Что изучает этнография. Традиции и обряды Донецкого края
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· На какие важные для историка вопросы о прошлом помогает ответить этнография?

Издавна, собирая исторические источники иллюстрирующие то или иное историческое событие, произошедшее на территории родного края, ученые записывали песни, сказания, пословицы, поговорки, изучали обряды, обычаи, верования различных народов, населявших его. Большой интерес для исследователей представляли также предметы быта, костюмы, орудия труда, украшения. Всё это помогало составить им целостную картину прошлого.


Изучением бытовых и культурных особенности народов, их происхождения, расселения, традиций, обрядов и быта занимается одна из главных и очень важных помощниц истории - этнография.

Ø Исторический словарь Этнография (от греческих слов «этнос» - народ и «графо» - пишу) — это наука, изучающая особенности быта, нравов, культуры различных народов в прошлом и настоящем.

Среди этнографических источников, помогающих ответить на вопросы:

«какие народы живут на территории Донецкого края?», «Каково их происхождение?», «Когда, и в связи с чем, они попали на территорию Донбасса?», «На каких языках они говорят?», «Какие жилища строят?» и т.д., есть вещественные - реальные предметы (одежда, пища, утварь); письменные (исследования и описания ученых, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты); изобразительные - картины, фотографии, наскальная живопись; устные (легенды, сказки, поговорки).

Коллекции этнографические источников можно увидеть в

этнографических музеях.

Ø Исторический словарь Этнографический музей – научное учреждение, осуществляющее сбор, хранение и изучение экспонатов, культуру, быт, одежду, обряды и традиции различных народов.
Ø Это интересно Один из самых интересных музеев нашего края - Музей народной архитектуры, быта и детского творчества расположен в селе Прелестное Славянского района. Комплекс под открытым небом состоит из сельского двора XIX века — ветряной мельницы, дома, амбара, кузницы, колодца, ульев. Самым примечательным из зданий музея является деревянный, белёный дом с крышей покрытой камышом — типичное крестьянское жильё Слобожанщины XІX — начала XX века. Центральное место в хате занимает печь. По традиции, если в хате была девушка на выданье, то печь была разрисованная. Заходит парень в хату видит - печь разрисованная, значит можно сюда сватов засылать.
Экспозиция мариупольского музея народного быта и этнографии отражает картину населения территории города и его окрестностей греками, русскими, украинцами, немцами, евреями, болгарами и других народами, воссоздавая картины их жизни, культуры и быта.

Этнографические музеи представляют собою особую категорию музеев. При посещении таких музеев каждый посетитель имеет возможность приобщиться к традициям представленного времени, почувствовав себя мельником, кузнецом или крестьянином.


                    

 

Музей этнографии в Петербурге Этнографическая экспозиция Донецкого краеведческого музея
  Музей под открытым небом с. Прелесное   Экспозиция мариупольского музея

· О каких сторонах жизни народов, населяющих Донбасс, может рассказать наука этнография?

· Объединившись в пять групп, с помощью учебника и дополнительных материалов, собранных во время экскурсии в краеведческий музей и интернет источников, составьте дома виртуальную этнографическую экспозицию, посвященную жизни и быту народов, населяющих наш край: русских (1-я группа); украинцев (2-я группа); греков (3-я группа); немцев (4-я группа); других народов (5-я группа).

Ø Это интересно Донецкий край имеет целый ряд своих неповторимых традиций, передающихся из поколения в поколение. Так, звуковой сигнал гудка Юзовского (теперь Донецкого) металлургического завода, подаваемый несколько раз в сутки: утром — в 5 и 6 часов, вечером — в 17 и 18 часов стал для дончан ориентиром во времени. Первоначально продолжительность гудка была около 5 минут, а сейчас время его звучания сократили до 30 секунд. Такой заметный и привычный для жителей города звук уже является неотъемлемой частью их жизни.

· А какие приметы, обряды и традиции родного края знаете Вы?


2. Фольклорные сокровища Донбасса: легенды, шахтёрские были и сказы

· Какие исторические знания можно получить из произведений народного фольклора?

Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм творчества народа с такой силой и так не проявляется его ум, так не отображается его история, общественный строй и быт, мировоззрение, как в устном народном творчестве или народном фольклоре.

Ø Исторический словарь Фольклор (в переводе с английского — «народная мудрость») — народное творчество, отражающее жизнь, идеалы и принципы народа.

Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы является его устный способ передачи информации. К фольклорным произведениям относят, легенды, предания, сказки, песни, частушки, были, анекдоты и т.д.

«Было время да прошло, а слова остались….», - гласит народная мудрость. И лучше не скажешь. Да прошли века, а след жизни поколений запечатлелся и продолжается в Слове.

Откликались словом творцы фольклора и на исторические события. Так, замечательными памятниками истории были былины, посвященные легендарным защитникам родной земли – богатырям, самыми известными из которых считают Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.

