При всем многообразии задач, решаемых менеджерами, управление можно рассматривать как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций. Такие функции называют основными (или базовыми) функциями менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней, независимо от специфики управленческой деятельности.
Эти функции называются (рис. 2.4):
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль;
- координация.
┌──────────────────────┐ ┌────────────────────────┐
│ Планирование ├──────────────────────►│ Организация │
└──────────────────────┘ └────────────┬───────────┘
▲ ▲ ▲ │
│ └──────────────────┐ ┌──────────────────┘ │
│ ┌───────────┴─┴─────────┐ │
│ │ Координация │ │
│ └───────────┬─┬─────────┘ │
│ ┌──────────────────┘ └──────────────────┐ │
│ ▼ ▼ ▼
┌──────────┴───────────┐ ┌────────────────────────┐
│ Контроль │◄──────────────────────┤ Мотивация │
└──────────────────────┘ └────────────────────────┘
Рис. 2.4. Взаимосвязь основных функций менеджмента
Что означает каждая из этих функций? Как они связаны между собой? Давайте разберемся.
Планирование - это процесс разработки планов организации, т.е. такой этап управления, на котором определяются:
а) цели деятельности организации;
б) ресурсы, необходимые для достижения этих целей;
в) способы достижения поставленных целей.
Планирование представляет собой начальный этап управления, так как без четкого представления о целях деятельности не имеет смысла приступать к работе. Кроме того, важно понимать, какие ресурсы (оборудование, деньги, специалисты, технологии и т.п.) выделяются для достижения этой цели и как они будут использоваться. Пожалуй, одним из главнейших элементов любого плана является указание на сроки выполнения каждого его пункта (сроки достижения целей).
Наличие правильно составленного плана позволяет перейти к следующему этапу управления - организации (иначе говоря - организовыванию) работы. Термин "организация" в менеджменте используется в двух значениях:
1) организация как объект управления - компания, предприятие;
2) организация как функция менеджмента - процесс организационной деятельности.
Здесь мы будем употреблять это слово в его втором значении.
Организация - это функция, заключающаяся в правильном распределении задач, ресурсов, полномочий и ответственности между исполнителями и обеспечении высокой эффективности их совместной работы.
Когда организационные задачи касаются всего предприятия в целом (или его крупных частей), то говорят, что менеджмент формирует организационную структуру компании. Поэтому функция организации - это еще и процесс разработки организационной структуры предприятия.
Выбор правильной организационной структуры и рациональное распределение между сотрудниками задач, полномочий и ресурсов позволяют приступать к работе. Однако эта работа будет результативной и эффективной только в том случае, если исполнители (да и руководители тоже) будут понимать свою выгоду от успешной работы, видеть перспективы своего развития, соглашаться с установленными в компании порядками и принимать ее нравственные ценности. Обеспечить выполнение этих сложных условий в коллективе можно только путем специальной работы, которая называется мотивированием, или стимулированием персонала, или просто - мотивацией.
Мотивация (как функция менеджмента) - это активизация деятельности персонала и побуждение его к результативному и эффективному труду для достижения целей организации.
С помощью этой функции менеджмент создает условия работы на предприятии, в которых становится выгодно и удобно работать всему коллективу.
Строго говоря, слово "мотивация" означает особое внутреннее (психологическое) состояние человека, побуждающее его действовать определенным образом. Однако в менеджменте этим термином обозначается одна из функций управления - действия руководи теля, направленные на формирование таких мотивов поведения сотрудников, которые побуждали бы их действовать не только в своих интересах, но и в интересах компании.
Если сотрудники осознают свою выгоду, понимают и принимают цели и ценности своей компании, то значительно повышается их сознательность и производительность труда. Тем не менее нормальная работа любого предприятия или подразделения невозможна без осуществления контроля.
Контроль - это процесс, в ходе которого менеджмент определяет: во-первых, достигнуты или нет цели организации, а во-вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке.
Другими словами, контроль - это оценивание результатов труда в организации (путем сравнения их с запланированными значениями) и формирование соответствующих выводов и решений. Что менеджерам приходится контролировать? Соблюдение сотрудниками трудовой дисциплины, количество и качество производимой продукции, соблюдение графиков отгрузки товаров, выполнение заданий и многое другое.
