• а) Общая характеристика
• Органы, осуществляющие использование СУР: МЧС России (пожарный надзор); Рослесхоз, органы субъектов РФ, подведомственные им учреждения (пожарный надзор в лесах).
• Нормативно-правовые акты, предусматривающие СУР: – ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; – Приказ Рослесхоза от 05.07.2011 № 287 «Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды».
• Год внедрения СУР: ранее 1991 года.
• Общая оценка эффективности СУР: средняя
Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ, предусматривает выделение нескольких десятков классификаций, включая:
1) классы пожарной опасности строительных материалов;
2) классы пожарной опасности строительных конструкций;
3) степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков;
4) классы конструктивной пожарной опасности зданий;
5) классы функциональной пожарной опасности зданий;
6) категории зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.
Описание отдельных элементов:
• Первый элемент – степень огнестойкости, под которой понимается характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости конструкций, применяемых для строительства указанных объектов. На основании ст. 30 Технического регламента здания, сооружения и пожарные отсеки по данной системе классификации подразделяются на объекты I, II, III, IV и V степеней огнестойкости.
• Второй элемент – класс конструктивной пожарной опасности, под которым понимают характеристику зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемую степенью участия строительных конструкций в развитии пожара и образовании опасных факторов пожара. Согласно ст. 31 Технического регламента здания, сооружения и пожарные отсеки по конструктивной пожарной опасности подразделяются на 4 класса (С0, С1, С2 и С3).
• Третий элемент – класс функциональной пожарной опасности, под которым понимается характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая назначением и особенностями эксплуатации указанных объектах, в том числе особенностями осуществления в указанных объектах технологических процессов производства.
• Подразделяются на 21 класс, объединенных в 5 групп
• Четвертый элемент – категории зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности. Согласно ст. 27 Технического регламента помещения производственного и складского назначения по пожарной и взрывопожарной опасности подразделяются на следующие категории (независимо от их функционального назначения):
1) повышенная взрывопожароопасность (А);
2) взрывопожароопасность (Б);
3) пожароопасность (В1 – В4);
4) умеренная пожароопасность (Г);
5) пониженная пожароопасность (Д)
оценка пожарного риска на производственном объекте должна предусматривать:
1) анализ пожарной опасности производственного объекта;
2) определение частоты реализации пожароопасных аварийных ситуаций на производственном объекте;
3) построение полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
4) оценку последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
5) вычисление пожарного риска.
Вывод:
Достоинствами системы управления рисками при осуществлении пожарного надзора являются многофакторность оценки уровня пожарного риска, а также сочетание статического и динамического метода оценки риска пожарной опасности в лесах.
Недостатками является крайне сложная система оценки уровня пожарного риска (доступная для понимания исключительно специалистами в области пожарно-технического дела), а также слабое влияние результатов оценки на процедуру как государственного пожарного надзора, так и государственного пожарного надзора в лесах.
В связи с этим необходимо внесение изменений в законодательство, предусматривающих: – введение основной системы классификации объектов защиты (зданий, сооружений, помещений), основанной на интегральном показателе, учитывающей различные системы классификации: классы конструктивной пожарной опасности, функциональной пожарной опасности, категории по пожарной и взрывопожарной опасности; – дифференциацию процедуры осуществления государственного надзора в зависимости от проверяемого объекта (отказ от плановых проверок малоопасных объектов, установление периодичности плановых проверок от класса (категории) объекта и т.д.).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 214.