Муниципальное право Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Муниципальное право.

Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление как основа конституционного строя России, и его место в системе народовластия.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

 Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

МСУ в РФ составляет одну из основ конституционного строя. Это соответствует «Европейской хартии местного самоуправления», в соответствии с которой принципы МСУ должны быть признанными во внутреннем законодательстве государства, а по возможности и Конституции. Конституция РФ не только признает, но и гарантирует МСУ. Государственные гарантии призваны обеспечить население муниципального образования бесприпятственным управлением местными делами в главе VIII Конституции РФ. Данные положения закреплены в ст. 12, 139 – 133 Конституции Российской Федерации.

Права граждан на осуществление местного самоуправления.

Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Муниципальное право как учебный предмет (система, источники).

Муниципальное право как учебная дисциплина является обязательной для изучения на всех юридических факультетах в соответствии с ФГОС.

Задачей МП являются:

а) изучение принципов и организации деятельности ОМСУ,

б) изучение российского дореволюционного и зарубежного опыта МСУ государств с давними традициями МСУ,

в) изучение территориальных, финансово-экономических, организационных и других основ МСУ,

г) изучение основных форм и методов деятельности МСУ,

д) изучение законодательства всех трех уровней правового регулирования( федерального, регионального, муниципального) о МСУ,

е) выработка практических навыков применения законодательства о МСУ.

Средства финансовой помощи местным бюджетам.

Опрос граждан.

Опрос граждан представляет собой форму выявления мнения населения всего или части территории муниципального образования (в подъезде многоквартирного жилого дома, в многоквартирном жилом доме, на территории группы жилых домов, микрорайона, улицы, на иной территории проживания граждан) для его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Опрос граждан проводится по инициативе:

· 1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – по вопросам местного значения;

· 2) органов государственной власти субъектов РФ – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Для выявления мнения жителей может быть вынесен любой вопрос (вопросы), непосредственно затрагивающий интересы граждан по месту их проживания, в том числе относящийся к сфере: бытового, торгового, медицинского, общеобразовательного, культурного, транспортного и иного обслуживания населения; благоустройства, озеленения, обустройства территории; использования дворовых территорий и территорий микрорайонов; осуществления инвестиционных проектов на соответствующей территории; размещения сооружений для удовлетворения культурных, духовных и других потребностей населения; развития местной инфраструктуры.

Содержание вопроса, выносимого на опрос, не должно противоречить действующему законодательству, а его формулировка должна исключать его множественное толкование (т.е. должна предполагать однозначный ответ) и, соответственно, неопределенность правовых последствий принятого в результате опроса решения.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Жители участвуют в опросе на равных основаниях; каждый участник опроса обладает одним голосом и участвует в опросе непосредственно. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в опросе в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям запрещаются. Участие в опросе является свободным и добровольным. В ходе опроса никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждений или отказу от них.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Подготовка, проведение и установление результатов опроса осуществляются на основе принципа законности, открытости, гласности, объективности, научной обоснованности, строгого письменного учета результатов опроса и возможности их проверки.

Проведение опроса может быть тайным или поименным и проводиться в течение одного или нескольких дней. Тайный опрос проводится по опросным листам в пунктах проведения опроса. Поименный опрос по опросным листам проводится в пунктах проведения опроса и (или) по месту жительства (работы) участников опроса. Тайный или поименный опрос может также проводиться на собраниях жителей, в общественных и иных организациях по месту работы.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

· 1) дата и сроки проведения опроса;

· 2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

· 3) методика проведения опроса;

· 4) форма опросного листа;

· 5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Подготовку и проведение опроса осуществляет комиссия по проведению опроса, которая формируется из числе представителей депутатов представительного органа, администрации муниципального образования, органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, муниципальных предприятий и учреждений, общественных объединений, действующих на территории муниципального образования, в зависимости от вопроса, выносимого на опрос. Комиссия организует исполнение норм устава муниципального образования и нормативного правового акта представительного органа муниципального образования об опросе граждан, обеспечивает заблаговременное оповещение жителей города о проведении опроса, организует изготовление опросного листа, составляет списки участников опроса (при проведении отрытого поименного опроса) и список лиц, осуществляющих сбор подписей, устанавливает и обнародует результаты опроса, передает результаты опроса его инициатору, взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, средствами массовой информации, а также осуществляет иные возложенные на нее полномочия.

В опросном листе должен содержаться точно воспроизведенный текст вынесенного на опрос вопроса (вопросов) и указываются варианты волеизъявления словами "За" или "Против", под которыми помещаются пустые квадраты. При вынесении на опрос нескольких вопросов они включаются в один опросный лист, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи или какого-либо пункта, вынесенного на опрос проекта нормативного правового акта, также последовательно нумеруются.