Ø Это интересно В былинах и легендах Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались, потому что жили в разное время: Добрыня Никитич - в Х веке, Алёша Попович – в ХІІІ веке, а Илья Муромец – в ХІІ веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.
Богатыри (Три богатыря). Картина В. Васнецова (1881-1889) Скульптура Доброго Шубина в парке кованных фигур г. Донецка

Одной из разновидностей народного фольклора являются легенды - письменные предания о каких-нибудь исторических событиях или личностях. Так, легендарной личностью на Донбассе является «хозяин шахты» и покровитель шахтёров Шубин, а, посвященная ему «Легенда о добром Шубине», пожалуй, одна из самых популярных в крае. Существует несколько вариантов этой легенды, но, пожалуй, самая популярная гласит, что живет в глубине донбасских шахт дух, шахтеры зовут его Шубин. Когда-то он и сам был шахтером. При взрыве газа метана в забое погибла вся бригада, в живых остался только Шубин. От горя или от бессилия перед страшной бедой, люди обвинили в случившемся. Парень не смог выдержать оскорблений и спрятался в забое. Больше его никто не видел.

Но с тех пор и до сегодня Добрый Шубин до сих пор помогает шахтерам предупреждая их об обвалах и возможных авариях.

Это знает каждый шахтер. И чтобы не обидеть Шубина делятся с ним своим шахтерским «тормозком» и всегда говорят уважительно.

Ученые этнографы изучают множество таких легенд. Конечно, не все в них правда, поэтому задача этнографа отделить правду от вымысла, и составить истинную картину событий.

Среди других видов фольклора на Донбассе популярны были, сказки и совсем короткие фразы, отражающие какое-либо явление жизни – поговорки и пословицы, значительная часть которых посвящена шахтерам и шахтерскому труду. Каждый из вас, наверняка слышал пословицы: «Шахтер в землю спускается, с белым светом прощается», «Шахтеру слава, когда много угля дает лава», «Уголек – что золото: и блестит, и ценится» и другие.

Так сложилось исторически, что Донбассу была уготовлена судьба края, который собирал разноязычные народы с самобытными этническими корнями, религиями, культурой. Их взаимопроникновение и обогащение выковало тот особый характер, который зовется донецким.

· Какие еще легенды Донбасса вам известны?

· Вспомните и запишите в тетрадь как можно больше пословиц и поговорок о шахтерском труде.





История в песне

· Какие исторические  события, факты и характерные            особенности отображены в самых популярных песнях Донецкого края?

Своеобразной копилкой народной памяти являются сохранившиеся доныне думы и песни. Именно они веселые и печальные нередко фантастические передают уникальность нашего народа.

Исторические песни, как и былины, изображают события, которые сохранились в памяти народа. При этом, если сюжет былин часто носит сказочный характер, то героями исторических песен чаще всего являются реально существующие герои.

У каждой песни есть отдельная история. В песнях народов Донбасса сочиненных в разные времена разными творцами, поется о праздниках и бедствиях, победах и поражениях. В них историки находят упоминания об


исторических событиях и выдающихся деятелях, об отношении к                    ним современников, характерных приметах края, в котором мы живем.

Одной из популярных песен о Донбассе, практически его гимном, является написанная в 1939 году Борисом Ласкиным и композитором Никитой Богословским песня «Спят курганы темные» - лирический рассказ о формировании рабочего человека, о жаркой работе и хороших трудовых делах. И, хотя у песни есть авторы, жители Донбасса давно считают её народной.

Спят курганы тёмные солнцем опалённые И туманы белые ходят чередой

Через рощи шумные и поля зелёные Вышел в степь донецкую парень молодой

Там на шахте угольной паренька приметили Руку дружбы подали повели с собой

Девушки пригожие тихой песней встретили И в забой направился парень молодой

Дни работы жаркие на бои похожие

В жизни парня сделали поворот крутой На работу жаркую, на дела хорошие Вышел в степь донецкую парень молодой.

Еще одна из самых популярных песен Донбасса – Песня про молодого коногона. В ней рабочий люд в песенной форме рассказывал о тяжелых условиях подземного труда, приводящих к многочисленным смертям шахтеров.

Гудки тревожно загудели, Народ бежит густой толпой, А молодого коногона

Несут с разбитой головой.

— Прощай, Маруся, ламповая, И ты, братишка стволовой.

Тебя я больше не увижу, Лежу с разбитой головой.

— Ах, то был ярый коногонщик, Я ухажерочка твоя,

Тебя убило здесь на шахте, А я осталася одна…

Песня о коногоне была такой популярной в народе, что во время Великой Отечественной войны её переделали на песню о танкистах.


Ø Задания для самоконтроля



Дата: 2019-07-24, просмотров: 483.