Time-management: оптимизация использования рабочего времени руководителя.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Управление временем, организация времени, тайм-менеджмент (англ. time management) — технология организации времени и повышения эффективности его использования.

Управление временем — это действие или процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность. Этот набор включает в себя широкий спектр деятельности, а именно: планирование, распределение, постановку целей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, организация, составление списков и расстановка приоритетов.

Время – это такой же ресурс, как и люди, сырье, финансовые средства.

Успех каждого руководителя зависит не только от материально-экономических величин, но и от того, как он распоряжается самым ценным достоянием – временем. Руководитель должен сознательно и системно использовать свое время, чтобы добиваться поставленных целей.

1) ПРИЧИНЫ ДЕФИЦИТА ВРЕМЕНИ. Чтобы эффективно использовать рабочее время, прежде всего нужно знать, на что оно расходуется и почему его не хватает. Причины, по которым не хватает времени, тесно взаимосвязаны. Например, если менеджер не планирует свой рабочий день, не организует свою работу – ему не хватает времени. Причины дефицита времени заключаются в следующем:

1. Постоянная спешка. В состоянии постоянной спешки руководитель не успевает сосредотачиваться на той задаче, которую он выполняет в данный момент. Он идет по тому пути, который первым пришёл на ум, вместо того, чтобы подумать о других, возможно более рациональных способах решения данной задачи.

2. Отсутствие четкого распределения работ по степени их важности. При этом руководитель начинает заниматься наиболее легкими и приятными, не столь важными делами. В результате у него не хватает времени на решение ключевых, перспективных задач.

3. Постоянные доработки дома. Труд управляющего относится в определенной мере к интеллектуальной деятельности, поэтому трудно разделить умственные процессы, связанные с этой деятельностью на осуществляемые в рабочее и свободное время. Это приводит к проникновению рабочего времени в свободное. При этом руководитель не успевает отдыхать, что сказывается на его работоспособности и здоровье.

4. Большой поток рутинных дел, часто срочных, работа над которыми занимает много времени.

5. “Воры времени” – непредвиденные и обусловленные недостаточным планированием дела . Наиболее крупные воры времени – это телефонные звонки, незваные посетители, дела, за которые менеджер берется потому, что не может отказать в просьбе. Все это отнимает много времени и отвлекает от действительно важных дел.

6. Суетливость. Это результат плохой организованности дня, а также иногда зависит от импульсивности и особенностей человека.

7. Слабая мотивация труда. Следствием является низкая производительность, что порождает хроническую нехватку времени.

2) АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ. Чтобы правильно распределить время, необходимо точно знать, как оно расходуется в действительности. Анализ использования времени поможет выявить временные потери, показать сильные и слабые стороны практикуемого рабочего стиля. Такой анализ просто необходим, если не известно, на что вообще расходуется время, не известно, сколько времени требует выполнение тех или иных дел, не известно, какие факторы стимулируют или ограничивают работоспособность. Чтобы анализировать проблему, нужен достоверный учет времени. Самый эффективный способ учета времени – это ведение записей. Степень детализации записей должна быть такой, чтобы можно было судить о важности и необходимости каждого вида работ. Для получения наиболее объективной картины делать записи нужно в течение недели (или дольше, если необходимо).

Определив критические моменты, вредные привычки, наиболее частые ошибки рабочего стиля, так называемые поглотители времени, нужно определить их причины и выработать меры по их устранению, наиболее подходящие для данного бизнеса и конкретного руководителя.

3) САМОМЕНЕДЖМЕНТ - последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Цель – максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства. Самоменеджмент помогает выполнять работы с меньшими затратами, лучше организовать труд (следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и, значит, уменьшить спешки и стрессы.

У самоменеджмента есть определённый круг правил и функций: Постановка целей- Планирование (в т.ч. Планирование времени)-Принятие решения (установить приоритетность)-Реализация и организация (составление распорядка дня и организация трудового процесса в целях достижения поставленных целей)- Контроль- Информация и коммуникация (рациональный подход к обладанию информацией).

Управление временем касается в большей степени организации рабочего времени, чем его экономии. Менеджер должен стремиться к правильному распределению времени, исходя из личных интересов и интересов бизнеса. Нужно так использовать время, чтобы обеспечить выполнение максимального числа задач, которые в свою очередь обуславливают выполнение промежуточных задач, ведущих к реализации основной цели.


39. Характеристика социально-психологических ролей бизнесмена: предприниматель, менеджер, инвестор, лидер.

Ряд авторов, в частности Емельянов Е.Н. и Поварицына С.Е. выделяются 4 этапа развития роли Бизнесмена. Это роли Предпринимателя, Менеджера. Инвестора и Лидера. Данные роли являются теми этапами, которые последовательно должен осваивать человек, посвятивший себя бизнесу.

