- воспитание выступает сущностным компонентом процесса социально-экономического развития государства;
- развитие воспитания предполагает соответствие процесса формирования личностных качеств обучающегося общенациональному идеалу, приоритетам, ценностям, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в целом;
- субъектами воспитания являются сами обучающиеся, родители, педагоги, специальные службы образовательных и иных организаций, реализующих функцию воспитания или социально-педагогического сопровождения социализации и ресоциализации;
- воспитание следует рассматривать как педагогическую составляющую процесса социализации;
- воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях;
- организация воспитательной деятельности должна опираться на современные концепции воспитания детей и молодежи и учитывать отечественный опыт;
- основополагающими подходами к организации воспитательного процесса должны стать культурно-исторический, личностный и системно-деятельностный;
- проектирование программ воспитательной деятельности осуществляется с опорой на теории воспитательных систем и воспитательного пространства;
- обращение каждой из базовых национальных ценностей в воспитательную задачу в содержании образования;
- развитие социально-педагогического партнерства субъектов воспитательно-образовательного процесса (государства, образования, науки, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания обучающихся;
- воспитание предполагает освоение обучающимся комплекса нравственных норм и социальных ролей через включение в систему социальных отношений;
- поддержка активного участия родителей в реализации воспитательных программ образовательной организации;
- развитие детской самодеятельности.
Современный воспитательный процесс регламентирован следующими нормативно-правовыми документами:
Международными:
ü «Всеобщая декларация прав человека» – принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года;
ü «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» – принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);
ü «Конвенция ООН о правах ребенка» – принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.;
Федеральными:
ü «Об образовании в Российской Федерации» – Закон Российской Федерации № 273 от 29 декабря 2012 года;
ü «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» – Закон Российской Федерации, принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.);
ü Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271);
ü «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» – Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599;
ü «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» – Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761;
Правительственными:
ü «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» – распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р;
ü «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» – распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р;
ü «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» – распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р;
ü «Концепция развития дополнительного образования детей» – распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Ведомственными:
ü «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» – Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006 № 21;
ü «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» – Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
ü «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
ü «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296;
ü «О направлении Программы развития Воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09;
ü «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития Воспитательной компоненты в общеобразовательной школе» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 июля 2013 г. № 09-879;
Региональными (Оренбургской области):
ü Закон Оренбургской области от 06.09.2013 № 1698/506-Y-OЗ (в ред. от 31.10.2014) «Об образовании в Оренбургской области»;
ü Постановление Правительства Оренбургской области от 28.06.2013 № 553-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014–2020 годы».
Меры и мероприятия по развитию воспитания:
- разработка нормативной базы на муниципальном уровне, обеспечивающей развитие Воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях района (города) с учетом конфессиональной и этнокультурной специфики региона;
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);
- обеспечение личностного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
- повышение роли научно-теоретического знания в эффективном решении актуальных проблем воспитания;
- развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования для реализации мероприятий Программы;
- разработка технологий межведомственного и сетевого взаимодействия социальных институтов в решении воспитательных задач;
- разработка индивидуальных траекторий развития и жизненного самоопределения обучающихся.
Предлагаемая мера | Способы осуществления |
Разработка нормативной базы на муниципальном уровне, обеспечивающей развитие Воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях района (города) с учетом конфессиональной и этнокультурной специфики региона | |
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) | - Определение актуальных проблем семейного воспитания; - педагогическое просвещение, включая информирование родителей специалистами; - организация встреч по решению конкретных вопросов. |
Обеспечение личностного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности | Реализация Программ воспитания и социализации в урочной и внеурочной деятельности обучающихся: - выделить ценностно-смысловую основу содержания предметных знаний (русский язык, литература, математика, биология, история и др.); - соотнести с базовыми национальными ценностями и фундаментальным ядром содержания образования; - определить личностный результат образовательной деятельности обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности; - понимать под личностным результатом способность обучающегося оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; - сформулировать воспитательные задачи согласно личностному результату; - считать воспитательную задачу целевым ориентиром на достижение личностного результата; - подобрать под каждую воспитательную задачу технологический прием образовательной деятельности; - определить уровень достижения личностного результата. |
Повышение роли научно-теоре-тического знания в эффективном решении актуальных проблем воспитания | - Определение ценностно-мировоззренчес-ких основ воспитания и социализации обучающихся; - обоснование критериев формирования ценностно-мировоззренческой роли воспитания; - определение концептуальной основы развития воспитательной системы образовательной организации. |
Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования для реализации мероприятий Программы | |
Разработка технологий межведомственного и сетевого взаимодействия социальных институтов в решении воспитательных задач | - Определение ресурсной базы образовательной организации для выбора модели организации внеурочной деятельности обучающихся; - разработка и утверждение программ внеурочной деятельности обучающихся по направлениям внеурочной деятельности. |
Разработка индивидуальных траекторий развития и жизненного самоопределения обучающихся | Выстраивание траектории индивидуального развития обучающегося на основе личностного и профессионального самоопределения для будущей самореализации: - выявление возможностей, способностей и интересов обучающихся по направлениям профессиональной деятельности; - организация проектной, исследовательской деятельности обучающихся по областям предметных знаний с учетом их интеграции; - разработка совместно с партнерами сетевого и межведомственного взаимодействия траектории личностного развития обучающегося согласно профессиональным предпочтениям. |
Региональная Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты представляет собой интегрирующий документ, в котором объединены смысловые составляющие Программы воспитания и социализации обучающихся как обязательной части основной общеобразовательной программы, реализуемой учреждением в условиях внедрения ФГОС ОО и Программы развития воспитательной компоненты (Воспитательной компоненты) как самостоятельной части образовательного процесса общеобразовательной организации.
Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты формирует ценностно-смысловую сферу обучающихся в рамках отдельных учебных дисциплин, курсов и во внеучебной деятельности. Программы внеурочной деятельности должны раскрывать ценности, которые могут быть усвоены обучающимися в процессе учебной и внеучебной деятельности – базовые национальные ценности процесса воспитания. В связи с этим внеурочная деятельность является непременным условием комплексной воспитательной работы.
Основные идеи и положения
Дата: 2019-07-24, просмотров: 178.