Развитие управленческой мысли в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В развитии науки о менеджменте в России можно выделить пять периодов:

1) 1900-1910-е годы - этап зарождения;

2) 1920-е годы - этап интенсивного развития на мировом уровне;

3) 1930-1950-е годы - этап затяжного кризиса и глубокого отставания;

4) 1960-1980-е годы - этап активного возрождения;

5) 1990-е годы - по настоящее время - этап "догоняющего" развития.

В начале XX в. в научной общественности России широкое распространение получили идеи Ф. Тейлора. Настоящий "тейлоровский бум" пришелся на 1911-1914 гг., когда в обсуждении его концепции принимали участие студенты и профессора, экономисты и публицисты, инженеры и политики. В эти годы были переведены на русский язык основные работы Ф. Тейлора и других видных основоположников научной организации труда (НОТ) - Ф. Гилбрета, Г. Гантта и др.

Мощный толчок процессу становления отечественной науки о менеджменте дала первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства, состоявшаяся в январе 1921 г. Среди основных докладчиков были такие российские ученые, как Александр Александрович Богданов, Владимир Михайлович Бехтерев, Осип Аркадьевич Ерманский, Станислав Густавович Струмилин, Алексей Капитонович Гастев и др.

Именно после проведения этой конференции в России начали создаваться десятки специализированных институтов, лабораторий, опытных станций по научной организации труда. Такие ученые, как А.К. Гастев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, П.М. Есманский, П.М. Керженцев, Е.Ф. Розмирович и др., начали формировать первые отечественные научные школы. Основной задачей научно-исследовательских институтов и лабораторий являлось создание систематизированных концепций в области менеджмента.

Как отмечалось выше, основы современных представлений о теории организации были заложены российским ученым, выдающимся мыслителем-энциклопедистом XX в. Александром Александровичем Богдановым (Малиновским) (1873-1928). Его основным трудом является книга "Тектология. Всеобщая организационная наука", исходным пунктом которой стало признание, что к изучению любого явления необходимо подходить с точки зрения его организации.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927). К сожалению, до сих пор недостаточно исследованы организационно-управленческие идеи выдающегося русского ученого в области психологии академика Владимира Михайловича Бехтерева. В основе его взглядов лежала мысль о том, что научно организованный труд есть не что иное, как попытка научить человека тратить свою энергию с наибольшей производительностью с учетом возможностей организма. В отличие от "тейлоризма" и "фордизма" в центре внимания лидера русской психофизиологической школы находился работник как сложное биосоциальное существо.

Алексей Капитонович Гастев (1882-1939). Одним из наиболее ярких представителей отечественной научной мысли в области управления был основатель Центрального института труда (ЦИТ) Алексей Капитонович Гастев, создавший собственную научную школу. А. Гастев с большим уважением относился к идеям западных основоположников научного менеджмента, справедливо полагая, что успешное развитие отечественной организационно-управленческой мысли невозможно без учета теоретических достижений и практического опыта, накопленного в развитых странах. Однако в отличие от идей Ф. Тейлора в теории А. Гастева центральное место занимал человеческий фактор. По существу, впервые в мировой организационно-управленческой литературе А. Гастев и его сторонники обосновали решающую роль человека в производственных процессах, указав, что от него зависит наибольшая доля успеха всего дела.

Российскими учеными был сформулирован социальный подход к анализу проблем менеджмента. Наиболее видным его представителем был Н.А. Витке, взгляды которого разделяли такие ученые, как Я.С. Улицкий, В.В. Добрынин, С.Д. Стрельбицкий и др. Эти авторы высказали идеи, во многом аналогичные сформулированным позже положениям американской доктрины "человеческих отношений".

Николай Андреевич Витке (1893(4?)- дата смерти неизвестна). Еще в 1925 г. Н.А. Витке утверждал, что "современный администратор - это прежде всего социальный техник или инженер - в зависимости от его положения в организационной системе - строитель людских отношений".

"Сами по себе, - рассуждал Витке, - ни самая точная распланировка производственного процесса, ни самая идеальная регламентация служебных функций, ни самая механизированная регулировка... не способны создать эффективную организацию. Против воли людей или даже при отсутствии этой воли не сложить социально-трудового автоматизма... не создать социально-трудовой организации: аппарат будет безжизненным".

