ГО ВПО « ДОНЕЦКИЙ НАЦ ИО НАЛЬН Ы Й УН И ВЕРСИТЕТ Э КОНОМ И КИ И ТОРГ О ВЛ И
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГО ВПО « ДОНЕЦКИЙ НАЦ ИО НАЛЬН Ы Й УН И ВЕРСИТЕТ Э КОНОМ И КИ И ТОРГ О ВЛ И

И мен и Михайла Туган-Барановского »

 

 

Кафедра э коном и ч еской теор ии

 

 

                                                                                              

                                                                                                 Кинько Е.Н.

                                                                                                 Фомина М.В.

 

 

М И КРО Э КОНОМ И КА

Курс лекц и й

 

 

Донецк

СОДЕРЖАНИЕ

                                     Стр.

1. Введение в микроэкономику…. ……………………….. .3

2. Теория спроса и предложения……………………………9

3. Эластичность спроса и предложения………………… 20

4. Теория потребительского выбора……………………....35

5. Издержки производства………………………………....52

6. Рынок совершенной конкуренции……………………...62

7. Рынок несовершенной конкуренции и его модели…....76

8. Рынки факторов производства……………………… .. .93

 

Тема 1. Введение в микроэкономику

Программная аннотация:

1. Предмет, метод, задача микроэкономики

2. Основы микроэкономики. Проблема выбора

 

Микроэкономика – раздел экономической теории, изучающий выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как:

- индивиды;

- предприятия;

- правительственные учреждения;

- отрасли и т.д.

(изучает процессы принятия экономических решений)

Предмет – экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов (принятие экономических решений в условиях выбора).

Микроэкономика развивается на основе двух посылок:

1. экономический атомизм – микроэкономика сосредотачивает свое внимание на поведении экономических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности;

2. экономический рационализм – сущность состоит в допущении оценки экономическими субъектами своих выгод и затрат, сравнение которых в процессе принятия экономических решений дает возможность установить уровень эффективности того или иного конкретного действия (соизмерения затрат и результатов).

Объект микроэкономики – экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами.

Методология микроэкономики зависит от того, как градируется данная теория по отношению к другим теориям.

Существует позитивная микроэкономика (воспринимается как естественная наука) и нормативная микроэкономика (наука, позволяющая предвидеть экономические процессы и их результаты).

Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими фактами (отвечает на вопрос «Что есть или что может быть?») 

Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий и определяет какие условия выгодны, а какие не выгодны для экономики (Что должно быть?)

Методология позитивной микроэкономики

1. предельный анализ (маржинализм) – экономические явления анализируются не только в законченном, но и в постоянно развивающемся виде;

2. функциональный анализ – предполагает следующую последовательность действий:

- выявляются типичные качества явления и факторы на него влияющие;

- определяется способ взаимосвязи фактора и качества – функция (y = f (x));

3. равновесный подход – изучается состояние относительной стабильности.

Если при незначительных изменениях внешних условий экономическое положение системы изменяется существенно, равновесие считается не устойчивым.

Если при внешних изменениях в самой системе имеются силы, которые возобновляют утерянное равновесие, оно считается устойчивым.

3. Метод верифицируемости (метод проверяемости) – каждая выдвинутая теория должна получить подтверждение практикой, в противном случае от нее отказываются и разрабатывают новую теорию.

Методы нормативного подхода

1. Основной метод – идеальное моделирование.

Оно бывает:

- знаковое;

- интуитивное.

Знаковое моделирование предполагает широкое использование математических формул и графиков.

Интуитивное моделирование предполагает два типа моделей:

- оптимизационные модели – описывают поведение отдельных экономических субъектов, стремящихся к достижению своей цели;

- равновесные модели – результат взаимодействия совокупности субъектов, позволяющий установить совместимость их целей.

Задачей микроэкономики является анализ взаимодействия экономических субъектов (потребителей и производителей) на отдельных рынках.

2

Основу микроэкономики составляют два фундаментальных факта:

1. Материальные потребности общества, то есть материальные потребности индивидуумов и институтов, которые его составляют, буквально безграничны и неутолимы.

2. Экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг, ограниченны и редки.

Итак, материальные потребности представляют собой желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые приносят им полезность.

Желание людей потреблять товары и услуги можно объяснить двумя основными причинами.

Во-первых, люди имеют биологические потребности.

Во-вторых, желанием людей улучшить свои жизненные позиции.

