«Школа труда» (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) | Социальная педагогика (Э. Дюркгейм, П. Наторп) | Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Э. Торндайк) | М. Монтессори | Я. Корчак | |
Основная педагогическая идея | Главная идея педагогики состояла в том, чтобы ребёнка в школе не только обучали основам, но и подготавливали его к самостоятельной жизни в обществе, давали возможность применять полученные знания в социальной деятельности. | Рассматриваются проблемы образования и воспитания подрастающего поколения в широком социально-философском контексте; главное – выявление социальных условий наиболее благоприятных для воспитания человека. | Теории бихевиоризма (Ассоцианистическую концепцию научения Д. Уотсона и Э. Газри; теорию оперантного обуславливания Э. Торндайка). Главная мысль бихевиоризма: отождествление развития с научением, с приобретением ребенком нового опыта. | Индивидуальный подход к ребенку. | Главная идея, стержень всех мыслей Корчака – любовь к детям (создатель гуманистической педагогической системы) |
Об идеале человека | Самостоятельный человек. Профессионально социализированный. | Человек превращается из биологического существа в социальное. Природа личности, по Э. Дюркгейму, производна от природы общества, от его «коллективного сознания». Человек есть существо двойственное: в нем два существа – существо индивидуальное, имеющее свои корни в организме и существо социальное, в котором отражается общество. В той мере, в какой индивид причастен к обществу, в той мере он естественно перерастает самого себя и когда мыслит, и когда действует. | Положительное поведение и эмоции, социализированный в обществе. Человек адаптированный к необычным условиям. | Имеет индивидуальные способности. Готовый к самостоятельной деятельности и самообслуживанию | Готовый к жизни, к самоконтролю, самосознанию, воспитанию навыков самоуправления в социуме. |
О смысле его жизни | Во время Второй мировой войны Дьюи выступал против идеологии нацизма, в частности, против насилия над педагогикой в Третьем рейхе. Г.Кершенштейнер находясь под сильным влиянием идей И. Г. Песталоцци, он стремился найти для школы твёрдую почву в тесной связи с жизнью на основе трудового принципа. Делает попытку подойти к ученику со стороны его профессиональных интересов и гражданского воспитания. | Человек должен познавать окружающий мир посредством наблюдения и взаимодействия с другими. | Целостный и сознательный организм готовый к изменениям окружающей среды. | Стать свободной и самостоятельной, адаптированной личностью. («человек не может быть свободен, если он не самостоятелен») | Корчак всегда рассматривал человека как цель, а не как средство для достижения других целей. |
О цели воспитания | «Инструментальная педагогика» Дж. Дьюи характеризуется формированием в детях самостоятельности [3]. По его мнению, в обучении необходимо реализовать единство учебной, трудовой и игровой деятельности. Кершенштейнер говорил об обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием ей нравственного значения, и воспитание гражданина-патриота. Для реализации этих идей организация школьного производства должна была осуществляться по типу трудовой общины. | Слияние социального и биологического компонентов, т.е. достижение индивидуальной социализации. | Формирования основных психических и эмоциональных процессов. | Цель - воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. | Цель воспитания – полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребёнка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты и свободы, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства. |
О доминирующих способах педагогического воздействия | Метод проектов, ручной труд | Школа важнейший инструмент социализации в виде рабочего сообщества педагогов и учеников. | Рефлексия чувств и теплое принятие ребенка, биоинженерный, технологический подход к воспитанию. Педагог должен овладеть и применять в своей практике систему подкреплений - реакций на действия ученика | «свободная работа» детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия педагога. Ребенок учится, прежде всего, играя с предметами | Пробуждение в ребёнке потребности к самопознанию, самооценке, самоконтролю и воли к самоусовершенствованию. Ребёнок рассматривается как субъект воспитания: "воспитания без участия в нём самого ребёнка не существует". Условие и мощный фактор эффективности этого процесса – демократически организованный самоуправляемый детский коллектив, обеспечивающий полноту жизни ребёнка; включение его в нормы коллективной социальной жизни, коррекцию его поведения (через общественное мнение), направление его самовоспитания. |
О стиле педагогического взаимодействия | Демократический | Гуманистический | Гуманистический | Гуманистический | Гуманистический |
«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
Дата: 2019-07-24, просмотров: 402.