Критская (дворцовая) цивилизация: ее расцвет и упадок. Периодизация истории.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Древнейшая цивилизация в Европе возникла на острове Крит. Критскую цивилизацию называют дворцовой, потому что именно царские дворцы олицетворяли государство. Они были не только резиденцией властителей, но и местом совершения религиозных культов. В критских дворцах также располагались продовольственные склады, мастерские гончаров и резчиков. Сплоченные вокруг дворца критяне даже не строили защитных стен, полагаясь на защиту моря и флота.

Государство на острове Крит достигла расцвета в 16 — первой половине 15 века до н. э. во времена правления царя Миноса. Именно при нем произошло объединение дворцов. Кносский дворец стал центром царства. От имени этого правителя и происходит название критской цивилизации - минойская.

Критская держава во времена правления Миноса царила в восточной части Средиземного моря, а другие народы платили ему дань. Главный город острова - Кносс - было одним из крупнейших городов Средиземноморья. Критские торговые и военные корабли были на то время самыми быстрыми и самыми прочными. Критяне продавали оливковое масло, вино, керамику, шерсть, а покупали металлы и орудия труда для развития ремесленного производства. Не только на Крите, но и в других местностях археологи находят медные слитки в форме растянутой бычьей кожи весом 29 кг. Это были деньги древних минойцев.

Главным божеством критян была Большая небесная владычица, богиня плодородия, гор и лесов, мать всех людей и животных. Божество, которое олицетворяло стихию, землетрясения, штормы, изображали в виде быка или иногда человека с головой быка. К сожалению, имен этих богов мы не знаем, потому что до сих пор не расшифрована письменность критян. Правителю Крита принадлежала и светская, и религиозная власть. Увидеть критского царя могли только приближенные к нему лица. Перед тем как попасть до тронного зала, они должны были обязательно помыться в специально отведенных для этого помещениях.

Высший расцвет минойской цивилизации приходится на XVI - первую половину XV в. до н. э. Именно в это время с небывалым еще блеском и великолепием отстраиваются критские дворцы, в особенности дворец Кносса. За эти полтора столетия были созданы самые замечательные шедевры минойского искусства и художественного ремесла. Тогда весь Крит был объединен под властью царей Кносса и стал единым централизованным государством. Об этом свидетельствует сеть удобных широких дорог, проложенных по всему острову и связывавших Кносс - столицу государства - с самыми удаленными его уголками. На это же указывает и уже отмеченный факт отсутствия укреплений в Кноссе и других дворцах Крита. Если бы каждый из этих дворцов был столицей самостоятельного государства, его хозяева, вероятно, позаботились бы о своей защите от враждебных соседей.

Весьма возможно, что объединение Крита вокруг Кносского дворца осуществил знаменитый Минос, о котором столько рассказывают позднейшие греческие мифы. Греческие историки считали Миноса первым талассократом - властителем моря. Про него говорили, что он создал большой военный флот, искоренил пиратство и установил свое господство над всем Эгейским морем, его островами и побережьями.

Предание это, по-видимому, не лишено исторической основы. Действительно, по археологическим данным, в XVI в. до н. э. наблюдается широкая морская экспансия Крита в Эгейском бассейне. Минойские колонии и торговые фактории возникают на островах Кикладского архипелага, на Родосе и даже на побережье Малой Азии, в районе Милета. На своих быстроходных кораблях, ходивших под парусами и на веслах, минойцы проникают в самые удаленные уголки древнего Средиземноморья.

В середине XV столетия положение резко изменилось. На Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения, за исключением Кносса, были разрушены.

От этого страшного удара минойская культура уже не смогла более оправиться. С середины XV в. начинается ее упадок. Крит утрачивает свое положение ведущего культурного центра Эгейского бассейна. Причины катастрофы, сыгравшей роковую роль в судьбе минойской цивилизации, до сих пор точно не установлены. Согласно наиболее правдоподобной догадке, выдвинутой греческим археологом С. Маринатосом, гибель дворцов и других критских поселений была следствием грандиозного извержения вулкана на о. Фера (совр. Санторин) в южной части Эгейского моря.

