Классный руководитель в воспитательной системе школы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Институт классного руководства имеет свою историю: от классного наставника и классных дам в дореволюционных учебных заведениях до введения в 1934 г. должности классного руководителя и возможности введения должности тьютора на современном этапе развития воспитательной системы школы в качестве помощника классного руководителя, который будет работать как с отдельными группами детей, так и индивидуально, оказывая необходимую помощь, социальную защиту и поддержку наиболее нуждающимся.

В общеобразовательной школе Российской Федерации классным руководителем является педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы (Российская педагогическая энциклопедия). Деятельность и содержание работы классного руководителя определяются законом «Об образовании» Российской Федерации, Уставом средней общеобразовательной школы, Приказом № 21 Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении методических рекомендаций на осуществление функций классного руководителя» (2006 г.) и др. С 1989 г. в ряде областей РФ проводился эксперимент по программе «Освобожденный классный руководитель (воспитатель)».

В основу программ положены принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, направленные на обоснование содержания и структуры воспитания на основе современных достижений науки и уже сложившихся отечественных традиций. Основные государственные документы устанавливают принцип гуманистического сотрудничества и открытости школы, повышают, прежде всего, ответственность родителей и учителей за воспитание детей и юношества и повышают социальный статус воспитания в системе образования российского общества в целом.

«Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010) определяет более высокие требования к подготовке и роли учителя нового поколения, умеющего грамотно и профессионально действовать в иной школьной инфраструктуре с учетом тех изменений, которые происходят в современном мире и российском обществе. Центральное место в квалификационных требованиях отводится педагогическим компетенциям, основанным на современных инновационных технологиях, новой модели аттестации педагогических и руководящих работников.

Школа должна усилить свой воспитательный потенциал как центры досуга, которые будут открыты и в выходные дни. В рамках национальной инициативы современная школа должны быть более тесно связана с семьей, создавая условия для дополнительного образования, спорта и творческого развития детей и взрослых, привлекая к действительному управлению воспитательной системой родителей. Особая роль в такой работе отводится классному руководителю.

В эпоху быстрой смены технологий речь идет о формировании новой системы непрерывного образования, что требует формирования у учащихся творческих компетенций и готовности к переобучению, изучению тех способов и технологий, которые пригодятся им в будущем; способности к профессиональной готовности, выбора профиля обучения, возможности обновлять свой профессиональный путь в будущем.

Классный руководитель в своей деятельности должен полагаться на реализацию следующих принципов: гуманистической направленности, принцип природосообразности, культуросообразности, эффективности социального взаимодействия, ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции, педагогической поддержки. Особую роль играет классный руководитель в обеспечении индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, профилактике различных асоциальных явлений, создании условий для полноценного включения каждой личности в образовательное пространство, успешной социализации и реабилитации детей, находящихся в особо сложных условиях.

Основными профессиональными функциями классного руководителя как воспитателя класса в общей воспитательной системе школы являются следующие:

      1) диагностическая, которая предполагает систематическое изучение и анализ индивидуальных особенностей детей и условий их семейного воспитания, мониторинг эффективности педагогического процесса в классе;

      2) воспитательная, включающая всю многообразную работу, направленную на воспитание гуманистических отношений в классе, развитие каждого ребенка и класса в целом как воспитательного коллектива;

       3) координирующая – важнейшая специфическая функция классного руководителя, заключающаяся в координации всех воспитательных воздействий социума, в установлении единства педагогического влияния школы как воспитательной системы, семьи, общественности в воспитании детей;

      4) коммуникативная, заключающаяся в целенаправленном формировании позитивных отношений между субъектами воспитательного процесса;

        5) функция социальной защиты ребенка, которая стала особенно актуальной в условиях современного социально-экономического кризиса, кризиса института семьи.

В.А. Сластенин и др. в соответствии с концепцией управления, разработанной Р.Х. Шакуровым, выделяют три уровня функций. Первый уровень – педагогические и социально-гуманитарные функции – направлены на создание условий социального развития учащихся, помощь ребенку в решении его личностных проблем и подготовке к самостоятельной жизни. Второй уровень функций – социально-психологический – прежде всего, организаторская функция: поддержка положительной детской инициативы, помощь в самоорганизации разнообразной деятельности детей; функция сплочения коллектива, выступающая как способ достижения поставленных перед классом целей. Третий уровень – управленческие функции: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

В соответствии с этими функциями определим следующие основные направления деятельности классного руководителя:

– организация учебной и внеурочной работы детей (организация жизнедеятельности классного коллектива, планирование и осуществление воспитательного процесса, работа с активом класса);

– изучение каждой личности и классного коллектива в целом, коррекция воспитательного процесса (классный руководитель диагностирует способности, интересы и потребности воспитанников);

