Тема 2: Теория спроса и предложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Программная аннотация:

1. Спрос: понятие, закон, кривая, факторы, которые влияют на спрос.

2. Предложение - элемент рынка: понятие, закон, кривая, факторы, влияющие на предложение.

3. Взаимодействие спроса и предложения, равновесие спроса и предложения, равновесная цена как необходимое условие рыночного равновесия.

4. Устойчивость и динамичность рыночного равновесия. Паутинообразная модель.

1

Микроэкономика начинается с анализа спроса и предложения.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами это взаимодействие спроса и предложения.

Спрос – это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотели бы и могут приобрести в определенном временном промежутке.

Формой проявления спроса является величина (объем) спроса – количество товара, которое потребители в состоянии купить.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

         Это происходит по 2-м причинам:                                         

во 1-ых при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара;

во 2-ых при снижении цены он становится дешевле относительно других товаров, и приобретать его становится относительно выгоднее.

        Закон спроса не действует в 3-х случаях:

1. при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

2. для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством вложения денег;

3. при переключении потребления на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).

Закон спроса выражается:

1. Шкалой спроса – табличное выражение взаимосвязи между ценой и объемом спроса.

Р Q
 15 6
10 9
5 13

  P - цена

  Q - объем

2. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически (рис.2.1).

Кривая спроса – кривая показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

 где QD - величина спроса

     Р – цена

 

Р

 

 

 


                                             D - спрос

 

0

                                             Qd

Рис.2.1. Кривая спроса.

 

3. Формализованным методом.

     


  P    Q        при прочих равных условиях

 

  P    Q

 

На спрос влияют ценовые и неценовые факторы.

Ценовые факторы вызывают изменения в величине спроса, при этом точка перемещается по кривой: вниз – при увеличении спроса, вверх – при его снижении (рис. 2.2 а).

 

P                                                          P

     

 

 


                                                                                                      D2

                                      D                                                     D

                                                                                               D1

0                                                    0

                                           Q                                                 Q

                        а)                                                   б)

 

Рис.2.2. Влияние факторов на кривую спроса.

 

Неценовые факторы – вызывают изменение в спросе, при этом при позитивном влиянии кривая сдвигается параллельно вправо, при негативном – параллельно влево (рис.2.2 б).





Неценовые факторы

1. Изменения в денежных доходах потребителя: При прочих равных условиях между доходом и спросом прямая связь, т.е. растет доход – растет спрос и наоборот. Если спрос на товары изменяется однонаправлено с изменением дохода, такие товары считаются нормальными (высшей категории). Если спрос на товары и доход изменяются разнонаправленно, такие товары называются некачественными (низшей категории).

2. Изменения цен на сопряженные товары. Если товары взаимозаменяемые (удовлетворяют одну и ту же потребность), то между ценой одного и спросом на другой прямая связь. Если товары взаимодополняемые (товары, спрос на которые предъявляется одновременно), то между ценой одного и спросом на другой существует обратная связь.

3. Изменения в потребительских предпочтениях. Может быть вызвано рекламой, модой, стимулированием сбыта.

4. Потребительские ожидания относительно экономической политики государства (будущие доходы, будущие цены, наличие товара в продаже).

5. Изменение структуры населения (чем больше потребителей, тем больше спрос и др.).

2

Предложение – это максимальное количество товара, которое производитель желает и способен произвести и доставить к месту продажи по каждой конкретной цене в определенном временном периоде.

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество товаров.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта на­ зывается законом предложения.

Закон предложения выражается:

1. Шкалой предложения.

Р Q
20 50
15 35
10 25

 

2. Графически (рис. 2.3).

Кривая предложения - кривая, которая показывает, какое количество экономического бла­ га готовы продать производители по разным ценам в данный мо­ мент времени.

P          

                                          S - предложение

 

0                                       Q

Рис. 2.3.  Кривая предложения.

 

 

3. Формализованный метод.

