Программы воспитания
И социализации обучающихся
в образовательных организациях области
С учетом Воспитательной компоненты
Оренбург
2015 г.
ББК 74.200.6+74.204
В 75
Утверждено на научно-методическом совете,
протокол № 63 от 28.05.2015 г.
Руководитель проекта:
Крухмалева М. Н., начальник отдела дополнительного образования и воспитания министерства образования Оренбургской области
Авторский коллектив:
Вороньжева Т. И., заслуженный учитель школы РФ;
Моисеева А. Н., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии
ИПКиППРО РГБОУВПО «Оренбургский государственный педагогический институт»
Вороньжева, Т. И.
В 75 Методические рекомендации по реализации Программы воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях области с учетом Воспитательной компоненты / авт. Т. И. Вороньжева, А. Н. Моисеева. – Оренбург: ООДТДМ, 2015. – 96 с.
Материалы адресованы заместителям директора, классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования.
ББК 74.200.6+74.204
© ООДТДМ, 2015
Содержание
Методические рекомендации по реализации Программы воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях области
с учетом Воспитательной компоненты ……………………………………..…..4
Самообследование состояния классного руководства ………………...…..….31
Опыт работы образовательных организаций области по реализации Программы развития Воспитательной компоненты……………………………......46
Программа развития Воспитательной компоненты «Поколение будущего» МАОУ СОШ № 10 г. Гая …………………………………………….….47
Воспитательные возможности профильного образования в МОАУ «СОШ № 1 им. А.С. Макаренко г. Орска» ………………….……………….....67
Реализация Программы развития Воспитательной компоненты МОАУ «Гимназия № 8» г. Оренбурга …………………..……………………….…..…77
Формирование целостной системы воспитания в МБОУ «Чернореченская СОШ» Оренбургского района …………………………………………...82
Национальный воспитательный идеал как основа Программы Воспитательной компоненты в Ибрагимовской СОШ им. А.Д. Трынова Кувандыкского района.…………………………………………………….…….89
Методические рекомендации по реализации
Программы воспитания и социализации обучающихся
в образовательных организациях области
С учетом Воспитательной компоненты
Новое видение процесса воспитания меняет подходы к его обоснованию. «Новое воспитание» – социально-педагогический феномен, воссозданный в процессе исторического общественного развития культурологическим сопротивлением и научно-педагогическим переосмыслением состояния дела воспитания молодого поколения в стране (Щуркова Н.Е.).
Сопоставительный анализ процесса воспитания
Основные идеи и положения
Региональной Программы воспитания и социализации
Положения, определяющие критерии мониторинга
разработки и реализации образовательными организациями
Программ воспитания и социализации обучающихся
Критерии мониторинга разработки и реализации
образовательными организациями области
Программ воспитания и социализации обучающихся
Реализуемые задачи
Концептуальные основы
Содержание деятельности по реализации Воспитательной компоненты
Социальное партнерство
Ученическое самоуправление
Во внеурочной деятельности
Концепции воспитания
Концепция – это система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея.
Название | Авторы | Ведущая идея |
«Системное построение процесса воспитания» | Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. | Формирование гармоничной личности через комплексную программу, состоящую из отдельных целевых программ, основой которых является ключевое дело. |
«Воспитание ребенка как человека культуры» | Бондаревская Е.В. | Воспитание как помощь и поддержка культурного взросления, обогащения жизненного опыта. |
Подходы:
• Культурно-исторический подход ;
• Личностный подход ;
• Системно-деятельностный подход предусматривает включение обучающихся в различные виды деятельности: ценностно-ориентировочную, познавательную, преобразовательную, практическую, коммуникативную, эстетическую и др. Рассматривает деятельность как процесс действия и способ осуществления (реализации) чего-либо. В процессе деятельности преобразуются природа, общество, формируются личностные качества. В процессе деятельности благодаря структуре «цель – средство – действие – результат» происходит присвоение идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений, формируется культура поведения.
Воспитательная система (Л.И. Новикова) – упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых способствуют целенаправленному и эффективному развитию учащихся.
Компоненты воспитательной системы (Е.И. Степанов):
• индивидуально-групповой (совместная жизнедеятельность класса: учитель, ученик, родитель);
• ценностно-ориентационный;
• функционально-деятельностный (совместная деятельность и общение в коллективе, КТД);
• пространственно-временной (формирование эмоционально-психоло-гической и духовно-нравственной среды коллектива);
• диагностико-аналитический (диагностика, анализ, оценка результативности).
