Бизнес-задача и цели / результаты тренинга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Осознав наличие в организации определенной проблемы, руководитель ищет различные варианты ее решения. Любая организационно-управленческая проблема носит системный характер. На ее возникновение, развитие и протекание оказывает влияние большое количество различных – внешних и внутренних, объективных и субъективных, личностных и групповых, постоянных и ситуативных - факторов. Излагая суть своего запроса тренеру, Заказчик, как правило, описывает проблему в категориях «бизнес-задачи»: ▪повысить уровень управл. компетентности и проф. эффективности менеджеров среднего звена Компании: «Что-то они, как маленькие дети. Ничего не могут сами, пока мама (Генеральный директор) не скажет, как и что надо делать. Ждут ценных указаний»; ▪увеличить объем продаж в следующем квартале на 20%: «У нас очень амбициозные планы. В прошлом году наша динамика продаж составила 15%. В этом году мы хотим побить свой собственный рекорд»; укомплектовать отдел логистики согласно штатному расписанию к 1 июня 2006 года: «Уже целый год бьемся, чтобы подобрать нормальных сотрудников. Что-то никак не получается»; ▪снизить текучесть кадров в Компании в первом полугодии 2006 года до 15%: «Наша фирма как проходной двор: одни сотрудники пришли, другие ушли. Столько денег тратим на подбор персонала, а толку никакого нет!»; ▪сформировать управленческую команду в N-ском филиале Компании: «У нас есть только один месяц, чтобы сделать из этих менеджеров работоспособный коллектив».

Руководитель Компании (Заказчик) обращается к тренеру с запросом на решение этих проблем, рассматривая тренинг как метод, с помощью которого данные бизнес-задачи будут решены. Тренер, переводит сформулированную Заказчиком бизнес-задачу в категории целей / результатов тренинга.

Напр., в первом случае - «повысить уровень управленческой компетентности и профессиональной эффективности менеджеров среднего звена Компании» - целями / результатами тренинга могут быть:

1) Формирование у участников тренинга (менеджеров среднего звена) понимания организации как открытой системы, системного видения своей Компании, причинно-следственных связей процессов и явлений, которые протекают в ней;

Тренер может показать руководителям СП – участникам программы различные типы (модели) организаций, Организует взаимодействие участников таким образом, чтобы они сами вычленили характерные особенности каждой из них, осознали их сильные, ресурсные составляющие, а также «узкие» места и ограничения применительно к особенностям деятельности и решению конкретных бизнес-задач. В итоге тренер подводит участников к рассмотрению моделей возглавляемых ими структурных подразделений, анализу взаимодействия между различными организационными единицами (подразделениями) их Компании, вычленению проблем в их совместной работе, обусловленных особенностями организационной типологии. И др.

Корректно сформулировав совместно с Заказчиком цели / результаты тренинга в терминах конкретных изменений, тренер закладывает предпосылки эффективности тренинговой оргинтервенции. Теперь он может приступать к конструированию общего дизайна тренинга, простраивать логику и логистику занятия, подбирать (модифицировать, разрабатывать) необходимые тренинговые процедуры, просчитывать динамическую составляющую работы группы и т.п.

Подготовка варианта программы, исходя из запроса Заказчика. При подготовке программы тренеру необходимо владеть информацией о том, какие тренинговые и другие образовательные программы и когда прошли участники группы, а также какие компетенции, лежащие в «проблемном поле» тренинга, развитые у них в недостаточной степени, требуют углубленной проработки. Исходя из этих моментов, тренером формируется логика и логистика тренинга.

На данном этапе возможна подготовка опросника для участников тренинга по определению наиболее важных и актуальных для них областей, определенных программой тренинга, либо опросника по определению участниками программы степени развития своих профессиональных компетенций, являющихся предметом данного тренинга.

Подготовленная программа и опросники отправляются Заказчику для работы с ними. Подготовка тренером совместно с Заказчиком опросника и работа с ним участников тренинга позволяют конкретизировать проблемное поле тренинга, вычленить актуальные проблемы, решаемые как тренинговыми, так и другими, в том числе, организационно-управленческими методами.

