Роль лесов в системе Киотского протокола
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Существует несколько путей снижения поступления ПГ в атмосферу, среди них реализация проектов, связанных с поглощением СО2 наземной растительностью, в частности лесом.

Группой экспертов Международного Института леса Российской академии естественных наук и Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН под руководством акад. А.С. Исаева было показано, что сохранение лесного покрова Земли, улучшение структуры лесов, повышение их продуктивности за счет лесовосстановления и лесоразведения – важнейший путь снижения поступления СО2 в атмосферу. Из всех наземных экосистем леса обеспечивают наиболее длительное (200 лет и более) крупномасштабное консервирование СО2, прежде всего в древесине. Причём главные хранители СО2 – леса высоких широт, которые депонируют СО2 не только в фитомассе древесной растительности, но и в детрите, гумусе и лесных торфах. Особенно велика роль сосновых лесов. Это обстоятельство чрезвычайно повышает роль лесов России, занимающих около 70% её территории и составляющих 22% мировых запасов лесных ресурсов. Поэтому наша страна обладает наибольшим потенциалом поглощения углерода и в конце XX века российские леса поглощали около 260 млн. т СО2 в год.

Основная часть лесов России (около 85%) представлена хвойными породами, играющими доминирующую роль в накоплении СО2. Темпы депонирования СО2 в лесных экосистемах зависят от продуктивности лесов, их состояния, состава, возраста, уровня лесохозяйственного производства, охраны и защиты лесов и т.д.

Использование потенциальных возможностей депонирования углерода лесными экосистемами (лесовосстановление и лесоразведение, реконструкция малопродуктивных насаждений, облесение деградированных сельскохозяйственных земель, рекультивация) могут увеличить объёмы депонирования СО2 лесной растительностью на 1/2 по сравнению с существующими ныне объёмами годичного депонирования.

В протоколе Киото некоторые преимущества РФ, в т.ч. большие площади лесов были учтены после жёстких дискуссий путём получения дополнительных квот на выбросы.

Опыт разработки Концепции устойчивого развития

В регионах России

Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех её регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.

Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учёт местных особенностей, предусматривающий, в частности:

- формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в т.ч. природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;

- выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населённых пунктах и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;

- осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

- развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;

- реконструкция региональной промышленной системы с учётом хозяйственной ёмкости локальных экосистем.

Важное значение может иметь разработка комплексных межрегиональных схем, охватывающих территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Программные и прогнозные документы федерального уровня должны служить ориентиром при разработке региональных программ перехода к устойчивому развитию и вместе с соответствующими правовыми актами и нормативами определять экономические условия их реализации.

Переход к устойчивому развитию предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым будет нелегко, особенно на начальных этапах. Это, в частности, осуществление хозяйственных мероприятий, преимущественно на уже освоенных территориях, и отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых ещё недостаточно изучены.

Среди регионов России активно формировалась Концепция устойчивого развития в Томской области. Здесь в 2003 г. была создана система соответствующих индикаторов, регулярно выходит специальный бюллетень «Индикатора устойчивого развития Томской области», осуществляется практическая поддержка в разработке и использовании индикаторов устойчивого развития Губернатором и другими руководителями области. Важным шагом стало перенесение индикаторов на муниципальный уровень.

Индикаторы устойчивого развития согласованы со стратегическими целями социально-экономического развития области до 2020 года. Они ранжированы на ключевые, базовые и дополнительные (табл. 24).

 

Таблица 24. Индикаторы устойчивого развития для Томской области

 

Ключевые индикаторы
ВРП на душу населения, тыс. руб./чел.
Энергоёмкость ВРП, т.у.т./ тыс. руб.
Индекс физического износа основных фондов, %
Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования, в т.ч. по структуре (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговля), % ВРП
Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями, % ВРП
Доля отгруженной инновационной продукции в общем объёме отгруженной промышленной продукции, %
Индекс развития человеческого потенциала
Бюджетные затраты на душу населения, тыс. руб./чел.
Уровень зарегистрированной безработицы, %
Истинные сбережения, млн. руб.
Общий объём загрязнения на единицу ВРП, тыс. т/млн. руб.
Количество непереработанных отходов производства и потребления, тыс. т
Дополнительные индикаторы
Объём платных услуг на душу населения, тыс. руб./чел.
Коэффициент обновления основных фондов, %
Доля работающих на малых предприятиях к экономически активному населению региона, %
Производство продукции сельского хозяйства на душу населения, тыс. руб./чел.
Реальные располагаемые денежные доходы населения, %
Покупательная способность денежных доходов населения и заработной платы, (денежные доходы; заработная плата)/ бпм
Уровень бедности, %
Число зарегистрированных преступлений на 10 000 чел. населения
Средний возраст населения, лет
Естественный прирост населения, чел. на 1000 чел населения
Ожидаемая продолжительность жизни, лет: мужчин                                                                           женщин
Детская смертность, чел. на 1000 родившихся
Новообразования на 10 000 чел населения
Доля занятых в экономике с высшим профессиональным образованием, %
Площадь особо охраняемых природных территорий, тыс. га
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, тыс. руб.
Природный капитал, млн. руб.
Выбросы в атмосферу, всего – тыс. т
Сброс загрязнённых вод, всего – млн. м3
Специфические индикаторы
Использование расчётной лесосеки, %
Истощимость запасов нефти, млн.т