В некоторых учебниках по менеджменту авторы ограничиваются упоминанием только четырех рассмотренных функций. Однако в современном менеджменте крайне важна роль еще одной - пятой функции - координации. Иногда специалисты полагают, что координация "растворена" в четырех других функциях. Но на практике координационная деятельность менеджера зачастую приобретает вполне специфический характер, требуя много времени, сил, специальных навыков, владения специальными инструментами координации. Что же такое координация?
Координация - это оперативное обеспечение согласованности действий всех звеньев управления и поддержание устойчивого режима работы компании.
Целью координации является установление взаимодействия в работе различных подразделений компании, руководителей, специалистов, а также устранение помех и отклонений от заданного режима работы.
Современное производство невозможно без разделения труда, а это требует усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы менеджмента. При нарушении координации руководители лишаются информации о работе друг друга и действуют обособленно. Это приводит к уменьшению или даже отсутствию необходимого сотрудничества менеджеров.
Координация осуществляется с помощью личных контактов между руководителями, совещаний, согласования рабочих планов и графиков разных подразделений, внесения в них коррективов и согласования работы между исполнителями.
Вместе с тем, как считает П. Друкер, "плохую организацию можно узнать по необходимости принимать специальные меры для координации действий и налаживания коммуникаций между менеджерами, что выражается в создании специальных комитетов, непрерывных совещаний, введении должностей "специалистов по связям" и т.п."*(13).
Помимо основных, менеджерам приходится выполнять множество так называемых специальных функций управления. Это название условно, так как все специальные функции связаны с основными, являются их частью. Вот некоторые из таких функций:
- разработка и принятие управленческих решений;
- создание команд и работа в них;
- управление корпоративной культурой компании;
- анализ рынка (отрасли, мнений клиентов и т.п.);
- управление качеством продукции;
- обработка информации (в том числе с использованием информационных технологий);
- прогнозирование развития событий;
- организация внешних контактов (с партнерами, клиентами, представителями государственных органов и т.п.);
- проведение переговоров, совещаний и деловых бесед;
- ведение документации и многое другое.
Одной из важнейших функций современного менеджера является анализ. Он позволяет получить необходимую информацию о структуре организации, проблемах, задачах, т.е. выделить из общего представления о компании и ее деятельности те факты, которые непосредственно относятся к рассматриваемому в настоящий момент вопросу. Процедуру выявления задач и потребностей компании, а также нахождения решений проблем называют бизнес-анализом (business analysis). Например, подробный и всесторонний анализ работы компании, как правило, включает в себя изучение таких аспектов, как тип и особенности организационной структуры компании и ее соответствие ситуации; технологии производства; кадровый состав компании; функции департаментов и отделов; коммуникации; тип организационной культуры; финансовые показатели работы компании и т.п.
Решения, принимаемые на основе бизнес-анализа, часто представляют собой усовершенствование производственных и управленческих процессов, осуществление организационных изменений, стратегическое планирование, разработку политики компании и т.п.
Изучение организационных процессов, как правило, не ограничивается только анализом, за ним следует этап синтеза, в ходе которого менеджмент создает новые организационные структуры, разрабатывает и принимает перспективные планы и программы, стратегии и т.п. Как правило, новые системы и процессы, появившиеся в результате грамотно осуществленного синтеза, обладают свойствами, которых не было у ранее разрозненных частей.
Например, объединение в один крупный департамент нескольких разрозненных отделов может привести к повышению производительности труда сотрудников, повышению экономической эффективности департамента, готовности департамента к решению новых задач и т.п.
Методы менеджмента
Функции менеджмента показывают, что должен делать менеджер, чтобы управлять организацией, на вопрос "как (с помощью чего) менеджер должен управлять организацией?" отвечают методы менеджмента (или, иначе говоря, методы управления).
В менеджменте используются три группы методов управления:
- экономические;
- организационно-распорядительные (административные);
- социально-психологические.
Экономические методы управления заключаются в том, что менеджмент применяет для мотивации сотрудников либо материальное вознаграждение за количество и качество труда, либо материальные санкции (штрафы) за несоответствующее качество и недостаточное количество. В качестве основных инструментов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя.
