Программная аннотация:
1. Спрос: понятие, закон, кривая, факторы, которые влияют на спрос.
2. Предложение - элемент рынка: понятие, закон, кривая, факторы, влияющие на предложение.
3. Взаимодействие спроса и предложения, равновесие спроса и предложения, равновесная цена как необходимое условие рыночного равновесия.
4. Устойчивость и динамичность рыночного равновесия. Паутинообразная модель.
1
Микроэкономика начинается с анализа спроса и предложения.
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами это взаимодействие спроса и предложения.
Спрос – это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотели бы и могут приобрести в определенном временном промежутке.
Формой проявления спроса является величина (объем) спроса – количество товара, которое потребители в состоянии купить.
Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса.
Это происходит по 2-м причинам:
во 1-ых при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара;
во 2-ых при снижении цены он становится дешевле относительно других товаров, и приобретать его становится относительно выгоднее.
Закон спроса не действует в 3-х случаях:
1. при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
2. для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством вложения денег;
3. при переключении потребления на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).
Закон спроса выражается:
1. Шкалой спроса – табличное выражение взаимосвязи между ценой и объемом спроса.
Р | Q |
15 | 6 |
10 | 9 |
5 | 13 |
P - цена
Q - объем
2. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически (рис.2.1).
Кривая спроса – кривая показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
где QD - величина спроса
Р – цена
Р
D - спрос
0
Qd
Рис.2.1. Кривая спроса.
3. Формализованным методом.
P Q при прочих равных условиях
P Q
На спрос влияют ценовые и неценовые факторы.
Ценовые факторы вызывают изменения в величине спроса, при этом точка перемещается по кривой: вниз – при увеличении спроса, вверх – при его снижении (рис. 2.2 а).
P P
D2
D D
D1
0 0
Q Q
а) б)
Рис.2.2. Влияние факторов на кривую спроса.
Неценовые факторы – вызывают изменение в спросе, при этом при позитивном влиянии кривая сдвигается параллельно вправо, при негативном – параллельно влево (рис.2.2 б).
Неценовые факторы
1. Изменения в денежных доходах потребителя: При прочих равных условиях между доходом и спросом прямая связь, т.е. растет доход – растет спрос и наоборот. Если спрос на товары изменяется однонаправлено с изменением дохода, такие товары считаются нормальными (высшей категории). Если спрос на товары и доход изменяются разнонаправленно, такие товары называются некачественными (низшей категории).
2. Изменения цен на сопряженные товары. Если товары взаимозаменяемые (удовлетворяют одну и ту же потребность), то между ценой одного и спросом на другой прямая связь. Если товары взаимодополняемые (товары, спрос на которые предъявляется одновременно), то между ценой одного и спросом на другой существует обратная связь.
3. Изменения в потребительских предпочтениях. Может быть вызвано рекламой, модой, стимулированием сбыта.
4. Потребительские ожидания относительно экономической политики государства (будущие доходы, будущие цены, наличие товара в продаже).
5. Изменение структуры населения (чем больше потребителей, тем больше спрос и др.).
2
Предложение – это максимальное количество товара, которое производитель желает и способен произвести и доставить к месту продажи по каждой конкретной цене в определенном временном периоде.
Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество товаров.
Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта на зывается законом предложения.
Закон предложения выражается:
1. Шкалой предложения.
Р | Q |
20 | 50 |
15 | 35 |
10 | 25 |
2. Графически (рис. 2.3).
Кривая предложения - кривая, которая показывает, какое количество экономического бла га готовы продать производители по разным ценам в данный мо мент времени.
P
S - предложение
0 Q
Рис. 2.3. Кривая предложения.
3. Формализованный метод.
P Q при прочих равных условиях
P Q
Закон предложения не действует в следующих случаях:
1. когда недостаточно времени, чтобы произвести дополнительное количество товара;
2. когда товар не может быть произведен независимо от времени.
В данных случаях кривая предложения будет иметь вид (рис. 2.4).
P S
0 Q
Рис. 2.4. Кривая предложения для случаев, когда нет времени
произвести больше и нет возможности произвести.
На предложение влияют ценовые и неценовые факторы. Под действием ценовых факторов происходит изменение в величине предложения. Точка перемещается по кривой (рис. 2.5): вверх – при увеличении предложения, вниз – при его снижении.
P S
0 Q
Рис.2.5. Кривая предложения (изменение величины предложения).
Под действием неценовых факторов происходит изменение в предложении. При позитивном влиянии кривая перемещается параллельно вправо, при негативном – параллельно влево (рис. 2.6).
P S1 S
S2
0 Q
Рис.2.6. Функция предложения (сдвиг кривых предложения).
Неценовые факторы:
1. издержки производства (чем выше издержки, тем меньше предложение и наоборот);
2. технология производства (чем совершеннее технология, тем больше предложение и наоборот);
3. количество товаропроизводителей;
4. количество покупателей;
5. налоги и субсидии;
6. государственная политика;
7. ожидание изменения цен;
8. особые факторы: мода сезон, погода и т.д.
Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).
P P P
Sm Ss
SL
Pm Ps PL
D2 P0 D2 P0
D1
D2
P0 D1 D1
0 0 0
Q0 Q0 Qs Q0 Q1 Q2
а) б) в)
Рис. 2.7. Изменение цены и объема предложения в кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды.
В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис. 2.7а). В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рис. 2.76). В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном их повышении (рис. 2.7 в).
3
Взаимодействие спроса и предложения – это процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца и покупателя.
Цену единицы продукции, при которой совпадают спрос и предложение, принято называть ценой равновесия. Соответственно, количество товара, уравновешивающего спрос и предложение, называют равновесным количеством.
Равновесная цена - это единственная цена, из всех возможных, при которой отсутствуют как избыточное предложение, так и избыточный спрос.
Любая другая цена нарушает соответствие, и поэтому кто-то из участников обмена будет стремиться ее изменить, постепенно направляя к цене равновесия. Достижение последней будет означать, что все, кто хотел бы и в состоянии приобрести продукцию по данной цене, смогут удовлетворить свои потребности. Точно так же продавцы, кого удовлетворяет сложившаяся цена, продадут товары. Образование равновесной цены – процесс, требующий определенного количества времени.
Аналогичные выводы мы получим и при графическом изображении (рис.2.8).
Р D излишек S
PE E
дефицит
0 QE Q
Рис. 2.8. Равновесие спроса и предложения.
Точка равновесия обозначается Е.
В точке равновесия РЕ = РS = РD,
где РЕ – равновесная цена;
РS – цена предложения;
РD – цена спроса.
Это означает, что QE = QS = QD,
Где, QE – равновесный объем;
QS - объем предложения;
QD – объем спроса.
Рыночное равновесие – это ситуация на рынке, при которой нет тенденций к изменению равновесной цены или равновесного объема.
Цена, по которой товар поступает на рынок может не совпадать с равновесной. В этом случае могут происходить кризисы дефицита и переизбытка, либо под действием неценовых факторов может изменяться структура спроса или предложения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.