Подсистема целей | Цель: |
| |
Подсистема ценностей | Ценности: |
| |
Подсистема Деятельности | Направление «Отечество» | Цель: | Мероприятия: |
Направление «Природа» | Цель: | Мероприятия: | |
Направление «Здоровье» | Цель: | Мероприятия: | |
Направление «Труд» | Цель: | Мероприятия: | |
Направление «Красота» | Цель: | Мероприятия: | |
Направление «Дом» | Цель: | Мероприятия: | |
Направление «Интеллект» | Цель: | Мероприятия: | |
Направление «Среда» | Цель: | Мероприятия: | |
Направление «Общение» | Цель: | Мероприятия: | |
Направление «Этика и этикет» | Цель: | Мероприятия: | |
Подсистема отношений | Позиция учителя: | Позиция учащегося: | Позиция родителей: |
Подсистема управления | Модель ученического самоуправления класса | Школьный совет: | Актив класса: |
Воспитательная среда | Традиции класса: | ||
Мониторинг | Методики изучения детского коллектива: |
| |
Методики изучения личности учащегося: |
| ||
Методики изучения детско-родительских отношений: |
| ||
Материализованные средства |
|
Модель структуры воспитательной системы:
1. Подсистема целей.
Цель: национальный воспитательный идеал.
2. Концептуальные идеи, принципы (подсистема ценностей).
Концепция:
Основные базовые ценности | Принципы |
• патриотизм • социальная солидарность • гражданственность • семья • труд и творчество • наука • традиционные российские религии • искусство и литература • природа • человечество | • принцип ориентации на идеал • аксиологический принцип • принцип следования нравственному примеру • принцип идентификации (персонификации) • принцип диалогического общения • принцип полисубъектности воспитания • принцип системно-деятельностной организации воспитания |
3. Подсистема деятельности:
• гражданско-патриотическое воспитание;
• духовное и нравственное воспитание;
• воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
• интеллектуальное воспитание;
• здоровьесберегающее воспитание;
• социокультурное и медиакультурное образование;
• культуротворческое и эстетическое воспитание;
• правовое воспитание и воспитание культуры безопасности;
• формирование коммуникативной культуры;
• экологическое воспитание;
• взаимодействие с родительской общественностью.
4. Подсистема отношений:
• учитель – ученик;
• ученик – ученик;
• учитель – учитель.
5. Подсистема управления:
• администрация во главе с директором школы;
• методические объединения школы;
• валеологическая, психологическая, социально-педагогическая службы школы;
• сообщество классных руководителей;
• микрогруппы учителей-предметников (кафедры отдельных и смежных дисциплин);
• «Школа учителей-стажеров» (для начинающих педагогов);
• учитель (педагог);
• модель ученического самоуправления.
6. Элементы воспитательной среды школы:
• тематическая цикличность;
• объединения, органы;
• программы воспитания по классам, формы внеурочной деятельности;
• народные праздники, традиции;
• дни-погружения;
• диагностика;
• материализованные средства.
7. Программы воспитания по классам:
• «Радуга»;
• «Ромашка»;
• «Дружба» и др.
8. Направления внеурочной деятельности:
• общекультурное;
• общеинтеллектуальное;
• духовно-нравственное;
• социальное;
• физкультурно-оздоровительное.
9. Диагностика:
• методики по изучению социально-психологической комфортности ученического коллектива;
• методики по выявлению сформированности элементов личностного потенциала ученика;
• методики по определению удовлетворенности жизнедеятельностью школы всех участников образовательного процесса;
• методики исследования аспектов взаимодействия классного руководителя и учащихся;
• методики по изучению степени самоуправленческой активности учащихся;
• методики по выявлению готовности выпускников к профессиональному самоопределению.
10. Материализованные средства:
• символика (эмблема, знамя, гимн);
• клятва;
• учебно-методические материалы;
• школьные СМИ;
• радио;
• Интернет;
• мультимедиа;
• библиотека;
• пресс-центр (издательство);
• стенная печать;
• выставки;
• оформление интерьера;
• музей.
Направление «Отечество»
Направление «Природа»
Содержание показателей
Показатель | «1» – Требование выполнено на оптимальном уровне | «2» – Есть резервы или недостатки при выполнении требования | «0» – Требование практически не выполнено |
Опыт работы
образовательных организаций области
|
Содержание Программы
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи Программы.
3. Нормативно-правовое сопровождение Программы.
