Теория организации как наука
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Жизнь любого современного человека так или иначе связана с организациями. Наверное, можно смело утверждать, что мы буквально "погружены" в организации, существуем в них, зависим от них и влияем на них. Мы покупаем товары в маленьких магазинах и огромных супермаркетах, учимся в школах и университетах. Мы пользуемся продукцией, произведенной на заводах и фабриках, отправляем письма по почте и берем кредиты в банках. Мы являемся сотрудниками одних и клиентами других организаций, кому-то удается совмещать две эти роли в отношении одной организации. Значение организаций и организационной деятельности в наши дни велико как никогда.

Слово организация и его производные мы слышим часто и повсеместно: "крупная коммерческая организация", "хорошо организованная работа", "организация производства", "менеджер должен быть хорошим организатором", "общественные и политические организации" и т.п. Какой же смысл вкладывается в это хорошо знакомое нам понятие?

Термин "организация" может употребляться в двух значениях:

1) организация как объект или система - предприятие, фирма, компания или совместно работающая группа людей;

2) организация как процесс или функция - обеспечение результативной и эффективной совместной деятельности людей, т.е. организовывание их работы (рис. 11.1).

 

          ┌────────────────────────┐

          │ Организация  │

          └────────────┬───────────┘

        ┌──────────────┴─────────────┐

┌────────────┴──────────┐ ┌───────────┴───────────┐

│ Объект (система) │ │ Процесс (функция) │

└───────────────────────┘ └───────────────────────┘

 

Рис. 11.1. Понятие "организация"

 

Классическим подходом к определению понятия "организация" являются следующие рассуждения: для того чтобы считаться организацией, некая группа людей должна соответствовать нескольким обязательным требованиям:

1) наличие, по крайней мере, двух людей, считающих себя частью этой группы;

2) наличие, по крайней мере, одной общей цели, которую принимают как общую все члены этой группы;

3) наличие членов группы, сознательно работающих совместно для достижения этой цели.

На основе приведенных требований классик менеджмента Ч. Бернард (1886-1961) сформулировал наиболее общее определение: организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

При этом организация как процесс (действие) предполагает распределение между исполнителями задач, ресурсов, полномочий и ответственности, а также обеспечение их совместной скоординированной деятельности. Как видно, эти определения близки по смыслу, однако если первое указывает на причину и условия существования организации, то второе отражает технологию ее создания и функционирования.

Часто организации называют социально-экономическими системами, указывая тем самым на то, что они характеризуются сложными социальными (связанными с человеком) и экономическими аспектами. Организация как социальная система представляет собой относительно автономную группу людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами, создаваемую для достижения общей цели (целей).

Однако в большинстве случаев, говоря об организациях, мы подразумеваем какое-то более конкретное толкование этого понятия. Например, предприятие как один из наиболее распространенных видов организаций - это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителю продукцию (выполнить работы, оказать услуги) соответствующего значения, профиля и ассортимента. Или другое определение предприятия: самостоятельный хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности.

Некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, в Российской Федерации именуется учреждением*(62). А добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей указывает на создание общественной организации.

Что же общего у всех этих, казалось бы, очень непохожих организаций? Абстрагируясь от социальных, хозяйственных, правовых и управленческих аспектов, присутствующих в приведенных определениях, можно отметить, что организация как процесс - это деятельность по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и в пространстве. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением, для которого характерна целенаправленность функционирования и развития. Можно также добавить, что организация обладает упорядоченной внутренней структурой, в которой существуют многообразные связи и отношения.

Организация как процесс - это деятельность по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве.

Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением, для которого характерна целенаправленность функционирования и развития.

Эти определения, отражающие наиболее общие, формальные свойства организации, еще больше сближают понятия "организация как объект" и "организация как процесс".

В общем случае любая организационная деятельность характеризуется следующими признаками:

- наличие общей цели или совокупности целей деятельности;

- совместная деятельность людей;

- особая система организационных отношений между людьми;

- наличие управления совместной деятельностью людей;

- технологичность деятельности;

- наличие определенной организационной культуры.

