Код | Стиль эффективного менеджмента |
Paei | "Производитель" - знает, что нужно клиенту; - умеет создать то, что нужно клиенту; - самостоятельно производит продукт; - обладает мотивацией достижения |
pAei | "Администратор" - методичен и организован; - способен видеть "подводные камни"; - знает, что происходит в компании; - заботится о достоверности информации; - не производит продукт |
paEi | "Предприниматель" - выбирает направление развития компании; - является творческой личностью; - проявляет смелость и готовность действовать |
paeI | "Интегратор" - способен объединять людей; - обладает творческими способностями; - проясняет недоразумения; - чувствует и понимает других людей; - не стремится стать незаменимым |
Повышение эффективности работы менеджеров И. Адизес видит в создании так называемых взаимодополняющих команд (complimentary teams), состоящих из менеджеров с разными стилями эффективного менеджмента, взаимно дополняющих друг друга и способных совместно решать самые сложные и разнообразные управленческие задачи, "уравновешивая тенденциозность своих подходов". Формируя взаимодополняющую команду, важно помнить, что в ней должны быть представлены все четыре базовые функции (PAEI), причем ни один из членов команды не должен быть носителем PAEI-кода, имеющего прочерки.
При этом Адизес утверждает, что не существует одной-единственной "волшебной комбинации", способной создать идеальную команду. Поэтому он предлагает несколько вариантов эффективных команд. Простейшей и наиболее понятной является комбинация:
Paei + pAei + paEi + paeI.
Более удачной автор называет следующую комбинацию:
PaeI + pAeI + paEI.
Второй вариант отличается от первого тем, что все члены команды являются хорошими интеграторами, способными внести свой вклад в объединение общих усилий.
Примером неудачной команды Адизес называет комбинацию, в которой вышестоящий PAei-менеджер контролирует работу paEI-менеджера, поскольку руководитель, преимущественно ориентированный на РА-функции, будет воспринимать как угрозу спокойствию и стабильности стремление paEI-менеджера к развитию, риску и желанию объединять людей для реализации своих предпринимательских замыслов.
Обосновывая эффективность взаимодополняющей управленческой команды, Адизес предостерегает от неверного понимания, что несколько руководителей должны управлять организацией сообща в формате "главного исполнительного комитета", где каждый менеджер обладает равными правами. Взаимодополняющая команда не предполагает равенства всех ее членов. Кто-то должен быть лидером, видящим своей главной задачей создание условий, в которых все члены команды могут эффективно общаться, понимать друг друга и объединять свои усилия для решения общих задач.
Лидером, по мнению И. Адизеса, можно назвать только такого человека, который успешно выполняет две или более функции, причем одной из них обязательно должна быть интеграция (I) - умение объединять людей. При этом прочие функции также должны выполняться удовлетворительно: PAeI, PaEI, pAEI, PaeI, pAeI, paEI.
Эффективный лидер обладает следующими качествами:
1. Понимает, что и как он делает, и знает свой PAEI-код.
2. Осознает причины и последствия своих действий, понимает, как его поступки и решения влияют на поведение его последователей.
3. Обладает разносторонними способностями.
4. Знает свои сильные и слабые стороны, а также осознает свою уникальность.
5. Принимает свои достоинства, недостатки и уникальность, не отказываясь от самосовершенствования.
6. Способен оценивать сильные и слабые стороны других людей.
7. Умеет "сбавить темп" и сохранить спокойствие в сложной и динамичной ситуации.
8. Создает условия для разрешения конфликта в атмосфере взаимного доверия.
Итак, лидерство - это очень сложный и многогранный феномен, изучение которого предполагает глубокое освоение разнообразных теорий, моделей и инструментов. А применение изученных идей на практике требует уважительного отношения к людям, понимания своих достоинств и недостатков, учета ситуации и постоянной работы над собой.
Контрольные вопросы
1. Что такое лидерство?
2. Какими компетенциями, качествами и чертами характера должен обладать лидер?
3. В чем различия автократичного и демократичного стилей управления?
4. Какими параметрами описывается ситуация в модели Ф. Фидлера?
5. Какие PAEI-коды в модели И. Адизеса соответствуют лидерству?
Практикум к главе 10
Задание 1. Личностный подход
Сформулируйте перечень качеств и компетенций, необходимых лидерам в разных областях деятельности. Перерисуйте и заполните следующую таблицу.
N п/п | Область деятельности | Перечень качеств и компетенций лидера |
1 | Крупное промышленное предприятие, использующее новейшие технологии производства | |
2 | Негосударственное высшее учебное заведение - университет, ориентированный на инновационные методы обучения студентов | |
3 | Спортивная детско-юношеская школа | |
4 | Другое ____________ |
Задание 2. Модель Ф. Фидлера
Прочитайте кейс:
Модель лидерства руководителя предприятия "Электрон"
Коммерческое предприятие "Электрон" проводит самостоятельные научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), маркетинговый анализ и выпуск высокотехнологичного оборудования и приборов. В настоящее время на предприятии ведутся разработки новой медицинской техники, средств связи для морских судов и аппаратуры для предприятий нефтяной и газовой промышленности.
Основная часть сотрудников предприятия - высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы. На "Электроне" поощряется профессиональное развитие специалистов, используется система участия сотрудников в распределении прибыли.
Директор предприятия, кандидат технических наук Владимир Соловьев, назначен на должность всего три месяца назад. Ранее он занимал должность заместителя директора по производству на предприятии, выпускающем пищевое оборудование.
Владимир Соловьев успел наладить хорошие отношения с коллективом, ценит своих сотрудников, считая их основным потенциалом своей фирмы. Как правило, он положительно отзывается о каждом из них. Сотрудники также относятся к директору с уважением.
В новом году предприятие "Электрон" получило заказ на разработку высокоточных приборов для оснащения орбитальных космических комплексов. Предполагается применение нанотехнологий.
Владимир Соловьев считает эту задачу абсолютно новой, при этом он не вполне понимает, какие шаги необходимо предпринять в первую очередь и как распределить частные задачи между подразделениями.
Директор понимает, что не является крупным специалистом в данной области, однако он уверен, что среди его сотрудников есть люди, готовые реализовать план с высоким качеством.
Задания:
1. Используя модель Фреда Фидлера, оцените ситуацию и предложите стиль лидерства, который следует избрать Владимиру Соловьеву на данном этапе развития фирмы (см. ниже пример оформления).
Взаимоотношения между руководителем и подчиненными | |
Структура задачи | |
Должностные полномочия руководителя (сила его влияния) | |
Номер ситуации | |
Стиль лидерства | Ориентация на |
2. Как вы думаете, изменится ли со временем стиль лидерства, используемый В. Соловьевым? Если изменится, то как? Объясните свои предположения.
Задание 3. Модель принятия решений
Оцените ситуацию, описанную в кейсе "Модель лидерства руководителя предприятия "Электрон", используя модель принятия решений В. Врума, Ф. Йеттона и А. Яго. Определите рекомендуемый стиль лидерского поведения. Сравните его с предыдущей рекомендацией.
Задание 4. Модель лидерства Ицхака Адизеса
Используя кейс "Модель лидерства руководителя предприятия "Электрон", предположите, какой PAEI-код характерен для В. Соловьева. Какой PAEI-код должен быть характерен для руководителя предприятия "Электрон" в описанной ситуации? Почему?
Дата: 2019-07-24, просмотров: 812.