Поскольку, как правило, обычный человек постоянно стремится улучшать свою жизнь, то можно считать, что желание людей в удовлетворении своих потребностей безгранично. Это означает, что материальные потребности полностью удовлетворить невозможно. Мы можем удовлетворить потребность в конкретном товаре, но не в товарах вообще. Поэтому в каждый данный момент времени люди ощущают великое множество неудовлетворенных потребностей.

Вторым фактом микроэкономики является редкость экономических ресурсов.

Экономические или производственные ресурсы - это все природные, человеческие и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Выделяют четыре категории ресурсов, которые называются факторами производства:

1. природные (земля) - так называют все естественные ресурсы, которые используются человеком в процессе производства, то есть все то, что может быть использовано в производстве в первоначальном виде;

2. капитал (инвестиционные ресурсы) - это все средства производства, созданные человеком. К нему принадлежат: здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, транспортные средства, финансовые средства (акции, облигации, банковские депозиты и др.). Процесс производства и аккумулирование капитала называется инвестированием;

3. труд - это совокупность знаний, умений, привычек, физических и интеллектуальных способностей человека, то есть рабочая сила, которую он приводит в действие при производстве продукта;

4. предпринимательская способность - это особый фактор производства, который объединяет в процессе производства все другие факторы в единую систему. Предпринимательская способность - это способность принятия решений и способность рисковать. Она характеризуется инициативностью, решительностью, новаторством, умением рисковать.

Все производственные ресурсы, или факторы производства, имеют одно общее коренное свойство: они редки или имеются в ограниченном количестве.

Редкость всегда существовала и всегда будет существовать.

Редкость - это условие, при котором наши потребности превосходят ограниченные ресурсы, способные удовлетворить эти потребности. Редкость - основная экономическая проблема, с которой сталкиваются как отдельные индивиды, так и все общество в целом.

Редкость ресурсов, с помощью которых осуществляется процесс производства разных товаров, вынуждает делать выбор между относительно редкими товарами.

Выбор - это действие, связанное с отбором среди ограниченных альтернатив. Редкость предусматривает выбор.

Редкость ресурсов, которая ограничивает объемы производства, создает проблему выбора, то есть принятие решений о том:

1) Что производить?

2) Каким образом производить выбранные виды продукции?

3) Кто получает то, что произведено?

4) Какой объем ресурсов использовать для текущего потребления, а какой для будущего?

Для того чтобы экономика функционировала, она должна иметь на вооружении определенный способ координации миллионов людей о том, что им производить, кто и какую работу должен выполнять и для кого производится продукт.

Существуют два основных способа осуществления координации экономического выбора: стихийный порядок и иерархия.

1. Первый путь - это стихийный порядок, при котором независимые индивиды приспосабливают свои действия к информации и стимулам, которые поступают из их близкого, непосредственного окружения. Важнейшим механизмом достижения стихийного порядка являются рынки. Они передают информацию в основном в форме цен.

2. Второй путь - это иерархия, в которой действия любого индивидуума подчинены инструкциям центральной власти. Механизм иерархии представлен правительством, а также внутренним функционированием фирмы в процессе принятия производственных решений.

Содержание выбора - эффективность, то есть полное использование редчайших ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества.

Выбор означает наличие альтернативы или альтернативной стоимости.

Альтернативная стоимость - это стоимость производства товара или услуги, измеренная с точки зрения утраченной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, которая требует того же времени или тех же ресурсов.

В экономической литературе есть немало синонимов термина "альтернативная стоимость", например, альтернативные издержки.

Альтернативные издержки определяют поведение в процессе выбора. Чем выше альтернативные издержки на производство товара А, тем меньше вероятность того, что товар А будет производится; а чем меньше альтернативные издержки производства товара А, тем выше вероятность, что товар А будет производится.      

В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от производства другого.

Рациональный человек должен подсчитывать не только будущие издержки, но и издержки неиспользованных производственных возможностей, чтобы сделать оптимальный экономический выбор.

При выяснении сути альтернативных издержек необходимо обратить внимание на два их свойства:

1. Не все издержки производителя являются альтернативными. При любом способе использования ресурсов не являются альтернативными издержки, которые производитель несет в безусловном порядке (от которых он не может отказаться).

2. Не все альтернативные издержки приобретают форму денежных затрат. Недополученный или неполученный доход тоже включается в альтернативные издержки, хотя непосредственными денежными затратами не является (это не то, что вы израсходовали из своего кармана, а то, что вы недополучили в свой карман).

Таким образом, альтернативные издержки - это сумма альтернативных денежных затрат и недополученных денежных доходов.

