Глава 5. Организационная деятельность менеджера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Организация составляет основу мира менеджеров,

она является причиной, обусловливающей существование менеджмента.

М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури

 

- Принципы организационной деятельности

- Организационная структура

- Организационные полномочия

- Базовые типы организационных структур

 

Принципы организационной деятельности

 

Как вы уже знаете, термин "организация" в менеджменте употребляется в двух значениях:

а) организация (как объект или система) - предприятие, фирма, компания и т.п.;

б) организация (как процесс или функция) - обеспечение эффективности и результативности совместной деятельности людей.

В самом общем случае организация как объект представляет собой группу людей, сознательно и целенаправленно работающих вместе для получения значимого для всех результата.

Что же такое организация как процесс (функция)? Для ответа на этот вопрос сначала попытаемся понять, что означает организовать совместную деятельность группы людей.

Организовать совместную деятельность - это значит:

а) сформулировать цель деятельности;

б) определить необходимое количество исполнителей соответствующей квалификации;

в) осуществить декомпозицию цели - разделить цель на взаимосвязанные задачи;

г) распределить между исполнителями задачи, ресурсы, полномочия и ответственность в соответствии с их квалификацией;

д) обеспечить эффективное взаимодействие исполнителей в соответствии с целью совместной деятельности.

Декомпозиция цели подразумевает, что правильное и своевременное выполнение каждым исполнителем своей части работы приведет в итоге к достижению общей цели организации. Однако разделение сложной цели на задачи в соответствии с компетенциями и обязанностями сотрудников, а также обеспечение их необходимыми ресурсами и полномочиями еще не означает эффективную организационную деятельность. Для продуктивной работы необходимо обеспечить координацию работы исполнителей организации.

Другими словами, работа группы людей может считаться организованной, если каждый исполнитель знает:

- что он должен делать;

- какими ресурсами (инструментами, деньгами, временем и т.п.) он для этого располагает;

- что он уполномочен требовать или может ожидать от других исполнителей в группе;

- какую ответственность он несет за порученные ему задачи;

- как (в каком порядке, по какому алгоритму) исполнители должны взаимодействовать между собой.

 

Примечание. Организационная деятельность в самом общем случае предполагает:

1) распределение задач между исполнителями;

2) обеспечение эффективного взаимодействия между ними.

 

Любая организационная деятельность характеризуется следующими признаками:

- наличие общей цели или совокупности целей деятельности;

- совместная деятельность людей;

- особая система организационных отношений между людьми;

- управление совместной деятельностью людей;

- технологичность деятельности;

- наличие определенной организационной культуры.

Нагляднее всего организационную деятельность объясняет Г. Минцберг, давая в своей книге "Структура в кулаке: создание эффективной организации" определение понятию "структура организации": структуру организации можно определить как простую совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению этих задач.

 

Организационная структура

 

Если организационная деятельность распространяется не на отдельную группу людей, а на предприятие в целом и предполагает сохранение организационных принципов в течение длительного времени, то говорят, что менеджеры создают организационную структуру предприятия.

Организационная структура - это совокупность всех подразделений предприятия и взаимосвязей между ними.

Пример организационной структуры представлен на рис. 5.1.

 

 