С.Н. Бобылев (2011, с. 147) дал позитивную оценку приведённой системе индикаторов. По нашему мнению, она больше соответствует традиционному подходу при решении социо-эколого-экономических задач региона и, в первую очередь, экономических на текущий период времени. Но это и естественно, потому что данная система индикаторов была разработана по заказу Министерства экономического развития и торговли России. Действительными критериями устойчивого развития из этого перечня можно считать критерий «энергоёмкость» (т. у. т./тыс. руб. ВРП), который по рангу и стоит на втором месте, и критерий «стоимость природного капитала» (млн. руб.), который по важности приравнен к «выбросам» и «сбросам» загрязняющих веществ в окружающую среду и помещён по рангу в конце перечня критериев. Такое отношение к формированию совокупности критериев устойчивого развития свидетельствует о следующем.

Критерий «энергоёмкость» важен, но не он в принципе определяет устойчивое развитие. В самых развитых странах мира энергоёмкость производства в 4–7 раз ниже, чем в России, но именно эти страны (Япония, США, Англия и др.) продекларировали в Рио–92 необходимость смены существующей парадигмы развития, в т.ч. и существующей модели экономики.

Наиважнейшим критерием устойчивого развития является снижение антропогенного давления на природную среду – среду жизни человека, которое может измеряться через стоимость природного капитала. Именно видение и осознание величины изменения природного капитала может оказать решающее значение на осмысленную реализацию принципов экономически устойчивого развития.

Положительным элементом в системе критериев устойчивого развития Томской области является наличие критерия «Доля занятых в экономике с высшим профессиональным образованием», можно было бы добавить – с элементом экологической подготовки.

Большая работа по разработке системы индикаторов устойчивого развития для Кемеровской области была проведена Г.Е. Мекуш (2011).

Для оценки приоритетности социально-экономических и экологических проблем в Кемеровской области был использован социологический опрос. В рамках данного исследования не ставилась задача идентифицировать все проблемы социально-экономического и экологического характера. Поэтому предмет исследования ограничивался рядом следующих задач:

- оценить условия жизни в Кемеровской области;

- оценить значимость социальных проблем;

- оценить значимость экономических проблем;

- оценить значимость экологических проблем;

- определить проблемы, которые требуют первоочередного решения и другие.

В ходе разработки систем индикаторов устойчивого развития на региональном уровне были использованы методология и подходы, ранее апробированные в зарубежных странах, на уровне России, а также Томской, Воронежской и других областей.

Для решения поставленных задач при разработке индикаторов устойчивого развития для Кемеровской области были использованы четыре подхода/ в их ранжировании.

Система «ключевые/базовые индикаторы». Исходя из приоритетности и региональной специфики, все индикаторы были ранжированы на три группы:

- ключевые/базовые;

- дополнительные;

- специфические.

Данная система индикаторов даёт общее представление об устойчивости регионального развития. Она может быть использована как индикативный паспорт региона для межрегиональных сравнений, информирования общественности о состоянии развития основных сфер (экономика, социальная сфера, природопользование) и успешности региональной макроэкономической политики. Необходимо отметить, что подобный подход был также использован для Томской области и в других региональных исследованиях.

Система – «проблемы–индикаторы» базируется на ранжировании приоритетных проблем, которым соответствует определённый набор индикаторов. В Кемеровской области с помощью этой системы индикаторов была предпринята попытка оценить качество экономического роста (табл. 25).

 

Таблица 25.                Индикаторы качества экономического роста

для Кемеровской области

 

Проблемы Индикаторы
1. Экономический рост 1.1. Душевой доход 1.2. Инвестиции в основной капитал 1.3. Истинные сбережения
2. Реструктуризация экономики 2.1. Удельный вес инвестиций в отрасли с высокой добавленной стоимостью (качество инвестиций) 2.2. Удельный вес инновационных отраслей в структуре экономики 2.3. Удельный вес малого бизнеса в производстве ВРП 2.4. Удельный вес инвестиций в охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
3. Природоёмкость экономики 3.1. Энергоёмкость 3.2. Истощение запасов полезных ископаемых 3.3. Количество токсичных отходов 3.4. Парниковые газы 3.5. Ущерб будущей экономике 3.6. Природный капитал
4. Технологический уровень 4.1. Износ основных фондов 4.2. Коэффициент обновления основных фондов 4.3. Технологические инвестиции
5. Бюджетная обеспеченность 5.1. Фактический объём бюджетных средств и средств из внебюджетных фондов, направляемых на содержание объектов социальной и производственной инфраструктуры на 1 человека (или финансирование социально-экономического развития региона на душу населения)
6. Материальное равенство 6.1. Коэффициент Джинни 6.2. Уровень бедности
7. Состояние трудовых ресурсов 7.1. Уровень профзаболеваемости 7.2. Индекс развития человеческого потенциала
8. Занятость 8.1. Безработица

 

В табл. 22 подобный дифференцированный подход к использованию тех или иных индикаторов в зависимости от поставленных целей продемонстрирован на примере возможных показателей качества экономического роста. Выделяемые проблемы/факторы экономического роста трудно однозначно отнести к какой-то группе (экономические, экологические или социальные). Чаще всего это комплексные проблемы.