В связи с этим интересно мнение американских исследователей в области теории организации Дж. Дэвиса и К. Маркиса, выраженное в их совместной статье "Будущее организационной теории в начале XXI века: институциональные поля и механизмы": "...Нам приходится постоянно помнить о том, что мы живем в мире, где крупные корпорации поглотили общество и заполнили собой большую часть социальной действительности... Десятки транснациональных корпораций (ТНК) имеют годовой доход, превышающий ВВП большинства стран. Государства в значительной мере связаны оговоренными территориальными границами, а ТНК с их мобильными инвестициями могут сами очерчивать свою сферу влияния"*(63).

При этом авторы утверждают, что "...большинство организаций являются лишь юридическими фикциями (legal fictions), в которых нет никаких аналогов "внешним" и "внутренним" границам, - эти организации представляют собой просто области пересечений в сетях сделок между независимыми лицами (которые сами могут быть лишь фикциями). Месторасположение корпораций не имеет значения - это просто юридические механизмы, необходимые для привлечения средств".

Подчеркивая, таким образом, роль и значение крупных компаний в современном устройстве мира, а также сложность и неоднозначность самого понятия "организация", авторы делают интересный и смелый вывод: "...Такая ситуация делает организационную теорию королевой всех социальных наук, так как только она способна дать объяснение доминирующим в наше время социальным структурам".

Несмотря на то что за десятилетия существования и развития теории организации как науки вполне сформировался ее терминологический и методологический аппарат, определился круг исследуемых проблем и практическая значимость, по-прежнему не существует единого представления об "уникальном облике" и "единственно верном наборе проблем", характерных именно для этой дисциплины.

На наш взгляд, внимания заслуживает вывод, который делает отечественный ученый в области менеджмента и теории организации Т.Н. Клемина: "Несмотря на свою относительную молодость, теория организации, как полагают многие авторы, отразила в своем развитии большинство тех тенденций и проблем, с которыми сталкиваются социальные науки в целом. Начнем с того, что давно является общепризнанным, - теории организации как единой, целостной теории не существует... речь идет скорее о совокупности различных концепций, школ, подходов или перспектив, ряд из них дополняет друг друга, а некоторые пребывают в откровенном противоречии"*(64).

Так что же представляет собой теория организации? Классическое определение гласит, что теория организации - это наука об общих закономерностях образования, устройства, функционирования и развития организаций как сложных, целенаправленно функционирующих динамических систем.

Как следует из приведенных выше рассуждений и определений, теория организации как наука представляет собой область научного знания об общих закономерностях образования, устройства, функционирования и развития организаций как сложных, целенаправленно созданных и функционирующих динамических систем.

Теория организации - это наука об общих закономерностях образования, устройства, функционирования и развития организаций как сложных, целенаправленно функционирующих динамических систем.

Теория организации тесно связана с естественными и общественными науками, которые являются для нее источниками методологических подходов и организационного опыта. Особое значение имеет связь теории организации с социальными и экономическими науками, позволяющая прогнозировать развитие внутриорганизационных отношений, а также с теориями систем и информации, позволяющими изучать организации с точки зрения системного подхода (рис. 11.2).


 

┌─────────────────────┬───────────────────────────────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────────────┐

│ Общий менеджмент │Принципы, методы и функции управле-│ │      │ │                │

│ (теория управления) │ния; формы власти; лидерство; орга-├─►│      │ │                │

│                │низационные структуры управления;│  │      │ │                │

│                │контроль; координация и т.п.  │ │      │ │                │

└─────────────────────┴───────────────────────────────────┘ │      │ │                │

┌─────────────────────┬───────────────────────────────────┐ │      │ │                │

│ Экономические науки │Социально-экономические системы;│ │      │ │                │

│                │рыночные условия; субъекты хозяйст-├─►│       │ │                │

│                │вования; методы экономического сти-│ │      │ │                │

│                │мулирования и т.п.            │ │      │ │                │

└─────────────────────┴───────────────────────────────────┘ │      │ │                │

┌─────────────────────┬───────────────────────────────────┐ │      │ │                │

│ Социология │Социальные системы; межгрупповые│ │      │ │                │

│                │конфликты; групповая динамика; со-├─►│      │ │                │

│                │циальная активность и мобильность;│ │      │ │                │

│                │поведение групп людей и т.п. │ │      │ │                │

└─────────────────────┴───────────────────────────────────┘ │      │ │                │

┌─────────────────────┬───────────────────────────────────┐ │      │ │                   │

│ Психология │Поведение человека в организации;│ │      │ │                │

│                │обучение сотрудников; мотивация;├─►│ Теория │◄──┤Практический опыт в│