В отличие от большинства советских ученых, работавших в направлении научной организации труда (НОТ), Н. Витке сделал акцент на рационализацию не отношений "человек-техника", а отношений "человек-человек", обозначив тем самым новое научное направление. Он рассматривал человека в качестве единственно возможного объекта управления, понимая под управлением направление воли людей и их энергии для достижения цели. Административную функцию в управлении Н. Витке считал центральной, интегрирующей другие направления управленческой работы.

Н. Витке и его сторонники подчеркивали значимость авторитета руководителя, указывая, что подлинный авторитет основывается не на страхе подчиненных, а на действительном уважении, которое руководитель может только заслужить. По мнению Н. Витке, для того, чтобы быть подлинным лидером, руководитель должен иметь сильный характер, твердую волю и определенные взгляды, он должен четко знать, чего хочет, к чему стремится, и все в коллективе должны это чувствовать. Его распоряжения должны быть точны и определенны.

Наиболее полно идеи научной школы Н.А. Витке изложены в его главной работе - "Организация управления и индустриальное развитие", 1925 г. К сожалению, на определенном историческом этапе идеи Н.А. Витке встретили в нашей стране непонимание и жесточайшую критику.

В конце 1920-х - начале 1930-х годов в СССР состоялся окончательный переход от рыночной системы хозяйствования к командно-административной. Наука управления все чаще стала квалифицироваться как исключительно "буржуазная выдумка". Были закрыты многие институты и лаборатории НОТ, прекращены творческие дискуссии по проблемам управления. Основную ставку стали делать на "сильного" руководителя, единолично управляющего вверенным ему участком и неукоснительно выполняющего директивы Центра.

К счастью, к концу 1950-х - началу 1960-х годов кризис отечественной управленческой мысли был преодолен. Рост масштабов производства и числа хозяйственных связей усложнил процессы управления и потребовал новых подходов к организации управленческих систем. При этом в эти годы снова стал возможным доступ к западной литературе по менеджменту. Эти обстоятельства породили сильнейший "управленческий бум", продолжавшийся до 1980-х годов.

Современный этап развития науки о менеджменте в нашей стране характеризуется появлением новых научных центров и активным проведением разнообразных исследований в области менеджмента.

В заключение хотелось бы обратить внимание читателя на то, что данная глава учебника представляет собой лишь краткий обзор истории управленческой мысли, предназначенный для первоначального ознакомления с проблематикой менеджмента в его исторической ретроспективе. Для более глубокого и всестороннего изучения процесса развития менеджмента как науки рекомендуем прочитать следующие книги:

1. Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для вузов. 5-е изд. М.: Академический Проект; Трикста, 2005.

2. Классики менеджмента / под ред. М. Уорнера; пер. с англ. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001 (Бизнес-класс).

3. Маршев В.И. История управленческой мысли. М.: ИНФРА-М, 2010 (Учебники ЭФ МГУ им. Ломоносова).

 

Контрольные вопросы

 

Контрольные вопросы к главе 1

 

1. Как классифицируются научные направления менеджмента?

2. В чем состоит вклад в научный менеджмент Фредерика Тейлора?

3. В чем состоит вклад в науку об управлении Анри Файоля?

4. В чем состоит вклад в науку об управлении Питера Друкера?

5. Дайте общую характеристику гуманитарному направлению менеджмента.

6. Объясните сущность системного подхода к менеджменту.

7. Объясните сущность ситуационного подхода к менеджменту.

8. Объясните сущность процессного подхода к менеджменту.

9. Назовите российских ученых, внесших вклад в развитие менеджмента в России.

 

 

 

Практикум к главе 1

 

Практикум к главе 1

 

Задание 1. Классификация направлений и школ менеджмента

Запишите названия изученных школ и подходов менеджмента в соответствии с приведенной ниже схемой.

