В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
В конференции, в отличие от собрания, вправе участвовать не все совершеннолетние жители определенной территории, а только их представители. Так, положением о территориальном общественном самоуправлении в г. Саратове установлено, что делегаты конференции граждан избираются по норме: 1% от числа граждан для территории с населением менее 10 тыс. граждан и 0,5% от числа граждан для территории с населением более 10 тыс. граждан. Норма устанавливается Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" (соответствующего территориального подразделения администрации города) по предложению инициативной группы в случае проведения учредительной конференции и по предложению исполнительного органа территориального общественного самоуправления в остальных случаях.
Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
Выборы делегатов на конференцию обычно проводятся на собраниях жителей группы квартир, подъездов, дома или группы домов. По решению инициатора проведения конференции выдвижение и выборы делегатов могут проходить в форме сбора подписей жителей под петиционными листами, составленными по форме. По инициативе жителей, от которых выдвигается делегат на конференцию, в петиционный лист вносится предлагаемая кандидатура. Жители, поддерживающие эту кандидатуру, расписываются в петиционном листе. Если возникает альтернативная кандидатура, то заполняется другой петиционный лист.
Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие жители большинства квартир подъезда, дома или группы домов или более половины жителей территории, на которой проводится конференция, и большинство из них поддержало выдвинутую кандидатуру. Если выдвинуто несколько кандидатов в делегаты, то избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов от числа принявших участие в голосовании.
Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
34. Правотворческая инициатива граждан (понятие, процедура).
Правотворческая инициатива граждан - это предоставление определенному числу граждан права непосредственно вносить проект правового акта на рассмотрение органов местного самоуправления.
Согласно ст. 26 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляется в соответствии Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».
Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
В отдельных законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований установлена процедура осуществления правотворческой инициативы граждан. При этом она не является унифицированной. В соответствии со сложившейся нормативной правовой практикой порядок правотворческой инициативы предусматривает два способа ее осуществления.
Первый способ. Граждане, проживающие в пределах муниципального образования, вправе подготовить проект нормативного акта органа местного самоуправления или проекты дополнений и изменений в действующие нормативные акты и внести их на обсуждение схода или собрания граждан данного муниципального образования. При этом на сходе должны присутствовать граждане, проживающие в границах муниципального образования и достигшие возраста 18 лет. Сход или собрание обсуждает проект нормативного правового акта, составляет в соответствии с требованиями закона протокол, в который включается вопрос об обсуждении проекта нормативного акта для внесения его в представительный орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления, а также решение, принятое относительно проекта нормативного акта.
Протокол подписывается председателем и секретарем собрания или схода и передается соответствующему органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления через официальную регистрацию в органе местного самоуправления.
К протоколу прилагаются проект нормативного акта, пояснительная записка к нему, содержащая обоснования о необходимости принятия такого документа, сведения о количестве граждан, принявших участие в сходе или собрании.
Орган местного самоуправления обязан зарегистрировать документы и выдать инициаторам справку о их сдаче.
В сроки, установленные законом или уставом муниципального образования, представительный орган обязан включить данный вопрос в повестку дня и обсудить его.
Второй способ. Он состоит в том, что правотворческая инициатива выражается в форме сбора подписей граждан в поддержку предложений о принятии нормативного правового акта органом местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления или внесении дополнений и изменений в действующий нормативный правовой акт, а также об отмене того или иного нормативного акта. При этом процедура сбора подписей должна соответствовать нормам избирательного законодательства о сборе подписей при проведении местного референдума или выборов в органы местного самоуправления. Требования к подписным листам те же, что и при выборах, референдумах.
Опрос граждан.