Опросный лист, применяемый для поименного голосования, должен иметь свободное место для внесения данных о голосующем и содержать разъяснение о порядке его заполнения.

Опрос должен проводиться в удобное для граждан время, чтобы для каждого жителя муниципального образования обеспечивалась реальная возможность выразить свое мнение по поводу вынесенного на опрос вопроса.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

· 1) за счет средств местного бюджета – при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

· 2) за счет средств бюджета субъекта РФ – при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.

В настоящее время Федеральный закон № 131-ФЗ не определяет единых принципов проведения опроса и исходит из того, что соответствующая методика устанавливается в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса. Это не исключает предвзятого подхода к организации опроса с ориентацией на "нужный" результат. Принципы объективности, репрезентативности, научной обоснованности, достоверности полученных результатов опроса должны получить прямое законодательное закрепление.

Публичные слушания.

Публичные слушания – форма реализации прав населения муниципального образования(общественности) на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправленияпосредством проведения собрания для публичного обсуждения проектов нормативных правовых актовмуниципального образования и других общественно значимых вопросов

Согласно ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

На публичные слушания должны выноситься следующие проекты и вопросы:

· проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;

· проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

· проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

· вопросы о преобразовании муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Обычно орган местного самоуправления, принявший решение о проведении публичных слушаний, публикует объявление о проведении публичных слушаний в официальном печатном средстве массовой информации. В данном объявлении указываются вопросы, выносимые на публичные слушания, а также время и место их проведения. Если на публичные слушания выносится проект муниципального правового акта, в объявлении должен быть определен порядок ознакомления граждан с этим проектом правового акта. Нередко орган местного самоуправления, принявший решение о проведении публичных слушаний, назначает председательствующего на публичных слушаниях. Председательствующий ведет публичные слушания, организует ведение протокола слушаний и подписывает его, а также представляет итоговый документ публичных слушаний. При проведении публичных слушаний всем их участникам должны быть предоставлены равные возможности для выражения своего мнения.

Цели ведения регистра:

· обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов;

· учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов (далее – муниципальные акты);

· реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о муниципальных актах;

· создания условий для получения информации о муниципальных актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Регистр ведется в электронном виде на русском языке.

Организация и ведение Регистра осуществляется структурным подразделением уполномоченного органа исполнительной власти Камчатского края - Главным правовым управлением Губернатора и Правительства Камчатского края (далее - Правовое управление) на основании статьи 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 201 "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов в Камчатском крае.

Формирование Регистра начато с 1 января 2009 года.

Подготовка, вступление в силу, отмена или приостановление действия муниципальных правовых актов.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Приведенная норма позволяет увидеть особенности субъектов правотворческой инициативы на муниципальном уровне.

Во-первых, в ней назван определенный круг таких субъектов, значит, на муниципальном уровне их тоже надо указать в соответствующих актах - это депутаты, глава муниципального образования, глава местной администрации, органы ТОС, инициативные группы граждан. Конечно, в устав муниципального образования потребуется внести некоторые добавления и уточнения, например, если будут созданы в данной муниципальной единице "иные выборные органы местного самоуправления", надо включить в круг субъектов правотворческой инициативы. Для инициативных групп, упомянутых в Федеральном законе, на местном уровне придется как минимум определить порядок их создания и численность.

Во-вторых, поскольку ч. 1 ст. 46 Закона 2003 г. допускается наделение возможностями правотворческой инициативы иных субъектов, установленных муниципальным уставом, это оставляет свободу соответствующего усмотрения на местном уровне.

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Таким образом, правовые отношения, связанные с принятием муниципальных правовых актов и местным правотворчеством, в значительной мере регламентируются актами муниципальных образований: уставами, регламентами органов местного самоуправления и другими правовыми актами, принимаемыми органами и должностными лицами местного самоуправления.

В планы нормотворческой деятельности органов местного самоуправления обычно не вписываются правовые акты, инициированные жителями в порядке правотворческой инициативы. В правовых актах порядок реализации такового рода инициатив регламентируется в особом порядке, который предполагает внеочередное включение проекта соответствующего нормативного акта в повестку представительного органа, с тем чтобы успеть рассмотреть муниципальный правовой акт, внесенный в порядке правотворческой инициативы граждан, в трехмесячный срок, обозначенный в ч. 2 ст. 26 Федерального закона 2003 г.

