Микенская цивилизация — культурный период в истории Греции с XVI по XI вв. до н.э., часть крито-микенской культуры. Микенская цивилизация является также одним из самых ярких периодов истории Эгейской цивилизации. Это первая культура на территории Греции, где доминирует собственно греческое население. Микенская цивилизация входит как часть в позднеэлладский период Элладской цивилизации.
Микенская культура возникла на материковом полуострове Пелопоннес и прилегающих районах. Получила свое название по крупнейшему городу того периода на полуострове Пелопоннес — городу Микены. Другими важными полисами были тогда Афины, Тиринф, Фивы и Пилос.
Вопрос об этническом происхождении носителей микенской цивилизации долгое время оставался одним из сложнейших. И только после расшифровки линейного письма Б утвердилось мнение, что это были греки-ахейцы, на рубеже III-II тысячелетий до н. э. вторгшиеся на Балканский полуостров с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально.
Микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации, влияние которой ощущается в культовых обрядах, светской жизни, художественных памятниках. От критян микенцы научились строить суда, заимствовали фресковую живопись, водопровод и канализацию, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо.
В отличие от минойцев, культура которых достигла расцвета благодаря мирному существованию и оживленной торговле, микенцы были завоевателями.
Самыми ранними памятниками микенской культуры считаются так называемые шахтовые могилы, первые шесть из которых были открыты в 1876 году Генрихом Шлиманом в черте стен Микенской цитадели. Археологи обнаружили в них множество драгоценных вещей, сделанных из серебра, золота, слоновой кости и других материалов. Здесь были найдены украшенные резьбой диадемы, массивные золотые перстни, браслеты, серьги, золотая и серебряная посуда, великолепно изукрашенное оружие, в том числе кинжалы, мечи, панцири из листового золота, наконец, совершенно уникальные золотые маски, скрывавшие лица погребенных.
Огромные богатства, найденные в этих могилах, показывают, что микенские цари, погребенные в великолепных усыпальницах, были воинственными и свирепыми людьми, жадными до чужих богатств. Они предпринимали далекие походы по суше и по морю ради грабежа и возвращались на родину, обремененные добычей. Едва ли сопровождавшие царственных покойников в загробный мир золото и серебро попали в их руки путем мирного обмена. Более вероятно, что оно было захвачено на войне. О воинственных наклонностях властителей Микен свидетельствуют и обилие оружия в их гробницах, и изображения кровавых сцен войны и охоты, которыми украшены некоторые из найденных вещей.
В XV—XIII вв. до н. э. ахейцы завоевали Крит и Киклады, заселили многие острова в Эгейском море. Этот период считается временем расцвета микенской цивилизации.
Ахейцы сохранили не только старые критские торговые связи, но и проложили новые морские маршруты на Кавказ, Сицилию, в Северную Африку.
Греция того времени состояла из множества вполне самостоятельных, обособленных, нередко враждовавших между собой городов-государств. Но уже тогда существовала некая рано осознанная общность, проявившаяся в едином языке, единой религии, общегреческих святилищах и празднествах. На всей этой большой территории существовала единообразная культура, представленная стандартными типами жилищ и погребений. Общими были также некоторые виды керамики, глиняные культовые статуэтки, изделия из слоновой кости и т. п.
Основными центрами микенских городов-государств, как и на Крите, были дворцы, однако важным отличием их от критских является то, что они были укреплены и представляли собой цитадели. Эти грандиозные цитадели были построены из необработанных глыб, достигающих в некоторых случаях веса до 12 тонн. Впечатляют сохранившиеся до наших дней стены Микен и Тиринфа, сложенные насухо из громадных каменных глыб, так плотно пригнанных один к другому, что создавалось впечатление монолита. Особенно поражает цитадель города Тиринфа, вся оборонительная система которой была продумана с особой тщательностью для предотвращения любого вторжения.
Дворцовый центр управлял местным чиновничьим аппаратом. Крепость контролировала окрестные города, число которых могло быть более 20. Дворец одновременно являлся и промышленно-торговым центром с множеством подразделений. Здесь трудились зодчие, плотники, каменщики, корабельные мастера, механики, оружейники, мебельщики, бронзовщики, ювелиры и многие другие. Ниже всех стояли рабы (пленники). Не существовало ни денег, ни рыночной торговли. Все получали за свой труд натурой.