Кроме того, к экономическим методам управления относится создание таких условий работы предприятия или подразделения, в которых работники максимально заинтересованы в улучшении качества своей работы и увеличении прибыли. Например:
- закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для его хозяйственной деятельности;
- предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности путем наделения его руководства соответствующими полномочиями;
- предоставление подразделению права использовать заранее оговоренную часть прибыли по своему усмотрению;
- применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств и т.п.
Организационно-распорядительные (административные) методы управления - это методы прямого воздействия на исполнителей, носящие директивный (руководящий), обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти и принуждении.
К числу организационных методов относят:
- создание организационной структуры управления;
- регламентирование и нормирование всех видов деятельности;
- приказы и распоряжения;
- инструктажи и т.п.
Социально-психологические методы управления оказывают воздействие на сознание работников, социальные, эстетические и другие мотивы их поведения. Эти методы предназначены для социального стимулирования трудовой деятельности.
К ним относятся:
- устное поощрение (похвала);
- убеждение и внушение;
- личный пример руководителя;
- обеспечение возможности карьерного роста сотрудника;
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений в коллективе;
- создание и поддержание позитивного морального климата в коллективе и т.п.
Хороший менеджер должен уметь грамотно комбинировать различные методы управления, выбирая из них те, которые наиболее соответствуют сложившейся ситуации, которые будут в этой ситуации наиболее эффективными.
Виды менеджмента
Как вы уже, наверное, поняли, менеджмент - это очень сложная, многогранная и разнообразная деятельность. Каждому руководителю приходится выполнять разнообразные функции, применять различные методы. Менеджеры работают во всех отраслях экономики, на всех предприятиях, во всех подразделениях компаний. Поэтому иногда бывает очень сложно классифицировать менеджмент по его отдельным видам, выделяя существенные особенности.
Один из подходов к классификации состоит в выделении таких видов менеджмента:
- организационный;
- стратегический;
- тактический;
- оперативный.
Организационный менеджмент отвечает (как и следует из его названия) за создание организации, т.е. за разработку ее организационной структуры и системы управления. Постоянное и правильное осуществление управленческих функций, выработка стандартов и инструкций, контроль за их соблюдением - все это организационный менеджмент. При наличии такого менеджмента обеспечивается нормальное функционирование организации и успешное достижение стоящих перед ней целей.
Стратегический менеджмент находится в центре внимания высшего руководства организации. Его задачами являются:
- выбор миссии (предназначения и общественной значимости) компании и формирование стратегических (перспективных) целей, обеспечивающих устойчивое развитие компании, ее лидерство на рынке, в отрасли, стране или мире;
- адаптация компании к изменениям, происходящим во внешнем окружении компании;
- постоянная ориентация компании на удовлетворение потребностей клиентов, потребителей, покупателей.
Тактический менеджмент обеспечивает достижение стратегических целей путем постановки и реализации тактических планов компании. В то время как стратегический менеджмент в основном разрабатывается на высших уровнях руководства, тактический менеджмент реализуется на уровне руководства среднего звена. Результаты тактического менеджмента проявляются быстро и легко соотносятся с конкретными действиями. Он управляет процессами в таких сферах деятельности организации, как маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, управление финансами и кадрами и т.п.
Оперативный менеджмент управляет реализацией оперативных планов. Действия осуществляются путем распределения задач и ресурсов, а также внесением необходимых корректировок в ход выполнения текущих заданий. Задачей оперативного менеджмента является принятие решений, способных быстро и вовремя корректировать производственные и другие процессы компании.
Второй подход к классификации состоит в выделении отраслевой и функциональной специфики менеджмента.
К функциональным относятся такие виды менеджмента, которые присутствуют практически во всех организациях независимо от того, чем они занимаются:
- производственный (операционный) менеджмент - управление производственными процессами предприятия или основными операциями;
- финансовый - управление финансовыми потоками предприятия;
- управление человеческими ресурсами (кадровый менеджмент, менеджмент персонала) - управление процессами подбора, подготовки, продвижения и развития персонала;
- инновационный - управление внедрением технических, технологических, коммерческих и управленческих нововведений, обеспечивающих конкурентоспособное развитие предприятия;
- менеджмент в сфере управления потоками материально-технических ресурсов (логистика) - управление доставкой, хранением сырья, оборудования и товаров и т.п.