 

┌──────────────────────┐

│ Научные направления │

└──────────┬───────────┘

      │      ┌───────────────────────┐

       ├───────────│ Классическое │

      │      └────────────┬──────────┘

      │                   │     ┌───────────────────────┐

      │                   ├──────────┤     1.1     │

      │                     │     └───────────────────────┘

      │                   │

      │                   │     ┌───────────────────────┐

      │                   ├──────────┤     1.2     │

      │                      │     └───────────────────────┘

      │                   │

      │                   │     ┌───────────────────────┐

      │                   └──────────┤     1.3     │

      │                                  └───────────────────────┘

      │      ┌───────────────────────┐

      ├───────────┤ Гуманитарное │

      │      └────────────┬──────────┘

      │                   │     ┌───────────────────────┐

      │                   ├──────────┤     2.1     │

      │                   │     └───────────────────────┘

      │                   │

      │                   │     ┌───────────────────────┐

      │                   └──────────┤     2.2     │

      │                              └───────────────────────┘

      │      ┌───────────────────────┐

      └───────────┤ Современное  │

                  └─────────────┬─────────┘

                                │    ┌───────────────────────┐

                                ├─────────┤     3.1     │

                                │    └───────────────────────┘

                                │

                                │    ┌───────────────────────┐

                                ├─────────┤     3.2     │

                                │    └───────────────────────┘

                                │

                                │    ┌───────────────────────┐

                                └─────────┤     3.3     │

                                          └───────────────────────┘

 

                                          ┌───────────────────────┐

                                          │     3.4     │

                                          └───────────────────────┘

 

Задание 2. Школа научного менеджмента

1. Дайте характеристику школе научного менеджмента: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.

2. Как школа научного менеджмента связана с именем Генри Форда? В чем состоял его вклад в развитие идей школы? Как вы думаете, за что подвергались критике условия труда на заводах Г. Форда?

 

Задание 3. Административная школа

1. Дайте характеристику административной школе: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.

2. Как вы понимаете принципы управления по А. Файолю? Составьте таблицу (см. образец ниже), придумайте и запишите краткие примеры реализации каждого принципа:

 

N п/п Принципы Собственные объяснения и примеры
1 Разделение труда  
2 Власть  
3 Дисциплина  
4 Единство распорядительства (командования)  
5 Единство руководства  
6 Подчинение частных интересов общему  
7 Вознаграждение  
8 Централизация  
9 Иерархия  
10 Порядок  
11 Справедливость  
12 Постоянство состава персонала  
13 Инициатива  
14 Единение персонала  

 

Задание 4. Бюрократическая школа

1. Дайте характеристику бюрократической школе: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.

2. Почему понятие "бюрократия" в наши дни часто употребляется в негативном значении? Дайте свою оценку этому понятию с учетом изученного материала.

 

Задание 5. Школа человеческих отношений

1. Дайте характеристику школе человеческих отношений: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.

2. Что такое хоторнский эффект (Hawthorne effect)? Придумайте и опишите пример проявления такого эффекта в деятельности какой-либо организации (или одного ее подразделения).

 

Задание 6. Школа наук о поведении

1. Дайте характеристику школе наук о поведении: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.

2. Вспомните основные положения теорий X и Y, предложенных американским ученым Дугласом Мак-Грегором. Какие идеи кажутся вам более правильными и соответствующими современным условиям? Какие положения и выводы вы будете использовать в своей работе менеджером? Почему?

 

Задание 7. Школа количественных методов

Прочитайте кейс:

 

Развитие компании "Инфо-Инвест"

 

Компания "Инфо-Инвест" работает на рынке информационных технологий около десяти лет, оказывая услуги по разработке и установке корпоративных информационных сетей и систем информационной безопасности.

В момент образования компании в 2001 г. численность ее сотрудников, включая основателя, занимавшего тогда пост генерального директора, составляла всего девять человек. В 2002 г. в компании работали уже 32 сотрудника. В 2005-м численность персонала увеличилась до 56 человек. В этом же году у компании насчитывалось всего пять постоянных клиентов, но уже к началу 2007 г. количество заказчиков, заключивших договоры с "Инфо-Инвест" на условиях длительного обслуживания сетей, достигло двадцати двух. При этом чистая прибыль компании по сравнению с 2005 г. выросла почти в 3 раза.

В 2011 г. численность персонала составляет более 120 человек. Прибыль превышает 150 млн. руб. в год, что на 90 млн. руб. больше, чем в 2007 г. В 2009 г. компания заключила два договора о стратегическом партнерстве: с банком "Регион-Развитие" и компанией Oracle. По прогнозам в 2012 г. прибыль должна вырасти в 1,5 раза за счет заключения договоров еще с пятью постоянными клиентами.

