С учетом Воспитательной компоненты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Программы воспитания

И социализации обучающихся

в образовательных организациях области

С учетом Воспитательной компоненты

 

Оренбург

2015 г.

ББК 74.200.6+74.204

В 75

 

 

Утверждено на научно-методическом совете,

протокол № 63 от 28.05.2015 г.

 

 

Руководитель проекта:

Крухмалева М. Н., начальник отдела дополнительного образования и воспитания министерства образования Оренбургской области

Авторский коллектив:

Вороньжева Т. И., заслуженный учитель школы РФ;

Моисеева А. Н., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии

ИПКиППРО РГБОУВПО «Оренбургский государственный педагогический институт»

 

 

                Вороньжева, Т. И.

В 75       Методические рекомендации по реализации Программы воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях области с учетом Воспитательной компоненты / авт. Т. И. Вороньжева, А. Н. Моисеева. – Оренбург: ООДТДМ, 2015. – 96 с.

 

Материалы адресованы заместителям директора, классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования.

 

ББК 74.200.6+74.204

 

 

© ООДТДМ, 2015

 


Содержание

 

Методические рекомендации по реализации Программы воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях области 

с учетом Воспитательной компоненты ……………………………………..…..4

Самообследование состояния классного руководства ………………...…..….31

Опыт работы образовательных организаций области  по реализации Программы развития Воспитательной компоненты……………………………......46

Программа развития Воспитательной компоненты «Поколение будущего» МАОУ СОШ № 10 г. Гая …………………………………………….….47

Воспитательные возможности профильного образования в МОАУ «СОШ № 1 им. А.С. Макаренко г. Орска» ………………….……………….....67

Реализация Программы развития Воспитательной компоненты МОАУ «Гимназия № 8» г. Оренбурга …………………..……………………….…..…77

Формирование целостной системы воспитания в МБОУ «Чернореченская СОШ»  Оренбургского района …………………………………………...82

Национальный воспитательный идеал как основа Программы Воспитательной компоненты в Ибрагимовской СОШ им. А.Д. Трынова Кувандыкского района.…………………………………………………….…….89

 

Методические рекомендации по реализации


Программы воспитания и социализации обучающихся

в образовательных организациях области

С учетом Воспитательной компоненты

 

Новое видение процесса воспитания меняет подходы к его обоснованию. «Новое воспитание» – социально-педагогический феномен, воссозданный в процессе исторического общественного развития культурологическим сопротивлением и научно-педагогическим переосмыслением состояния дела воспитания молодого поколения в стране (Щуркова Н.Е.).

Сопоставительный анализ процесса воспитания

Основные идеи и положения

Региональной Программы воспитания и социализации

Положения, определяющие критерии мониторинга

разработки и реализации образовательными организациями

Программ воспитания и социализации обучающихся

Критерии мониторинга разработки и реализации

образовательными организациями области

Программ воспитания и социализации обучающихся

Реализуемые задачи

На уровне образовательной организации представлены задачи воспитания и социализации обучающихся в области личностной, социальной и семейной культуры. Обозначенные задачи не адаптированы к процессу воспитания и социализации обучающихся конкретной образовательной организации. Конкретизировать задачи воспитания и социализации обучающихся с учетом особенностей образовательной организации, запроса родительской общественности и самих обучающихся.

Концептуальные основы

На уровне района концептуальной основой выделяется Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Обозначен механизм воплощения концептуальных идей: создание среды, обновление воспитательных систем, межведомственное взаимодействие, создание программ и проектов.   На уровне образовательной организации концептуальные основы представлены принципами и реализуемыми подходами, общими для всех программ ФГОС. Конкретная концепция отсутствует. Обновить воспитательные системы школ конкретными концептуальными положениями, соотносимыми с концептуальными положениями Программы развития образовательной организации, считать воспитательную систему учреждения обязательной и необходимой частью Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты. 

