Киотский протокол (КП) впервые в истории международных соглашений в области окружающей среды ввёл рыночные отношения в качестве основы для реализации мероприятий по снижению выбросов парниковых газов (ПГ) – были установлены пределы суммарных антропогенных выбросов для каждой страны, ратифицировавшей Протокол. При этом разрешена коммерческая переуступка своих прав на выбросы (квот), которые могут приобретаться или передаваться другим странам.
Кроме задачи смягчить, а в некоторых случаях полностью компенсировать ущерб от последствий глобального потепления климата, Киотский протокол имеет большое геополитическое значение. Он открывает новые формы межгосударственных отношений, а России, ратифицировавшей КП, позволяет войти в систему глобального международного сотрудничества в области политических и социально-экономических проблем [1].
На первом этапе реализации Киотского Протокола (до 2012 г.) Россия не будет расплачиваться за выбросы ПГ, напротив, может реализовать «недовыбранные» квоты на выбросы, т.к. по оценкам ведущих экспертов от Минэкономразвития, Института энергетических исследований РАН и др., к 2008–2012 гг. выбросы России не превысят базового рубежа 1990 г (Ануфриев, Чазов, 2006).
Более того, представители ряда организаций (Центра экологической политики, Высшей школы экономики и др.) считают, что Россия на первом этапе осуществления КП не только не превысит квот на выбросы, а, напротив, в 2008-2012 гг. суммарные выбросы, установленные Протоколом (2370 млн. т), не будут достигнуты, а составят лишь около 86% указанной величины (при условии устойчивого экономического роста и даже при отсутствии специальных мер).
Однако нет полной уверенности в прогнозах размеров выбросов ПГ в период 2008–2012 гг., особенно в их динамике от автомобильного транспорта. Например, в 2005 г. в Москве трёхмиллионный автопарк производил ежегодно 830 тысяч тонн выбросов в атмосферу. Для сравнения, все промзоны города, ТЭЦ, районные тепловые станции и котельные выбрасывают в год 170 тысяч тонн загрязняющих веществ, т.е. почти в 5 раз меньше. Учитывая нерегулируемый рост автопарка и неразработанность конкретных мероприятий по снижению от него выбросов, прогнозируемые выбросы могут оказаться значительно выше, как и по стране в целом. Это свидетельствует о возможном превышении пороговых величин выбросов и отсутствие гарантий квот на выбросы. В случае превышения Россией уровня выбросов 1990 г. потребуются большие затраты. Штраф за превышение составляет 40 евро за 1 тонну выбросов.
После 2012 г. обязательства России по Киотскому протоколу требуют ограничения выбросов ПГ, что возможно в первую очередь путём перевооружения производств, создания эффективных технологий, осуществления мер по энергосбережению, развитию нетрадиционных источников энергии и т.д.
В настоящее время не прекращается дискуссия – не являются ли обязательства России по КП ограничителями её экономического роста? Большая часть исследователей этой проблемы считает, что мероприятия по выполнению Россией обязательств КП – ограничения выбросов ПГ, не только не должны тормозить экономическое развитие страны, но напротив, стимулировать технический прогресс в промышленности, развивать экологически чистое по сравнению с традиционными технологиями производство электроэнергии и т.д.
Начальный этап выполнения Россией обязательств по КП – инвентаризация выбросов ПГ, оценка роли отдельных видов производств в выбросах для выявления потенциала их сокращения, т.е. отладка системы мониторинга выбросов ПГ, в первую очередь в энергетике – главном поставщике СО2, и контроль за использованием органического топлива в употребляющих его производствах. Необходим также соответствующий нормам КП учёт сокращения выбросов ПГ.
Выполнение мониторинга ПГ по европейским стандартам ставит государства, подписавшие КП, в жёсткие рамки обязательных процедур, выполнение которых представляет определенные сложности. Европейские государства уже столкнулись с аналогичными трудностями в связи с реализацией единой водной политики на всей территории стран – участников ЕС. По данным Интернета продемонстрированы сложности осуществления совместных действий на жёсткой правовой основе большим числом исполнителей – стран с различным уровнем развития экономики и разными национальными водными и другими законодательствами. [http://www.iksr.de]. С аналогичными трудностями сталкивается РФ при выполнении заданий КП.
Обязательства России по Киотскому протоколу
На конференции в Марракеше в 2001 г. был принят пакет юридических документов, определяющих правила и процедуры выполнения странами обязательств по сокращению и стабилизации выбросов ПГ в рамках КП. После установления «правил игры» на международном уровне усилия были перенесены на национальный уровень.
После ратификации КП в России необходимо было создать национальный орган, имеющий достаточные полномочия для организации национальной системы учёта выбросов ПГ, ведения национального регистра квот на выбросы ПГ и для представления отчётности на международном уровне о выполнении Россией своих обязательств.
