Программная аннотация:
1. Общее понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса.
2. Факторы, определяющие эластичность спроса на товар.
3. Эластичности спроса по доходу и перекрестная эластичность.
4. Эластичность предложения.
5. Государственное регулирование рынка.
До этого времени мы лишь рассматривали вопросы о направленности влияния того или иного фактора на спрос. Однако практическое использование приобретенных знаний требует умения измерять силу, с которой определенный фактор влияет на объем желательных закупок потребителя. Эта проблема решается с помощью оценки эластичности спроса.
Мера реакции спроса на изменение любого фактора, влияющего на него, на единицу, называется эластичностью.
Как известно, главный фактор, влияющий на спрос - это цена товара.
Эластичность спроса по цене – это мера чувствительности спроса к однопроцентному изменению цены.
Она показывает чувствительность объема (величины) спроса к изменению цены товара при условии, что все другие факторы, которые влияют на спрос, остаются неизменными.
Е = процентное изменение объема спроса = Δ% Q
процентное изменение цены Δ % P
Обозначая через Q1 - объем спроса до его изменения, Q2 - объем спроса после изменения, запишем процентное изменение величины спроса:
Δ % Q = Q2 - Q1
(Q2 + Q1): 2
По аналогии определяется процентное изменение цены:
Δ %Р = Р2 - Р1
(Р2 + Р1) : 2
Определение процентных чисел разрешает записать полную формулу для вычисления эластичности спроса по цене:
Еd = ( Q2 - Q1) : (Q2 + Q1)
(Р2 - Р1) : (Р2 + Р1)
Поскольку цена и спрос двигаются в противоположных направлениях, эластичность спроса по цене всегда отрицательна. Поэтому принято оперировать с абсолютным значением эластичности спроса. Для этого эластичность берут, как правило, по модулю: IEdI. Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может меняться от нуля до бесконечности.
В зависимости от размера Еd различают следующие степени эластичности спроса по цене.
Основные формы эластичности спроса по цене:
а) эластичный спрос (Еd > 1) (рис. 3.1). Величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Например, 10% увеличение цены ведет к 20% снижению спроса.
P
D
0 Q
Рис. 3.1. Эластичный спрос.
б) неэластичный спрос (Еd < 1) (рис.3.2). Величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена. Например, 10% увеличение цены ведет к 4% снижению спроса.
P
D
0
Q
Рис. 3.2. Неэластичный спрос.
в) спрос с единичной эластичностью (Е = 1) (рис.3.3).
P
D
0 Q
Рис. 3.3. Спрос с единичной эластичностью.
Процентное изменение величины спроса эквивалентно процентному изменению цены товара. Например, 10 % увеличение цены товара ведет к 10% снижению спроса (Еd = 1).
г) абсолютно эластичный спрос (Еd → ∞) (рис.3.4). Наименьшее изменение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до границы своих потребностей, или целиком отказываться от покупок. Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке в период массового сбора.
P
D
0 Q
Рис. 3.4. Абсолютно эластичный спрос.
д ) абсолютно неэластичный спрос (Еd = 0) (рис.3.5). Спрос абсолютно не чувствительный к цене. Как бы продавец не изменял цену, объем спроса будет оставаться постоянным (инсулин).
P
D
0 Q
Рис. 3.5. Абсолютно неэластичный спрос.
Различают точечную и дуговую эластичность.
Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса (рис.3.6).
P D
M
T
0 N Q
Рис. 3.6. Точечная эластичность.
Еd p = - ΔQ * p
Δp Q
Значение точечной эластичности будет обратно пропорционально тангенсу угла наклона.
Дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара.
Еdp = - ( Q 2 – Q 1)
( P2 – P1)
2
На эластичность спроса по цене влияет множество факторов:
1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем активнее реагирует спрос на смену цен на них. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определенны границы данного экономического блага. Если мы для примера возьмем соль, то ей тяжело найти адекватную замену. Однако соль "Экстра" имеет как заменитель соль грубого помола, который не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засаливания продуктов. Таким образом, в первом случае практически отсутствуют товары-заменители, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти намного больше (в особенности, если учесть разновидности соли, выработанные в разных странах).
2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).
3. Размер дохода.
4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичный) или предметом необходимости (спрос на большинство которых неэластичный). Расчеты ценовой эластичности, сделанные в США, дали следующие результаты: эластичность спроса по цене таких предметов первой необходимости, как хлеб, равняется 0,15; электричество, потребляемое в домашнем хозяйстве, - 0,13; одежда и обувь - 0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели эластичность, равную 1,87; фарфор - 1,54.
5. Размер запаса: чем больше запас, тем более эластичный спрос.
6. Временя приспособления к изменению цен: в краткосрочном периоде спрос менее эластичный, чем в долгосрочном. Ведь для поиска товаров-субститутов и изменения структуры потребление требуется время.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 242.