В настоящее время подлежат корректировке ранее принимавшиеся муниципальные правовые акты, закрепляющие порядок рассмотрения и принятия проектов местного бюджета и отчета о его исполнении, проектов планов и программ развития муниципальных образований, а также вопросов преобразования муниципальных образований, поскольку принятие решений по этой группе вопросов не может состояться без прохождения процедуры публичных слушаний, предусмотренной ст. 28 Федерального закона 2003 г.

В целом же подготовка муниципальных правовых актов выглядит следующим образом. С учетом того, чей это будет акт, субъект правотворческой инициативы вносит соответственно главе представительного органа, главе местной администрации предложение о принятии нормативного правового акта.

Вопрос о принятии или отклонении правотворческой инициативы, если она адресована представительному органу муниципального образования, решается этим органом по представлению соответствующей постоянной комиссии в течение определенного срока с момента поступления такой инициативы. В случае принятия (одобрения) инициативы начинается более квалифицированная подготовка проекта нормативного правового акта, которая включает уточнение его названия и целей, концепции и структуры, а также формулировок отдельных статей, частей, пунктов.

Подготовка проекта муниципального правового акта возлагается на постоянные комиссии представительного органа, специалистов профильных подразделений различных органов местного самоуправления, в том числе и местной администрации. Если это акт местной администрации, подобными вопросами занимаются подразделения ее аппарата, однако может быть получено мотивированное заключение профильных постоянных комиссий представительного органа муниципального образования.

К подготовке проекта муниципального правового акта могут привлекаться на договорной основе авторские коллективы из числа ученых и практиков в данной области. Для разработки проекта правового акта по наиболее важным направлениям деятельности муниципального образования может быть создана рабочая группа из представителей нескольких постоянных комиссий, специалистов администрации, ученых, учреждений, общественных организаций. Нормотворческий орган может также заказать на договорной основе подготовку проекта муниципального правового акта определенному научному учреждению или авторскому коллективу.

К проекту нормативного правового акта предъявляются определенные требования, связанные с языком акта, структурой, техническим оформлением и реквизитами. Текст должен быть изложен простым и ясным языком. В случае применения малоизвестных специальных терминов надо давать их пояснения. Структура акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. В проекте указываются правовые средства его реализации, источники финансирования, контроля и т.д. Если в проектах приводятся карты, схемы, образцы документов, таблицы, они должны оформляться в виде приложений. Техническое оформление текста проекта и приложений к нему производится с применением электронной версии.

Рассмотрение проекта муниципального правового акта в представительном органе проходит по определенной процедуре. Обычно оно начинается с доклада разработчика и содоклада председателя постоянной комиссии, отвечающей за подготовку проекта. В докладе и содокладе обосновываются необходимость принятия данного проекта, его концепция, а также предложения по принятию или отклонению поступивших поправок. С целью выявления мнения в связи с обсуждаемым проектом проводятся прения, в которых участвуют - в соответствии с регламентом представительного органа - и депутаты, и другие заинтересованные в судьбе проекта лица. Высказанные в ходе обсуждения замечания и предложения ставятся на голосование и в случае одобрения депутатами вносятся в текст проекта в виде поправок.

Если в представительном органе муниципального образования обсуждается проект муниципального нормативного правового акта, процедура может состоять из одного, двух или трех чтений. Первое чтение включает в себя представление проекта, его обсуждение и завершается голосованием по решению об одобрении концепции проекта и о принятии его за основу. Если проект принимается в первом чтении, представительный орган определяет сроки подачи замечаний и предложений по проекту и вынесения его на второе чтение. Второе чтение заключается в рассмотрении замечаний и предложений к проекту. Третье чтение предназначено для рассмотрения замечаний и предложений по проекту и принятия его в целом. Продолжительность перерывов между чтениями не может превышать двух месяцев.

Подобная процедура (она напоминает законодательный процесс в Государственной Думе или парламенте субъекта РФ) на уровне муниципальных образований используется не часто. Ненормативный акт обычно принимается в ходе одного заседания.

Представительный орган вправе принять решение об опубликовании проекта в печати в целях его обсуждения жителями и учета их замечаний и предложений. Он может отклонить проект в целом либо принять решение о его доработке и вынесении на следующее заседание представительного органа.

Муниципальные акты регулируют вопросы, связанные с подписанием и обнародованием муниципального правового акта, принятого представительным органом. Например, в соответствии с упоминавшимся выше Порядком подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Тюмени документ в течение пяти дней направляется на подпись главе муниципального образования, который в течение 10 дней либо подписывает правовой акт и публикует его, либо возвращает в представительный орган со своими замечаниями. Представительный орган вправе оставить правовой акт в прежней редакции, если за него проголосует не менее двух третей от общего состава депутатов. В этом случае глава муниципального образования обязан подписать его в трехдневный срок.