Предприниматель – 1я ступень на пути вхождения в бизнес. Наибол. часто человек переходит из 1 вида деятельности к иному. Т.е. чел., работающий в качестве наемного специалиста в бизнесе (торг. агент, коммерческий директор, дилер и т.п.), в какой-то момент ясное понимание того, как делается дело в этом бизнесе, позволяет ему заняться этим же бизнесом независимо от «хозяина». Он осуществляет свой шаг в предпринимательство. Несколько путей:

«Инкубаторные предприниматели». В рамках гос.программ поддержки развития предпр-ва создаются спец.центры, «бизнес-инкубаторы», в которых все желающие рискнуть и попробовать себя в этой сфере деятельности проходят предварительную подготовку и обучение, поддерж. государством в виде льготных кредитов, налоговых освобождений и т.п.

«Предприниматели по традиции» -передача дела по наследству. Бизнесмен знает о предначертанной ему судьбе, живет в атмосфере родительского или родственного бизнеса, с детства усваивает часть опыта и этику ведения дел.

«Предприниматели по природе» - выраженный «дух предпринимательства» явл. естественной предпосылкой выбора этого пути. У подобных людей в целом не больше шансов пройти этот путь дальше или успешнее, чем у других.

Для успешного выполнения своей роли сущ. общий алгоритм действий предпринимателя.

1. Определения рода занятия. 2. Наличие «начального капитала». 3. Найти рынок сбыта, т.е. найти своего клиента и продать ему товар по приемлемой для Вас цене.

Предприниматель –человек, который: добился успеха в проведении как минимум нескольких коммерческих операций, использовав собственные или заемные средства, и принял личное участие в формировании первоначального капитала коммерческого предприятия; принимает личное участие в исполнении своего дела; несет материальную ответственность за результаты своего дела; обладает правом принятия решения при выборе направлений развития дела; обладает правом распоряжаться получаемой в деле прибылью. Присутствие каждого из этих критериев необходимо для соответствия статусу Предпринимателя. Но, недостаточно для гарантированного обеспечения успеха.

По мере роста и развития бизнеса возникает необходимость в организации работы других людей –

Менеджер –новая роль, для перехода на которую Предприниматель должен пережить процесс отчуждения от своего дела, сделать свой бизнес как можно более независимым от своих собственных пристрастий и организовать его не под себя, а в максимальном соответствии с объективными требованиями ситуации, в которой находится его предприятие. В бизнесе остаются те, кто находит в себе силы и возможности для изменения своей внутренней позиции. Переход от роли Предпринимателя к роли Менеджера –многим людям для него требуется от нескольких месяцев до нескольких лет. Менеджер – управленец, руководитель предприятия, основная задача которого не сама предпринимательская деятельность, а управление данной деятельностью.

Инвестор – роль связана с появлением у владельца бизнеса свободных средств. Деньги должны работать, т.е. находиться в обороте и приносить дополнительные доходы. Возникает необходимость самостоятельного управления деньгами. Причем не просто на уровне учета доходов и расходов и точного распределения средств по имеющимся нуждам, а именно эффективное распоряжение «лишними», не требующимися существующей организации и делу деньгами. Инвестор обязан заботиться о будущих перспективах. Эффективность любых инвестиций определяется точностью долговременных прогнозов.

Когда вы становитесь Лидером в своей сфере бизнеса, вы превращаетесь в первопроходца, и теперь уже не вы, а на вас будут равняться другие.

На каждом этапе Бизнесмену приходится решать отдельные задачи, характерные для последующих или предыдущих этапов. На психол. языке принято называть «ведущей деятельностью» и «зоной ближайшего развития».

Ведущая деятельность «зона ближайшего развития» Важные категории мышления

Предприниматель:

становление и выживание дела, зарабатывание текущих средств, освоение существующих для него возможностей получения прибыли, срочное затыкание дыр интенсивно растущего предприятия управление растущим и крепнущим предприятием, что, в свою очередь, требует от него отвлечения от текущего, повседневного самостоятельного участия в проведении бизнес-операций заказы и заказчики, эффективность сделки, схемы сделок, способы максимизации прибыли от операций, опробование возможностей и др.

Менеджер

«организация организации», которая приносит ему прибыль. «ходить в атаку» со своим отделением, и обязан обеспечить эффективный выбор позиции и взаимодействие подразделений для достижения успеха. должен найти все ресурсы мощности, повысить управляемость и динамичность и, главное, обеспечить надежность управление, организационные схемы и структуры, взаимодействие подразделений, делопроизводство, организация контроля и исполнения.

Инвестор

заставить эффективно работать получаемые в его бизнесе деньги. развитые навыки регулярного менеджмента перспективность рыночных ниш и направлений, различие политик управления, бизнес-планы, перспективная оценка эффективности рисков и т.п.

Лидер

это инновации, изыскивать ходы, ниши и способы действий, не использовавшиеся ранее в этой сфере. Постоянное балансирование на грани больших выигрышей и больших потерь, внутрен. устойчивость и зрелость личности  

 




Дата: 2019-07-24, просмотров: 203.