поколения людей для получения определённых знаний и опыта исследования прошлого. Этот опыт для приобретения информации об исторических событиях, фактах и явлениях можно получить, если последовательно ответить на ряд вопросов, раскрывающих причины, характер, суть и результаты исторического события. Объединенные вместе, они составляют памятку «Как исследовать исторические события и явления», которая поможет вам в работе.
Ø Памятка «Как исследовать исторические события и явления» Чтобы всесторонне охарактеризовать историческое событие или явление, последовательно отвечайте на вопросы: |
- Что произошло? - Где и когда происходили эти факты, события, явления или процессы? - Как они проходили? - Какие исторические обстоятельства влияли на события и явления? - Какие события прошли накануне изучаемых? - Каковы причины этих событий? - Какое развитие они получили в дальнейшем? - Кто, принимал участие в этих событиях?; - Какую роль сыграли в изучаемых событиях исторические личности и чьи интересы они выражали? - Каковы последствия этих событий? - Какой след оставили они в истории региона, страны или мира? - Случайным или закономерным был именно такой ход событий, и имели ли они последствия? - Как бы Вы повели себя в тех условиях? |
Количество вопросов можно расширять. На некоторые из них ответ можно дать сразу, другие же требуют длительных исследований, сбора документов, работы с историческими источниками, изучение похожих событий и явлений в других странах или в другие времена. Но, так или иначе, найденные ответы смогут вам глубже понять и основательнее охарактеризовать событие или явление, которое нужно изучить.
Ø Практическая работа Прочитайте текст и, последовательно ответив на вопросы памятка «Как исследовать исторические события и явления», как можно детальнее охарактеризуйте историческое событие. |
Битва на Калке Донецкая земля богата историческими событиями. Одно из них - первая битва русских воинов с татаро-монголами в мае 1223 года. В 1223 году 30-тысячное монгольское войско, покорив Среднюю Азию, вступили в войну с половцами. Половцы не могли сопротивляться такой силе, а потому хан их – Котян, тесть галицкого князя Мстислава Мстиславича пришел с поклоном к зятю и ко всем князьям русским просить их помощи в борьбе с монголами. Князья согласились объединиться с половцами, чтобы совместно противостоять врагу, и три группы русских войск во главе с князьями Мстиславом Романовичем, Мстиславом Святославовичем и Мстиславом Мстиславовичем отправляются в поход против монголов. 31 мая 1223 г. русско-половецкая армия вышла на реку Калка, где их встретила монгольская стража. Первым в бой ринулся галицкий князь. Он быстро одолел реку, но по ней на русско-половецкую рать ждало хорошо подготовленное монголо-татарское войско. В это время основные полки князя киевского оставались в стороне, заняв крепости на горе вблизи реки. В результате основные русско-половецкие силы были разбиты, хотя киевским отрядам и удалось продержаться еще три дня. Эта битва стала для Киевской Руси настоящей катастрофой. Потери русских в этой битве были очень велики, шесть князей были убиты, из воинов домой вернулась только десятая часть. |
Ø Задания для самоконтроля
Творческое задание (игра).
Объединившись в малые группы за 3 минуты назовите и запишите на листке бумаги как можно больше известных вам исторических фактов, событий, явлений.
Ø Рекомендуем почитать
1. Про А. Двенадцать уроков по истории. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. – 336 с.
С чего все начиналось… Донбасс в древности
Шатры белеют за рекой,
Щиты, как зарево блистают; В полях наездники мелькают, Вдали подъемля черный прах; Идут походные телеги,
Костры пылают на холмах. Беда: восстали печенеги!
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
? | 1. Хазарский каганат. Памятники времен Хазарского каганата и Великой Болгарии. 2. Печенеги на территории Донетчины. 3. Топонимы и гидронимы Донбасса, связанные с торками. |
Ø На этом уроке вы научитесь
1) находить на карте территории расселения хазар, печенегов, торков;
2) рассказывать о событиях, связанных с появлением указанных кочевых племен на территории нашего края;
3) определять хронологическую последовательность заселения края хазарами, печенегами, торками;
4)
Печенежские воины | Атака хазар |
· Что изображено на этих снимках?
· Как представленные изображения соотносятся с нашим краем?
· Опираясь на имеющиеся у вас знания, попытайтесь вспомнить, какие кочевники в древности перемещались по территории Донбасса?
Дата: 2019-07-24, просмотров: 447.