Содержание деятельности по реализации Воспитательной компоненты

Содержание воспитательной деятельности реализуется по всем направлениям программы воспитания и социализации обучающихся. На уровне общеобразовательной организации: В содержании гражданско-патриотического воспитания преобладает военная тематика. В ряде образовательных организаций по направлению воспитания положительного отношения к труду и творчеству отсутствует профориентационная деятельность с обучающимися. В реализации направления интеллектуального воспитания отсутствует деятельность научного общества учащихся, не представлена школьная научно-практическая конференция. Среди форм организации гражданско-патриотичес-кого воспитания отсутствует музейная работа. Содержание экологического воспитания не ориентировано на раскрытие Концепции устойчивого развития цивилизации – основы сохранения природно-ресурсного потенциала. Обновить содержание воспитательной деятельности с учетом рекомендаций Региональной программы развития Воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях области.

Социальное партнерство

Межведомственное взаимодействие предполагает координацию деятельности учреждений культуры и искусства (краеведческий музей, центральная районная библиотека, районная газета, редакция телерадиоканала, Сектор по работе с молодежью администрации муниципального образования, МУДОД «Детская школа искусств», МБУ РДК, отдел культуры районной администрации, учреждения физической культуры и спорта). На уровне образовательной организации обозначены социальные институты межведомственного взаимодействия, но их участие в осуществлении воспитательной деятельности по программе отсутствует. Включить социальные институты межведомственного взаимодействия в планирование воспитательной деятельности образовательной организации.

Ученическое самоуправление

В общеобразовательной организации ученическое самоуправление присутствует, имеет четкую структуру (совет школьного парламента, коллегии). Ожидаемые результаты ученического самоуправления не соотнесены с задачами реализации Воспитательной компоненты.   Разработать модель ученического самоуправления с учетом реализуемых направлений воспитания.

Во внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности обучающихся осуществляется по определенным в ФГОС направлениям: духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному, социальному, физультурно-оздоровительному.   Отсутствует выбор внеурочной деятельности обучающимися: в начальной школе – 2 из 5; в основной  школе – 2 из 5 направлений. По некоторым направлениям организации внеурочной деятельности отсутствуют программы. Несоответствие тематики программ внеурочной деятельности содержанию направлений внеурочной деятельности. Выбрать и реализовать одну из трех моделей организации внеурочной деятельности школьников: внутреннюю, внешнюю, смешанную.

Концепции воспитания

 

Концепция – это система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея.

 

Название Авторы Ведущая идея
«Системное построение процесса воспитания» Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Формирование гармоничной личности через комплексную программу, состоящую из отдельных целевых программ, основой которых является ключевое дело.
«Воспитание ребенка как человека культуры» Бондаревская Е.В. Воспитание как помощь и поддержка культурного взросления, обогащения жизненного опыта.

 

Подходы:

Культурно-исторический подход ;

Личностный подход ;

Системно-деятельностный подход предусматривает включение обучающихся в различные виды деятельности: ценностно-ориентировочную, познавательную, преобразовательную, практическую, коммуникативную, эстетическую и др. Рассматривает деятельность как процесс действия и способ осуществления (реализации) чего-либо. В процессе деятельности преобразуются природа, общество, формируются личностные качества. В процессе деятельности благодаря структуре «цель – средство – действие – результат» происходит присвоение идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений, формируется культура поведения.

Воспитательная система (Л.И. Новикова) – упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых способствуют целенаправленному и эффективному развитию учащихся.

Компоненты воспитательной системы (Е.И. Степанов):

• индивидуально-групповой (совместная жизнедеятельность класса: учитель, ученик, родитель);

• ценностно-ориентационный;

• функционально-деятельностный (совместная деятельность и общение в коллективе, КТД);

• пространственно-временной (формирование эмоционально-психоло-гической  и  духовно-нравственной  среды  коллектива);

• диагностико-аналитический (диагностика, анализ, оценка результативности).

Подсистема целей Цель:

 

Подсистема ценностей Ценности:

 

Подсистема

Деятельности

Направление «Отечество» Цель: Мероприятия:
Направление «Природа» Цель: Мероприятия:
Направление «Здоровье» Цель: Мероприятия:
Направление «Труд» Цель: Мероприятия:
Направление «Красота» Цель: Мероприятия:
Направление «Дом» Цель: Мероприятия:
Направление «Интеллект» Цель: Мероприятия:
Направление «Среда» Цель: Мероприятия:
Направление «Общение» Цель: Мероприятия:
Направление «Этика и этикет» Цель: Мероприятия:
Подсистема отношений Позиция учителя: Позиция учащегося: Позиция родителей:
Подсистема управления   Модель ученического самоуправления класса Школьный совет: Актив класса:
Воспитательная среда

Традиции класса:

Мониторинг

Методики изучения детского коллектива:

 

Методики изучения личности учащегося:

 

Методики изучения детско-родительских отношений:

 

Материализованные средства

 

Модель структуры воспитательной системы:

1. Подсистема целей.

