Общие положения
Менеджер по развитию персонала относится к категории специалистов.
Менеджер по развитию персонала назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя компании по представлению руководителя отдела, подчиняется непосредственно руководителю отдела.
На должность менеджера по развитию персонала назначается лицо, имеющее высшее психологическое или педагогическое образование и стаж работы не менее одного года.
Менеджер по развитию персонала должен знать:
- приказы, указания, распоряжения, инструкции и другие нормативно-распорядительные документы, регламентирующие работу менеджера по обучению и развитию персонала;
- законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом, трудовое законодательство;
- основы психологии, социологии, педагогики и организации труда;
- структуру и штаты предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития;
- кадровую политику и стратегию предприятия;
- основы маркетинга;
- современные концепции управления персоналом;
- основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;
- конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг;
- психологические механизмы межличностного и группового общения;
- передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления персоналом;
- порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением;
- порядок составления планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учебных планов и программ, другой учебно-методической документации;
- организацию процесса непрерывного обучения персонала;
- прогрессивные формы, методы и средства обучения;
- порядок финансирования затрат на обучение;
- методы анализа эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
- порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров;
- средства вычислительной техники, коммуникации и связи;
- культуру труда и этику делового общения;
- основы экономики и управления;
- основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;
- Устав компании, ее штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда, технику безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Менеджер по развитию персонала руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.
Должностные обязанности
Менеджер по развитию персонала выполняет следующие должностные обязанности:
- планирует, координирует и контролирует работу по обучению и развитию персонала в компании;
- анализирует потребности в обучении для разработки новых программ или модификации существующих;
- готовит обучающие материалы и материалы для ориентации новых работников в компании;
- совещается с руководителями для выявления потребностей в обучении;
- разрабатывает раздаточные обучающие материалы;
- разрабатывает процедуры тестирования и оценки обучающихся работников;
- оценивает эффективность программ тренингов и работу самих тренеров;
- формулирует процедуры и расписания тренингов, используя информацию о выявленных потребностях в обучении;
- интерпретирует и объясняет законодательные инструкции в области обучения, а также предоставляет информацию и помощь стажерам, руководителям и другим заинтересованным лицам;
- разрабатывает процедуры, использующие индивидуальное обучение, обучение в классе, презентации, конференции, обучение на рабочем месте и т.д.;
- готовит бюджет на обучение подразделения или всей компании;
- оценивает программы тренингов на их соответствие государственным стандартам;
- оценивает профессиональный уровень сотрудников компании, а также кандидатов на открытые позиции;
- координирует и руководит тренингами;
- координирует программы продолжения обучения работников;
- разрабатывает цели и задачи курсов и тренингов;
- разрабатывает процедуры оценки тренинга;
- разрабатывает программы обучения;
- редактирует обучающие материалы;
- изучает рыночные цены на обучение;
- готовит аудио-, видео- и раздаточные вспомогательные материалы;
- составляет расписания обучающих мероприятий.
Права
Менеджер по развитию персонала имеет право:
- знакомиться с проектами решений руководства компании, касающихся своей деятельности;
- запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений компании и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;
- вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями;
- в пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению;
- требовать от руководства компании оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
Ответственность
Менеджер по развитию персонала несет ответственность за:
- ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение материального ущерба предприятию - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Что такое имидж менеджера и насколько он важен в его профессиональной деятельности?
Внешняя привлекательность менеджера оказывает существенное влияние на впечатление, которое создается у людей (сотрудников, руководителей, клиентов) в ходе общения с ним. Имидж (англ. image - образ) менеджера - это его образ, устойчивое представление об отличительных или исключительных характеристиках, придающих ему своеобразие и выделяющих его из ряда других людей.
Элементами имиджа менеджера являются внешний вид, одежда и аксессуары; манера поведения по отношению к коллегам, подчиненным и руководителям; речь и манера общения и т.п. К важнейшим требованиям, предъявляемым к имиджу менеджера, относятся: аккуратность, строгий деловой стиль одежды, вежливость по отношению к сотрудникам, коммуникабельность, способность к сопереживанию, позитивный настрой, умение подать с наилучшей стороны свои знания, умения и опыт.
В большинстве современных организаций требуемый имидж менеджеров описывается в специальном документе - кодексе корпоративной этики. При этом в разделе этого документа, который часто называют дресс-кодом (от англ. dress code - кодекс одежды), описываются требования к одежде и аксессуарам менеджеров и других сотрудников компании. Часто в компаниях особенное внимание уделяют форме одежды во время событий, связанных с принятием важных решений (например, на деловых переговорах), так как внешний вид сотрудников на таких мероприятиях может повлиять на их успех. Часто также регламентируется стиль одежды для сотрудников, работающих в офисе, для чего публикуется перечень неприемлемой одежды.
Прочитайте выдержку из примерного стандарта деловых коммуникаций и внешнего вида менеджеров компании:
Пример
Стандарт деловых коммуникаций и внешнего вида менеджеров компании
(Фрагмент)
Внешний вид менеджера должен соответствовать общепринятым нормам этикета. Рекомендуется придерживаться классического или делового стиля в одежде:
- мужчинам - костюм со светлой рубашкой и галстуком, ботинки классического типа;
- женщинам - деловой костюм, деловое платье или другая одежда, не выходящая за рамки классического или делового стилей; классические туфли на каблуке. Рекомендуется неяркий макияж.
Не допускается ношение: кожаной и джинсовой одежды; элементов спортивной и домашней одежды (обуви); вызывающих элементов одежды (обуви).
Элементы одежды, обуви и аксессуаров менеджера должны сочетаться по стилю и цветовой гамме.
Требования к внешнему виду распространяются на все дни недели, включая субботу и воскресенье. В пятницу допускаются незначительные отклонения от делового или классического стилей.
Поведение на совещаниях:
1. Опоздания на совещания не допускаются.
2. Менеджер перед началом совещания должен отключить и убрать мобильный телефон.
3. Менеджер, принимающий участие в совещании, должен придерживаться общепринятых норм поведения на данных мероприятиях, в том числе запрещается:
- перебивать выступающего;
- оскорблять других участников совещания;
- обсуждать вопросы, выходящие за рамки основной темы и целей совещания;
- демонстрировать поведение, не соответствующее нормам делового этикета и этики (громкий смех, неуместные шутки и анекдоты, неприличные жесты и т.п.); демонстрировать неуважение к выступающему и собравшимся разговорами с соседом.
Роли менеджеров
Известный канадский ученый Генри Минцберг предложил выделять в деятельности менеджеров различные роли. Роли - это набор определенных правил поведения, характерных для деятельности менеджера. При этом важно понимать, что одни и те же роли в организации могут играть разные руководители. Кроме того, масштаб (сложность) ролевых установок может меняться в зависимости от уровня менеджмента (должности руководителя).
Генри Минцберг (Henry Mintzberg, 1939) - профессор факультета управления в университете Макгилла (Монреаль, Канада). Автор 140 статей и известных всему мировому бизнес-сообществу 14 книг. Генри Минцберг на протяжении многих лет неизменно занимает ведущие позиции в списках самых влиятельных управленческих мыслителей мира, а его работы изучаются практически во всех бизнес-школах. Изучите классификацию ролей, предложенную Г. Минцбергом (см. табл. 3.1).
Почти серьезно...
Менеджер - человек, который никогда не откладывает на завтра то, что он может заставить других сделать сегодня.
Афоризм
Таблица 3.1
Роли менеджеров*(19)
Роль | Описание | Характер деятельности |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 331.