Другие ученые больше склоняются к тому мнению, что виновниками катастрофы были греки-ахейцы, вторгшиеся на Крит из материковой Греции (скорее всего с Пелопоннеса). Они разграбили и опустошили остров, давно уже привлекавший их своими сказочными богатствами, и подчинили своей власти его население. Возможно примирение этих двух точек зрения на проблему упадка минойской цивилизации, если предположить, что ахейцы вторглись на Крит уже после того, как остров был опустошен вулканической катастрофой, и, не встречая сопротивления со стороны деморализованного и сильно уменьшившегося в числе местного населения, завладели его важнейшими жизненными центрами.

Крит превращается в глухую отсталую провинцию. Главный очаг культурного прогресса и цивилизации в районе Эгейского бассейна перемещается теперь на север, на территорию материковой Греции, где в это время достигла высокого расцвета так называемая микенская культура.

Периодизация истории

История Минойской цивилизации делится на три периода:

1) Раннеминойский период (XXX-XXIII вв. до н. э.) - господство доклассовых родовых отношений.

2) Среднеминойский период (XXII-XVIII вв. до н. э.) - возникновение первых классов и социальных групп, образование государства, объединение Крита.

3) Позднеминойский период (XVII-XII вв. до н. э.) - расцвет критской государственности, культуры, создание критской морской державы, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита.

В раннеминойский период складывались предпосылки образования классового общества и государства на Крите. Крит стал древнейшим очагом цивилизации в Европе. Раннему переходу от родового общества к классовому здесь благоприятствовали следующие обстоятельства:

- в восточной и центральной частях острова было много плодородной земли;

- море защищало критян от набегов извне, доставляло пропитание и служило удобным путем сообщения;

- здесь скрещивались морские пути, соединявшие Балканский п-ов и о-ва Эгеиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой. Минойская культура Крита испытала на себе влияние древнейших цивилизаций Ближнего Востока, с одной стороны, и неолитических культур Анатолии, придунайской низменности и балканской Греции - с другой.

Возникла Минойская цивилизация на рубеже III-II тыс. до н. э., иначе говоря, в конце медно-каменного и в начале бронзового века. С появлением металлических орудий критские племена достигли значительного социального развития, внутри родовых общин выделились отдельные семьи. Обособление семей способствовало ускорению распада родовой собственности и появлению индивидуальной собственности. Из массы рядовых общинников выделяется богатая родоплеменная знать, возникает классовое общество. Появление классов привело к формированию государственного аппарата. Власть племенных вождей приобретает царский характер. Ко II тыс. до н.э. на Крите сложилось классовое общество:

Господствующий класс или класс рабовладельцев - высшая аристократическая знать, которая вела роскошный образ жизни, а основу богатства составляли поместья, представлявшие собой крупные хозяйственные центры.

Класс мелких свободных производителей - крестьяне и ремесленники. Их масса не была однородной. Установление индивидуальной собственности на землю привело к появлению достаточно преуспевающих средних хозяйств. Развитие ремесел и торговли сопровождалось выделением особенно зажиточных элементов в сфере городского населения. Особенно процветали те торгово-ремесленные круги, которые были связаны с внешней торговлей и царским хозяйством.

Класс рабов. Труд рабов использовался главным образом в хозяйстве критской знати. О применении труда рабов в ремесле и земледелии известий пока нет. Также неизвестны источники рабства: очевидно военнопленные и, может быть, долговое рабство.

Среднеминойский период иногда еще называют периодом "старых" или "ранних дворцов". Дело в том, что центром объединения общин становились постройки, действительно напоминающие дворцы с целым комплексом ремесленных, культовых, складских помещений. Характер этих ранних сооружений выяснен не полностью, так как около 1700 г. до н. э. катастрофическое землетрясение на Крите разрушило старые дворцы.

Всего сейчас археологам известно четыре "дворцовых" государства, располагавшихся в разных концах острова - Кносс, Фест, Малия и Като Закро. Отсутствие крепостных укреплений говорит за то, что между ними существовали дружеские, союзные отношения, а позднее произошло и объединение под властью одного царя, правителя Кносса.

Видимо, рост монархических тенденций не был принят народом пассивно. Найденные археологами многочисленные святилища в горах, ясно указывают на стремление народа оградить свою религиозную жизнь от прямого царского контроля. Но, по-видимому, первые критские цари и сами хорошо понимали необходимость соблюдения некоторых норм племенного права и соответственно приспосабливали свои резиденции к проведению торжественных общенародных церемоний. Внешние дворы всех царских усадеб были рассчитаны на проведение праздников, совещаний царя с главами племен и общеплеменных народных собраний. Но наряду с родовой знатью в этих обсуждениях должны были авторитетно звучать голоса представителей крупных профессиональных групп (мореходов, металлургов, хранителей складов и амбаров и т.п.), связанных с внешней экономической деятельностью критян, которая находилась в преимущественном ведении царя и его приближенных.