Цель: национальный воспитательный идеал.

2. Концептуальные идеи, принципы (подсистема ценностей).

Концепция:

 

Основные базовые ценности Принципы
• патриотизм • социальная солидарность • гражданственность • семья • труд и творчество • наука • традиционные российские религии • искусство и литература • природа • человечество • принцип ориентации на идеал • аксиологический принцип • принцип следования нравственному примеру • принцип идентификации (персонификации) • принцип диалогического общения • принцип полисубъектности воспитания • принцип системно-деятельностной организации воспитания

3. Подсистема деятельности:

• гражданско-патриотическое воспитание;

• духовное и нравственное воспитание;

• воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

• интеллектуальное воспитание;

• здоровьесберегающее воспитание;

• социокультурное и медиакультурное образование;

• культуротворческое и эстетическое воспитание;

• правовое воспитание и воспитание культуры безопасности;

• формирование коммуникативной культуры;

• экологическое воспитание;

• взаимодействие с родительской общественностью.

4. Подсистема отношений:

• учитель – ученик;

• ученик – ученик;

• учитель – учитель.

5. Подсистема управления:

• администрация во главе с директором школы;

• методические объединения школы;

• валеологическая, психологическая, социально-педагогическая службы школы;

• сообщество классных руководителей;

• микрогруппы учителей-предметников (кафедры отдельных и смежных дисциплин);

• «Школа учителей-стажеров» (для начинающих педагогов);

• учитель (педагог);

• модель ученического самоуправления.

6. Элементы воспитательной среды школы:

• тематическая цикличность;

• объединения, органы;

• программы воспитания по классам, формы внеурочной деятельности;

• народные праздники, традиции;

• дни-погружения;

• диагностика;

• материализованные средства.

7.  Программы воспитания по классам:

• «Радуга»;

• «Ромашка»;

• «Дружба» и др.

8. Направления внеурочной деятельности:

• общекультурное;

• общеинтеллектуальное;

• духовно-нравственное;

• социальное;

• физкультурно-оздоровительное.

9. Диагностика:

• методики по изучению социально-психологической комфортности ученического коллектива;

• методики по выявлению сформированности элементов личностного потенциала ученика;

• методики по определению удовлетворенности жизнедеятельностью школы всех участников образовательного процесса;

• методики исследования аспектов взаимодействия классного руководителя и учащихся;

• методики по изучению степени самоуправленческой активности учащихся;

• методики по выявлению готовности выпускников к профессиональному самоопределению.

10. Материализованные средства:

• символика (эмблема, знамя, гимн);

• клятва;

• учебно-методические материалы;

• школьные СМИ;

• радио;

• Интернет;

• мультимедиа;

• библиотека;

• пресс-центр (издательство);

• стенная печать;

• выставки;

• оформление интерьера;

• музей.

Направление «Отечество»

Цель: формирование гражданской позиции, патриотизма.   Мероприятия: классный час «Родина моя», акция «Вахта памяти», классный час «Отечества верные сыны», экскурсия в музей, классный час «Мальчик, юноша, мужчина» и т. д.

Направление «Природа»

Цель: экологическое воспитание учащихся, развитие потребности общения с природой, понимания ценности природы. Мероприятия: экскурсия в пойму реки Сакмары, беседа «Экология помещений», экологическая акция «Наш дом – земля» и  т. д.

Содержание показателей

 

Показатель «1» – Требование выполнено на оптимальном уровне «2» – Есть резервы или недостатки при выполнении требования «0» – Требование практически не выполнено

Опыт работы

образовательных организаций области

 

Опыт работы образовательных организаций области  


Содержание Программы

 

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи Программы.

3. Нормативно-правовое сопровождение Программы.

4. Управление воспитательным процессом.

