Понятие о самообучающейся организации.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ключевым фактором достижения эффективности работы современных предприятий является успешное управление инновациями, а также постоянное организационное совершенствование. В современных динамичных и нестабильных условиях, ввиду затяжного экономического кризиса, усиления конкуренции в мире, интенсивного развития производительных сил и необходимости оперативного реагирования организаций на постоянные изменения окружающей среды, значительно возрастает роль нематериальных активов предприятия - в первую очередь знаний, умений, навыков и опыта, которыми обладает персонал. А, следовательно, остро встает вопрос обучения. Из категории предпочтительных задач профессиональное развитие сотрудников переходит в категорию настоятельной необходимости. Большую роль здесь может сыграть превращение организации в самообучающуюся.

Принципы построения самообучающейся компании в том или ином объеме реализованы такими компаниями, как, Hewlett Packard, Procter & Gamble, Shell International, Ford, Harley-Davidson, Federal Express, Intel, Apple Computer, Polaroid, Johnson& Johnson и многими другими.

Концепция самообучающейся организации не имеет универсального определения. напр. П. Се нге (Senge, 1990) описывал самообучающуюся организацию как организацию, «где сотрудники непрерывно расширяют свои возможности, помогающие им добиваться нужных результатов, где вырабатываются новые способы мышления, где свободно распространяются коллективные стремления, и где сотрудники непрерывно учатся тому, как осуществлять совместное обучение», а по мнению Педлера и его соавторов (Рedler et al, 1991) – это «организация, которая способствует обучению всех своих сотрудников и сама постоянно меняется».

Несмотря на очевидное разнообразие определений и толкований зарубежными исследователями, в основе идеи самообучающейся организации лежат два основания:

1) компании подвергаются быстрым изменениям как извне, так и изнутри, и их руководители должны быть готовы к неожиданностям. Для этого в компаниях нужно проводить непрерывное проактивное обучение, которое является необходимым условием эффективности, а, следовательно, успешности и конкурентоспособности;

2) каждая компания или организация в состоянии учиться и должна учиться. Под обучением понимаются не обязательные курсы повышения квалификации, отдельные тренинги и семинары, а постоянное совершенствование, как каждого члена организации, так и всей организации, как единого организма.

Самообучающаяся организация – это организация, которая создает, приобретает, сохраняет, приумножает и передает знания. Она способна успешно меняться и адаптироваться к новым условиям внешней и внутренней среды. В самообучающейся организации человеческие ресурсы становятся наиболее важным фактором производительности и целью инвестиций, а обучение персонала является основой всей деятельности. Подобная организация развивается путем постоянного обмена передовым опытом и избегает повторения типовых ошибок.

 

По мнению М. Магура можно выделить 10 принципов обучающихся организаций.

1. Обучаться быстрее конкурентов.

2. Искать возможности обучения внутри организации (обмен опытом, решение проблем, распространение знаний).

3. Искать возможности обучения за пределами организации (у поставщиков и потребителей).

4. Сквозное обучение (от высшего руководства до рядовых работников).

5. Постоянно выявлять проблемы, требующие решения.

6. Создавать сценарии будущего и обучение ориентировать на эти сценарии.

7. Применять на практике то, чему научились, и учатся на основе каждодневной практики.

8. Обучаться быстрее, чем меняется внешняя среда.

9. Искать новые области для обучения.

10. Обучаемость программируется сверху



Дата: 2019-07-24, просмотров: 185.