Бюрократические и адаптивные организации. В наши дни существует большое разнообразие типов организационных структур, но несмотря на это их можно условно разделить на две группы:
а) бюрократические (механистические);
б) адаптивные (органические) структуры.
Термин "механистические" указывает на то, что организации, построенные по такому принципу, очень схожи с механизмом (иногда о них говорят, что они "работают как часы"). На первый взгляд это хорошо, однако не стоит торопиться с выводами.
Термин "органические" говорит о том, что такие организации похожи по своему строению и развитию на живой организм, а другое их название, "адаптивные", напоминает о том, что эти организации, в отличие от бюрократических, могут быстро адаптироваться (т.е. приспосабливаться) к изменениям, происходящим во внешнем окружении. Так, например, при изменении спроса на какие-либо товары адаптивная организация быстро переходит к выпуску другого товара и т.п.
Чем же различаются между собой бюрократический и адаптивный типы организаций?
В процессе своего жизненного цикла, с ростом сложности и размеров, организации, как правило, приобретают бюрократические черты. Другими словами, структура организации становится бюрократической. Бюрократические организационные структуры характеризуются высокой степенью разделения труда, многоуровневой иерархией управления, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, а также методов подбора кадров по их деловым и профессиональным качествам.
М. Вебер считал бюрократию наиболее эффективной из существующих форм организации. Он выделил ряд характеристик, необходимых в успешных бюрократических организациях:
- правила и процедуры;
- специализация и разделение труда;
- иерархия власти;
- квалифицированный персонал;
- разграничение должности и должностного лица;
- письменная коммуникация и делопроизводство.
Правила и стандартные процедуры позволяют осуществлять работу организации в предсказуемых, отработанных формах. Специализация означает, что каждый работник получает конкретную задачу и понимает ее. Иерархия власти позволяет осуществлять эффективный контроль и однозначное разделение управленческих функций. Разграничение должности и должностного лица означает, что люди не владеют "наследственными правами" на работу, что также способствует повышению эффективности деятельности. Печатная документация создает "память" организации и обеспечивает непрерывность ее существования во времени.
Почти серьезно...
Всегда найдутся эскимосы, которые выработают для жителей Конго указания, как вести себя при самой страшной жаре.
Ст. Е. Лец
Бюрократия отвечает многим требованиям производственно-хозяйственной и управленческой сферы ряда организаций. Установление иерархии власти, правил и процедур создает условия для эффективного руководства большими группами людей. В определенной мере бюрократия позволяет предотвращать злоупотребления властью (как ни странно это звучит при современном эмоциональном прочтении термина "бюрократия"). Бюрократия повышает эффективность функций планирования и контроля при решении сложных задач, что в большинстве случаев приводит к увеличению производительности труда персонала и эффективности работы крупной организации.
Бюрократические структуры часто называют классическими, или традиционными. И даже в наши дни большинство организаций так или иначе представляют собой различные варианты бюрократии. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократических структур, по-видимому, состоит в том, что их характеристики все еще соответствуют целям и задачам ряда промышленных предприятий, организаций сферы услуг и почти всех видов государственных учреждений.
Несмотря на то что бюрократия представляет собой широко распространенную модель, она подвергается вполне объективной критике. По мнению американского социолога Р. Мертона, проблемы, возникающие в бюрократических организациях, связаны с излишним вниманием их руководства к стандартизации правил, процедур и норм. Это приводит к утрате организацией гибкости поведения и снижению способностей реагировать на изменения во внешней среде. Отсутствие гибкости характерно также и для взаимоотношений сотрудников внутри организации: необходимость строго соблюдать установленные правила порождает проблемы в процессе коммуникаций и координации деятельности различных подразделений организации.
В наши дни бюрократические (механистические) структуры перестают быть эффективными в условиях динамично меняющегося мира, глобальной конкуренции и неопределенности внешней среды. Поэтому многие организации стремятся к снижению формализации и расширению самостоятельности и творчества сотрудников.