В литературе долгое время господствовала точка зрения о теократической форме царской власти на Крите (теократией называется одна из разновидностей монархии, при которой светская и духовная власть принадлежит одному и тому же лицу – как, например, в современном Ватикане). Однако отсутствие крупных храмов на Крите и, главное, свободный и независимый характер культуры широких слоев критского населения всё больше заставляют ученых усомниться в первоначальной гипотезе.

Расцвет минойской цивилизации приходится на XVI – первую половину XV в. Именно в это время с небывалым еще блеском и великолепием отстраиваются критские дворцы. Царь Кносса Минос в исторических легендах Эллады выступает как единодержавный правитель Крита. Вероятно, Миносу приписаны деяния нескольких членов кносской династии, но, несомненно, один из крупнейших царей носил это имя. В народной памяти прочно сохранилась легенда о законодательной и судебной деятельности кносского царя: в "Одиссее" рассказывается, как Одиссей видел в подземном царстве среди теней умерших душу мудрого Миноса: он восседал с золотым скипетром в руках и судил тени умерших, собравшиеся вокруг в ожидании его справедливого решения. Очевидно, царский суд считался тогда более авторитетным, чем решения местных властей.

Централизация власти усилила мощь критского государства и позволила приступить к проведению активной внешней политики. Греческие историки считали Миноса первым талассократом – властителем моря. Он создал большой военный флот и установил свое господство над всем Эгейским морем, его островами и побережьями. Минойские колонии и торговые фактории возникают на островах Кикладского архипелага, острове Родос, на побережье Малой Азии, в районе Милета. Покорена была и часть материковой Греции, о чем недвусмысленно свидетельствует миф о Тесее и Минотавре.

Население покоренных территорий обкладывалось данью, которая выплачивалась продуктами и ремесленными изделиями. Население островов с развитым искусством мореплавания было обязано поставлять экипажи для кораблей Миноса.

В это же время критяне завязывают оживленные торговые и дипломатические сношения с Египтом и государствами сиро-финикийского побережья. Возможно, что критские корабли достигали на юге даже Мадагаскара, а на севере – Британии. Крит стал сильнейшей морской державой.

Однако расцвет минойской цивилизации не был продолжительным. В 1645 г. до н. э. Крит пережил одну из величайших катастроф, какие выпадали на долю человечества. В этом году произошло извержение вулкана на о. Фер, расположенном в 110 км от восточной оконечности Крита. Извержение было чрезвычайно мощным и разрушительным, вызвало девяностометровую волну, грохот взрыва, по всей вероятности, был слышен и в Скандинавии. Кратер, возникший при извержении, занял 83 кв. км, практически весь остров. Извержение вулкана вызвало удушливые газы, обильный пепел, пожары, цунами – настоящая Атлантида! О буйстве стихии красноречиво говорят руины дворца в Закро, где огромные куски массивных каменных стен были далеко отброшены со своих мест.

По-видимому, физический и моральный урон оказался столь значительным, что уцелевшие жители острова потратили на восстановление своего хозяйства очень долгое время. Положение усугубили три сильных землетрясения в 1600, 1500 и 1450 гг. Жителям острова трижды на протяжении 150 лет приходилось восстанавливать разрушенные дома, хозяйственные строения и ремесленные мастерские. При каждом землетрясении погибало немало людей, и восстановление полей, садов, стад, орудий труда и рабочих мест стоило огромных усилий.

Естественно, что ослабленный Кносс не смог сохранить свою власть над населением Эгейского мира. Более того, в XV-XVI вв. до н. э. Крит переживает нашествие воинственных ахейских племен с Балканского материка. Около 1400 г. огромный пожар уничтожил кносский дворец, и он уже никогда не был восстановлен. Руины дворца из века в век заносились землей, и лишь спустя более 3 тыс. лет они были открыты А.Эвансом во время его эпохальных многолетних (1900-1935 гг.) раскопок в Кноссе.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 303.