Стратегические идеи государственной политики в области воспитания:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- воспитание выступает сущностным компонентом процесса социально-экономического развития государства;

- развитие воспитания предполагает соответствие процесса формирования личностных качеств обучающегося общенациональному идеалу, приоритетам, ценностям, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в целом;

- субъектами воспитания являются сами обучающиеся, родители, педагоги, специальные службы образовательных и иных организаций, реализующих функцию воспитания или социально-педагогического сопровождения социализации и ресоциализации;

- воспитание следует рассматривать как педагогическую составляющую процесса социализации;

- воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях;

- организация воспитательной деятельности должна опираться на современные концепции воспитания детей и молодежи и учитывать отечественный опыт;

- основополагающими подходами к организации воспитательного процесса должны стать культурно-исторический, личностный и системно-деятельностный;

- проектирование программ воспитательной деятельности осуществляется с опорой на теории воспитательных систем и воспитательного пространства;

- обращение каждой из базовых национальных ценностей в воспитательную задачу в содержании образования;

- развитие социально-педагогического партнерства субъектов воспитательно-образовательного процесса (государства, образования, науки, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания обучающихся;

- воспитание предполагает освоение обучающимся комплекса нравственных норм и социальных ролей через включение в систему социальных отношений;

- поддержка активного участия родителей в реализации воспитательных программ образовательной организации;

- развитие детской самодеятельности.

Современный воспитательный процесс регламентирован следующими нормативно-правовыми документами:

Международными:

ü «Всеобщая декларация прав человека» – принята Генеральной Ассамблеей ООН  10 декабря  1948 года;

ü «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» – принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

ü «Конвенция ООН о правах ребенка» – принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.;

Федеральными:

ü «Об образовании в Российской Федерации» – Закон Российской Федерации № 273 от 29 декабря 2012 года;

ü «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» – Закон  Российской  Федерации,  принят  Государственной Думой 3 июля  1998 года  и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года (с изменениями  от  20 июля  2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.);

ü Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена  Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271);

ü «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» – Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599;

ü «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» – Указ  Президента  Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761;

Правительственными:

ü «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на  период  до  2020  года» – распоряжение  Правительства  РФ  от  17 ноября 2008 года № 1662-р;

ü «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» – распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р;

ü «О  Концепции Федеральной  целевой  программы  развития  образования на 2011–2015 годы» – распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р;

ü «Концепция развития дополнительного образования детей» – распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

Ведомственными:

ü  «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской  Федерации  и  муниципальных  общеобразовательных  учреждений» – Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006 № 21;

ü  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» – Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;

ü «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» – Приказ Министерства образования  и  науки  Российской  Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

ü  «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296;

ü «О  направлении  Программы  развития Воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» – Письмо Министерства образования  и  науки  РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09;

ü «О направлении  рекомендаций  по формированию перечня мер и мероприятий  по  реализации Программы развития Воспитательной компоненты  в общеобразовательной  школе» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 июля 2013 г. № 09-879;

Региональными (Оренбургской области):

ü Закон Оренбургской области от 06.09.2013 № 1698/506-Y-OЗ (в ред. от 31.10.2014) «Об образовании в Оренбургской области»; 

ü Постановление Правительства Оренбургской области от 28.06.2013 № 553-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области»  на 2014–2020 годы».

Меры и мероприятия по развитию воспитания:

- разработка нормативной базы на муниципальном уровне, обеспечивающей развитие Воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях района (города) с учетом конфессиональной и этнокультурной специфики региона;

- повышение  педагогической  культуры  родителей (законных  представителей);

- обеспечение личностного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;

- повышение роли научно-теоретического знания в эффективном решении актуальных проблем воспитания;

- развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования для реализации мероприятий Программы;

- разработка технологий межведомственного и сетевого взаимодействия социальных институтов в решении воспитательных задач;

- разработка индивидуальных траекторий развития и жизненного самоопределения обучающихся.

Предлагаемая мера Способы осуществления
Разработка нормативной базы на муниципальном уровне, обеспечивающей развитие Воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях района (города) с учетом конфессиональной и этнокультурной специфики региона  
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) - Определение актуальных проблем семейного воспитания; - педагогическое просвещение, включая информирование родителей специалистами; - организация встреч по решению конкретных вопросов.
Обеспечение личностного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности   Реализация Программ воспитания и социализации в урочной и внеурочной деятельности обучающихся: - выделить ценностно-смысловую основу содержания предметных знаний (русский язык, литература, математика, биология, история и др.); - соотнести с базовыми национальными ценностями и фундаментальным ядром содержания образования; - определить личностный результат образовательной деятельности обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности; - понимать под личностным результатом способность обучающегося оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; - сформулировать воспитательные задачи согласно личностному результату; - считать воспитательную задачу целевым ориентиром на достижение личностного результата; -  подобрать под каждую воспитательную задачу технологический прием образовательной деятельности; - определить уровень достижения личностного результата.
Повышение роли научно-теоре-тического знания в эффективном решении актуальных проблем воспитания - Определение ценностно-мировоззренчес-ких основ воспитания и социализации обучающихся; - обоснование критериев формирования ценностно-мировоззренческой роли воспитания; - определение концептуальной основы развития воспитательной системы образовательной организации.
Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования для реализации мероприятий Программы
Разработка технологий межведомственного и сетевого взаимодействия социальных институтов в решении воспитательных задач - Определение ресурсной базы образовательной организации для выбора модели организации внеурочной деятельности обучающихся; - разработка и утверждение программ внеурочной деятельности обучающихся по направлениям внеурочной деятельности.
Разработка индивидуальных траекторий развития и жизненного самоопределения обучающихся Выстраивание траектории индивидуального развития обучающегося на основе личностного и профессионального самоопределения для будущей самореализации: - выявление возможностей, способностей и интересов обучающихся по направлениям профессиональной деятельности; - организация проектной, исследовательской деятельности обучающихся по областям предметных знаний с учетом их интеграции; - разработка совместно с партнерами сетевого и межведомственного взаимодействия траектории личностного развития обучающегося согласно профессиональным предпочтениям.

Региональная Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты представляет собой интегрирующий документ, в котором объединены смысловые составляющие Программы воспитания и социализации обучающихся как обязательной части основной общеобразовательной программы, реализуемой учреждением в условиях внедрения ФГОС ОО и Программы развития воспитательной компоненты (Воспитательной компоненты) как самостоятельной части образовательного процесса общеобразовательной организации.

Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты формирует ценностно-смысловую сферу обучающихся в рамках отдельных учебных дисциплин, курсов и во внеучебной деятельности. Программы внеурочной деятельности должны раскрывать ценности, которые могут быть усвоены обучающимися в процессе учебной и внеучебной деятельности – базовые национальные ценности процесса воспитания. В связи с этим внеурочная деятельность является непременным условием комплексной воспитательной работы.

Основные идеи и положения

Дата: 2019-07-24, просмотров: 178.