Учредители "Инфо-Инвест" полагают, что успех компании обусловлен тем, что с 2005 по 2006 г. удалось создать команду эффективных менеджеров, владеющих современными технологиями управления.

Задания:

1. Письменно ответьте на вопросы.

а) Чем занимается компания "Инфо-Инвест"?

б) По каким характеристикам можно судить о развитии компании?

2. Составьте таблицу (см. образец ниже) и сгруппируйте количественные характеристики, используемые в кейсе, по их содержанию.

 

Название характеристики Единица измерения
1.  
2.  
3.  
4.  

 

3. Постройте два-три графика, иллюстрирующих динамику развития компании "Инфо-Инвест".

 

Задание 8. Ситуационный подход

Вспомните какой-либо эпизод из понравившейся вам книги, фильма или мультфильма. Кратко опишите его. Запишите происходящие в эпизоде события, которые можно было бы назвать признаками или симптомами складывающейся ситуации. Можно ли по этим признакам правильно понять ситуацию? Что необходимо для более точной идентификации ситуации?

 

Задание 9. Процессный подход

Поставьте перед собой цель - успешно сдать экзамен по какой-либо дисциплине. Представьте управление достижением этой цели в виде процесса, состоящего из четырех взаимосвязанных этапов. Запишите в диаграмме названия этих этапов (см. образец ниже). Запишите также, какие коммуникации (общение, информация и т.п.) потребуются вам для этого.

 

┌──────────────┐ ┌────────────┐ ┌───────────┐ ┌──────────────┐

│ 1  │──►│ 2 ├──►│ 3 ├──►│ 4  ├────►

└──────────────┘ └────────────┘ └───────────┘ └──────────────┘

 

Задание 10. Системный подход

На рисунке (см. ниже) приведена упрощенная схема взаимодействия кондитерской фабрики с компаниями-партнерами.

 

┌─────┐           ┌───────────────────────┐

│ ├───────────────►│                  │                ┌───┐

└─────┘           │                  │     ┌─────────►│ │

┌─────┐           │                  │ ┌────┐ │     └───┘

│ ├───────────────►│ Кондитерская фабрика ├─► │ ├─┤     ┌───┐

└─────┘           │                  │ └──┬─┘ ├─────────►│   │

                  │                  │ │ │     └───┘

┌─────┐           │                  │ │ │     ┌───┐

│ ├───────────────►│                  │ │ └─────────►│ │

└─────┘    ┌────► └───────────────────────┘ │         └───┘

           │                                │

           └─────────────────────────────────────┘

 

1. Перерисуйте схему и обозначьте на ней:

а) буквами - компании-партнеры (в фигурах):

О - оптовая торговая фирма "Мир продуктов";

М - магазин розничной торговли "Сапфир";

У - Московский государственный университет пищевых производств;

Ф - фабрика, производящая продукты питания, ООО "Заря";

З - завод по производству пищевого оборудования ОАО "Продмаш";

б) цифрами - потоки ресурсов (над стрелками):

1 - какао, сахар, масло;

2 - потенциальные работники комбината;

3 - выручка кондитерского комбината (деньги);

4 - пищевое оборудование (агрегаты, печи, холодильники и т.п.);

5 - готовые кондитерские изделия.

 

Глава 2. Основные понятия менеджмента

 

Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере.

К. Маркс

 

- Понятия "менеджмент" и "управление"

- Понятие "организация"

- Система менеджмента в организации

- Основные функции менеджмента

- Методы менеджмента

- Виды менеджмента

 

2.1. Понятия "менеджмент" и "управление"

 

Современный термин "менеджмент" означает профессиональную деятельность - результативное и эффективное управление организациями.

Менеджмент (от англ. management - управление, руководство, администрирование) - это профессиональная деятельность по управлению организациями, обеспечивающая высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.

Что же означает понятие управление?

Управление - это целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, подразделение, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответствии с выбранным критерием эффективности.

Управленческое воздействие на организации (группы людей или отдельных сотрудников) может реализовываться посредством приказов, распоряжений, планов, норм, регламентов, контрольных функций, мотивационных процедур, межличностного общения и т.п. В самом общем и простейшем случае процесс управления можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 2.1).