 

 

Неценовые факторы

1. Изменения в денежных доходах потребителя: При прочих равных условиях между доходом и спросом прямая связь, т.е. растет доход – растет спрос и наоборот. Если спрос на товары изменяется однонаправлено с изменением дохода, такие товары считаются нормальными (высшей категории). Если спрос на товары и доход изменяются разнонаправленно, такие товары называются некачественными (низшей категории).

2. Изменения цен на сопряженные товары. Если товары взаимозаменяемые (удовлетворяют одну и ту же потребность), то между ценой одного и спросом на другой прямая связь. Если товары взаимодополняемые (товары, спрос на которые предъявляется одновременно), то между ценой одного и спросом на другой существует обратная связь.

3. Изменения в потребительских предпочтениях. Может быть вызвано рекламой, модой, стимулированием сбыта.

4. Потребительские ожидания относительно экономической политики государства (будущие доходы, будущие цены, наличие товара в продаже).

5. Изменение структуры населения (чем больше потребителей, тем больше спрос и др.).

2

Предложение – это максимальное количество товара, которое производитель желает и способен произвести и доставить к месту продажи по каждой конкретной цене в определенном временном периоде.

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество товаров.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта на­ зывается законом предложения.

Закон предложения выражается:

1. Шкалой предложения.

Р Q
20 50
15 35
10 25

 

2. Графически (рис. 2.3).

Кривая предложения - кривая, которая показывает, какое количество экономического бла­ га готовы продать производители по разным ценам в данный мо­ мент времени.

P          

                                          S - предложение

 

0                                       Q

Рис. 2.3.  Кривая предложения.

 

 

3. Формализованный метод.

P  Q  при прочих равных условиях

P  Q

Закон предложения не действует в следующих случаях:

1. когда недостаточно времени, чтобы произвести дополнительное количество товара;

2. когда товар не может быть произведен независимо от времени.

В данных случаях кривая предложения будет иметь вид (рис. 2.4).

 

P                S

 

 

0 Q

 

Рис. 2.4.  Кривая предложения для случаев, когда нет времени 

       произвести больше и нет возможности произвести.

На предложение влияют ценовые и неценовые факторы. Под действием ценовых факторов происходит изменение в величине предложения. Точка перемещается по кривой (рис. 2.5): вверх – при увеличении предложения, вниз – при его снижении.

 

       P                                  S

 

 

 

 


       0                                        Q

 

Рис.2.5. Кривая предложения (изменение величины предложения).

 

Под действием неценовых факторов происходит изменение в предложении. При позитивном влиянии кривая перемещается параллельно вправо, при негативном – параллельно влево (рис. 2.6).

 


          P                       S1 S    

                                   S2

 

 

     
 

 


0                                           Q

 

Рис.2.6. Функция предложения (сдвиг кривых предложения).

Неценовые факторы:

1. издержки производства (чем выше издержки, тем меньше предложение и наоборот);

2. технология производства (чем совершеннее технология, тем больше предложение и наоборот);

3. количество товаропроизводителей;

4. количество покупателей;

5. налоги и субсидии;

6. государственная политика;

7. ожидание изменения цен;

8. особые факторы: мода сезон, погода и т.д.

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В крат­чайшем периоде все факторы производства постоянны, в кратко­срочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

 

 P                                       P                                   P

             Sm                                            Ss                                              

                                                                                                                    SL

 Pm                                        Ps                                   PL                                    

              D2             P0                       D2 P0                              

                                                                 D1                                               

                                                                                                                     D2

P0           D1                                                                                     D1

0                                      0                                    0

      Q0                                    Q0 Qs                                   Q0 Q1 Q2

   а)                                             б)                                     в)

 

Рис. 2.7. Изменение цены и объема предложения в кратчайший (а), короткий  (б)   и длительный (в) периоды.

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис. 2.7а). В усло­виях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рис. 2.76). В условиях длительно­го периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном их повыше­нии (рис. 2.7 в).

 

 

3

Взаимодействие спроса и предложения – это процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца и покупателя.

Цену единицы продукции, при которой совпадают спрос и предложение, принято называть ценой равновесия. Соответственно, количество товара, уравновешивающего спрос и предложение, называют равновесным количеством.

Равновесная цена - это единственная цена, из всех возможных, при которой отсутствуют как избыточное предложение, так и избыточный спрос.