– развитие детского самоуправления и сплочение детского коллектива;

– мониторинг и обобщение воспитательных результатов своей деятельности;

– обеспечение социальной защиты детей (классный руководитель координирует деятельность по оказанию психологической и социальной помощи детям и родителям, обращается к юристам, социальным и медицинским работникам, реабилитологам и т.д.);

– организация комплексной и систематической работы с родителями;

– осуществление сотрудничества с учреждениями и организациями, способными помочь в решении воспитательных задач (классный руководитель контролирует занятость воспитанников в свободное время, направляет ребенка в различные центры и объединения, исходя из его интересов);

– реализация своих функциий в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива, особенно с теми, которые работают с учениками данного класса;

– оформление установленной документации по классу.

Задачи и содержание деятельности классного руководителя. От классного руководителя во многом зависит помощь ребенку в его мировоззренческом, нравственном, гражданском самоопределении; воспитании у ребенка толерантности, культуры мира и терпимости, мобильности. Особую актуальность в современных условиях приобретает воспитание гражданственности, патриотизма, веротерпимости и толерантности.

Классный руководитель должен вооружить подрастающего человека средствами самореализации: предоставить право школьнику на самоутверждение своей личности, на признание и уважение своего человеческого достоинства, научить действовать с соблюдением нравственных законов общества. От классного руководителя зависит формирование способностей к самоорганизации личности и самореабилитации. Главной сферой самореализации школьников является развитие творческих компетенций, профессиональное самоопределение, поэтому задача классного руководителя – предоставить ребенку возможность попробовать свои силы в различных областях творческой деятельности.

Задачи процессуального характера предполагают умение планировать, контролировать и корректировать воспитательную деятельность педагога, педагогическую рефлексию.

Содержание деятельности классного руководителя и его задачи конкретизируется в его плане воспитательной работы с классом. Там они, как правило, определяются в виде нескольких направлений, или программ, воспитательной работы. О.С. Газман и И.В. Иванов выделяют, например, такие направления, как «Здоровье», «Учение», «Общение», «Досуг». Возможны и другие варианты.

Деятельность классного руководителя сельской школы имеет свои специфические особенности, связанные с создание разновозрастных объединений из-за малой комплектации учащихся в классах, дефицитом общения сельских школьников, повышением их культурного уровня и воспитанием хозяйственной позиции.

В соответствии со своими функциями и задачами классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися: по видам деятельности, по субъекту организации, по времени проведения, по числу участников (коллективные, групповые, индивидуальные), по результату и т.д.

Эффективность деятельности классного руководителя определяется по двум группам показателей – результативные критерии, отражающие уровень достижений воспитанников в своем социальном развитии, и процессуальные критерии, позволяющие оценить управленческие функции классного руководителя. Если эти показатели (результативные и процессуальные) высоки, то можно говорить об эффективности труда классного руководителя. При этом учитываются позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношениях, зависящие от стиля руководства классом и стиля общения воспитателя с детьми. (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов).

 § 4. Детские общественные объединения в воспитательной

Системе школы

История пионерского движения. С первых дней советской власти правительство пристальное внимание уделяет проблемам вовлечения и объединения детей в различные общественные организации; в 1917 г. их насчитывалось более семнадцати. Всероссийская организация юных коммунистов (1918-1919 гг.), созданная по инициативе Наркомпроса, Наркомздрава и Всеобуча, по сути дела явилась предтечей самого массового детского движения в истории России – пионерской организации, чей день рождения принято считать 19 мая 1922 года. Был принят устав детских коммунистических групп «Юные пионеры имени Спартака», а также были тезисы «Детское движение. Законы. Торжественное обещание юных пионеров». В 1925 г. в Крыму открывается первый Всесоюзный пионерский лагерь «Артек», создаются дома и дворцы пионеров, начинает печататься пионерская литература: газета «Пионерская правда» и журналы «Пионер», «Костер», «Мурзилка» (для маленьких читателей).

Постановление ЦК ВКП (б) «Об итогах пионерского слета» (1929 г.) и «О работе пионерской организации. К 10-летию пионерской организации» (1930 г.) закрепляет за пионерской организацией политическую роль как проводника идей партии и комсомола. В стране открывается первый детский стадион, строится детская железная дорога; пионеры активно участвуют в жизни страны. Вышедшая в свет повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (1940 г.) положила начало тимуровскому движению. В годы Великой отечественной войны многие пионеры были удостоены высшей награды страны – звания Героя Советского Союза и «Золотой звезды», помогали фронту, оказывали тимуровскую помощь семьям фронтовиков и т.д.