К отраслевым относятся такие виды менеджмента, специфика которых существенно зависит от той отрасли, в которой работают компании:
- менеджмент в гостиничном бизнесе;
- менеджмент в ресторанном бизнесе;
- менеджмент в девелопменте (строительстве);
- менеджмент в спорте;
- банковский менеджмент и т.п.
Помимо рассмотренных подходов к классификации менеджмента иногда выделяют следующие его виды:
Целевой | Функциональный | Линейный |
Формулировка миссии организации. Выбор стратегии. Постановка целей. Организационные мероприятия. Стратегический контроль и т.п. | Управление реализацией важнейших функций: производство, финансы, персонал, коммерция, научные исследования и конструкторские разработки и т.п. | Текущее руководство подразделениями организации (часто руководителей отдельных подразделений, обладающих административными полномочиями по отношению к своим подчиненным, называют линейными менеджерами) |
Как вы, наверное, заметили, у всех подходов к классификации есть много общего. Они помогают нам лучше понять специфику работы каждого менеджера.
Итак, в этой главе вы начали изучать основы сложной и очень интересной деятельности - менеджмента. Вы узнали, что такое менеджмент, кого можно называть менеджерами, чем занимаются менеджеры на разных уровнях управления, какие функции выполняют менеджеры, какие они используют для этого методы управления и, наконец, какие бывают виды менеджмента.
Контрольные вопросы
1. Что такое менеджмент?
2. Дайте определение понятию "управление".
3. Кого можно называть менеджером?
4. Какие уровни управления организацией вы знаете?
5. Перечислите основные функции менеджмента.
6. Назовите методы менеджмента.
7. Приведите примеры видов менеджмента исходя из отраслевой и функциональной специфики.
Практикум к главе 2
Задание 1. Понятие "менеджмент"
┌───────────────┐ ┌──────────────────┐
│1. ...Понятие, │ │2. ...Умение точно│
│полностью │ │и в срок │
│соответствующее│ │составлять │
│понятию │ │документы и │
│"управление", │ │отправлять их по │
│независимо от │ │электронной почте │
│природы и │ │по указанию │
│особенностей │ │руководителя │
│объекта │ │ │
│управления │ │ │
└───────────────┘ └──────────────────┘
┌───────────────────┐ ┌──────────────┐ ┌────────────────────┐
│3. ...Совокупность │ │ Менеджмент │ │4. ...Наука об │
│методов, принципов │ │ │ │управлении │
│и средств │ └──────────────┘ │финансовыми потоками│
│управления │ │предприятия │
│организацией с │ │ │
│целью обеспечения │ │ │
│высокой │ │ │
│эффективности │ │ │
│работы │ │ │
└───────────────────┘ └────────────────────┘
┌───────────────────┐ ┌────────────────────┐
│5. ...Понятие, │ │6. │
│являющееся │ │...Профессиональная │
│синонимом понятия │ │деятельность по │
│"бизнес" │ │управлению │
│ │ │организацией, │
│ │ │обеспечивающая │
│ │ │высокую │
│ │ │результативность и │
│ │ │эффективность ее │
│ │ │работы и │
│ │ │целенаправленное │
│ │ │устойчивое развитие │
└───────────────────┘ └────────────────────┘
┌────────────────────────────────┐
│7. ...Умение добиваться │
│поставленных целей, направляя │
│труд, интеллект и мотивы │
│поведения людей │
└────────────────────────────────┘
1. Что такое менеджмент? Укажите номера верных определений этого понятия.
2. Объясните, почему вы не выбрали оставшиеся определения.
3. Объясните, в чем состоят сходства и различия понятий "менеджмент" и "управление".
Задание 2. Субъект и объект управления
Что такое субъект и объект управления? Как они взаимодействуют друг с другом в процессе управления?
1. Нарисуйте схему процесса управления, используя следующие элементы:
- ограничения и критерии эффективности управления;
- цель управления;
- субъект управления (руководитель, менеджер, координатор);
- объект управления (организация, подразделение, сотрудник);
- обратная связь;
- управленческое воздействие;
- результат управления.