Процедура принятия и вступления в силу правовых актов главы муниципального образования, главы местной администрации, более проста. После подписания акта соответствующим лицом он вступает в силу в сроки, установленные самим документом.

Вместе с тем есть общие требования к муниципальным правовым актам. Реквизиты правового акта включают наименование формы акта, заголовок, дату принятия и его номер, подпись главы муниципального образования. Муниципальный правовой акт, затрагивающий права и законные интересы жителей, подлежит обязательному опубликованию в полном объеме. Такой акт вступает в законную силу, как правило, по истечении 10 дней после официального опубликования. Иные муниципальные правовые акты вступают в законную силу после подписания их главой муниципального образования, если в самом акте не предусмотрен иной срок. Нормативные правовые акты о налогах и сборах согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона 2003 г. вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ (в указанном Кодексе предусмотрено, что местные налоги и сборы, так же как и порядок их уплаты, льготы по ним устанавливаются, в развитие норм законодательства, правовыми актами только представительных органов муниципальных образований).

В соответствии со ст. 48 Закона 2003 г. муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено принявшим органом, должностным лицом местного самоуправления или судом. Отмена может иметь место как по инициативе самого органа или должностного лица, так и в результате принесения протеста или представления прокурора.

Оспаривание муниципальных правовых актов в судебном порядке происходит в соответствии с положениями гл. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ. С заявлением в суд о признании недействительным нормативного акта местного самоуправления полностью или в части могут обращаться гражданин, организация, по мнению которых акт нарушает их права и свободы, а также прокурор, если считает, что акт противоречит актам большей юридической силы. С аналогичным заявлением могут обратиться в суд также органы и должностные лица государственной власти и местного самоуправления, считающие данный акт незаконным, в том числе и вторгающимся в их компетенцию. Если суд установит, что правовой акт местного самоуправления противоречит акту большей юридической силы, по решению суда действие оспоренного акта прекращается полностью или в соответствующей части со дня принятия акта или иного указанного судом времени. Такое решение влечет утрату силы и других муниципальных актов, изданных на основе оспоренного акта или воспроизводящих его содержание. Решение суда о признании муниципального правового акта недействующим подлежит опубликованию в официальном издании, в котором был напечатан оспоренный муниципальный правовой акт.

Что касается возможности приостановления действия муниципального правового акта принявшим его органом, должностным лицом местного самоуправления, а также судом, то применительно к суду нет четких процессуальных механизмов реализации закрепленных в ст. 48 Федерального закона 2003 г. полномочий по приостановлению актов местного самоуправления. Действующий Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (ст. 4) предоставляет право суду, принявшему к рассмотрению жалобу, по своей инициативе или по просьбе гражданина приостановить исполнение обжалуемого решения. Однако эта норма не получила развития в Гражданском процессуальном кодексе РФ.

Отменять и приостанавливать муниципальные правовые акты могут также органы государственной власти в той части, где речь идет об исполнении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Это право государственных органов вытекает из ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, в которой говорится, что реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Муниципальное право Российской Федерации

 

 

Саратов – 2019

 

1. Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление как основа конституционного строя России, и его место в системе народовластия.

2. Права граждан на осуществление местного самоуправления.

3. Муниципальное право как отрасль права России (понятие, система, источники). Соотношение норм муниципального права с нормами других отраслей права.

4. Понятие, предмет и методы правового регулирования отрасли муниципального права РФ.

5. Муниципальное право России как наука (система, источники).

6. Муниципальное право как учебный предмет (система, источники).

7. Принципы муниципального права Российской Федерации.

8. Функции местного самоуправления в Российской Федерации.

9. Характеристика англосаксонской модели местного самоуправления.

10.Характеристика континентальной модели местного самоуправления.

11.Характеристика местного самоуправления Германии.

12.Характеристика структур местного самоуправления Древней Руси.

13.Характеристика сельского самоуправления по манифесту 1861 года. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России (1864-1892 гг).

14.Основные теории развития местного самоуправления.

15.Развитие местного самоуправления и системных подходов к нему в современный период (1991 – по настоящее время).

16.Приватизация муниципального имущества (основные способы).

17.Муниципальное имущество. Понятие, состав и целевое предназначение.

18.Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

19.Понятие и значение местного бюджета. Бюджетный процесс (основные стадии).

20.Налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов.

21.Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

22.Понятие должностного лица, выборного должностного лица, лица замещающего муниципальную должность. Порядок их замещения и соотношение понятий.