Любая другая цена нарушает соответствие, и поэтому кто-то из участников обмена будет стремиться ее изменить, постепенно направляя к цене равновесия. Достижение последней будет означать, что все, кто хотел бы и в состоянии приобрести продукцию по данной цене, смогут удовлетворить свои потребности. Точно так же продавцы, кого удовлетворяет сложившаяся цена, продадут товары. Образование равновесной цены – процесс, требующий определенного количества времени.

Аналогичные выводы мы получим и при графическом изображении (рис.2.8).

Р           D излишек  S

 

 

PE                                       E

                      дефицит

   0                   QE                    Q

 

Рис. 2.8. Равновесие спроса и предложения.

 

Точка равновесия обозначается Е.

В точке равновесия РЕ  = РS = РD,

где РЕ – равновесная цена;

   РSцена предложения;

   РDцена спроса.

Это означает, что QE = QS = QD,

Где, QEравновесный объем;

   QS - объем предложения;

   QD – объем спроса.

Рыночное равновесие – это ситуация на рынке, при которой нет тенденций к изменению равновесной цены или равновесного объема.

Цена, по которой товар поступает на рынок может не совпадать с равновесной. В этом случае могут происходить кризисы дефицита и переизбытка, либо под действием неценовых факторов может изменяться структура спроса или предложения.




Таблица 1. Влияние эластичности спроса по цене на общий доход продавца

       

 

Изменение выручки

 

 

Эластичность спроса по цене

Обозначение эластичности

 

при уменьшении цены

при увеличении цены

       
Эластичный   Еd>1   +   -

С единичной элестичностью

 

Неэластичный

           
Е d = 1   0   0  
Е d <1     -   +


        

Из этого можно сделать следующий вывод:

- если спрос эластичен, то цена и выручка изменяются в противоположных направлениях;

- если спрос неэластичен, то цена и выручка изменяются однонаправлено;

- если спрос имеет единичную эластичность, изменение цены не влияет на общую выручку.

 

3

Эластичность спроса по доходу - это мера чувствительности спроса к однопроцентному изменению дохода.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителей на 1 %.

Формула эластичности спроса по доходу имеет следующий вид:

                                         Процентное изменение объема спроса

Эластичность спроса = ______     _на товар____________

  по доходу                      Процентное изменение дохода

 

Еd = ( Q2 - Q1) : (Q2 + Q1)

     ( I 2 - I 1 ) : ( I 2 + I 1 )

 

Изменяется от (- ∞; + ∞ )

 


Основные формы:

1. положительная эластичность (> 0) – относится к нормальным товарам, предполагает, что с ростом дохода увеличивается спрос и наоборот;

2. отрицательная эластичность – товар некачественный или низшей категории, доход и спрос изменяется разнонаправленно;

3. нулевая эластичность – объем спроса не изменяется с изменением дохода (товары первой необходимости).

Если 0<E1<1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что также  типично для благ первой необходимости (хлеб, картофель).

Факторы, влияющие на эластичность по доходу:

1) значимость товара для бюджета семьи (чем больше нужен товар, тем меньше его эластичность);

2) категория товара (предметы роскоши более эластичны, чем предметы первой необходимости);

3) консерватизм потребителя (потребитель не сразу реагирует на изменения дохода).

Графическая зависимость спроса от дохода:

1) качественные неэластичные товары (спрос на неэластичные товары с ростом дохода резко возрастает, потом снижается до оптимального уровня);

                                    Q

 

 


                                                                               I

2) качественные эластичные товары (спрос на них до некоторого времени отсутствует, а затем постоянно растет при увеличении дохода);

                                     Q

 

                                                                                          Предметы роскоши

 

 

                                                                                     I

3) некачественные товары (сначала спрос резко возрастает, потом стремительно сокращается практически до нуля).

 


                                 Q

 

 

 

 


                                                                                         I

Коэффициент эластичности спроса по доходу используется при расчете потребительской корзины, объема потребления людей с разными доходами, тенденции в изменениях потребления при изменении доходов.

 




Процентное изменение цены

Изменяется [0; + ∞ )

 

Формы эластичности предложения:

1) эластичное предложение – объем предложения изменяется на больший процент, чем цена (характерно для долгосрочного периода);

                            Р

 

 

                                                                   S

 

 

                                                                                         Es > 1

                                                                          Q

 

2) неэластичное предложение – объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена (для краткосрочного периода);

 

                         Р

 

 


                                                                   S

 

 

                                                                                         Es < 1

                                                                          Q

 

3) абсолютно эластичное предложение – малейшее изменение цены может привести к увеличению объемов производства до бесконечности, либо к сокращению до 0;

 

                            P

 

                                                                          S          Es →∞

 

 


                                                                             Q

 

4) абсолютно неэластичное предложение – предложение вообще не чувствительное к изменению цен (для мгновенного периода деятельности предприятия).