P  Q  при прочих равных условиях

P  Q

Закон предложения не действует в следующих случаях:

1. когда недостаточно времени, чтобы произвести дополнительное количество товара;

2. когда товар не может быть произведен независимо от времени.

В данных случаях кривая предложения будет иметь вид (рис. 2.4).

 

P                S

 

 

0 Q

 

Рис. 2.4.  Кривая предложения для случаев, когда нет времени 

       произвести больше и нет возможности произвести.

На предложение влияют ценовые и неценовые факторы. Под действием ценовых факторов происходит изменение в величине предложения. Точка перемещается по кривой (рис. 2.5): вверх – при увеличении предложения, вниз – при его снижении.

 

       P                                  S

 

 

 

 


       0                                        Q

 

Рис.2.5. Кривая предложения (изменение величины предложения).

 

Под действием неценовых факторов происходит изменение в предложении. При позитивном влиянии кривая перемещается параллельно вправо, при негативном – параллельно влево (рис. 2.6).

 


          P                       S1 S    

                                   S2

 

 

     
 

 


0                                           Q

 

Рис.2.6. Функция предложения (сдвиг кривых предложения).

Неценовые факторы:

1. издержки производства (чем выше издержки, тем меньше предложение и наоборот);

2. технология производства (чем совершеннее технология, тем больше предложение и наоборот);

3. количество товаропроизводителей;

4. количество покупателей;

5. налоги и субсидии;

6. государственная политика;

7. ожидание изменения цен;

8. особые факторы: мода сезон, погода и т.д.

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В крат­чайшем периоде все факторы производства постоянны, в кратко­срочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

 

 P                                       P                                   P

             Sm                                            Ss                                              

                                                                                                                    SL

 Pm                                        Ps                                   PL                                    

              D2             P0                       D2 P0                              

                                                                 D1                                               

                                                                                                                     D2

P0           D1                                                                                     D1

0                                      0                                    0

      Q0                                    Q0 Qs                                   Q0 Q1 Q2

   а)                                             б)                                     в)

 

Рис. 2.7. Изменение цены и объема предложения в кратчайший (а), короткий  (б)   и длительный (в) периоды.

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис. 2.7а). В усло­виях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рис. 2.76). В условиях длительно­го периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном их повыше­нии (рис. 2.7 в).

 

 

3

Взаимодействие спроса и предложения – это процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца и покупателя.

Цену единицы продукции, при которой совпадают спрос и предложение, принято называть ценой равновесия. Соответственно, количество товара, уравновешивающего спрос и предложение, называют равновесным количеством.

Равновесная цена - это единственная цена, из всех возможных, при которой отсутствуют как избыточное предложение, так и избыточный спрос.

Любая другая цена нарушает соответствие, и поэтому кто-то из участников обмена будет стремиться ее изменить, постепенно направляя к цене равновесия. Достижение последней будет означать, что все, кто хотел бы и в состоянии приобрести продукцию по данной цене, смогут удовлетворить свои потребности. Точно так же продавцы, кого удовлетворяет сложившаяся цена, продадут товары. Образование равновесной цены – процесс, требующий определенного количества времени.

Аналогичные выводы мы получим и при графическом изображении (рис.2.8).

Р           D излишек  S

 

 

PE                                       E

                      дефицит

   0                   QE                    Q

 

Рис. 2.8. Равновесие спроса и предложения.

 

Точка равновесия обозначается Е.

В точке равновесия РЕ  = РS = РD,

где РЕ – равновесная цена;

   РSцена предложения;

   РDцена спроса.

Это означает, что QE = QS = QD,

Где, QEравновесный объем;

   QS - объем предложения;

   QD – объем спроса.

Рыночное равновесие – это ситуация на рынке, при которой нет тенденций к изменению равновесной цены или равновесного объема.

Цена, по которой товар поступает на рынок может не совпадать с равновесной. В этом случае могут происходить кризисы дефицита и переизбытка, либо под действием неценовых факторов может изменяться структура спроса или предложения.




Дата: 2019-07-24, просмотров: 192.