23.Межмуниципальное сотрудничество.

24.Средства финансовой помощи местным бюджетам.

25.Органы местного самоуправления как юридические лица. Общая характеристика порядка их государственной регистрации.

26.Формы прямого участия населения в осуществлении местного самоуправления. Общая характеристика и их место в системе местного самоуправления.

27.Местный референдум (общая характеристика и стадии проведения).

28.Выборы депутатов и должностных лиц в органы местного самоуправления (организация, порядок и стадии проведения).

29.Правовой статус избирательных комиссий в муниципальных выборах.

30.Статус фракций представительного органа.

31.Избирательные фонды, агитация, подведение итогов выборов признание выборов недействительными или не состоявшимися.

32.Сход граждан, виды сходов и их характеристика.

33.Собрания и конференции граждан, их виды.

34. Правотворческая инициатива граждан (понятие, процедура).

35.Опрос граждан.

36.Обращение граждан в органы местного самоуправления.

37.Ответственность депутата и выборного должностного лица перед населением. Голосование по отзыву депутатов и других выборных должностных лиц (основания и порядок проведения).

38.Основания, порядок и способы выявления мнения населения по вопросу изменения границ и преобразования муниципального образования. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования.

39.Публичные слушания.

40.Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.

41.Территориальное общественное самоуправление.

42.Прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления. Акты прокурорского реагировании.

43.Внешний и внутренний контроль в системе местного самоуправления.

44.Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством.

45.Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.

46.Удаление главы муниципального образования в отставку.

47.Система правовых актов органов местного самоуправления. Характеристика и виды. Реестр муниципальных правовых актов. Федеральный регистр муниципальных нормативно-правовых актов.

48.Устав муниципального образования (общая характеристика, основные положения).Регистрация устава муниципального образования, проверка в органах юстиции.

49.Подготовка, вступление в силу, отмена или приостановление действия муниципальных правовых актов.

50.Система и структура органов местного самоуправления. Модели организации системы органов.

51.Муниципальный район как вид муниципального образования. Формы взаимодействия органов местного самоуправления муниципального района с органами местного самоуправления поселений.

52.Разница в статусе городского поселения и городского округа.

53.Характеристика городского округа как вида муниципального образования. Виды городских округов.

54.Территориальная основа местного самоуправления. Виды муниципальных образований. Основные требования по установлению границ.

55.Преобразование муниципального образования, упразднение муниципального образования, создание вновь образованных поселений на межселенных территориях.

56.Границы и состав территории муниципального образования. Виды земель, составляющих территорию муниципального образования.

57.Особенности организации местного самоуправления на территории ЗАТО.

58.Особенности организации местного самоуправления на территории наукограда.

59.Особенности организации местного самоуправления на территории городов федерального значения.

60.Место и роль представительных органов в системе местного самоуправления.

61.Особенности формирования представительных органов муниципального района и городского округа с внутригородским делением.

62.Структура представительного органа местного самоуправления.

63.Компетенция представительного органа местного самоуправления.

64.Статус депутата, выборного должностного лица.

65.Формы депутатской деятельности. Гарантии деятельности депутата представительного органа местного самоуправления.

66.Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъекта РФ.

67.Правовой статус главы муниципального образования.

68.Правовой статус местной администрации.

69.Порядок избрания по конкурсу главы местной администрации и главы муниципального образования.

70.Структурные подразделения местной администрации (понятие, виды, правовое закрепление).

71.Компетенция местной администрации.

72.Правовой статус контрольно-счетного органа муниципального образования.

73.Понятие, правовая основа и особенности муниципальной службы.

74.Принципы прохождения муниципальной службы.

75.Муниципальная должность (реестр должностей, классификация, квалификационные требования, классные чины).

76.Права и обязанности муниципального служащего.

77.Ограничения, связанные с муниципальной службой.

78.Прохождение муниципальной службы (поступление, аттестация, получение дополнительного профессионального образования в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета, увольнение со службы).

79.Запреты, связанные с муниципальной службой.

80.Ответственность и поощрение муниципальных служащих.

81.Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе.

82.Порядок принятия актов представительным органом местного самоуправления.

83.Методы деятельности органов местного самоуправления.

84.Понятие и система гарантий местного самоуправления.

85.Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка.

86.Вопросы местного значения. Понятие, классификация по видам муниципальных образований, правовое закрепление и порядок передачи органам местного самоуправления других муниципальных образований.

87.Полномочия органов местного самоуправления (понятие, принципы правового регулирования).

88.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Порядок осуществления этих полномочий.

89.Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления.

90.Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления


 

 


Муниципальное право.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 219.