     
 


                              P                  S

 

 

                                                                                    Q

 

Основным фактором эластичности предложения является количество времени, которое имеется в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на изменение цены товара.

По способности предприятия реагировать на рыночную ситуацию выделяют три временных периода.

Мгновенный (текущий) период - это период в течение которого производители не имеют возможности приспособится к изменению цены, так как товар уже произведен. Кривая предложения принимает строго вертикальный вид (Sм). Это означает, что предложение в этом периоде абсолютно неэластично, то есть Es = 0.

Краткосрочный период - это период, на протяжении которого предприятие может подстроится под спрос, используя ближайшие резервы, не осуществляя никаких капиталовложений,. Кривая предложения в этот период (Ss) начинает отклоняться от строго вертикального положения в направления, обусловленному    законом предложения. Однако существует граница расширения предложения в краткосрочный период. Приближаясь к этой границе, предложение начинает "вести себя ", как и в мгновенный период, а эластичность предложения начинает стремиться к нулю. Для того, чтобы преодолеть эту границу необходимо расширение и реконструкция производства, которое и осуществляется в долгосрочный период.

Долгосрочный период (S L) - это период, на протяжении которого предприятие формирует новый спрос, осваивая капиталовложения, путем закупки нового, более производительного оборудования, дополнительного найма рабочей силы, строительства новых производств.

2) возможность длительного хранения товара, стоимость хранения товара (товар, которые не может долго храниться или его хранение стоит дорого имеет низкую эластичность);

3) специфика производственного процесса (если предприятие имеет достаточный запас финансовой прочности, его предложение будет эластичным);

4) цены других товаров, стоимость ресурсов (перекрестная эластичность);

5) степень достигнутого уровня применения ресурсов, наличие ресурсов.

5

Государственное регулирование рынка осуществляется с помощью налогов, дотаций и фиксированных цен.

Налоги самый эффективный метод регулирования, потому что они не ограничивают самостоятельности экономических субъектов.

Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, которое равносильное сдвигу кривой предложения S вверх к S1 (рис.3.8).

Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, которое является омертвелыми затратами, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как помогает определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую - потребители.

 


    Р           D               S1

1                           налог    S

 

2                                                  излишнее налоговое 

                                                                бремя

    0                                                  Q

             1- оплачивают потребители 2 - оплачивают производители

Рис.3.8. Распределение налогового бремени.

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса – потребителем (сравним деление отрезка АЕ1 на АВ и ВЕ1 в первом случае и в втором на рис.3.9).

     


P                        S1                                     P                      S1

P2             E1   S                              p2                E1 S

P1            B  E D                           p1               B E

Pa             A                                          pa                A 

   0                                 Q                      0                                 Q

                   Q2 Q1                                                         Q2 Q1

а) налоги и эластичный спрос                     б) налоги и неэластичный спрос

Рис.3.9.  Эластичность спроса и распределение налога.

Подобное явление легко объяснимо, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать намного труднее.

Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично - то на производителей (рис.3.10). Это и понятно.  Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения перемещение ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.

     
 


P                                                          P                    S1

                                 S1                                                     S

    p2               E1                                   p2              E1

p1              B   E  S                 p1             B E

     pa               A                                                                              D

                                                            pa             A

 0         Q2   Q1     Q              0           Q2 Q1           Q

а) налоги и эластичное предложение б) налоги и неэластичное        

                                                                 предложение

 

Рис.3.10. Эластичность предложения и распределение налога с продаж 

Выводы:

1) для кого бы не вводился налог, он всегда будет делиться между потребителем и производителем;

2) распределение налога зависит от угла наклона кривых спроса и предложения (от эластичности).

Дотации – отрицательный налог (действие противоположные налогооблажению).

Р+АСР- - сумма дотации

Р+АВР - сумма дотации, которую получает потребитель

РВСР- - сумма дотации, которую получает производитель







Таблица 1. Закон убывающей предельной полезности.


 Порядковый номер Предельная полезность Совокупная полезность

 пирожного             (ед. полезности)              (ед. полезности)                                                                       

       1-е                                   4                                       4

       2-е                                   3                                       7   

         3-е                                   2                                       9 

       4-е                                   1                                      10

       5-е                              0                                    10 

    

Как видно из таблицы, каждое следующее пирожное обладает все меньшей полезностью по сравнению с предыдущим, по мере того как потребность в пирожных у потребителя приближается к насыщению.

