Периодизация советской социальной психологии в работах отечественных авторов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Период

                            Автор

Г. М. Андреева   В. Н. Дружинин   Б. Д. Парыгин   А. В. Петровский
1920-е   эксперименталь-ный период   Создание марксисткой пси-хологии   развитие социальной пси-хологии   построение марксисткой социальной психологии
1930–50-е   перерыв в развитии   перерыв в разви-тии и учение А. С. Макаренко   перерыв в развитии   учение о коллективах А. С. Макаренко
1960-е

современные представления о предмете соци-альной психоло-гии

восстановитель-ный период возрождение отечественной социальной пси-хологии

становление

советской

социальной

психологии

1970–80-е организационное становление как квалификацион-ной научной дис-циплины оформление в систему научного знания
1990-е постмодерн   постсоветский этап  

 

4. История социально-психологических исследований в РБ.

Белорусские психологи гордятся тем, что один из классиков мировой психологии Л.С. Выготский (1896—1934) родился в г. Орше, учился и работал в г. Гомеле. На белорусской земле он заложил теоретические и практические основы отечественной психологии.

 Анализ исторического пути развития психологии в Беларуси свидетельствует о большом влиянии российских ученых на развитие психологии в Республике Беларусь.

Гомельский период жизни и деятельности Л.С. Выготского. Книга о выдающемся нашем соотечественнике появилась только в год столетия со дня его рождения. К этому можно добавить, что долгое время работы Льва Семеновича не издавались и больше о нем знали за рубежом, нежели у нас в стране.

Вклад ученых-философов, психологов и педагогов С.Я. Вольфеопа, В.Н. Ивановского, П.Я. Панкевича и др. в развитие психологии в 20—30-х годах. Это были известные академики, профессора, которые закладывали первые теоретические и методологические направления отечественной психологии, выступали как организаторы психологической науки и Беларуси.

Взаимное обогащение психологической науки совместными усилиями российских и белорусских ученых. Среди россиян это Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Н. Ивановский и др., а с белорусской стороны Л.С. Выготский, B.C. Мерлин и ряд других.

Если оценивать историческую динамику развития белорусской психологии в годы Советской власти, то общие тенденции таковы.

Начало 20-х годов считалось периодом серебряного века психологии в нашей стране: деятельность Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др., перевод книг зарубежных авторов (3. Фрейд, К. Юнг и др.), создание психологических институтов, лабораторий и т.д.

В 30-е годы стала складываться командно-административная система и бюрократические методы управления народным хозяйством. В этих условиях социальный заказ на психологию был сведен к минимуму (в теории и практике). Однако психологическая наука продолжала развиваться, подчиняясь собственной, внутренней логике развития, в тесном взаимодействии с педагогической и отчасти медицинской практикой. В этот период общая и педагогическая психология (теоретическая и экспериментальная) продвинулась вперед. Организационно ЭТО было связано с созданием в университетах Москвы, Ленинграда, Тбилиси кафедр и отделений психологии.

В конце 50—70-х годов восстанавливаются или впервые появляются новые отрасли психологической науки: социальная, инженерная, историческая, этническая, космическая и др.

В настоящее время помимо тесных связей с Россией у нас налаживаются отношения и с дальним зарубежьем.

В частности, итальянский психолог, профессор Гаэтано Барлетта, разработал «Программу подготовки практических психологов*. Базовая программа практически отрабатывалась в Гомеле в1994 г., а затем и в других областях Беларуси.

История психологии в пашей республике — одна из наиболее молодых отраслей психологии.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 235.