Глава 6. Мотивация персонала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Важно не то, как поступает человек, а чем он при этом руководствуется.

Нужно видеть не только поступок, но и его мотив.

Бхагавад-гита

 

- Основные определения теории мотивации

- Содержательные теории мотивации

- Процессуальные теории мотивации

 

6.1. Основные определения теории мотивации

 

Как вы помните, мотивация - это одна из основных функций менеджмента, посредством которой обеспечивается активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации. С помощью этой функции менеджмент создает такие условия, в которых становится выгодно и удобно работать всему коллективу. Таким образом, объектом мотивации в организации является персонал - сотрудники, а субъектом - менеджер, руководитель.

Мы уже отмечали, что слово "мотивация" в общем случае означает психологическое состояние человека, побуждающее его действовать определенным образом. Поэтому в некоторых учебниках по менеджменту действия руководителя, направленные на побуждение сотрудников к эффективному труду, называют руководством. Однако слово "руководство" является более широким по смыслу и включает себя практически все аспекты управления. Поэтому для обозначения функции, обеспечивающей сознательный, высокопроизводительный труд персонала организации, мы будем использовать термин "мотивация".

Что же лежит в основе этой функции менеджмента? Теории и методы мотивации начали создаваться и совершенствоваться с появлением гуманитарного направления менеджмента. Вспомните хоторнские эксперименты и школу наук о поведении. Именно в эти годы сформировались такие основополагающие понятия теории и практики мотивации, как потребности и вознаграждение.

Потребность - это ощущение человеком физиологического или психологического недостатка чего-либо.

Вознаграждение - это все то, что человек считает ценным для себя.

На рис. 6.1 показана схема мотивации человека через его потребности.

 

┌─────────────┐ ┌──────────┐ ┌─────────────┐ ┌───────────┐

┌─►│ Потребности ├──►│ Мотивы ├──►│ Поведение ├──►│ Цель ├──────┐

│ └─────────────┘ └──────────┘ └─────────────┘ └───────────┘ │

│                                                                   │

│           ┌──────────────────────────────┐                   │

│           │Результат удовлетворения │                   │

│           │потребностей:            │                   │

└────────────────┤1. Полная удовлетворенность ├────────────────────────┘

            │2. Частичная удовлетворенность│

            │3. Неудовлетворенность   │

           └──────────────────────────────┘

 

Рис. 6.1. Схема мотивации человека через его потребности

 

Каждый человек постоянно испытывает какие-то потребности - в пище, отдыхе, развлечениях, общении с другими людьми, саморазвитии и т.п. Желая удовлетворить свои потребности, человек ставит перед собой цели. Различные потребности порождают разные мотивы поведения, т.е. устремления, склонности. Мотивы определяют поведение человека, его поступки. Поступки приводят к достижению цели. Однако, достигнув поставленной цели, человек может понять, что не полностью удовлетворил свою потребность. В результате он вновь начнет действовать определенным образом. Если же потребность окажется полностью удовлетворенной, то на мотивы последующего поведения человека будут влиять другие потребности и т.д.

Из такого понимания процесса мотивации через потребности вытекает так называемый закон результата, который гласит: "Степень удовлетворения потребностей, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах".

Мотивация - одна из основных функций менеджмента, посредством которой обеспечивается активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации.

Мотивация бывает внутренней и внешней. Внутренняя мотивация (самомотивация) - это самоосознание человеком необходимости и целесообразности действовать определенным образом. Внешнюю мотивацию часто называют стимулированием от слова "стимул" (лат. stimulus) - побудительная причина к действию.

На сегодняшний день разработано большое количество теорий мотивации. Для удобства их делят на две группы: содержательные и процессуальные теории. В основе содержательных теорий лежит представление о том, что мотивация определяется внутренними побуждениями (потребностями) человека, заставляющими его действовать тем или иным образом. Процессуальные теории исходят из предположения, что мотивация возникает и изменяется в процессе каких-либо действий (труда), инициируется этим процессом, ожиданиями человека и изменением ситуации.

Наиболее известными содержательными теориями мотивации являются:

- теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу;

- теория Дэвида Мак-Клелланда;

- двухфакторная теория Фредерика Герцберга.

Популярными теориями процессуального направления являются:

- теория ожидания Виктора Врума;

- теория справедливости (равенства) Джона Стейси Адамса;

- концепция трудовой мотивации Владимира Герчикова.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.