МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии с образовательной программой подготовки бакалавра по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» важной задачей является овладение студентами методологией научных исследований, в частности методами самостоятельного решения научно-практических заданий, приобретение навыков их использования в практической деятельности с наибольшей эффективностью.

Знания по методологии научных исследований студенты должны применять при выполнении курсовых работ.

Необходимо усвоить, что научные исследования - это целенаправленный процесс познания, который осуществляется с целью открытия состояния закономерностей изменения объектов, которые изучаются, в зависимости от конкретных условий, места и срока их функционирования для дальнейшего использования в практической деятельности.

При проведении научных исследований следует руководствоваться "Международным кодексом по практике маркетинговых и социальных исследований", в котором определены основные принципы проведения исследований, сроки, правила.

Важным элементом методологии научных исследований являются принципы, т.е. постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы научных исследований. Необходимо придерживаться таких принципов: системный и ситуационный подход к проведению научного исследования, многовариантность, дифференциация подходов к организации проведения исследования в зависимости от особенностей объекта исследования, его целей, задач; динамичный, непрерывный характер процесса научного исследования; наличие концепции проведения научных исследований; целевая направленность на приоритетные экономические и социальные проблемы.

Цель научных исследований студентов - развитие, использование их творческого и трудового потенциала для решения проблем повышения эффективности управления торговыми предприятиями.

Исследовательская деятельность предусматривает высокую способность студентов к творческому научно-исследовательскому мышлению, главной предпосылкой которого является объем и глубина научных знаний, их постоянное и систематическое пополнение и обновление. Важнейшей составляющей творческого мышления является способность к прогностическому мышлению.

Задачи научного исследования:

- овладение студентами научными методами познания, углубления и творческое усвоения учебного материала по профессионально-ориентированным дисциплинам;

- изучение методики и средств самостоятельного решения научных проблем управления предприятием.

Исследовательская деятельность студентов должна осуществляться в различных формах. Студентам необходимо овладеть теоретическими принципами и методологией проведения научных исследований в сфере управления предприятием, применять полученные знания по методике исследований при работе над конкретными актуальными темами.

Формированию научно-исследовательских навыков студентов будут способствовать: мониторинг и составление обзоров специальной, методической, справочной литературы и других источников по выбранной теме, подготовка реферата по конкретной проблеме. Это позволяет студенту ознакомиться с состоянием информационного обеспечения определенной темы, учитывать и максимально использовать результаты исследований, которые были проведены ранее.

В процессе обучения студенты, работая в студенческих научных кружках кафедры маркетингового менеджмента, должны готовить специальные научные доклады на принципах углубленного, всестороннего изучения теоретических источников и конкретных материалов деятельности торговых предприятий, выступать с ними на заседаниях кружков по проблемам управления предприятием, защищать свои выводы и предложения. Лучшие доклады рекомендуются для оглашения на научной конференции студентов ГО ВПО «ДонНУЭТ имени Михаила Туган-Барановского» или в других образовательных организациях высшего профессионального образования, опубликования тезисов докладов, научных статей в сборниках НИРС.

Студентов, которые проявили способности к проведению научных исследований и активно участвуют в НИР, кафедра маркетингового менеджмента привлекает к выполнению госбюджетных и хоздоговорных тем.

     Выполняя курсовые работы по дисциплине «Менеджмент», студенты закрепляют элементы исследований на этапе начального научного поиска по выбранному направлению, а в дальнейшем обобщают и отражают результаты НИР в дипломной работе.

Сложность научных исследований, комплексность и длительность их выполнения вызывает необходимость распределения процесса НИРС на логично взаимообусловленные и взаимосвязанные этапы:

· выбор темы исследования и ее конкретизация;

· определение методологии научного исследования;

· проработка рабочей гипотезы;

· организация сбора информации;

· обработка и анализ собранных материалов;

· обоснование выводов и предложений;

· оформление результатов исследований;

· обсуждение и рецензирование результатов научного исследования;

· внедрение результатов научных исследований в практику.

     Рассмотрим содержание каждого этапа научного исследования.

Выбор темы научного исследования студенты должны осуществлять самостоятельно, руководствуясь такими критериями: актуальность темы (значимость, необходимость и неотложность ее решения для потребностей торговли); ожидаемая эффективность разработки; новизна и перспективность темы исследования; соответствие темы, которую выбирает студент, профилю обучения менеджеров; возможность разработки темы в ГО ВПО «ДонНУЭТ имени Михаила Туган-Барановского» с точки зрения времени, обеспеченности литературой, методиками, материалами; соответствие темы направлениям НИР кафедры маркетингового менеджмента, что облегчает поиск соответствующих научных методов и решений, ускоряет процесс внедрения результатов исследования.

Выбирая тему, студент должен ознакомиться с перечнем и содержанием работ по данной проблеме, выделить и систематизировать вопросы, которые недостаточно разработаны, дискутируются, требуют дальнейшей разработки, не разработаны.