2. Приведите примеры целей управления для какой-либо организации.
3. Приведите примеры критериев эффективности управления организацией или ее подразделениями.
Задание 3. Менеджмент как наука, практика и искусство
а) Менеджмент часто называют наукой, практикой и искусством. Как вы думаете, почему? Запишите свои объяснения.
б) В каких литературных произведениях, фильмах, мультфильмах, телепередачах и т.п. вы обнаруживали сюжеты и эпизоды, связанные с менеджментом? Перерисуйте и заполните следующую таблицу.
Источник | Название (автор) | Пояснения |
Книги | ||
Кинофильмы (мультфильмы) | ||
Телепередачи | ||
Другое | ||
Задание 4. Понятие "организация"
1. В самом общем случае организацией называют группу людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей. Как бы вы дополнили это определение?
2. Как вы понимаете следующее изречение? Перепишите его и сделайте краткий комментарий.
"Организацию трудно увидеть. Мы видим только то, что на поверхности: высокие здания, оборудованные компьютерами помещения, приветливых служащих, но в целом организация представляет собой нечто туманное и абстрактное".
Ричард Л. Дафт
Задание 5. Основные функции управления
Планирование, организация, мотивация, контроль и координация являются основными функциями управления (менеджмента). Приведите примеры реализации каждой из функций в зависимости от специфики управленческой деятельности. Перерисуйте и заполните следующую таблицу (см. пример).
Сфера деятельности | Основные функции менеджмента | ||||
Планирование | Организация | Мотивация | Контроль | Координация | |
Магазин (пример) | Регламентирование объемов поставок товаров; рабочих смен продавцов; времени поставки товаров | Распределение обязанностей между консультантами; отчетность кассиров перед старшим кассиром | Премии за лучшее обслуживание покупателей; профессиональный рост: стажер-продавец - ст. продавец | Контроль рабочего времени и качества работы продавцов, количества товаров на складе, объемов продаж | Совместная работа консультантов и кассиров; решение спорных ситуаций; оперативная связь с поставщиком |
Автозавод | |||||
Университет | |||||
Ресторан | |||||
Спортивный комплекс | |||||
Другая организация |
Задание 6. Основные функции управления
Прочитайте приведенный ниже кейс. Дайте название каждому из перечисленных этапов. Расставьте этапы в порядке, обеспечивающем эффективную реализацию основных функций менеджмента компании (см. ниже пример оформления). Объясните, почему такой порядок вы считаете правильным.
Правильный порядок | Номер этапа по кейсу | Название этапа |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 |
Этапы деятельности менеджмента компании "Альфа" при создании нового департамента:
а) формирование организационной структуры департамента и обеспечение его необходимыми ресурсами: персоналом, финансами, помещением и оборудованием и т.п.;
б) реализация процедур количественной и качественной оценки и учета результатов деятельности департамента;
в) выработка и реализация мотивационных процедур, направленных на активизацию деятельности персонала департамента и повышение эффективности выполнения им своих функций;
г) определение целей деятельности нового департамента, необходимых средств, разработка методик эффективной работы департамента.
Задание 7. Система менеджмента в организации
1. Укажите соответствие каждой должности из приведенного ниже перечня тому или иному уровню управления или исполнителю. Используйте следующие обозначения: Т - топ-менеджмент; С - средний уровень менеджмента; Н - низший уровень менеджмента; И - исполнители (работники) (см. ниже пример оформления).
Примеры должностей:
1. Заведующий кафедрой вуза.
2. Водитель.
3. Бригадир строительной бригады.
4. Ректор университета.
5. Продавец-консультант.
6. Начальник цеха автозавода.
7. Генеральный директор компании.
8. Заведующий отделом магазина.
9. Секретарь руководителя.
10. Директор магазина, входящего в торговую сеть.
11. Преподаватель вуза.
12. Директор департамента управления персоналом фабрики.
13. Старшая медсестра больницы.
Пример оформления ответа:
1 - Н;
2 - И
и т.п.