Анализ показал, что основной индикатор экономического роста – ВРП – показывает положительные тенденции, а большая часть других – отрицательные. Например, инвестиции в экономику региона оказались «некачественными», потому что более 40% направляется в угольную промышленность, истощающую природный капитал, не обеспечивающую создание физического и снижающую качество человеческого капитала.

Удельный вес инвестиций в машиностроение и металлообработку составляет менее 1%. Добавленная стоимость создаётся не за счёт наукоёмких производств, а за счёт наращивания добычи миллионов тонн угля. Последние пять лет добыча угля возрастает в среднем на 8–10 млн. т в год. Структура экономики и занятости населения не обнаруживает значимых признаков реструктуризации. Ухудшается состояние трудовых ресурсов – как по состоянию здоровья, так и по продолжительности жизни.

Система индикаторов «Тема – подтема – индикатор» базируется на принципах, разработанных комиссией по устойчивому развитию ООН. Система индикаторов показывает состояние и качество использования природно-ресурсного потенциала. По всем средам – атмосфера, гидросфера, земля и др. – были предложены наборы индикаторов, отражающих состояние природных ресурсов в связи с усиливающейся антропогенной нагрузкой на территорию.

Эта система индикаторов призвана показать ограничения экономического развития со стороны истощения природного капитала. Интересными с точки зрения последних событий (ратификация Киотского протокола и повышенный интерес инвесторов к месторождениям угля) оказались индикаторы по парниковым газам и истощению разведанных запасов угля – основного регионального продукта. Увеличение добычи угля за последние три года сопровождается увеличением в 1,5 раза выбросов метана и в 1,6 раза выбросов углекислого газа. За 1990-е годы худшие черты экологического облика Кемеровской области обострились.

По мере износа основных и природоохранных фондов и ухудшения социально-психологической обстановки всё большую опасность представляют объекты потенциального экологического риска. За эти годы снизился уровень реальных экологических угроз (выбросы и сбросы загрязняющих веществ), но возросли угрозы потенциальные (скопление метана в горных выработках, бесхозные гидротехнические сооружения и др.).

Другим важным индикатором стал показатель обеспеченности разведанными запасами угля. Так, по оценкам экспертов, непростая ситуация сложится вокруг высоко востребованных углей «экспортной» марки – уже через 15 лет можно ожидать практически двукратного снижения производственных мощностей по их добыче, а к 2045 г. – практически полного выбытия.

В последние годы добыча угля превышает прирост запасов за счёт геологоразведки. Оба индикатора показывают угрозу экономической безопасности региона и снижения в перспективе его инвестиционной привлекательности.

Особый интерес вызывает группа интегральных индикаторов, на наш взгляд, отражающих устойчивость развития в целом, – это «истинные сбережения» и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Расчёт этих индикаторов, предложенных ООН и Всемирным банком, очень широко используется во многих странах, а также адаптирован к отдельным регионам и к России в целом. Количественно они определены и для Кемеровской области. Показатели «истинных сбережений» для Кемеровской области, рассчитанные Г.Е. Мекуш (2011), демонстрируют отрицательные тенденции в устойчивости региона.

Индекс развития человеческого потенциала как интегральный показатель появился в 1990 г. с Докладами ООН о человеческом развитии и по популярности значительно превзошёл все другие показатели уровня качества жизни. Компонентами для расчёта ИРЧП являются: индекс дохода (ВВП на душу населения), индекс долголетия (ожидаемая продолжительность жизни) и индекс образования (грамотность и доля учащихся среди детей и молодёжи в возрасте от 6 до 23 лет). В Кемеровской области ИРЧП составляет 0,734 (РФ – 0,763).

Анализ характеристик человеческого развития показывает необходимость стабилизации экономики Кемеровской области, слабую адаптированность к новым экономическим условиям и необходимость значительного усиления внимания к вопросам здоровья населения.

По заключению Г.Е. Мекуш (2011, с. 213), система индикаторов устойчивого развития демонстрирует антиустойчивые тенденции в развитии региона, игнорирование интересов будущих поколений, а причиной тому являются жёсткое закрепление сырьевой специализации Кемеровской области в межрегиональном разделении труда, ложный подход «рост сейчас, очищение – потом».

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 187.