В соответствии с избранной темой научного исследования студенту следует самостоятельно подобрать специальные литературные источники (книги, брошюры, статьи), нормативные документы, статистические материалы и выучить теоретические принципы и историю вопроса. С учетом этого окончательно формулируется тема.

Студент должен акцентировать внимание на том, что эффективность научного исследования обусловлена правильным использованием методологии.

Методология - наука (учение) о методах и средствах исследования. Развитие методологии науки связано с развитием методов научного познания действительности, общими законами развития научного знания, проверкой истинности теории практикой.

Главной целью методологии является изучение средств, методов и приемов исследования, с помощью которых приобретаются новые знания в науке.

Предмет изучения методологии - это понятие и методы самой науки, область их применения, обоснованность научных результатов, осмысления достижений науки.

В связи с этим необходимо овладеть терминами: «метод», «методика», «методология научного исследования» и их взаимосвязь.

Относительно научного исследования методом является средство или система средств исследования и познания определенного объекта или явления. На принципах выбора методов, которые используются на отдельных этапах исследования, определяется методика исследования - совокупность методов и приемов правильного и целенаправленного изучения явлений, процессов.

Следует знать, что методологическим инструментом, который организует процесс исследования и определяет его логику, является рабочая гипотеза.

Рабочая гипотеза - это направляющая научная идея, которая требует дальнейшей проверки. После проверки гипотеза превращается или в достоверную теорию, или в достоверное знание определенного факта. Отказ от гипотезы, которая оказалась неправильной, также является существенным шагом вперед в поисках истины, поскольку ошибочные гипотезы углубляют познание, указывают на трудности проблемы и побуждают к поиску лучших решений.

Студенту необходимо помнить, что научный уровень исследования определяется его методом. Относительно процесса познания метод исследования является формой практического и теоретического изучения определенного объекта путем использования разных средств. Методы исследования можно разделить на общие и специальные. Общие методы используются в отдельных областях науки на отдельных этапах исследования. Специальные методы используются для решения специфических групп заданий в каждой области науки.

Методология науки выделяет теоретический и эмпирический уровни познания. Теоретическое познание базируется на научных теориях. К эмпирическим относятся знания из повседневной осознанной практики, специальные научные данные, которые получены в процессе наблюдения, эксперимента. В связи с уровнями познание выделяют и виды методов исследования.

К эмпирическим методам научного исследования относятся наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

К теоретическим методам научного исследования относятся обобщающие (восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиоматизация) и частичные (определение, описание и интерпретация).

Студент должен знать, что системный подход к изучению предметов и явлений обусловливает необходимость комплексного использования различных методов исследования.

Специальные методы, которые применяются в научных исследованиях в сфере торговли, делятся в соответствии с отдельными этапами проведения исследований на методы сбора информации, ее обработки, анализа, программных (плановых) расчетов и методы прогнозирования.

На принципах выбранных методов, которые используются на отдельных этапах исследования, должна определяться общая методика исследования.

Будущим бакалаврам следует усвоить, что методические принципы исследования состоят из общенаучных, аналитических, прогностических методов.

Общенаучные методы - это системный, ситуационный анализ, программно-целевой подход, комплексные исследования. Они используются при исследовании рыночной ситуации, обосновании целей маркетинговой деятельности во взаимосвязи с целями функционирования предприятия, разработке стратегии и тактики достижения целей, маркетинговых программ, при изучении взаимосвязи расходов и результатов деятельности.

Аналитические методы включают:

· методы сравнения, группировки, балансовый, графический, табличный, цепных подстановок, индексный;

· линейное программирование - используется для решения экстремальных задач (формирование оптимального ассортимента товаров при ограниченности ресурсов, планирования товарооборота в ассортиментном разрезе, решения транспортных задач, выбор рациональных форм товарообеспечения, обоснование оптимального уровня товарных запасов, определение рационального размещения складской и торговой сети и др.);

· сетевое планирование - предназначено для исследования и управления взаимоувязанными работами, которые выполняются для достижения одной или нескольких целей (разработка программ комплексных мероприятий, которые направлены на увеличение продажи товаров, завоевания определенной доли рынка, получения определенной прибыли, повышения качества обслуживания, разработка новых товаров и экспериментальное их испытание на рынке; подготовка рекламных кампаний);

· теорию массового обслуживания - целесообразно использовать для определения длительности и очередности обслуживания заказчиков, покупателей, составления графиков снабжения, управления товарными запасами;

· метод деловых игр - следует применять для исследования и определения оптимальной стратегии в ситуациях, которые имеют игровой характер, для выбора оптимального варианта из разных решений;

· теорию связи - рассматривает механизм обратных связей, позволяет получить информацию с рынка и более эффективно ее использовать;

· факторный анализ - позволяет определить влияние факторов на результаты маркетинговой деятельности;

· кластерный анализ - это распределение совокупности объектов на относительно однородные группы соответственно с их потребностями;

