1 Скрыпник Н. Уголовная политика Советской власти. Харьков, 1924. С. 21.
2 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР
1917-1952 гг. М., 1953. С. 204.
Цазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 481
ся в отношении лиц, совершивших общественно опасные действия или «представляющих опасность по своей связи с преступной средой или своей прошлой деятельности».1
Статья 9 УК РСФСР 1926 г. о целях применения мер социальной защиты практически соответствовала ст. 8 УК РСФСР 1922 г., кото рая также определяла цели применения подобных мер.
Практика применения мер социальной защиты к лицам, признанным хотя и не виновными в совершении преступлений, но «со циально опасными», возникшая с принятием Основных начал 1924 г., стала еще более широкой после принятия УК РСФСР 1926 г.
Так, изданное в 1934 г. Постановление ЦИК и СНК СССР «Об особом совещании при народном комиссаре внутренних дел СССР» предусматривало возможность применения мер социальной защиты в отношении лиц, признанных общественно опасными (ссылку и вы сылку под гласный надзор на срок до 5 лет, заключение в исправи тельно-трудовых лагерях на срок до 5 лет, высылку из пределов СССР для иностранцев).2
В период культа личности Сталина внесудебные репрессии при менялись достаточно широко (о чем более подробно еще будет ска зано в дальнейшем). Они прекратились лишь после смерти Сталина, хотя практика применения уголовных репрессий к лицам, не при знанным виновными в совершении определенных преступлений, бы ла признана противоречащей закону Пленумом Верховного Суда СССР уже в 1946 г.3
Начиная со второй половины 30-х годов в теории уголовного права утвердилось мнение, что отказ от термина «наказание» и замена его термином «меры социальной защиты» не является обоснован ным. Последний термин неудачен, поскольку:
1) он создает впечатление о чисто оборонительном, защитном
характере наказания;
2) термин «наказание» содержит элемент порицания, который
отсутствует в термине «мера социальной защиты», но необходим для
правильного понимания репрессии;
1 Там же. С. 257.
] Собрание законодательства. 1935. № 11. С. 84.
Сборник действующих постановлений Пленума Верховного Суда СССР. ^24-1957. М., 1958. С. 55-56.
1бЗак 3290
482 Глава IV
3) термин «мера социальной защиты» малопонятен для населе ния, и потому его употребление наносит ущерб общепревентивному характеру применяемых мер, с точки зрения их восприятия обществом.1
Официально термин «наказание» в отечественном законодательстве был восстановлен с принятием постановления ВЦИК СССР от 8 июня 1934 г. «О дополнении Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) статьями об измене Родине».
В дальнейшем термин «меры социальной защиты» уже не использовался законодателем.
Важным представляется рассмотрение вопроса о системе и видах наказания. Можно согласиться с мнением, что «система наказаний в уголовном праве имеет важное политическое значение, ибо репрессия в руках государственной власти является мощным оружием в борьбе с посягательствами на господствующий общественно-политический строй или правопорядок, угодный и выгодный господствующему классу».2
Дата: 2019-07-24, просмотров: 260.