В 60-е гг. прошлого столетия в педагогических вузах страны открываются факультеты по профессиональной подготовке пионерских кадров; в 1957 г. начинается Всесоюзное движение красных следопытов; в Краснодарском крае заработал Всероссийский пионерский лагерь «Орленок» (п. Ново-Михайловка). Заслуги пионерии отмечены в 1962 г. орденом В.И. Ленина, через десять лет в 1972 г. – пионерия получила второй орден В.И. Ленина. Спортивная работа осуществляется через работы клубов «Кожаный мяч» и «Золотая шайба», через которые прошли многие известные впоследствии спортсмены. Поистине масштабный размах имела Всесоюзная военно-спортивная игра «Зарница», к проведению которой привлекались армейские подразделения в качестве шефской помощи. Наиболее крупные Всесоюзные пионерские операции были проведены в 1976 г. – «Зернышко» и в 1978 г. «Миллион – Родине».

В конце 70-х гг. в рамках пионерского движения начинают создаваться альтернативные объединения: «коммунарство», «юные зарничники», «тимуровцы»; создаются свои объединения в союзных республиках, которые позволяют говорить о наметившемся кризисе в пионерской организации. В 1990 г. Х Всесоюзный слет пионеров в «Артеке» объявил о прекращении деятельности бывшей Всесоюзной организации имени В.И. Ленина. Была создана новая организация детей – Союз пионерских организации (Федерация детских организаций), которая на сегодняшний день является крупным международным детским объединением, действующим на территории России, являющимся правопреемником пионерской организации. Девиз СПО – ФДО – «За Родину, Добро и Справедливость».

Цель деятельности данной организации – создание благоприятных условий для реализации потребностей, интересов детей; воспитание гражданина своей страны и мирового демократического сообщества; защита прав и интересов детей и детских организаций, укрепление международных связей и отношений. СПО-ФДО разрабатывает и внедряет в жизнь разнообразные программы, например, «Детский Орден Милосердия», «Дети ради детей», «Алые паруса», «Лидер», «Золотая игла», «Спасибо, нет!» и др.

Одновременно существуют различные неформальные объединения детей и молодежи как социальной (компания одноклассников, дворовая компания) направленности, так и асоциальной (панки, рокеры, хиппи), антисоциальной (банда), просоциальной («зеленые» - объединение экологической направленности). В основном это малочисленное объединение подростков на основе близости возраста, территориальной общности - неформальная группа; и для неформальных объединений асоциальной направленности используют термин – неформальная группировка.

 Детские общественные объединения как социальный институт воспитания. Федеральный закон «Об общественных объединениях» (1997) предусматривает следующие формы общественных объединений: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Где общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Детские объединения являются разновидностью общественных объединений, имеют особый статус и специфику деятельности, основанной на добровольности и свободе выбора; им оказывается государственная поддержка (см. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», 1995). Закон «Об общественных объединениях» предусматривает для детских общественных объединений членство с 8 лет. Детскими признаются объединения, которые насчитывают в своем составе не менее 2/3 граждан до 18 лет. Дети имеют право выбирать взрослых руководителей, им может быть любой взрослый без ограничения возраста, пола, национальности и т.д., который действует в рамках Декларации о правах ребенка и законов Российской Федерации.     

Детские объединения, прежде всего, включают ребенка в социальные отношения с окружающей средой, удовлетворяют потребности в общении и социально-значимой деятельности, развитии социального творчества и самовыражения, формировании собственного социального опыта. Можно говорить об особых социально-педагогических возможностях детского общественного объединения, благодаря чему ребенок усваивает или отвергает какие-то ценностные ориентации, моральные нормы, навыки поведения.

С усвоением различных социальных ролей происходит процесс социализации личности; одна из важнейший ролей, которую осваивает ребенок – роль члена коллектива, члена сообщества, объединения. Личность осознает цель вхождения в данное объединение, свое место и роль в нем и за его пределами, возможности и ответственности, таким образом идет развитие индивидуализации ребенка и его интеграция в социум. Положительное вхождение личности в объединение способствует формированию позитивных качеств: чувства товарищества, ответственности, уважения к себе, активности, и наоборот. Процесс социализации включает в себя следующие направления: духовно-нравственное и эстетическое воспитание, правовое и гражданское, патриотическое воспитание, приобретение современного уровня знаний, профессиональное самоопределение и проходит в трех основных сферах – деятельности, общении и сознания.

На современном уровне в России существует масса новых детских объединений различной направленности, но нет такого массового охвата детей в этих объединениях. Добровольность выбора той или иной организации чаще всего проявляется в том, что ребенок не входит ни в одно из таких детских объединений, а значит и в будущем он вряд ли захочет проявить себя, свою активность в молодежном объединении, в жизни страны, что значительно затрудняет формирование социально-приемлемой жизненной позиции, ее активность, развитие лидерских и организаторских качеств. Поэтому так важно в рамках воспитательной системы школы работать по созданию детских объединений.