│                │методики оценки сотрудников; психо-│ │организации│ │сферах: бизнеса, ме-│

│                │логия принятия решений и т.п. │ │      │ │неджмента, политики,│

└─────────────────────┴───────────────────────────────────┘ │      │ │права, государствен-│

┌─────────────────────┬───────────────────────────────────┐ │      │ │ного управления, об-│

│ Антропология │Культура общества; стереотипы├─►│      │ │разования и т.п. │

│                │сознания и поведения; ценности и│ │      │ │                │

│                │нормы и т.п.                  │ │      │ │                │

└─────────────────────┴───────────────────────────────────┘ │      │ │                │

┌─────────────────────┬───────────────────────────────────┐ │      │ │                │

│ Юридические науки │Гражданское, трудовое, хозяйствен-│ │      │ │                │

│                │ное административное, корпоративное├─►│      │ │                │

│                │право; организационно-правовой ста-│ │      │ │                │

│                │тус хозяйственных организаций и│ │      │ │                │

│                │т.п.                          │ │      │ │                │

└─────────────────────┴───────────────────────────────────┘ │      │ │                │

┌─────────────────────┬───────────────────────────────────┐ │      │ │                │

│ Общая теория систем │Системный подход к изучению органи-│ │      │ │                │

│                │заций; теория открытых систем: си-├─►│      │ │                │

│                │нергия; пространство состояний;│ │      │ │                │

│                │системные законы и т.п.       │ │      │ │                │

└─────────────────────┴───────────────────────────────────┘ │      │ │                │

┌─────────────────────┬───────────────────────────────────┐ │      │ │                │

│ Теория информации │Коммуникации; информационные систе-│ │      │ │                │

│ (информатика) │мы; свойства информации; закономер-├─►│      │ │                │

│                │ности и способы реализации информа-│ │      │ │                │

│                │ционных процессов и т.п.      │ │      │ │                │

└─────────────────────┴───────────────────────────────────┘ └───────────┘ └─────────────────────┘

 

Рис. 11.2. Теория организации в системе наук


 

Наиболее тесно теория организации связана с такими науками, как общий менеджмент и теория управления. Взаимосвязь этих сфер научного знания настолько очевидна, что ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, какую из наук следует считать наиболее общей, а какую ее частью. С одной стороны, общий менеджмент изучает помимо прочего организационные аспекты управления, принципы построения и функционирования различных организационных структур, а следовательно, теорию организации можно считать одним из разделов этой науки (см. рис. 11.3, а). С другой стороны, не менее убедительно звучат утверждения, что менеджмент как система управления организацией представляет собой лишь один из элементов (аспектов деятельности) сложной и многогранной организационной системы (см. рис. 11.3, б).

 

┌────────────────────┐ ┌────────────────────┐

│ Менеджмент │ │ Теория организации │

│ ┌──────────────┐ │ │ ┌──────────────┐ │

│ │ Теория │ │ │ │ Менеджмент │ │

│ │ организации │ │ │ │         │ │

│ │         │ │ │ │         │ │

│ └──────────────┘ │ │ └──────────────┘ │

│               │ │               │

└────────────────────┘ └────────────────────┘

   а                     б

 

Рис. 11.3. Взгляды на взаимосвязь теории организации и менеджмента

 

Как бы то ни было, но менеджмент (теория управления) и теория организации как науки не только взаимно обогащают друг друга, но совместно формируют единую систему представлений о целенаправленной управленческой деятельности в интересах обеспечения высокой результативности и эффективности функционирования различных организаций.

Как и общий менеджмент, теория организации оперирует такими понятиями, как методы и функции управления, планирование, организационные структуры, контроль, координационная деятельность, виды властных полномочий, лидерство и т.п.

Нельзя недооценивать и влияние на теорию организации такой управленческой дисциплины, как математическая теория управления. Ее вклад обусловлен тем, что эта наука изучает общие законы управления системами независимо от их материальной природы. Управляемые системы имеют рецепторы (датчики), воспринимающие сигналы из внешней среды и передающие их внутрь системы, а также входные и выходные каналы, по которым они обмениваются сигналами с внешней средой. Выходные сигналы системы передаются во внешнюю среду через эффекторы (исполнительные устройства). Поскольку каждая система сигналов, независимо от того, формируется она разумными существами или объектами и процессами неживой природы, несет в себе ту или иную информацию, то всякая управляемая система может рассматриваться как преобразователь информации. Рассмотрение различных объектов живой и неживой природы как преобразователей информации или как систем, состоящих из элементарных преобразователей информации, составляет сущность так называемого кибернетического подхода к изучению этих объектов.