Опрос граждан представляет собой форму выявления мнения населения всего или части территории муниципального образования (в подъезде многоквартирного жилого дома, в многоквартирном жилом доме, на территории группы жилых домов, микрорайона, улицы, на иной территории проживания граждан) для его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
Опрос граждан проводится по инициативе:
· 1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – по вопросам местного значения;
· 2) органов государственной власти субъектов РФ – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
Для выявления мнения жителей может быть вынесен любой вопрос (вопросы), непосредственно затрагивающий интересы граждан по месту их проживания, в том числе относящийся к сфере: бытового, торгового, медицинского, общеобразовательного, культурного, транспортного и иного обслуживания населения; благоустройства, озеленения, обустройства территории; использования дворовых территорий и территорий микрорайонов; осуществления инвестиционных проектов на соответствующей территории; размещения сооружений для удовлетворения культурных, духовных и других потребностей населения; развития местной инфраструктуры.
Содержание вопроса, выносимого на опрос, не должно противоречить действующему законодательству, а его формулировка должна исключать его множественное толкование (т.е. должна предполагать однозначный ответ) и, соответственно, неопределенность правовых последствий принятого в результате опроса решения.
В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Жители участвуют в опросе на равных основаниях; каждый участник опроса обладает одним голосом и участвует в опросе непосредственно. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в опросе в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям запрещаются. Участие в опросе является свободным и добровольным. В ходе опроса никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждений или отказу от них.
Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Подготовка, проведение и установление результатов опроса осуществляются на основе принципа законности, открытости, гласности, объективности, научной обоснованности, строгого письменного учета результатов опроса и возможности их проверки.
Проведение опроса может быть тайным или поименным и проводиться в течение одного или нескольких дней. Тайный опрос проводится по опросным листам в пунктах проведения опроса. Поименный опрос по опросным листам проводится в пунктах проведения опроса и (или) по месту жительства (работы) участников опроса. Тайный или поименный опрос может также проводиться на собраниях жителей, в общественных и иных организациях по месту работы.
Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:
· 1) дата и сроки проведения опроса;
· 2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
· 3) методика проведения опроса;
· 4) форма опросного листа;
· 5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.
Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
Подготовку и проведение опроса осуществляет комиссия по проведению опроса, которая формируется из числе представителей депутатов представительного органа, администрации муниципального образования, органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, муниципальных предприятий и учреждений, общественных объединений, действующих на территории муниципального образования, в зависимости от вопроса, выносимого на опрос. Комиссия организует исполнение норм устава муниципального образования и нормативного правового акта представительного органа муниципального образования об опросе граждан, обеспечивает заблаговременное оповещение жителей города о проведении опроса, организует изготовление опросного листа, составляет списки участников опроса (при проведении отрытого поименного опроса) и список лиц, осуществляющих сбор подписей, устанавливает и обнародует результаты опроса, передает результаты опроса его инициатору, взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, средствами массовой информации, а также осуществляет иные возложенные на нее полномочия.
В опросном листе должен содержаться точно воспроизведенный текст вынесенного на опрос вопроса (вопросов) и указываются варианты волеизъявления словами "За" или "Против", под которыми помещаются пустые квадраты. При вынесении на опрос нескольких вопросов они включаются в один опросный лист, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи или какого-либо пункта, вынесенного на опрос проекта нормативного правового акта, также последовательно нумеруются.
Опросный лист, применяемый для поименного голосования, должен иметь свободное место для внесения данных о голосующем и содержать разъяснение о порядке его заполнения.
Опрос должен проводиться в удобное для граждан время, чтобы для каждого жителя муниципального образования обеспечивалась реальная возможность выразить свое мнение по поводу вынесенного на опрос вопроса.
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
· 1) за счет средств местного бюджета – при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
· 2) за счет средств бюджета субъекта РФ – при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.
В настоящее время Федеральный закон № 131-ФЗ не определяет единых принципов проведения опроса и исходит из того, что соответствующая методика устанавливается в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса. Это не исключает предвзятого подхода к организации опроса с ориентацией на "нужный" результат. Принципы объективности, репрезентативности, научной обоснованности, достоверности полученных результатов опроса должны получить прямое законодательное закрепление.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 264.