Становление и тенденции рынка консультирования в Республике Беларусь.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Беларуси первые консалтинговые агентства начали появляться в середине 90-х годов ХХ века, но наиболее бурное развитие началось только 5–7 лет назад. Активное развитие экономики привело к тому, что на рынке консалтинговых услуг появились агентства, которые предоставляли услуги консалтинга, не обладая достаточной квалификацией. В результате такой активной, но непрофессиональной деятельности доверие к консультантам упало. В связи с этим в 2008 г. БГУ совместно с Мин. экономики РБ в рамках научно-исслед. работ по электронной торговле была разработана анкета для оценки состояния рынка бизнес-услуг и услуг консалтинга. К осн. причинам нежелания пользоваться услугами консультантов, согласно результатам анкетирования, респонденты относят: - высокую цену услуг – 41 %; − низкое качество оказываемых услуг – 19 %; − недостаток средств – 31 %; − слабую информированность о рынке консалтинговых услуг – 9 %.

Также, согласно полученным данным, к середине 2008 г. на рынке бизнес-услуг Беларуси присутствовало 320 организаций, в которых трудилось около 2,5 тысяч человек, в то время как в 2005 г. таких организаций насчитывалось около 70.

Наибольшая часть рынка сосредоточена у таких крупных компаний, как «ИПМ-Консалт», консалтинговый центр «БКЦ», консалтинговая группа «Здесь и сейчас».

Основными клиентами консалтинговых фирм являются предприятия малого и среднего бизнеса со штатом сотрудников до трех тысяч человек. Подавляющее число клиентов белорусских консалтинговых компаний работают в промышленности, торговле, финансах, банковском деле.

Если раньше повышенным спросом пользовались бюджетирование, управленческий учет, иногда даже постановка бухгалтерского учета, то сегодня наиболее востребованы кадровый подбор, консультирование в сфере информационных технологий, юриспруденции и маркетинговые исследования. По состоянию на начало 2012 г. большинство компаний Беларуси предоставляет услуги в сфере аудита (41 %), налогового и юридического консалтинга (16 %), оценочные услуги (13 %).

Структура консалтинговых компаний РБ по видам предоставляемых услуг выглядит следующим образом: Аудит – 41%, Налоговый и юридический консалтинг – 16%, Оценочная деятельность – 13%, Финансовый консалтинг – 10%, Стратегический консалтинг – 7%, IT-консалтинг – 7%, Прочие – 6%.

Однако официальной статистики по деятельности консалтинговых фирм в РБ не ведется, т.е. отечественный рынок еще не сформировался и его участники не позиционируют свое положение. => пока белорусский рынок только формируется и положение многих компаний нестабильно, информация о конкурентах не оказывает решающего значения.

Если говорить о перспективах развития рынка консалтинговых услуг РБ, то сферами наиболее приоритетного развития информационно-консалтинговых услуг в Беларуси являются:

− информационная (маркетинговые исследования, научно-техническая и производственная информация, экономич. и политические новости, биржевые новости, анализ событий и комментарии специалистов, информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, другая справочная информация в совокупности с маркетинговыми исследованиями, нормативная информация – структурированные подборки правовых актов);

− финансовая (курсы и котировки валют) и коммерческая информация (информация сырьевых и товарных рынков, о расценках на транспортные и другие услуги, связанные с коммерческой деятельностью).

Рост компаний, занимающихся аудитом, происходит одновременно с ростом количества фирм, специализирующихся на юридическом консалтинге. В то же время уменьшается число фирм, занимающихся маркетингом и PR, IT-консалтингом, управленческим консультированием, инвестиционным анализом, кадровым консалтингом, обучением.

Наиболее перспективным для Беларуси является развивающийся консалтинг, который позволяет не только проводить консультирование предприятий, но и побуждает к взаимодействию обе стороны при поиске решений.

Вместе с тем нельзя исключать вероятность развития других направлений. Можно полагать, что получат развитие следующие виды консалтинга: управленческий (разработка стратегии, оптимизация структуры управления, подготовка бизнес-планов), инвестиционный (разработка инвестиционных проектов, бизнес-планов), информационный и инжиниринговый, маркетинговые исследования, экологическое нормирование и такие его направления, как создание совместных предприятий, продвижение продукции на внутренний и внешние рынки.

В последнее время в РБ одной из востребованных услуг в области консалтинга стала разработка концепции объекта недвижимости и анализ наиболее эффективного использования участка, оценка инвестиционной привлекательности проекта, осуществление исследования рынка и т.д.

Следует отметить, что в 2007 году открыла свой офис в Минске компания Colliers International. В настоящее время она в Беларуси практически не имеет конкурентов. Это подтверждается высоким спросом на ее услуги: исследование рынка, разработка концепций развития проектов, анализ осуществимости проектов, управление проектами, управление собственностью, оценка коммерческой недвижимости, брокерские услуги, разработка бизнес-планов, инвестиционный консалтинг, маркетинг и связь с общественностью.

В 2012 году о своем приходе на рынок консалтинговых услуг заявила и белорусская компания «ЦентрМарт». Ее специалисты предоставляют свои услуги в сфере жилой недвижимости, а в перспективе предполагают заниматься и консалтингом в сфере коммерческой недвижимости.

В начале марта 2013 года на белорусский рынок недвижимости вышла крупная консалтинговая компания DTZ. Интересы DTZ в республике будет представлять компания «EnterInvest», с которой было подписано соответствующее партнерское соглашение.

Рынок Беларуси обладает достаточным потенциалом роста. Консалтинговая услуга становится все более востребованной: растет количество компаний, которые обращаются к услугам консультантов, а они многие задачи смогут решить быстрее и качественнее.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 211.