· многомерное шкалирование - позволяет получить пространственное отображение отношений, которые существуют между объектами (например: оценка конкурентоспособности товаров в сравнении с образцом; сопоставление имиджа двух предприятий);

· контент-анализ - это формализированный, количественный анализ (изучение) документов с целью получения достоверной, надежной информации, в которой заинтересованные маркетологи; он используется, главным образом, при работе со вторичными данными социально-психологической направленности, а также при анализе результатов опросов; направления использования анализа контента : выявление и оценка характеристик текста, как индикаторов определенных сторон объекта, который изучается; выявления причин, которые вызывали сообщение; оценка эффекта влияния сообщения;

· мониторинг маркетинговой деятельности - это механизм осуществления специалистами-маркетологами предприятия постоянного наблюдения за важнейшими текущими результатами маркетинговой деятельности и финансового состояния предприятия в условиях динамической маркетинговой среды;

· дисперсионный анализ - необходимо использовать для оценки однородность совокупности, которая исследуется, и степени влияния факторов на процесс, который изучается;

· корреляционный анализ - следует использовать для определения направления и тесноты связи с помощью коэффициента корреляции, корреляционного отношения, степеней изменения результативных показателей под воздействием разных факторов с помощью коэффициента детерминации;

· регрессионный анализ - позволяет определить формы связи и степень влияния факторов на конкретные показатели деятельности предприятия.

Для разработки различных видов прогнозов следует использовать прогностические методы (прогнозы спроса, сбыта, маркетинговых затрат, товарных запасов и др.). Это методы экспертных оценок (метод Дельфи, метод кибернетических сессий, метод мозговых атак, метод номинального коллективного мышления); методы экономико-математического моделирования с помощью динамических коэффициентов эластичности, моделей трендов, один и многофакторных статичных и динамических уравнений регрессии; комплексные методы.

     Аналитические и прогностические методы на современном этапе целесообразно использовать на принципах компьютерных технологий.

При организации сбора информации в предприятии необходимо предусмотреть:

· правильный выбор объектов обследования;

· обоснованное определение показателей, которые подлежат сбору;

· разработку методик получения отдельных показателей;

· правильное документальное оформление данных обследования.

Объект и предмет исследования тесно связаны с избранным направлением исследования.

Объект исследования - процесс управления по выбранному направлению исследования.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических положений и механизм управления предприятием по выбранному направлению исследования.

Правильное определение объекта и предмета исследования способствует обоснованности его результатов.

Сформулировав объект и предмет исследования, необходимо определить параметры реальных предприятий, на материалах которых осуществляется исследование, т.е. полноту изучения отдельного аспекта управления предприятием в соответствии с целью исследования.

Сбор показателей в предприятиях должен проводиться в несколько этапов:

· разработка перечня всех исходных показателей по каждому изучаемому вопросу и методике их получения;

· формирование перечня исходных показателей по теме;

· определение источников получения информации, разработка форм сбора показателей (таблицы, анкеты).

Собранные информативные материалы необходимо обработать и систематизировать с помощью таких методических приемов как классификация, типология, ранжирование. По результатам систематизации данных должны быть рассчитаны относительные и средние величины, обработаны ряды динамики, определены основные тенденции развития, разработаны таблицы, графики с использованием компьютерных программ.

Полученную первичную и вторичную информацию нужно проверить с точки зрения ее логического соответствия конечным результатам исследования.

Прежде чем делать выводы (краткое изложение полученных результатов) студенту следует еще раз проверить завершенность каждого раздела работы и доказанность аргументации работы в целом. Лишь после этого следует формулировать выводы по сути поставленной проблемы, вопросам практического значения, внедрению и использованию полученных результатов.

Предложения по практическому использованию выводов при решении конкретного задания в определенных условиях должны быть перспективными. Выдвигая те или иные предложения, исследователь должен рассчитать их эффективность. Без такой оценки невозможно определить степень реальности проведения и окупаемости мероприятия.

В том случае, если при исследовании рекомендуется использовать одно из нескольких конкурирующих предложений, необходимо провести сравнительный расчет эффекта и затрат по каждому варианту и выбрать тот, который обеспечивает наилучшие показатели.

Собранные и обработанные в процессе исследования материалы, результаты анализа и обоснования рекомендаций необходимо преобразить в согласованное, последовательное, научно-аргументированное изложение.

Общими требованиями по изложению результатов НИР являются такие: четкость построения и логическая последовательность представления материалов; убедительность аргументации; четкость и точность формулировок, которые исключают возможности субъективного и неоднозначного толкования; конкретность изложения результатов работы; доказанность выводов и обоснованность предложений.

Результативность исследования в значительной степени определяется уровнем его реализации. НИР целесообразно реализовать путем их непосредственного внедрения в практику деятельности торговых предприятий.

Ознакомившись с общей методологией научного исследования, студенту необходимо адаптировать ее к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент».

 

 

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ТРЕБОВАНИЯ,

Дата: 2019-07-24, просмотров: 201.