Альтернативой механистического типа организационных структур являются так называемые органические или, иначе говоря, "адаптивные" структуры. Термин "адаптивные" указывает на то, что такие организации в большей степени способны видоизменяться и приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, сохраняя и повышая эффективность своей деятельности.
Адаптивные организационные структуры характеризуются небольшим числом уровней иерархии, умеренным использованием формальных правил и процедур, высокой степенью децентрализации властных полномочий и широким участием персонала в принятии решений. Такой тип организационных структур имеет относительно недолгую историю. По сути, он демонстрирует отказ от распространенного ранее мнения, что эффективность работы организации определяется точностью ее работы, сравнимой с работой часового механизма. Наиболее важным свойством организации при органическом подходе к ее построению признается способность осуществлять большие и малые изменения, обеспечивающие приспособляемость организации к объективным условиям действительности.
Современные исследователи подчеркивают, что в наши дни формируется такой тип организации, в которой импровизация, креативность и обоснованный риск ценятся гораздо выше, чем планирование и контроль. Адаптивная организация предпочитает находить новые методы работы; опирается на свои возможности, а не на ограничения; поощряет высказывание разных мнений, дискуссии, сомнения и противоречия.
Характерные черты органических структур состоят в следующем:
- решения в организации принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях;
- главными объединяющими факторами являются миссия и стратегия развития организации;
- правила работы формулируются в виде принципов, а не установок;
- распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем;
- имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.
Говорят гуру...
Мы отказываемся от иерархических структур в пользу неформальных. Особенно важно это для делового сообщества. Отказ от бюрократии стал одной из основных тенденций последнего десятилетия.
Дж. Уэлч
Базовые типы организационных структур. В наши дни существует большое разнообразие типов организационных структур управления. Тем не менее можно выделить несколько базовых (основных) типов. К ним относятся:
1) линейная (простая) ОСУ;
2) функциональная ОСУ;
3) дивизиональная ОСУ;
4) матричная ОСУ.
Говорят гуру...
Вместо поисков единственно правильного типа организации менеджменту следует поставить перед собой другую задачу: научиться выявлять, выстраивать и проверять на практике организационные структуры, которые соответствуют поставленным задачам.
П. Друкер
Комбинации базовых типов ОСУ дают возможность строить более сложные типы. Рассмотрим каждый базовый тип ОСУ в отдельности.
В линейной (простой) структуре (рис. 5.6) каждый руководитель обеспечивает руководство подчиненными подразделениями по всем видам деятельности, т.е. является линейным руководителем. Выполняемые работы в такой организации однотипны, а персонал не разделяется по функциям или квалификации. В табл. 5.3 приведены достоинства и недостатки такой структуры.
┌───────────────────────┐
│ Директор завода │
└──────────┬────────────┘
┌─────────────────────┼─────────────────────┐
┌───────┴─────────┐ ┌─────────┴───────────┐ ┌───────┴─────────┐
│ Начальник цеха │ │ Начальник цеха N 2 │ │ Начальник цеха │
│ N 1 │ │ │ │ N 3 │
└───────┬─────────┘ └─────────────────────┘ └───────┬─────────┘
┌──────┴─────────────┐ ┌─────────┴────────────┐
┌────┴──────┐ ┌───┴─────┐ ┌───┴─────┐ ┌──────┴──┐
│ Начальник │ │Начальник│ │Начальник│ │Начальник│
│ участка │ │ участка │ │ участка │ │ участка │
└────┬──────┘ └─────────┘ └─────────┘ └─────────┘
├────────────────────────┐
┌────┴───────────┐ ┌───────┴─────────┐
│ Мастер │ │ Мастер │
└────┬───────────┘ └───────┬─────────┘
┌────┴───────────┐ ┌───────┴─────────┐
│ Рабочие │ │ Рабочие │
└────────────────┘ └─────────────────┘
Рис. 5.6. Линейная (простая) ОСУ (фрагмент)
Таблица 5.3
Дата: 2019-07-24, просмотров: 271.