Правительством Российской Федерации был принят комплексный план действий по реализации КП. Этот план рассматривается в качестве основы национальной климатической стратегии и политики РФ до окончания первого периода КП, то есть до 2012 г.
План предусматривает пять основных направлений деятельности правительства по выполнению обязательств по КП, включающих целую серию мероприятий. В нём также указаны ответственные министерства и ведомства, количественные показатели эффективности выполнения поставленных задач и сроки их выполнения. Из пяти направлений действий Плана отметим с нашей точки зрения важнейшие, первоочередные мероприятия, невыполнение которые создает барьеры на пути реализации всего Плана действий. Это – снижение энергоёмкости ВВП, увеличение в энергобалансе доли возобновляемых источников энергии, интенсификация поглощения СО2 в лесном и сельском хозяйстве, разработка механизмов квотирования, расширение научно-исследовательских работ по анализу влияния изменения климата на окружающую природную среду и экономику и предотвращению неблагоприятных последствий, утверждение основных нормативно-правовых и инструктивно-методических документов, необходимых для реализации обязательств по КП, международное сотрудничество и, наконец, создание национальной системы оценки антропогенных выбросов ПГ и ежегодное представление в органы КП кадастра их данных.
Необходимо отметить, что перечисленные и другие мероприятия по осуществлению Плана действий не являются новыми начинаниями. Многие исследования по влиянию выбросов ПГ на климат, оценка экологического и экономического ущербов и разработка мер по их предотвращению, осуществляются в рамках действующих Федеральных программ. Так, поглощение российскими лесами ПГ по международным методикам проводится уже с начала 2005 г. по заказу Министерства природных ресурсов РФ, ряд мероприятий в области энергетики содержится в программе «Энергоэффективная экономика» и т.д.
Была также создана Межведомственная комиссия по координации действий, подготовлены основные нормативно-правовые и методические документы для осуществления КП на национальном уровне и др.
В настоящее время проблема глобального потепления из фазы публичных обсуждений перешла к осуществлению конкретных действий, направленных в первую очередь на учёт ПГ и составление Государственного доклада, который передается 1 раз в три года в Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Основными разделами доклада являются учёт и прогноз выбросов ПГ, меры по их снижению, адаптационные мероприятия и др.
Работа по подготовке кадастра выбросов ПГ, национального сообщения и доклада в едином формате отчётности началась в 2005 г. Но высказывались опасения о возможности завершения всей работы в срок и в соответствии с международными требованиями. Между тем, в случае непредоставления доклада в органы КП и РКИК ООН и отсутствия его утверждения международной экспертной группой, страна может лишиться национальной квоты, необходимой для участия в торговле квотами на выбросы.
Напомним, Киотским Протоколом контролируется шесть газов (или группы газов) - диоксид углерода (СО2), метан (СН4), закись азота (N2O), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), гексафторид серы (SF6). Данные о них выражаются в эквиваленте СО2. Существенную часть ПГ составляет самый распространённый парниковый газ — водяной пар, вклад которого в парниковый эффект превышает вклад СО2. Однако водяной пар не рассматривается в Протоколе ввиду его преимущественно природного происхождения, сложности контроля и отсутствия данных о росте концентраций в атмосфере.
Выбросы СО2 составляют более 99% выбросов парниковых газов в электроэнергетике. Крупнейшим поставщиком парниковых газов являлась РАО «ЕЭС России» — одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Доля выбросов этой компании составляла около 30% общего количества российских и 3% мирового выбросов углекислого газа.
РАО «ЕЭС России» – первая из российских компаний, которая занялась вопросами управления выбросами ПГ, провела по международным стандартам инвентаризацию выбросов во всех своих региональных подразделениях и учредила энергетический углеродный фонд.
Большое значение имеет выполненный в этой компании подсчёт выбросов от системы её тепловых станций с учётом физико-химических характеристик используемых в России органических видов топлив и технологий их сжигания [4]. С этой целью ведущими научно-исследовательскими институтами в РАО «ЕЭС России» в конце девяностых годов прошлого века было произведено установление выбросов четырёх парниковых газов за период 1990–1997 гг. по данным 357 тепловых электростанций России. Позже инвентаризация парниковых газов была дополнена данными за 1998–2002 гг., а также учтены выбросы от вспомогательных производств и транспорта (силами энергетического углеродного фонда).
Важным является вопрос о готовности в целом частного российского бизнеса к мероприятиям по снижению выбросов ПГ, введению новых и учреждению существующих стандартов и нормативов в тех видах хозяйственной деятельности, которые прямо или косвенно приводят к выбросам ПГ. Между тем, уровень осведомленности о механизмах реализации обязательств по КП у многих компаний ещё недостаточно высок, хотя большинство из них признали неизбежность и полезность учёта выбросов.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.