Совокупная полезность определяется суммированием показателей предельной полезности. Например, третье пирожное имеет предельную полезность = 2 ед. полезности, а совокупная полезность 3-х пирожных равна 9 (4+3+2). Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается.

    TU                                                   MU

 

 


                                                    Q                                                    Q

            

Т.е. можно сделать вывод, что чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену.

Главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых на рынке. Поэтому, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.

Предположим, что потребитель удовлетворяет всего три потребности — А, В и С. Допустим, что предельная полезность (МU) блага А равна 100, а его цена (Р) — 10 долл.; предель­ная полезность блага В — 80, а его цена — 4 долл.; предельная полезность блага С — 45, а его цена — 3 долл. (табл.2).

 



Таблица 2. Предельная полезность и цена благ

Блага   Предельная   Цена,   Взвешенная предельная  
    полезность   долл.   полезность  
    (МU)   (Р)   (МU /Р)  
А   100   10   10  
В   80   4   20  
С   45   3   15  

 

Если мы разделим предельную полезность на цену, то обна­ружим, что взвешенные предельные полезности (МU /Р) у этих про­дуктов не равны. У блага А предельная полезность равна 10, у блага В — 20, у С —15. Очевидно, что распределение наших денеж­ных средств не оптимально, так как благо В приносит нам наиболь­шую полезность. Поэтому мы можем перераспределить наш бюд­жет таким образом, чтобы получать блага В больше, а блага А — меньше. В нашем случае следует отказаться от последнего экзем­пляра блага А. Таким образом, мы сэкономим 10 долл. На них мож­но купить две с половиной части блага В, что принесет нам удовле­творение величиной в 200 долл. (от блага В) минус 100 долл. (от уменьшения потребления блага А), итого — 100 долл. Такое пере­распределение приведет к тому, что предельная полезность блага А будет повышаться, а предельная полезность блага В — пони­жаться. Перераспределяя наш доход таким образом, мы постара­емся достичь ситуации, при которой наши взвешенные предельные полезности будут равны, например, как в табл.3. В этой точке потребитель достигает положения равновесия.

Таблица 3. Положение равновесия потребителя

(в кардиналистской теории)

Благо   МU   Р  

MU / P

 

А   150   10   15      
В   60   4   15      
С   45   3   15      

 

 

 

 

               MU1 = MU2 = MU3  = …. = MUn

                P1          P2          P3                       Pn

               

Правило максимизации полезности: функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар (рубль, марка, франк и т.д.), затрачен­ ный на приобретение любого блага, приносит одинаковую пре­дельную полезность.

 Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.

Действительно, если

 

               MU1 = MU2 = …. = MUn  ,  то и

                P 1          P 2                         Pn

                MU1 = P1 ; …..;  MU1 = Р1     и т.д.

                MU2      Р2               MU n Pn

Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых  благ равно соотношению их цен, то есть

 

                MU 1 :   MU2 : …. : MU n = Р 1 : Р 2 : … : Р n     

Обозначим взвешенную предельную полезность через:

                                  MU1 = MU2 = …. = MUn     = λ,

                                  P1          P2                         Pn

где λ – предельная полезность денег.

Таким образом, в равновесии предельные полезности денеж­ных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:

MUi  = Pi λ

 

Это означает, что предельная полезность блага равняется пре­дельным затратам потребителя. Таким образом, разумный потре­бительский выбор не только предполагает сопоставление дополни­тельных выгод (МВ) и дополнительных затрат (МС), но и равенство между ними: МВ = МС.

 

 

2

Ординалистский подход

Попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы не увенчались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования.

Ординалистский подход базируется на совокупности аксиом, характеризующих поведение среднего потребителя:

1. аксиома полной упорядоченности предпочтений: для того, чтобы оценить поведение потребителя необходимо, чтобы оно было, т.е. реализовалась на рынке в процессе купли-продажи;

2. аксиома транзитивности преимуществ потребителя: для принятия определенного решения и его следующего осуществления потребитель должный последовательно переносить свои предпочтения с одних товаров на другие, то есть если потребитель отдает предпочтение набору А набору В, а В - С, то логически он отдает предпочтение А - С.

3. аксиома рефлексивности: каждый товар должный быть не лучшее и не хуже самого себя, то есть предпочтения потребителя в рамках данной ситуации выбора должны быть зафиксированы на одних и тех же наборах товаров и предпочтения потребителя не должны меняться в процессе этого выбора)

4. аксиома ненасыщаемости потребностей – при прочих равных условиях потребитель всегда желает купить большее количество товара при меньших расходах.

