И мен и Михайла Туган-Барановского »
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Кафедра э коном и ч еской теор ии

 

 

                                                                                              

                                                                                                 Кинько Е.Н.

                                                                                                 Фомина М.В.

 

 

М И КРО Э КОНОМ И КА

Курс лекц и й

 

 

Донецк

СОДЕРЖАНИЕ

                                     Стр.

1. Введение в микроэкономику…. ……………………….. .3

2. Теория спроса и предложения……………………………9

3. Эластичность спроса и предложения………………… 20

4. Теория потребительского выбора……………………....35

5. Издержки производства………………………………....52

6. Рынок совершенной конкуренции……………………...62

7. Рынок несовершенной конкуренции и его модели…....76

8. Рынки факторов производства……………………… .. .93

 

Тема 1. Введение в микроэкономику

Программная аннотация:

1. Предмет, метод, задача микроэкономики

2. Основы микроэкономики. Проблема выбора

 

Микроэкономика – раздел экономической теории, изучающий выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как:

- индивиды;

- предприятия;

- правительственные учреждения;

- отрасли и т.д.

(изучает процессы принятия экономических решений)

Предмет – экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов (принятие экономических решений в условиях выбора).

Микроэкономика развивается на основе двух посылок:

1. экономический атомизм – микроэкономика сосредотачивает свое внимание на поведении экономических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности;

2. экономический рационализм – сущность состоит в допущении оценки экономическими субъектами своих выгод и затрат, сравнение которых в процессе принятия экономических решений дает возможность установить уровень эффективности того или иного конкретного действия (соизмерения затрат и результатов).

Объект микроэкономики – экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами.

Методология микроэкономики зависит от того, как градируется данная теория по отношению к другим теориям.

Существует позитивная микроэкономика (воспринимается как естественная наука) и нормативная микроэкономика (наука, позволяющая предвидеть экономические процессы и их результаты).

Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими фактами (отвечает на вопрос «Что есть или что может быть?») 

Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий и определяет какие условия выгодны, а какие не выгодны для экономики (Что должно быть?)

Методология позитивной микроэкономики

1. предельный анализ (маржинализм) – экономические явления анализируются не только в законченном, но и в постоянно развивающемся виде;

2. функциональный анализ – предполагает следующую последовательность действий:

- выявляются типичные качества явления и факторы на него влияющие;

- определяется способ взаимосвязи фактора и качества – функция (y = f (x));

3. равновесный подход – изучается состояние относительной стабильности.

Если при незначительных изменениях внешних условий экономическое положение системы изменяется существенно, равновесие считается не устойчивым.

Если при внешних изменениях в самой системе имеются силы, которые возобновляют утерянное равновесие, оно считается устойчивым.

3. Метод верифицируемости (метод проверяемости) – каждая выдвинутая теория должна получить подтверждение практикой, в противном случае от нее отказываются и разрабатывают новую теорию.

Методы нормативного подхода

1. Основной метод – идеальное моделирование.

Оно бывает:

- знаковое;

- интуитивное.

Знаковое моделирование предполагает широкое использование математических формул и графиков.

Интуитивное моделирование предполагает два типа моделей:

- оптимизационные модели – описывают поведение отдельных экономических субъектов, стремящихся к достижению своей цели;

- равновесные модели – результат взаимодействия совокупности субъектов, позволяющий установить совместимость их целей.

Задачей микроэкономики является анализ взаимодействия экономических субъектов (потребителей и производителей) на отдельных рынках.

2

Основу микроэкономики составляют два фундаментальных факта:

1. Материальные потребности общества, то есть материальные потребности индивидуумов и институтов, которые его составляют, буквально безграничны и неутолимы.

2. Экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг, ограниченны и редки.

Итак, материальные потребности представляют собой желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые приносят им полезность.

Желание людей потреблять товары и услуги можно объяснить двумя основными причинами.

Во-первых, люди имеют биологические потребности.

Во-вторых, желанием людей улучшить свои жизненные позиции.

Поскольку, как правило, обычный человек постоянно стремится улучшать свою жизнь, то можно считать, что желание людей в удовлетворении своих потребностей безгранично. Это означает, что материальные потребности полностью удовлетворить невозможно. Мы можем удовлетворить потребность в конкретном товаре, но не в товарах вообще. Поэтому в каждый данный момент времени люди ощущают великое множество неудовлетворенных потребностей.