 

  Ограничения и критерии              Воздействия

эффективности управления       разнообразных факторов

              │                           │

┌─ Цель     │     Управленческое   │    Результат

│ управления  │      воздействие     │    управления

│             ▼            │         ▼         │

│    ┌─────────────────────┐ │ ┌──────────────┐   │

│    │ Субъект управления │ │ │ Объект │   │

└────────►│ (руководитель, ├────┴────►│ управления ├────────┴────►

     │ менеджер, │     │(организация, │

     │ координатор) │     │подразделение,├─────────────┐

┌───►│                │     │ сотрудник) │        │

│ └─────────────────────┘     └──────────────┘        │

│                  Обратная связь                        │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Рис. 2.1. Упрощенная схема процесса управления

 

Под критерием эффективности управления понимается какой-либо показатель, характеризующий успешность работы организации после того или иного управленческого воздействия на нее. Так, например, в результате грамотных действий менеджеров могут значительно повыситься объемы производства и продаж продукции, увеличиться выручка компании, снизиться текучесть кадров, улучшиться морально-психологический климат в коллективе и т.п.

 

Говорят гуру...

Установите четкие критерии успеха. Можно легко запутаться в том, что на самом деле демонстрирует успех. Продажи ли это, или прибыли, или возврат вложенного капитала.

С. Крейнер

 

Часто, говоря об успешности управленческих решений, принимаемых менеджментом, используют понятия "результативность" и "эффективность". Результативность - это достижение организацией поставленной цели (например, удвоение объема выручки компании). А эффективность - это способ достижения цели, образно говоря - путь, который пришлось пройти компании. Например, достижение поставленной цели (удвоение объема выручки) вряд ли будет считаться эффективным, если это произошло в течение трех лет, в то время как конкурентам удалось добиться этого за полгода, или если это привело к массовым увольнениям квалифицированных сотрудников, не согласных с новыми условиями труда. Иначе говоря, эффективность - это отношение ценности полученного результата к затратам на его достижение.

 

Говорят гуру...

Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг*(9).

И.Н. Герчикова

 

Под ограничениями понимаются те условия (ситуации), в которых в данный момент принимается управленческое решение. Так, например, решение оборудовать производство новыми станками может быть ограничено отсутствием необходимых финансовых ресурсов, а решение применить штрафные санкции по отношению к сотрудникам - законами государства и т.п.

Важным элементом процесса управления является обратная связь - передача информации (результатов работы, уточнений, предложений, отчетов и т.п.) от объекта к субъекту управления. Обратная связь - это осуществление менеджером контроля за работой подчиненных, а также возможность узнавать их мнение и предложения. Без обратной связи менеджер лишается возможности эффективно управлять объектом.

Итак, управлять целой организацией, ее отдельным подразделением или одним сотрудником - это значит оказывать на них управленческое воздействие, т.е. отдавать распоряжения, формировать требования и планы, убеждать или просто беседовать с людьми. При этом важно, чтобы "субъект управления" - тот, кто управляет, - имел четкие ответы на следующие вопросы:

1) Какова цель управления? (Что требуется сейчас от организации? Чего я хочу добиться от своих подчиненных? К чему мы должны прийти?)

2) Каково сегодняшнее состояние организации (подразделения)? (Каких результатов мы уже достигли?)

3) Каковы критерии эффективности управления? (Какой результат нашей работы мы будем считать успешным?)

4) Какие ограничения накладываются на управление? (Какие приказы и распоряжения я могу издавать, а какие нет? Уместно ли сейчас вообще приказывать людям, или лучше просто побеседовать с ними? Хватит ли у нашей организации денег, времени, людей и т.п. на то, чтобы реализовать задуманное?)

Конечной целью деятельности менеджмента любой фирмы является обеспечение прибыльности или доходности от ее деятельности путем рациональной организации производственного процесса. Эта деятельность включает не только управление производством и развитие технико-технологической базы, но и рациональное использование кадрового потенциала, повышение квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Иногда для объяснения, что такое управление, используется следующее определение.

Управление - это процесс рационального распределения ресурсов организации с заданной целью, по разработанному плану, с непрерывным контролем результатов.