2. Используя интернет-сайты, журналы и др. источники, выберите в качестве примера какую-либо компанию. Приведите примеры названий должностей для трех уровней менеджмента этой компании (см. ниже пример оформления).
Наименование и сфера деятельности компании | Топ-менеджмент | Средний уровень | Первичный уровень |
Задание 8. Методы менеджмента
В менеджменте используются три группы методов управления: экономические (Э), организационно-распорядительные (О) и социально-психологические (С). Укажите соответствие каждого инструмента управления из приведенного перечня тому или иному методу менеджмента (см. ниже пример оформления ответа).
Инструменты управления:
1. Приказы.
2. Регулирование межличностных и межгрупповых отношений.
3. Убеждение.
4. Инструктажи.
5. Разрешение структурному подразделению использовать заранее оговоренную часть прибыли по своему усмотрению.
6. Личный пример руководителя.
7. Применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.
8. Постановления руководства.
9. Внушение.
10. Команды.
11. Рекомендации.
12. Моральное поощрение.
13. Распоряжения.
14. Создание и поддержание благоприятного морального климата в коллективе.
Пример оформления ответа:
1 - О;
2 - С
и т.п.
Задание 9. Виды менеджмента
Существуют отраслевые (О) и функциональные (Ф) особенности менеджмента. Какие из перечисленных видов менеджмента являются функциональными, а какие - отраслевыми? (См. ниже пример оформления ответа.)
Виды менеджмента:
1. Управление персоналом.
2. Банковский менеджмент.
3. Стратегический менеджмент.
4. Менеджмент в торговле.
5. Управление финансами.
6. Менеджмент в сфере телевидения.
7. Менеджмент в гостиничном бизнесе.
8. Управление проектами.
9. Менеджмент в социальной сфере.
10. Информационный менеджмент.
11. Менеджмент в ресторанном бизнесе.
12. Спортивный менеджмент.
13. Управление производством.
14. Менеджмент в девелопменте (строительстве).
15. Инновационный менеджмент.
Пример оформления ответа:
1 - Ф
2 - О
и т.п.
Задание 10. Виды менеджмента
Другой подход к классификации видов менеджмента позволяет выделить стратегический, тактический и оперативный менеджмент. Объясните особенности каждого из этих трех видов менеджмента. Приведите примеры решений, принимаемых менеджерами на каждом уровне.
Глава 3. Содержание и специфика деятельности менеджера
Первое условие для того, чтобы стать великим менеджером,
заключается в наличии здравого смысла,
который, к сожалению, есть не у многих.
Дж. Блэр
- Профессия - менеджер
- Компетенции и имидж менеджеров
- Роли менеджеров
- Национальные особенности менеджмента
Профессия-менеджер
Кто же такие менеджеры и чем они занимаются? Мы уже частично ответили на эти вопросы в предыдущих главах. Рассмотрим более подробно содержание и особенности работы менеджеров.
Как ни удивительно, но и в наши дни встречаются люди (даже имеющие хорошее образование и большой жизненный опыт), которые не совсем верно понимают содержание профессии менеджера. Некоторые полагают, что менеджмент - это "что-то связанное с бизнесом...", другие, что это "примерно то же самое, что и предпринимательство...". Есть те, кто уверен, что "менеджмент - это торговля", а менеджером можно называть "любого продавца-консультанта в белой рубашке с галстуком и приветливой улыбкой на лице". Так ли это на самом деле? Разумеется, нет.
Как вы знаете, менеджером можно называть подготовленного наемного специалиста, занятого профессиональной управленческой деятельностью в аппарате управления какой-либо организации. При этом он должен обладать специальными компетенциями и быть наделенным властными полномочиями.
Слова "профессиональная управленческая деятельность" применительно к менеджеру означают, что он занимает в организации одну из руководящих должностей. Слово "менеджер" в большинстве случаев является обобщенным названием всех руководителей в организации: и генеральный директор компании, и директор департамента, и начальник отдела - все они менеджеры. Однако слово "менеджер" может также означать и название конкретной должности, например, "менеджер по продажам", "менеджер по персоналу", "менеджер гостиницы" и т.п.