Также в качестве инструментов предтренинговой диагностики можно использовать: ▪встречи и беседы тренера с участниками программы (со всеми или с отдельными из них – в зависимости от специфики ситуации),  ▪выполнение участниками некоторых проективных методик (например, рисунок организации); ▪включенное наблюдение; ▪анализ результатов (продуктов) деятельности.

Выбор инструментария всегда остается за тренером и определяется как сложностью запроса, так и имеющимися временными ресурсами.Тренер самостоятельно готовит программу тренинга.

Работа тренера с Заказчиком по корректировке и уточнению программы может происходить в различных формах (по телефону, по электронной почте, в непосредственном контакте). Тренер осуществляет презентацию Программы, поясняет Заказчику особенности каждого тематического блока, отвечает на интересующие его вопросы, дает необходимые комментарии и разъяснения. Заказчик может выступить с различными инициативами. Например, предложить уделить какое-то тренинговое время работе над популярной книгой (мемуарного жанра, по вопросам управления, работы с клиентами т.п.) Тренеру с Заказчиком необходимо провести качественно-количественный анализ состава участников: ▪фамилия, имя, отчество участника, его образование; ▪занимаемая должность; ▪история работы на предприятии (карьерный рост); ▪позиционирование в коллективе; ▪сильные проф. стороны (развитые компетенции) и существующие ограничения; ▪личностные черты и психологические особенности; ▪участие в тренинговых и других образовательных программах, а также его отношение к бизнес-обучению (позитивное, скептическое, негативное и т.п.).

Важным вопросом на этой встрече является обсуждение с Заказчиком позиционирования данного тренинга в Компании. Результатом позиционирования должно стать формирование у участников адекватных ожиданий, определенной мотивации на тренинговое взаимодействие, понимание ими важности данной тренинговой программы для их «профессиональной капитализации» и повышения эффективности деятельности. С этой целью могут быть проведены следующие мероприятия: ▪встреча и беседа Первого лица Компании (руководителя направления) с участниками тренинга, на которой будут обозначены важность темы тренинга и его значимость для решения существующих проблем и повышения профессиональной компетентности участников; ▪встреча и беседа тренера с участниками; ▪письменное обращение Первого лица (руководителя направления) Компании к участникам; ▪письменное обращение тренера к участникам.

Результатом взаимодействия тренера с Заказчиком на данном этапе является четкое понимание обеими сторонами процессуальной и результирующей составляющих работы группы, а также заключенный Контракт на тренинг, включающий два основных блока: кто - Заказчик и Исполнитель - что делает; кто за что несет ответственность.

Обсуждаются вопросы посттренингового сопровождения участников: что оно включает, в какие сроки проводится, какого материального обеспечения требует.

Построение тренинга. Тренер осуществляет «привязку» деловых игр, психогимнастических упражнений, рисуночных методик и других процедур к организационно-управленческим реалиям предприятия, особенностям рыночного сегмента, образу клиента и другим актуальным моментам в зависимости от проблематики тренинга.

На выбор тренером того или иного методического средства оказывают влияние: ▪состав участников; ▪этап работы группы; ▪состояние участников, их включенность и готовность к работе в группе.

Тренеру желательно по конкретной рассматриваемой проблеме иметь несколько тренинговых процедур, которые он может гибко варьировать, в зависимости от указанных выше особенностей. Тренер осуществляет подготовку Рабочей тетради участника и раздаточных материалов, определяет необходимые для работы ресурсы (технические средства, расходные материалы и т.п.)

Подготовка аналитической записки (отчета по тренингу) и посттренинговое взаимодействие тренера с Заказчиком. По результатам проведенного тренинга тренер готовит Аналитическую записку / Отчет.

Посттренинговое взаимодействие тренера с Заказчиком включает:

1) обсуждение Отчета, в котором излагаются результаты тренинга, а также предложения и рекомендации по их использованию в практической деятельности Компании.

2) обсуждение форм и способов посттренингового взаимодействия тренера с Заказчиком – оценка (аудит) изменений, сопровождение, коучинг ключевых сотрудников, внедрение изменений в организационно-управленческие технологии и процессы (подбор персонала, система мотивации, оценка эффективности деятельности и т.д.)

Дата: 2019-07-24, просмотров: 171.