Как изучать историю с помощью репродукций картин.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Как произведения изобразительного искусства помогают воссоздавать прошлое?

Среди ценных исторических материалов, которые помогают ученым в реконструкции прошлого, особое место принадлежит визуальным (изобразительным) источникам (картина, скульптура, фотография, карикатура, плакат, реклама, кинофильмы и др.). Изображения являются наиболее доступным средством сохранения и передачи исторической информации. Поэтому, это не просто иллюстрации, а важные исторические источники, помогающие получить новые знания о прошлом.

 

Ø Исторический словарь Визуальные источники – это исторические источники, которые содержат информацию о прошлом на основе зрительных образов.

Кисть художника, объектив фотографа или оператора схватывают такие детали и жизненные ситуации, которые не могут передать другие виды источников. Благодаря этому визуальные носители информации дают возможность «взглянуть» на прошлое глазами современника.

Так, они доносят до нашего видения такие детали прошлого, как особенности домашнего быта, досуга, моды, поведение людей, их взаимоотношения, взгляды на жизнь, внешний вид, жесты, выражения лиц и т.д. Без них невозможно представить жизнь города или деревни – их внешний облик, строения, магазины, транспорт, улицы, площади, парки и т.д. Поэтому визуальные источники являются незаменимыми для историков.

Самый распространенный вид визуальных источников – это картины мастеров живописи. Они изображают исторические события, различные жизненные ситуации. То, что изображено на картине называют сюжетом. Его создает сам художник, на основе своих представлений о событии.

Художник не всегда является свидетелем исторических событий. Поэтому, прежде чем создать картину, ему приходится долго изучать время, которое будет изображено: находить необходимые документы, свидетельства современников, работать в архивах, знакомиться с предметами, хранящимися в музеях. Ни один художник, пишущий картины на исторические темы не может обойтись без помощи исторической науки. Чем лучше он знает эпоху, тем правдивее она будет изображена на холсте.

 

Ø Это интересно В Европе первые изображения исторических событий появились в живописи эпохи Возрождения, когда активно изучалась античная культура. В это время Рафаэль создал фреску «Афинская школа», в которой на фоне архитектурных сооружений представил спор древнегреческих философов Платона и Сократа.

В России историческая картина появилась во второй половине XVIII в. и сразу же заняла ведущее место в живописи. Основоположником исторического жанра был А.П.Лосенко. Его картина «Владимир и Рогнеда» (1770 г.) изображала сюжет из древнерусской истории.

Помимо событий военной истории, многие художники изображают на своих полотнах сцены повседневной жизни. Они дают нам представления об отношениях между людьми, а также об их обычаях, занятиях, быте, одежде в определенный исторический период.

Одним из важнейших визуальных исторических источников является портрет – внешне сходное изображение какого-либо человека или группы людей, с целью

представить его окружающим. По портретным изображениям мы можем судить о характере, внутреннем мире, жизненных ценностях людей, их предпочтениях, домашнем обиходе, моде, особенностях развития общества в конкретную историческую эпоху.

· Рассмотрите картину А.Рябушкина.

· Что мы можем узнать о быте, интерьере домов, моде в 17 веке?

· Какими были представления о женской красоте в русском обществе того времени?

·

 

Какие исторические  источники            изучал художник при создании этого портрета?


· Почему работы Н.Касаткина являются важными источниками в изучении истории угольного Донбасса? Какие сведения о труде шахтеров передают нам картины? Как вы считаете, почему с конца ХІХ века русские художники стали проявлять интерес к шахтерской тематике?

Ø Это интересно В дни матчей на «Донбасс-Арене» во время футбольного чемпионата «Евро-2012», знаменитая донецкая художница Татьяна Пономаренко-Левераш представила серию своих картин «Юзовка. Будущее начинается в прошлом». Они изображают Донецк (бывшая Юзовка) в первые десятилетия его существования. На каждой картине – какой-то момент из жизни жителей будущего города, а также его исторические места – Спасо-Преображенский собор, Базарная площадь, Городская управа, Первая трамвайная линия, женская гимназия, старый банк, шахтный поселок, а также единственный в мире Театр солей. Создавая свои работы, автор более двух лет провела в архивах и запасниках Донецкого краеведческого музея, где изучала старинные фотографии, а также беседовала со старожилами Донецка, которые помнят его прежний облик.

 

Женская гимназия Театр солей
Базарная площадь Скачки

· Рассмотрите картины Т.Пономаренко-Левераш из коллекции «Юзовка» (2012 г.).

· Какую информацию о внешнем виде Юзовки конца 19 века дают нам представленные изображения? О каких особенностях повседневной жизни местного населения вы узнали?

· В чем заключается уникальность визуальных исторических источников?


· Почему картины являются важным источником информации о прошлом?

· Сравните репродукции картин А.Рябушкина и Т.Пономаренко-Левераш. Сосчитайте, сколько веков отделяет изображенных на них людей? Как изменились мода и внешний вид наших предков за это время?






Дата: 2019-07-24, просмотров: 478.