5. Сроки и этапы реализации Программы.

6. Основные направления организации воспитания и социализации учащихся и содержание деятельности в соответствии с Программой.

7. Мониторинг успешности реализации Программы.

8. Ожидаемые результаты реализации Программы для всех участников образовательного процесса.


Пояснительная записка

В настоящее время под воспитанием в общеобразовательной школе понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовка к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач. 

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в школе, охватывает все составляющие образовательной системы школы, направленные на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

В деятельности школы наблюдаются положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу:

- реализуются инновационные проекты культурно-этнической направленности и духовно-нравственного содержания, основанные на ценностях традиционных религий;

- получает дальнейшее развитие система защиты прав детей;

- совершенствуются социально-педагогическая и психологическая службы школы, развивается многофункциональный механизм их деятельности;

- осознается необходимость сохранения преемственности и целей воспитания в определении фундаментального ядра содержания образования.

Наряду с проявлениями позитивных тенденций в решении задач воспитания необходимо выделить социальные проблемы:

- становление гражданского общества и несформированность гражданской позиции взрослых относительно среды взросления подрастающего поколения;

- потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания в обеспечении целостности педагогического процесса.

Необходимость Программы развития Воспитательной компоненты в школе обусловлена реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодежной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, к дискриминационному поведению и агрессивности. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде, свидетельствуют о необходимости усиления участия школы и общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.

Программа развития Воспитательной компоненты в МАОУ СОШ № 10 является составной и неотъемлемой частью программы воспитания и социализации обучающихся, предусматривает расширение и конкретизацию ее содержания, основывается на Программе духовно-нравственного воспитания начального общего образования.

Цели и задачи Программы

Цель Программы – развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи Программы:

- формирование общей культуры;

- духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающее их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

- становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации  образовательного  процесса, взаимодействия  всех  его участников;

- взаимодействие школы с социальными партнерами;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических  работников  и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

 

2.1. Ценностные ориентиры развития личности гражданина России:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов);

• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование  основ эстетической культуры – эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Федеральный уровень

· Конституция Российской Федерации.

· Всеобщая декларация прав человека ООН.

· Конвенция о правах ребенка.

· Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года.

· Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

· Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» № 761 от 01.06.2012 г.

· Государственная программа Российской Федерация «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 2148-р от 22.11. 2012 г.

· Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ, протокол № 36  01.10.2008 г.).

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования.

· Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

· Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

 

Региональный уровень

· Областная целевая программа «Дети Оренбуржья» на 2011–2013 годы (постановление Правительства Оренбургской области № 642-пп от 14.09.2010 г.).

· Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011–2015 годы» (постановление Правительства Оренбургской области № 647-пп от 14.09.2010 г.).

· Областная  целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области» на 2013–2016 годы, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области № 754-пп от 31.08.2012 г.

· Областная целевая  программа  «Повышение  безопасности  дорожного движения в Оренбургской области» на 2013–2016 годы, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области № 753-пп от 31.08.2012 г.

· Ведомственная целевая программа министерства образования Оренбургской области «Дополнительное образование детей Оренбургской области на 2010–2012 годы». Утверждено приказом министра образования Оренбургской области  № 01/20-831 от 13.07.2010 г.

· Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области № 647-пп от 14.09.2010 г.

· Областная целевая программа реализации государственной молодежной политики в Оренбургской области «Молодежь Оренбуржья» на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области № 645-пп от 14.09.2010 г.

· Областная  целевая  программа «Комплексные меры  по  совершенствованию системы физической культуры и спорта в Оренбургской области» на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области № 643-пп от 14.09.2010 г.

 

Гг. – практический этап

Цель: реализация Программы Воспитательной компоненты школы.

Задачи:

1. Реализовать целевые программы и мероприятия по основным направлениям содержания деятельности Программы Воспитательной компоненты школы.

2. Осуществлять межведомственное взаимодействие для реализации направлений содержания деятельности Программы Воспитательной компоненты школы.

3. Осуществлять повышение квалификации педагогов школы и дополнительного образования через курсовую подготовку, организацию научно-методической работы, обмен и обобщение опыта, самообразование.

4. Осуществлять мониторинговые исследования по реализации Программы развития Воспитательной компоненты.