Какими же ресурсами управляет менеджер в организации? При всем разнообразии их можно разделить на пять групп:

1) материальные (здания, оборудование, расходные материалы, сырье, необходимое для производства продукции и т.п.);

2) финансовые (наличные деньги, ценные бумаги, счета в банках и т.п.);

3) человеческие (работники, персонал организации);

4) информационные (базы данных, сведения, знания, технологии, инструкции и т.п.);

5) временные (рабочее время).

Как мы видим, управление - это довольно сложный процесс, требующий от менеджера знаний, навыков, опыта, уверенности в себе, а также такта, чувства меры и доброго отношения к людям. Но зато если управление осуществляется профессионально и эффективно, то появляется результат - продукция, которую производит предприятие, или услуги, оказываемые клиентам.

Кстати, как вы думаете, можно ли считать слова "менеджмент" и "управление" синонимами? Давайте проверим. Мы можем, например, сказать "управление автомобилем" или "дистанционное управление космическим кораблем". Применимо ли в этих случаях слово "менеджмент"? Очевидно, нет. Ведь менеджмент - это управление особого рода, управление деятельностью организаций.

Часто менеджмент определяют следующим образом.

Менеджмент - это система принципов, методов и средств управления организациями с целью обеспечения высокой результативности и эффективности их работы.

Это определение указывает на то, что менеджмент представляет собой не разрозненные принципы и правила управления, а упорядоченную совокупность (систему) взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга элементов: знаний, навыков, принципов и методов управления, подготовленных специалистов, средств коммуникации и обработки информации, финансовых, материальных и иных ресурсов и т.п.

Прочитайте приведенные ниже другие определения менеджмента. Подумайте: на какие особенности указывает каждое из них?

Менеджмент - это искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом (Ф. Тейлор).

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения других (работающих в организации) людей.

 

Говорят гуру...

В конечном счете работа менеджера состоит в том, чтобы заставить обычных людей достигать невероятных результатов.

К. Бартлетт

 

В современном языке термин "менеджмент" означает (рис. 2.2):

- вид профессиональной деятельности;

- категорию людей (представителей определенной профессии);

- аппарат управления организации (предприятия, фирмы, учреждения и т.п.);

- процесс управления организацией;

- науку (имеющую свой понятийно-категорийный аппарат, научные труды, методы, методики и т.п.);

- искусство (систему специфических требований, предъявляемых к творческим способностям, личностным качествам, навыкам, манере поведения и имиджу специалиста в области управления - менеджера).

 

                        ┌──────────────┐

                        │ Категория │

                        │ людей │

                        └──────────────┘

                                ▲

┌─────────────┐         ┌───────┴──────┐       ┌──────────────┐

│ Искусство │◄─────────────┤ Менеджмент ├───────────►│ Вид │

│        │         │         │       │ деятельности │

└─────────────┘         └───┬───┬──┬───┘       └──────────────┘

   ┌────────────────────────┘ │ └───────────────────────┐

   ▼                       ▼                     ▼

┌─────────────┐         ┌──────────────┐       ┌──────────────┐

│ Наука │         │ Процесс │       │ Аппарат  │

│        │         │         │       │ управления │

└─────────────┘         └──────────────┘       └──────────────┘

 

Рис. 2.2. Различные значения термина "менеджмент"

 

Менеджмент характеризуется четырьмя аспектами: экономическим, социально-психологическим, правовым и организационно-техническим*(10).

Экономический аспект представляет собой управление процессом производства за счет грамотной координации материальных, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологический аспект характеризует деятельность по управлению усилиями персонала фирмы для достижения поставленных целей. Этот аспект включает в себя такие понятия, как система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, и социальная функция менеджмента, отражающая культуру общества, его традиции, ценности и обычаи.

 

Говорят гуру...

Руководить - это значит не мешать хорошим людям работать.

П. Капица

 

Правовой аспект менеджмента отражает структуру и принципы государственных, политических и экономических институтов общества, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.

Организационно-технический аспект менеджмента состоит в рациональной оценке ситуации и систематизированном выборе целей и задач; разработке стратегии достижения этих задач; подборе и использовании требуемых ресурсов; проектировании, организации и контроле за действиями, необходимыми для достижения целей.

Итак, мы определили понятие "менеджмент". Осталось понять, кого же можно называть менеджером.

Менеджер - наемный специалист, занятый профессиональной управленческой деятельностью в аппарате управления организации, обладающий специальными компетенциями и наделенный для этого властными полномочиями.