Государство монополизировало важнейшие отрасли ремесленного производства, установило контроль над распределением дефицитных видов сырья, всего металла, а также наложило ограничения на кузнечное ремесло.
Общественные отношения того времени с замечательною яркостью и полнотой обрисованы в так называемых гомеровских поэмах, Илиаде и Одиссее. Благодаря этим поэмам мы узнали, что в обществе микенского периода живут ещё обломки родового строя, особенно в семейных и частно-правовых отношениях; но уже сложилась городская община, и управление ею распределено между единоличным вождём, советом старейшин и народом. У ахейцев существовала экономическая зависимость иных вождей от народа, в почете были ораторы, а сила публичного слова имела большое влияние на принятие решений.
Микенское общество далеко не однородно по своему составу: в нём различаются люди знатные и простые, кроме свободных есть рабы; в среде свободных наблюдаются различия по роду занятий и состоянию; взаимные отношения между господами и рабами носят на себе печать патриархальной близости и простоты; в отношениях мужчины и женщины замечается больше равноправности, чем это было в более позднее историческое время.
Рост могущества отдельных городов микенской цивилизации привел к неизбежным столкновениям за захват территорий и богатств. XVI - XIII вв. до н. э. - период активно передела внутренних границ. Около I235 г. до н. э. начинается Троянская война, длившаяся 10 лет.
В течение XIV - XIII вв. до н. э. микенские дворцовые царства переживали наивысший подъем. Успешно совмещая занятия торговлей с пиратством, ахейцы вскоре стали одной из самых заметных политических сил Восточного Средиземноморья.
Однако последние десятилетия XIII века до н. э. были тревожными и неспокойными. Во многих местах спешно восстанавливаются старые и возводятся новые укрепления. По всей вероятности, это было связано с вторжением дорийских племен. Микенская цивилизация не выдержала натиска варваров и исчезла безвозвратно.
Дорийское завоевание
На рубеже XIII – XII вв. до н. э. на территорию Эллады с севера вторгаются племена завоевателей другой этнической принадлежности – дорийцы. Это вторжение, продолжавшееся до XI в. до н. э., окончательно раздавило клонившуюся к упадку ахейскую цивилизацию и крито-микенскую культуру, основанную в том числе на раннерабовладельческих отношениях. Дорийцы подчинили себе большинство прежних племен либо вытеснили их в отдельные области прежней Эллады. Именно дорийцы стали основателями новой греческой цивилизации и государственности.
Дорийские племена не составляли внутри себя ни языкового, ни национального, ни религиозного единства. Разные группы племен по-разному осваивали области прежней ахейской цивилизации, по-разному взаимодействовали с прежним населением. Это определило различные пути формирования нового общества и новых государственно-политических укладов.
Дорийцы объединялись в племена. Их ячейки составляли семьи патриархальные, находившиеся под властью главы семейства. Племена во главе с вождями группировались вокруг городов, большинство из которых было основано еще во времена ахейцев; город-поселение подразделялся, как правило, на 3 филы-племени. Ассимилируя прежнее ахейское население, дорийцы стали оседлым земледельческим обществом, приверженным городской цивилизации. Город постепенно делался религиозным центром-святилищем (прежний бог доминирующего племени признавался общим, но сохранялось почитание других, которые образовали своего рода священную иерархию во главе с Зевсом, Аполлоном или Афиной). Правил в таком городе басилей – жрец, который означал главу и патриархальной семьи, и племени. Власть его обрела священный характер: он носил особые царские знаки – скипетр, пурпурные одеяния, корону, восседал на троне, решая общие дела. Его слово становилось как бы живым законом в городе. Власть общегородского басилея наследовалась по праву старшинства в его роде, хотя гомеровские поэмы и сохранили немало фактов об оспаривании трона другими представителями племени, мужчинами.
Роды-племена оставались вполне автономными. Их вожди собирались на совет вместе с басилеем, где решались политические вопросы. Существовало и народное собрание, называвшееся в разных союзах племен по-разному (апелла, агора, экклезиа) и группировавшееся по племенам – этериям; собрание могло отменить или одобрить решения совета вождей, здесь же решались споры между этериями-племенами. Дорийское общество практически воспроизвело многие черты прежней ахейской организации, однако сформировало и важное отличие: центром политического объединения становился по-особому организованный город.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 326.