5. Развивать научное, информационное, программно-методическое обеспечение для реализации Программы развития Воспитательной компоненты школы.

 

Гг. – аналитический этап

Цель: анализ итогов реализации Программы.

Задачи:

1. Провести анализ и обобщить результаты реализации Программы развития Воспитательной компоненты школы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации Программы

 

 

6. Основные направления организации воспитания и социализации учащихся и содержание деятельности в соответствии с Программой

Направление организации воспитания и социализации учащихся Цели Мероприятия
1. Гражданско-патрио-тическое  воспитание Формирование у подростков ценностного отношения к культурно-историческому прошлому России и современной социально-экономи-ческой и политической жизни страны; уважения к национальным героям, стремления к реализации активной гражданской позиции в социальной практике, осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям, исполнению гражданского долга; опыта участия в деятельности детских общественных организаций, понимания антигуманной сущности экстремистских группировок и негативного отношения к асоциальным проявлениям, готовности к самостоятельному выбору в пользу демократических ценностей, чувства ответственности за свои поступки. · Реализация программы гражданско-патриотического воспитания учащихся на 2012–2015 годы. · Деятельность военно-патриотического объединения «Патриот». · Реализация социального проекта «Чтобы помнили» (облагораживание могил воинов-интернационалистов, ветеранов педагогического труда). · Реализация проекта «Виртуальный музей школы». · Реализация программы кадетского класса.  
2. Нравственное и духовное воспитание Воспитание уважения к культуре и традициям своего народа, бережного отношения к национальным ценностям, на осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека; на формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели; на приобщение к основам мировой культуры.   · Реализация Программы духовно-нрав-ственного воспитания ФГОС  НОО, 2011–2015 гг. · Реализация программы детской общественной организации «Орленок». · Организация и проведение традиционных праздников, посвященных традициям, культуре и языку своего народа и других народов России: - «Шире круг» (5–11-й классы); - праздник национальностей (1–4-й  классы); - фестиваль обрядов «Обычаи и традиции русского народа».
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству Формирование профориентационной компетентности, навыков межличностного делового общения, а также таких качеств личности, как трудолюбие, рациональность, профессиональная этика, способность принимать решения, умение работать и других качеств, позволяет знакомиться с основами профессий, помогает ориентироваться на современном рынке труда.   · Реализация программ профильного обучения и предпрофильной подготовки (педагоги школы и УДОД). · Проведение профориентационного месячника. · Реализация программ внеурочной деятельности: - «Деревообработка», - «Бисероплетение», - «Дизайнер».
4. Интеллектуальное воспитание Формирование интеллектуальной деятельности, представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства, интереса к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. · Реализация программы работы с одаренными детьми «Школково». · Организация и проведение школьных научно-практических конференций. · Конкурсное движение и олимпиады (муниципальный, областной, всероссийский, международный уровни). · Реализация сотрудничества с: - Ассоциацией «Университетский учебный округ», г. Оренбург; - Открытым молодежным университетом, г. Томск. · Реализация программы школьного научного общества «Исследователь».
5. Здоровьесберегающее  воспитание Формирование культуры здорового образа жизни, ценностных  представлений о физическом здоровье, ценности духовного и нравственного здоровья. · Работа спортивного клуба «Спортландия» (план мероприятий  на  год). · Реализация программ внеурочной деятельности: - «Туризм», - «Баскетбол», - «Спортивные игры», - «Лыжная подготовка». · Реализация программы «Школа здоровья», 2011–2015 гг. · Волонтерское движение, программа «Путь к себе». · Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке». · Программа по профилактике табакокурения, наркозависимости и алкоголизма с детьми и подростками. · Детско-родитель-ский  клуб «Вместе».
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание Формирование таких понятий, как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство»; опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принцип межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения. · Деятельность штаба «Школьный курьер». · Социальная сеть «Дневник. ру».
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание Формирование навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию приобщения подростков к достижениям общечеловеческой и национальной культуры. Формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей. · Конкурсное движение (школьный, муниципальный, региональный уровни). Реализация программ внеурочной  деятельности: - «Бисероплетение», - «Акварель», - «Юный художник», - «Фольклор», - «Эстрадная песня».
8. Правовое воспитание и культура безопасности Формирование правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе, формирование представлений об информационной безопасности. · Организация и проведение правового месячника (по отдельному плану), месячника безопасности, гражданской защиты. · Деятельность Министерства труда и права. · Реализация программы по правовому воспитанию «Закон обо мне. Мне о Законе». · Программа «Семья» (оказание родителям практической помощи в воспитании детей). · Программа деятельности ЮИД «Перекресток». · Конкурсное движение по пожарной безопасности, безопасности дорожного движения.
9. Воспитание семейных ценностей Организация активного сотрудничества школы и семьи в вопросах воспитания и социализации обучающихся. Привлечение родителей к участию в управлении общеобразовательной организацией. Повышение статуса родительства и уровня социальной активности семей на основе межведомственного взаимодействия и социального партнерства.   · Реализация проекта «Школьный  двор». · Конкурсное движение: - конкурс многодетных семей, - спортивный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья», - творческий конкурс «Вместе с папой, вместе с мамой». Программа «Школа для родителей» (лекции, семинары, консультации, проводимые специалистами школы).
10. Формирование коммуникативной культуры Формирование дополнительных навыков коммуникации (межличностной, межкультурной), формирование знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения; ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире. · Деятельность штаба «Школьный  курьер»: - издательство школьной газеты «Школьный экспресс», - конкурсное движение, - функционирование сайта школы, - социальная сеть «Дневник.ру». Проведение тематических недель: - Неделя иностранного языка, - Неделя  русского языка.
11. Экологическое воспитание Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов; формирование условий для взаимодействия учащихся с окружающей средой и ее сохранение. · Социально значимая проектная деятельность (ежегодная реализация проекта «Школьный двор»).