Для того чтобы организация была успешной, конкурентоспособной и развивающейся, ею должна управлять команда профессионалов - менеджеров. А это, в свою очередь, означает, что в государстве должна существовать система профессиональной подготовки менеджеров. Как вам известно, профессию менеджера можно получить, обучаясь в колледжах, институтах, университетах и т.п.

 

2.2. Понятие "организация"

 

Теперь постараемся понять, что же такое организация. В менеджменте этот термин употребляется в двух значениях:

а) организация как объект или система (предприятие, фирма, компания и т.п.);

б) организация как процесс или функция (деятельность по обеспечению эффективности и результативности совместной деятельности людей).

Рассмотрим самое простое определение организации как объекта.

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Другими словами, менеджеру всегда (или почти всегда) приходится управлять группами людей. Его задача состоит в том, чтобы эти люди понимали цель своей совместной работы и действовали сообща, наиболее эффективно используя преимущества совместного труда.

 

Говорят гуру...

Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организации повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Б. Мильнер

 

Как правило, любая работа - и простая, и тем более сложная - требует управления. Далеко не всегда исполнители в состоянии сами грамотно спланировать свою совместную деятельность, распределить между собой задачи. Решить, кто кому и по каким вопросам будет подчиняться, кто и как будет контролировать работу, какую заработную плату назначить за ту или иную работу и т.п.

Исполнители не смогут сделать это не потому, что они не способны к такой деятельности. Просто у них - другие задачи. У каждого своя должность, своя профессия. Так, например, токарь умеет работать на токарном станке, а водитель автобуса - управлять автобусом; продавец умеет торговать, а дизайнер - создавать креативные изделия. Они делают это очень хорошо, возможно, лучше других. Но как только деятельность определенного количества людей становится совместной, когда работа каждого из них зависит от работы другого, появляются особенности совместного труда и даже трудности.

Двадцать или тридцать высококлассных токарей не смогут самостоятельно выполнить производственный план завода, потому что кто-то должен составить график их работы, обеспечить обслуживание станков, своевременную подачу материалов и отгрузку готовых изделий. Кто-то должен нанимать новых рабочих, обучать их и решать, как оплачивать труд. Кто-то должен знать, кому продавать продукцию завода и что нужно производить в следующем месяце, чтобы продукция пользовалась спросом и т.п.

Всю эту сложную, многогранную деятельность и называют организацией деятельности или, в общем, управлением. А значит, необходимы особые, профессионально подготовленные специалисты, умеющие управлять.

Часто менеджмент определяют как профессиональное управление социально-экономическими системами, указывая тем самым на то, что объектом управления в менеджменте являются организации, характеризующиеся сложными социальными (связанными с человеком) и экономическими аспектами.

Практически во всех современных языках термин "менеджмент" (management) употребляется для обозначения профессионального управления хозяйственными (рыночными) организациями (предприятиями, компаниями, фирмами).

 

Примечание. Хозяйственными принято называть такие организации, которые предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества путем производства продукции и оказания услуг.

 

Хозяйственная деятельность современных организаций (фирм, компаний, предприятий) требует такого стиля работы управленческого персонала, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства, и получать максимально возможные результаты при минимальных затратах.

Таким образом, менеджмент - это профессиональное управление хозяйственными организациями, действующими в условиях рынка. Иногда, правда, словом "менеджмент" обозначают любую управленческую деятельность. Говорят, например, о менеджменте в государственных и муниципальных организациях или о менеджменте общественных организаций. Это не совсем корректно. Возможно, со временем это станет нормой языка, но в наше время все же грамотнее применять для этого термины "управление" или "администрирование" (в английском языке, например, для обозначения государственного управления применяется термин government administration, а общественного - public administration).

 

Говорят гуру...

Непреложным фактом в менеджменте является понимание каждым менеджером, и прежде всего руководителем высшего звена управления, того, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка*(11).

И.Н. Герчикова

 

Итак, вы познакомились с понятием "организация", в главе 5 "Организационная деятельность менеджера" вы подробнее изучите принципы организационной деятельности менеджеров, а также основные типы организационных структур управления. Вторая часть учебника "Теория организации" полностью посвящена изучению организаций.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 1059.