Вторым фактом микроэкономики является редкость экономических ресурсов.

Экономические или производственные ресурсы - это все природные, человеческие и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Выделяют четыре категории ресурсов, которые называются факторами производства:

1. природные (земля) - так называют все естественные ресурсы, которые используются человеком в процессе производства, то есть все то, что может быть использовано в производстве в первоначальном виде;

2. капитал (инвестиционные ресурсы) - это все средства производства, созданные человеком. К нему принадлежат: здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, транспортные средства, финансовые средства (акции, облигации, банковские депозиты и др.). Процесс производства и аккумулирование капитала называется инвестированием;

3. труд - это совокупность знаний, умений, привычек, физических и интеллектуальных способностей человека, то есть рабочая сила, которую он приводит в действие при производстве продукта;

4. предпринимательская способность - это особый фактор производства, который объединяет в процессе производства все другие факторы в единую систему. Предпринимательская способность - это способность принятия решений и способность рисковать. Она характеризуется инициативностью, решительностью, новаторством, умением рисковать.

Все производственные ресурсы, или факторы производства, имеют одно общее коренное свойство: они редки или имеются в ограниченном количестве.

Редкость всегда существовала и всегда будет существовать.

Редкость - это условие, при котором наши потребности превосходят ограниченные ресурсы, способные удовлетворить эти потребности. Редкость - основная экономическая проблема, с которой сталкиваются как отдельные индивиды, так и все общество в целом.

Редкость ресурсов, с помощью которых осуществляется процесс производства разных товаров, вынуждает делать выбор между относительно редкими товарами.

Выбор - это действие, связанное с отбором среди ограниченных альтернатив. Редкость предусматривает выбор.

Редкость ресурсов, которая ограничивает объемы производства, создает проблему выбора, то есть принятие решений о том:

1) Что производить?

2) Каким образом производить выбранные виды продукции?

3) Кто получает то, что произведено?

4) Какой объем ресурсов использовать для текущего потребления, а какой для будущего?

Для того чтобы экономика функционировала, она должна иметь на вооружении определенный способ координации миллионов людей о том, что им производить, кто и какую работу должен выполнять и для кого производится продукт.

Существуют два основных способа осуществления координации экономического выбора: стихийный порядок и иерархия.

1. Первый путь - это стихийный порядок, при котором независимые индивиды приспосабливают свои действия к информации и стимулам, которые поступают из их близкого, непосредственного окружения. Важнейшим механизмом достижения стихийного порядка являются рынки. Они передают информацию в основном в форме цен.

2. Второй путь - это иерархия, в которой действия любого индивидуума подчинены инструкциям центральной власти. Механизм иерархии представлен правительством, а также внутренним функционированием фирмы в процессе принятия производственных решений.

Содержание выбора - эффективность, то есть полное использование редчайших ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества.

Выбор означает наличие альтернативы или альтернативной стоимости.

Альтернативная стоимость - это стоимость производства товара или услуги, измеренная с точки зрения утраченной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, которая требует того же времени или тех же ресурсов.

В экономической литературе есть немало синонимов термина "альтернативная стоимость", например, альтернативные издержки.

Альтернативные издержки определяют поведение в процессе выбора. Чем выше альтернативные издержки на производство товара А, тем меньше вероятность того, что товар А будет производится; а чем меньше альтернативные издержки производства товара А, тем выше вероятность, что товар А будет производится.      

В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от производства другого.

Рациональный человек должен подсчитывать не только будущие издержки, но и издержки неиспользованных производственных возможностей, чтобы сделать оптимальный экономический выбор.

При выяснении сути альтернативных издержек необходимо обратить внимание на два их свойства:

1. Не все издержки производителя являются альтернативными. При любом способе использования ресурсов не являются альтернативными издержки, которые производитель несет в безусловном порядке (от которых он не может отказаться).

2. Не все альтернативные издержки приобретают форму денежных затрат. Недополученный или неполученный доход тоже включается в альтернативные издержки, хотя непосредственными денежными затратами не является (это не то, что вы израсходовали из своего кармана, а то, что вы недополучили в свой карман).

Таким образом, альтернативные издержки - это сумма альтернативных денежных затрат и недополученных денежных доходов.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 194.