5. аксиома непрерывности предпочтений (в промежутка между наилучшими и худшими наборами товаров потребитель всегда найдет более или менее усредненный, соответствующий его вкусам и доходам)

Предпочтение потребителя касаются всех благ, однако в целях упрощения мы рассмотрим лишь два блага.

Набор безразличия – набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью.

Допустим, что благо Х является пепси-колой, а благо У – гамбургером. Допустим, что потребителю все равно, съесть 3 гамбургера, запив из одной бутылкой пепси-колы или съесть один гамбургер, запив его двумя бутылками пепси-колы. Набор безразличия представляет все множество комбинаций пепси-колы и гамбургеров, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя, полезность.

Графическим отображением набора безразличия является кривая безразличия. Она отображает изменяющиеся сочетания двух разных благ в условиях, когда общая их полезность для потребителя остается неизменной (4.1).

Таблица 4. Таблица безразличия.

комбинация количество единиц одежды, О количество единиц продуктов питания, П
 А В С Д 20 15 10 5 10 20 30 40

 


Qo

 

 

 0                                             Qп

 

Рис.4.1. Кривая безразличия.

 

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Эта кривая безразличия соответствует некоей постоянной величине совокупной полезности. Но в то же время существуют другие комбинации товаров П и О, содержащие в себе большую или меньшую совокупную полезность по сравнению с данным набором безразличия. Эти комбинации позволяют построить другие кривые безразличия, соответствующие различной величине совокупной полезности (рис.4.2).

Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары продуктов называют картой безразличия.                                                  

Основные свойства кривых безразличия:

- кривые безразличия не пересекаются;

- кривые, расположенные выше, соответствуют более высоким уровням полезности;

- кривые безразличия имеют отрицательный наклон;

- по мере движения слева направо кривая безразличия становится более пологой.


Qo

 

 

0 Qп

 

Рис.4.2. Карта безразличия.

 

Кривые безразличия используют для определения предельной нормы замещения (MRS).

Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Рассмотрим кривую безразличия RS (рис.4.3). Количество блага Х, равное 0Т, представляет минимально необходимую величину потребления блага Х, от которого потребитель не может отказаться, как бы ни было велико предлагаемой взамен благо Y. Аналогично 0М есть минимально необходимая величина потребления блага Y. Взаимная замена благ Х и У имеет смысл только в пределах отрезка RS. Вне его замена исключается и два блага выступают как независимые друг от друга.

 

Y

 


 Δy        R

 

     M                   S

 

0

                T Δx                     x

 

Рис.4.3. Зона замещения (субституции).

 

Предельная норма замещения (MRS) – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу (рис.4.4).

 Y

 


       ΔY


                 Δ X

 0                                                X

 

Рис.4.4.  Предельная норма субституции.

 

Если на оси абсцисс мы отложим количество единиц блага Х, а на оси ординат – количество единиц блага У, то отношение ΔУ / ΔХ характеризует предельную норму замещения.

MRS = - ΔУ / ΔХ

Предельная норма замещения является положительной величиной, так как равна абсолютному значению угла наклона.

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цена товара и доход потребителей. Возможный выбор для покупателя связан с бюджетным ограничением. Бюджетное ограничение обусловливает выбор тех комбинаций продуктов, которые потребитель может позволить себе купить на свой доход. Графическим изображением этой взаимосвязи является бюджетная линия (линия возможного потребления) (рис. 4.5).

Например, месячный доход потребителя составляет 40 у.е., цена продуктов питания - 1у.е. за единицу, а цена одежды – 2 у.е. за единицу. В таблице 2 показаны различные сочетания питания и одежды, которые он может купить при своем доходе в 40 у.е.

 






Таблица 5. Ассортиментные наборы потребительских товаров и услуг

ассортиментные наборы товаров количество единиц продуктов питания (П) количество единиц одежды (О)   общие расходы, у.е.
А В С Д Е 0 10 20 30 40 20 15 10 5 0 40 40 40 40 40

 

Если I – доход потребителя, Рх  - цена блага Х, Ру – цена блага У, а Х и У составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Px X + Py Y


 Qo

 

 

20

 

 0

40  Qп

 

Рис.4.5.  Бюджетная линия потребителя.

Свойства бюджетной линии:

- изменение дохода смещает бюджетную линию, но не вызывает изменения ее наклона;

- изменение цены товара А поворачивает бюджетную линию до новой точки пересечения с осью У, не изменяя ее точки пересечения с осью Х, изменение цены товара В вызовет обратную ситуацию.