Влияние детских объединений на развитие воспитательной системы школы. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов отмечают, что влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной системы школы, вернее взаимовлияние, будет разноплановым и зависит от многообразия факторов: специфики государственного учреждения и общественной детской структуры, воспитательной традиции целевой направленности объединения, кадрового потенциала школы, особенностей окружающего социума, личности руководителя объединения.

Детские объединения следует считать главными субъектами воспитательной системы школы. Их условно можно классифицировать по содержанию деятельности (трудовые, досуговые, патриотические), по времени существования (постоянные, ситуативные), по характеру управления (неформальные, клубные, детские организации).   

Одной из главных задач в работе с детским объединением является развитие самоуправления, инициативы и творчества детей. Необходимость развития самоуправления в детском коллективе была обоснована в свое время А.С. Макаренко. Он считал, что самоуправление не должно быть искусственным, а должно вытекать из «логики хозяйства», обеспечивать его эффективность и эффективность воспитания, где каждый воспитанник должен был пройти «через усилие организатора и хозяина». Это не давало возможность системе самоуправления замыкаться в себе, отрываться от массы воспитанников.

Вопросам самоуправления, развитию инициативы детей в принятии решений, планировании деятельности, анализу своей работы посвятили свои труды И.П. Иванов, В.Т. Кабуш, А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, Л.И. Новикова и др.

Система самоуправления, как отмечают исследователи, основывается на совокупности полномочий и поручений, отчетности и ответственности за исполнение поручений и обязанностей. Необходимо вывести детей из состояния пассивных «объектов» воспитания, дать им возможность стать активными «субъектами» социальных отношений. Самоуправление является непременным признаком становления и развития всей структуры воспитания.

Повышение роли субъективного фактора в детском объединении позволяет усиливать гражданскую позицию личности по отношению к окружающему миру, способствует приобретению ими опыта социальной деятельности, стимулирует активность каждого, ставит ребенка в позицию ответственности. Социально-гражданская активность проявляется в самостоятельности суждений и действий воспитанников, их компетенции и эрудиции.

Очень важный момент в социализации личности – формирование потребности в самостоятельности. Необходимо также отметить, что эффективное самоуправление немыслимо без педагогического руководства взрослых. Задача учредителей объединениями состоит в организации таких жизненных ситуаций, когда личность ребенка проявляется лучше всего. Сменяемость «лидеров» в структуре самоуправления позволяет большему числу ребят приобрести опыт управленческой деятельности, навыков демократии.

Содержание, характер, формы и функции самоуправления не могут останавливаться в своем развитии, они должны неуклонно развиваться и усложняться в зависимости от развития объединения, на фоне происходящих в обществе изменений.

Взаимодействие школы как воспитательной системы и детских объединений может строиться на основе равноправных партнерских отношений и как взаимодействие субъектов этой системы; в данном случае детское объединение выступает компонентом системы. Современная школа должна стать образовательно-воспитательной системой, создающей условия для социального становления личности, включения ее в систему общественных отношений, разностороннего развития как свободной и творческой личности. 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «воспитательная система школы».

2. В чем различие между «воспитательной системой» и «воспитательной работой»?

3. В чем специфика и особенности различных воспитательных систем?

4. Охарактеризуйте основные зарубежные и российские воспитательные системы.

5. Покажите роль классного коллектива в развитии воспитательной системы школы. Назовите основные направления его работы с учащимися и их родителями.

6. Обоснуйте основные варианты взаимодействия школы и детских общественных объединений.

7. Проанализируйте любой вид внеурочной воспитательной деятельности детей в школе с точки зрения его эффективности и соответствия целям и задачам работы классного руководителя в современных условиях.

8. Проанализируйте воспитательную систему одной из школ (по выбору). Раскройте, как развивается воспитательная система школы. Для анализа используйте сайт школы, проведите беседы с учителями, руководством, учащимися, родителями.

9. Проведите исследование: «Школьный буллинг» английское слово «буллинг» (bulling) от bully – хулиган, драчун. Это повторяющееся враждебное поведение сверстников в отношении других детей, имеющее целью причинить физическое, психологическое насилие.

С этой целью :

а) Подберите литературу по данной проблеме

б) в одной из школ (классов) проведите анкетирование в отношении буллинга. Для этого составьте анкету.

в) Сформулируйте профилактическое мероприятие в отношении предотвращения буллинга.



Раздел I V . Дидактика

Дата: 2019-07-24, просмотров: 206.