             

 

Цель Программы

Укрепление и развитие воспитательного потенциала образовательной организации на основе взаимодействия с дополнительным образованием, с семьями школьников, социальными партнерами, общественными институтами, с учетом специфики региона и села и воспитательного пространства школы.

Программы воспитания

И социализации обучающихся

в образовательных организациях области

с учетом Воспитательной компоненты

 

Оренбург

2015 г.

ББК 74.200.6+74.204

В 75

 

 

Утверждено на научно-методическом совете,

протокол № 63 от 28.05.2015 г.

 

 

Руководитель проекта:

Крухмалева М. Н., начальник отдела дополнительного образования и воспитания министерства образования Оренбургской области

Авторский коллектив:

Вороньжева Т. И., заслуженный учитель школы РФ;

Моисеева А. Н., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии

ИПКиППРО РГБОУВПО «Оренбургский государственный педагогический институт»

 

 

                Вороньжева, Т. И.

В 75       Методические рекомендации по реализации Программы воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях области с учетом Воспитательной компоненты / авт. Т. И. Вороньжева, А. Н. Моисеева. – Оренбург: ООДТДМ, 2015. – 96 с.

 

Материалы адресованы заместителям директора, классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования.

 

ББК 74.200.6+74.204

 

 

© ООДТДМ, 2015

 


Содержание

 

Методические рекомендации по реализации Программы воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях области 

с учетом Воспитательной компоненты ……………………………………..…..4

Самообследование состояния классного руководства ………………...…..….31

Опыт работы образовательных организаций области  по реализации Программы развития Воспитательной компоненты……………………………......46

Программа развития Воспитательной компоненты «Поколение будущего» МАОУ СОШ № 10 г. Гая …………………………………………….….47

Воспитательные возможности профильного образования в МОАУ «СОШ № 1 им. А.С. Макаренко г. Орска» ………………….……………….....67

Реализация Программы развития Воспитательной компоненты МОАУ «Гимназия № 8» г. Оренбурга …………………..……………………….…..…77

Формирование целостной системы воспитания в МБОУ «Чернореченская СОШ»  Оренбургского района …………………………………………...82

Национальный воспитательный идеал как основа Программы Воспитательной компоненты в Ибрагимовской СОШ им. А.Д. Трынова Кувандыкского района.…………………………………………………….…….89

 

Методические рекомендации по реализации


Дата: 2019-07-24, просмотров: 167.