Связь теории организации с экономическими науками заключается в том, что одним из важнейших практических аспектов теории организации является изучение организаций (компаний, фирм, предприятий) как социально-экономических систем, функционирующих в рыночных условиях, ведущих экономическую деятельность и заинтересованных в повышении собственной экономической эффективности. Исследования отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования организаций как субъектов хозяйствования, проблем эффективности, методов экономического стимулирования и т.п. имеют непосредственное отношение к деятельности подавляющего большинства современных организаций.

Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отношения между собой. Принципиально важным является изучение группового поведения, особенно в формальных и сложных организациях. Актуальными становятся социологические выводы и рекомендации, касающиеся процессов социализации сотрудников, групповой динамики, построения рациональных организационных структур, коммуникаций, власти и лидерства и т.п. Особым вкладом социологии в теорию организации являются методики изучения сущности и содержания социальных конфликтов между малыми и большими социальными группами. В теории организации большую научную значимость приобретают вопросы мотивации трудовой деятельности, анализа факторов социальной активности и социальной патологии, места и роли человека в социальных и технических системах, имитационного моделирования поведения групп людей, исследование социальных возможностей, ожиданий, ограничений, социальных перемещений, мобильности, идентификации и т.п. Теорию организации часто называют социальной наукой.

Вклад психологии в теорию организации заключается в изучении и прогнозировании поведения человека, определении возможностей изменения поведения людей. Психология выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям и поступкам людей. В последние годы заметно возросла роль психологических исследований и методик, непосредственно связанных с поведением человека в организации. К ним относятся методики: обучения и тренировки сотрудников, выявления нужд работников, разработки мотивационных процедур, принятия решений, оценки поступков и позиций людей, изучения сущности предпринимательской деятельности и т.п.

Вклад антропологии в теорию организации обусловлен тем, что эта наука среди прочих проблем изучает функцию культуры общества - механизм отбора ценностей и норм, определенных стереотипов сознания и поведения и передачи их новым поколениям. Эта социальная память лежит в основе фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся, в том числе, и в деятельности организаций.

В организационной деятельности велика роль системы правил и норм, устанавливаемых государством, собственниками, администрацией предприятия и регулирующих различные внутриорганизационные отношения. Поэтому теория организации черпает специальные знания и методики из юридических наук, изучающих право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. На формирование теории организации оказывают влияние такие юридические дисциплины, как гражданское, трудовое и хозяйственное право, а также административное право, регулирующее общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. Особое место в системе взаимосвязи юридических наук с теорией организации занимает корпоративное право - совокупность юридических норм, регулирующих организационно-правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ.

Роль общей теории систем в формировании и развитии теории организации трудно переоценить. Она заложила основы современного системного подхода к изучению организаций. Общая теория систем, а также ее составная часть - теория открытых систем обогатили теорию организации такими понятиями, как элемент системы, взаимосвязь, синергия, входные и выходные ресурсы, движение системы в пространстве состояний и т.п. Важнейшей частью современной теории организации являются системные законы, описывающие наиболее общие устойчивые и повторяющиеся закономерности функционирования организаций независимо от их особенностей.

В управлении современными организациями важную роль играют коммуникации и информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и управления ими. Поэтому для описания процессов построения и функционирования современных предприятий теория организации привлекает знания таких научных дисциплин, как информатика и теория информации. Эти дисциплины изучают свойства информации, используемой в управлении организационными системами, а также законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах. Организации должны быть построены таким образом, чтобы информационные системы управления функционировали максимально эффективно.

При всей важности влияния различных наук на теорию организации нельзя не учитывать то колоссальное влияние, которое оказывает на развитие этой дисциплины практический опыт в таких сферах, как бизнес, менеджмент, политика, право, государственное и муниципальное управление, образование и т.п.

В заключение этого параграфа, для того чтобы окончательно развеять сомнения читателей в необходимости изучать теорию организации, хотелось бы привести "почти серьезный" афоризм выдающегося польского писателя, поэта и философа Станислава Ежи Леца: "На Земле может замереть органическая жизнь, но не организационная".

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 373.