Фраза "наделенный властными полномочиями" означает, что менеджер - это особый тип специалиста, работающего в организации. От других сотрудников его отличает наличие определенной власти над другими людьми - исполнителями. В пределах данных ему полномочий менеджер имеет право отдавать распоряжения подчиненным сотрудникам, требовать точного исполнения заданий, контролировать работу, поощрять подчиненных и накладывать взыскания. Властные полномочия менеджера являются необходимым инструментом его профессиональной деятельности. Как видно из приведенных выше рассуждений, одним из наиболее близких русскоязычных синонимов слову менеджер является слово руководитель. Правда, иногда менеджер может не иметь сотрудников в непосредственном подчинении, но и в этом случае ему дается право планировать и координировать деятельность других людей, принимать решения и контролировать работу людей, а также производственные, коммерческие и иные процессы.
Слово "наемный" в определении профессии менеджера указывает на то, что его нанимают на работу в организацию для осуществления управленческой деятельности. Кто же нанимает менеджера?
В условиях рыночной экономики любая организация, компания, фирма имеет своего владельца (собственника). Собственником (собственниками) организации могут быть: единоличный предприниматель, создавший эту организацию; несколько учредителей, основавших, например, общество с ограниченной ответственностью; акционеры, являющиеся держателями акций акционерного общества; государство, владеющее государственным унитарным предприятием*(14). В ряде случаев собственники не могут сами эффективно управлять своими предприятиями, и для этого создается аппарат управления - система менеджмента организации. Другими словами, менеджеров нанимают на работу в компанию ее собственники или от имени собственников.
Иногда люди, далекие от бизнеса и менеджмента, полагают, что понятия "предприниматель" и "менеджер" являются синонимами. На самом деле это не так. Ведь предпринимателем называют человека, который создает предприятие, вкладывая в него свои сбережения, отдавая этому делу все свои силы и время. Основная задача предпринимателя - получение прибыли в результате ведения хозяйственной деятельности. При этом он понимает, что идет на определенный риск - не получить желаемого результата.
Говорят гуру...
Как бы ни был талантлив предприниматель, он, как правило, нуждается в профессиональных менеджерах, знающих и умеющих то, что не под силу ему самому.
Ю. Рубин
Менеджер же управляет компанией, получая за это зарплату. Однако и сами предприниматели (собственники предприятий) часто тоже занимаются управлением своими компаниями. Так, например, предприниматель, открывший кафе, магазин или туристическую фирму, будет сам какое-то время управлять предприятием. По мере роста фирмы сложность и трудоемкость управленческой деятельности заставят его нанять профессиональных управляющих - менеджеров. Часто владельцы крупных фирм, имеющие большой штат менеджеров, все же продолжают управлять своими предприятиями, оставляя за собой такие должности, как генеральный директор или президент компании.
Особенности совместной работы наемных менеджеров и предпринимателей заставляют последних решать три сложные взаимосвязанные задачи:
1. Формирование квалифицированной команды менеджеров, способной со временем принять на себя достаточно масштабные задачи.
2. Сохранение за собой инициативы по выдвижению стратегических целей.
3. Согласование собственных интересов с интересами менеджеров.
Признаком цивилизованных деловых отношений между собственниками и менеджерами компании является заключение так называемого менеджерского договора (контракта), в котором подробно описывается сфера деятельности менеджера, его права, обязанности, условия работы, принципы оплаты труда и многое другое.
Почти серьезно...
Человек, который знает "как", всегда найдет работу, а человек, который знает "почему", будет его начальником.
Д. Рейвич
"Отец современного менеджмента" Питер Друкер так определял деятельность руководителя, управляющего организациями на рубеже XX и XXI вв.: "У менеджера две специфические задачи. Никто другой в организации их не решает. А если кто-то решает, значит, его тоже можно назвать менеджером. Перед менеджером стоит задача создания истинного целого, которое есть больше, чем сумма всех его частей, - производительной организации, представляющей собой нечто большее, нежели сумма вложенных в нее ресурсов... Вторая специфическая задача менеджера заключается в гармонизации каждого своего решения и действия с краткосрочными и долгосрочными планами предприятия. Принося в жертву хотя бы один из этих аспектов (краткосрочный или долгосрочный), менеджер неминуемо ставит под угрозу деятельность всего предприятия"*(15).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 2977.