Итак, если кривая безразличия показывает, что покупатель хотел бы купить, а бюджетная линия – что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете (рис.4.6). Это фиксируется в касательной точке бюджетной линии – наиболее высокой точке для всех достижимых кривой безразличия. Эта точка, показывающая наиболее возможное удовлетворение потребителя, является точкой потребительского равновесия.

Точки У и Z показывают доступные данному потребителю комбинации продуктов П. и О, однако соответствуют меньшим совокупным полезностям, о чем свидетельствуют факт их расположения на более низкой кривой безразличия І1. в тоже время точка W, хотя и соответствует большей сумме полезностей, чем точка Х, но находится выше бюджетной линии, и следовательно, недоступна для данного потребителя.

Qo


       Y

 

                               W

                                                   I3

                                             I2

                                               

  0                      Z   I1

                                                              Qп

 

Рис.4.6. Равновесное положение потребителя.

 

Равновесие на рынке нарушается, если изменяются цены или доходы. Если снижается цена товара, то потребитель может покупать больше тех же товаров или заменять их другими более дорогими и качественными.

Способность потребителя покупать больше товаров и услуг за счет снижения их цен называется эффектом дохода.

Эффект дохода часто вызывает эффект замещения.

Эффект замещения говорит о том, что снижение цены товара делает его относительно более привлекательным и увеличивает склонность потребителя к замещению им других товаров.

Эффект замещения имеет место и тогда, когда потребитель начнет покупать больше товаров на которые снизились цены и замещать этими товарами те, на которые цены не изменились или повысились.

Склонность потребителя замещать товар более дорогим и качественным после снижения его цены называется эффектом замещения.

Практическое значение:

Кривые безразличия и бюджетные линии используются производителями для определения:

1) кривых индивидуального спроса;

2) совокупного спроса для различных слоев населения;

3) тенденций изменения потребительских предпочтений;

4) для определения стратегии деятельности предприятия на рынке.

 

3

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности,  которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский  экономист X. Лейбенстайн делит потребительский спрос на две боль­шие группы: функциональный и нефункциональный (см. рис. 4.7).

 Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредст­венно не связаны с присущими экономическому благу качествами.



ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС

Функциональный                              Нефункциональный

     
 


               Социальный спекулятивный нерациональный

     
 


Эффект            эффект эффект

присоединения сноба Веблена

к большинству

 

Рис. 4.7. Классификация потребительского спроса (по X.Лейбенстайну).

 

В нефункциональном спросе с известной долей условности могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный фак­торы. Первый связан с отношением покупателей к товару. Одни стремятся выдержать общий стиль и покупают то, что приобрета­ют те, на кого они равняются. Другие стремятся достичь исключи­тельности, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни, важной стороной которого становится демонстра­тивное потребление. Поэтому X. Лейбенстайн выделяет три типич­ных случая взаимных влияний.

1. Эффект присоединения к большинству Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребите­лей, и эта зависимость прямая. Поэтому под эффектом присоеди­ нения к большинству понимается эффект увеличения потребитель­ ского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепри­нятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупа­ ют другие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.

2. Эффект сноба. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обрат­ная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обыч­но реакция направлена в противоположную сторону по отноше­ нию к общепринятой. Если другие потребители увеличивают по­требление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластич­ной. Покупатель - сноб ни за что не купит то, что приобретают все.

3. Эффект Веблена. Именем Т. Веблена (1857— 1929) X. Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление, ярко описанное в "Теории праздного класса" (1899), когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление. Цена то­вара в этом случае складывается из двух составных частей: реаль­ной и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потреб­ления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая потреби­тельского спроса менее эластична и имеет участки с положитель­ным наклоном.

Наряду с социальными эффектами, связанными с внешними воз­действиями на полезность со стороны отдельных индивидов и групп, X. Лейбенстайн выделяет спекулятивный и нерациональный спрос.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими ин­ фляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в бу­ дущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) то­ варов в настоящем.

Нерациональный спрос — это незапланированный спрос, воз­ никший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изме­нения настроения, прихоти или каприза, спрос, который наруша­ет предпосылку о рациональном поведении потребителя. Следует, однако, заметить, что многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем.



ГО ВПО « ДОНЕЦКИЙ НАЦ ИО НАЛЬН Ы Й УН И ВЕРСИТЕТ Э КОНОМ И КИ И ТОРГ О ВЛ И

Дата: 2019-07-24, просмотров: 161.