                  ┌───────────────────────┐

                  │ Директор филиала │

                  └────────────┬──────────┘

┌───────┬─────────────┬──────┬─────┬┴─────────────────────┐

│ ┌─────┴─────┐ ┌─────┴────┐ │ ┌───┴───┐ ┌───────────────┴─────────────┐

│ │Секретариат│ │Бухгалте- │ │ │ Отдел │ ┌┤Производственно-экономический│

│ │      │ │рия  │ │ │кадров │ ││       отдел       │

│ └───────────┘ └──────────┘ │ └───────┘ │└─────────────────────────────┘

│                       │      │

│ ┌───────────┐ ┌──────────┐ │ ┌───────┐ │┌─────────────────────────────┐

│ │ Главный │ │Лаборато- │ │ │Отдел │ ││ Заместитель исполнительного │

│ │ инженер │ │рия  │ │ │серти- │ ││ директора по общим вопросам │

│ │      │ │больших │ │ │фикации│ ││                        │

│ │      │ │мощностей ├─┤ │и │ ││                        │

│ │      │ │     │ │ │станда-│ ├┤                        │

│ │      │ │     │ │ │ртиза- │ ││                        │

│ │      │ │     │ │ │ции │ ││                        │

├─┤      │ │     │ ├─┤элект- │ ││                        │

│ │      │ │     │ │ │рообо- │ ││                        │

│ │      │ │     │ │ │рудова-│ ││                        │

│ │      │ │     │ │ │ния │ ││                        │

│ │      │ │     │ │ │высоко-│ ││                        │

│ │      │ │     │ │ │го │ ││                        │

│ │      │ │     │ │ │напря- │ ││                        │

│ │      │ │         │ │ │жения │ ││                        │

│ └───────────┘ └──────────┘ │ └───────┘ │└─────────────────────────────┘

│                       │      │

│ ┌───────────┐ ┌──────────┐ │      │┌──────────────────────────────┐

│ │Лаборатория│ │Лаборато- │ │      ││Отдел материально-технического│

├─┤испытаний │ │рия  ├─┤      ├┤     снабжения      │

│ │высоковоль-│ │больших │ │      ││                         │

│ │тной  │ │токов │ │      ││                         │

│ │аппаратуры │ │     │ │      ││                         │

│ └───────────┘ └──────────┘ │      │└──────────────────────────────┘

│                       │      │

│ ┌───────────┐ ┌──────────┐ │      │┌──────────────────────────────┐

│ │Отдел │ │Лаборато- │ │      ││ Хозяйственный отдел │

│ │эксплуата- │ │рия  ├─┤      ├┤                         │

├─┤ции   │ │электрома-│ │      ││                         │

│ │электрообо-│ │гнитных │ │      ││                         │

│ │рудования │ │процессов │ │      ││                         │

│ └───────────┘ └──────────┘ │      │└──────────────────────────────┘

│                       │      │

│ ┌───────────┐ ┌──────────┐ │      │┌──────────────────────────────┐

│ │ Отдел │ │Научно-те-├─┤      ││ Множительная техника │

├─┤ главного │ │хнический │ │      └┤                         │

│ │ механика │ │архив │ │       │                         │

│ └───────────┘ └──────────┘ │       └──────────────────────────────┘

│                       │

│ ┌───────────┐ ┌──────────┐ │

│ │ Группа │ │Научно-те-│ │

├─┤ связи │ │хническая ├─┤

│ │      │ │библиотека│ │

│ └───────────┘ └──────────┘ │

│                       │

│ ┌───────────┐ ┌──────────┐ │

│ │Группа │ │Ведущий │ │

├─┤метрологи- │ │инженер по├─┘

│ │ческого │ │пожарной │

│ │оборудова- │ │безопасно-│

│ │ния   │ │сти и │

│ │      │ │гражданс- │

│ │      │ │кой  │

│ │      │ │обороне │

│ └───────────┘ └──────────┘

│ ┌───────────┐

│ │Ведущий │

│ │инженер по │

└─┤охране │

│труда и │

│технике │

│безопаснос-│

│ти    │

└───────────┘

 

Рис. 5.1. Иллюстративный пример графического изображения организационной структуры предприятия (органиграмма)

 

Решение о выборе типа и особенностей организационной структуры принимается высшим руководством предприятия и может динамически изменяться в зависимости от стратегических целей компании, а также тактики, избранной для достижения этих целей.

Процесс построения организационной структуры называется организационным проектированием, он состоит из следующих этапов:

1) функциональная департаментализация - разделение организации по горизонтали на блоки, соответствующие важнейшим направлениям ее деятельности;

2) построение иерархии - установление соотношения полномочий руководителей от высших к низшим;

3) дальнейшее выделение более мелких подразделений;

4) определение должностных обязанностей каждого сотрудника.

Наряду с термином "организационная структура" в менеджменте используется термин "организационная структура управления" (ОСУ). Часто эти термины используются как синонимы, однако между ними имеются существенные различия.

Организационная структура показывает количественный и качественный состав подразделений организации и схематически отражает порядок их взаимодействия между собой.

Понятие "организационная структура управления" указывает на принципы построения и особенности системы управления организацией.

По мнению Р. Данкана, структура организации выполняет две основные функции. Во-первых, она обеспечивает обмен информацией внутри организации для снижения уровня неопределенности при разработке управленческих решений. При высоком уровне информационной неопределенности (когда потребность в информации крайне высока) организационная структура должна быть достаточно гибкой для того, чтобы не препятствовать получению менеджментом необходимой информации. Второй функцией организационной структуры является обеспечение эффективной координации и интеграции. Важность интеграции возрастает с увеличением взаимозависимости подразделений организации.

Организационная структура управления (ОСУ) - это совокупность управленческих связей между управляющей (менеджментом) и управляемой (исполнителями) подсистемами организации, характеризующая порядок взаимодействия между ними в соответствии с иерархической соподчиненностью и полномочиями.

По мнению Р. Дафта, в определении организационной структуры ключевыми являются следующие положения:

1. Организационная структура отражает формальные отношения отчетности, уровни иерархии и сферу контроля руководства.

2. Организационная структура определяет условия для эффективной коммуникации, координации и интеграции усилий всех подразделений.

3. Организационная структура отражает объединение частей (индивидов и подразделений) в целостную систему.

Эти три элемента организационной структуры отражают принципы "вертикального" и "горизонтального" построения. Первые два элемента задают иерархию по вертикали, третий указывает на горизонтальное взаимодействие подразделений организации. Вертикальные связи в основном предназначены для осуществления контрольно-отчетных функций, горизонтальные обеспечивают координацию и сотрудничество.

Сфера контроля. Одним из важнейших параметров организационной структуры управления является сфера контроля (иначе - охват контролем, масштаб управления, масштаб управляемости, норма управляемости).

Сфера контроля - это количество взаимосвязей (взаимоотношений), которые приходится контролировать руководителю на каждом уровне управления.

При наличии у руководителя нескольких подчиненных ему приходится контролировать индивидуальные взаимоотношения с каждым из них, взаимоотношения со всеми подчиненными (группой), с отдельными группами подчиненных, между отдельными подчиненными и между группами подчиненных и т.п.

Французский математик и консультант по управлению литовского происхождения В. Грейкунас*(29) в 1933 г. утверждал, что фактором, определяющим норму управляемости, является количество контролируемых взаимоотношений в организации. Он отмечал, что существует три типа взаимоотношений:

1) взаимоотношения руководителя с конкретным подчиненным;

2) взаимоотношения руководителя с двумя и более подчиненными (группой);

3) взаимоотношения между подчиненными.

Для определения общего количества потенциальных связей Грейкунас предложил следующую эмпирическую формулу:

 

,

 

где С - количество потенциальных взаимосвязей;

N - число работников, подчиненных руководителю (табл. 5.1).

 

Таблица 5.1

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 276.