4. Управление воспитательным процессом.
5. Сроки и этапы реализации Программы.
6. Основные направления организации воспитания и социализации учащихся и содержание деятельности в соответствии с Программой.
7. Мониторинг успешности реализации Программы.
8. Ожидаемые результаты реализации Программы для всех участников образовательного процесса.
Пояснительная записка
В настоящее время под воспитанием в общеобразовательной школе понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовка к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в школе, охватывает все составляющие образовательной системы школы, направленные на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
В деятельности школы наблюдаются положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу:
- реализуются инновационные проекты культурно-этнической направленности и духовно-нравственного содержания, основанные на ценностях традиционных религий;
- получает дальнейшее развитие система защиты прав детей;
- совершенствуются социально-педагогическая и психологическая службы школы, развивается многофункциональный механизм их деятельности;
- осознается необходимость сохранения преемственности и целей воспитания в определении фундаментального ядра содержания образования.
Наряду с проявлениями позитивных тенденций в решении задач воспитания необходимо выделить социальные проблемы:
- становление гражданского общества и несформированность гражданской позиции взрослых относительно среды взросления подрастающего поколения;
- потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания в обеспечении целостности педагогического процесса.
Необходимость Программы развития Воспитательной компоненты в школе обусловлена реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодежной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, к дискриминационному поведению и агрессивности. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде, свидетельствуют о необходимости усиления участия школы и общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
Программа развития Воспитательной компоненты в МАОУ СОШ № 10 является составной и неотъемлемой частью программы воспитания и социализации обучающихся, предусматривает расширение и конкретизацию ее содержания, основывается на Программе духовно-нравственного воспитания начального общего образования.
Цели и задачи Программы
Цель Программы – развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи Программы:
- формирование общей культуры;
- духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающее их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- взаимодействие школы с социальными партнерами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
2.1. Ценностные ориентиры развития личности гражданина России:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов);
• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Федеральный уровень
· Конституция Российской Федерации.
· Всеобщая декларация прав человека ООН.
· Конвенция о правах ребенка.
· Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года.
· Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
· Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» № 761 от 01.06.2012 г.
· Государственная программа Российской Федерация «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 2148-р от 22.11. 2012 г.
· Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ, протокол № 36 01.10.2008 г.).
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования.
· Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
· Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
Региональный уровень
· Областная целевая программа «Дети Оренбуржья» на 2011–2013 годы (постановление Правительства Оренбургской области № 642-пп от 14.09.2010 г.).
· Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011–2015 годы» (постановление Правительства Оренбургской области № 647-пп от 14.09.2010 г.).
· Областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области» на 2013–2016 годы, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области № 754-пп от 31.08.2012 г.
· Областная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Оренбургской области» на 2013–2016 годы, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области № 753-пп от 31.08.2012 г.
· Ведомственная целевая программа министерства образования Оренбургской области «Дополнительное образование детей Оренбургской области на 2010–2012 годы». Утверждено приказом министра образования Оренбургской области № 01/20-831 от 13.07.2010 г.
· Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области № 647-пп от 14.09.2010 г.
· Областная целевая программа реализации государственной молодежной политики в Оренбургской области «Молодежь Оренбуржья» на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области № 645-пп от 14.09.2010 г.
· Областная целевая программа «Комплексные меры по совершенствованию системы физической культуры и спорта в Оренбургской области» на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области № 643-пп от 14.09.2010 г.
Гг. – практический этап
Цель: реализация Программы Воспитательной компоненты школы.
Задачи:
1. Реализовать целевые программы и мероприятия по основным направлениям содержания деятельности Программы Воспитательной компоненты школы.
2. Осуществлять межведомственное взаимодействие для реализации направлений содержания деятельности Программы Воспитательной компоненты школы.
3. Осуществлять повышение квалификации педагогов школы и дополнительного образования через курсовую подготовку, организацию научно-методической работы, обмен и обобщение опыта, самообразование.
4. Осуществлять мониторинговые исследования по реализации Программы развития Воспитательной компоненты.
5. Развивать научное, информационное, программно-методическое обеспечение для реализации Программы развития Воспитательной компоненты школы.
Гг. – аналитический этап
Цель: анализ итогов реализации Программы.
Задачи:
1. Провести анализ и обобщить результаты реализации Программы развития Воспитательной компоненты школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации Программы
6. Основные направления организации воспитания и социализации учащихся и содержание деятельности в соответствии с Программой
Направление организации воспитания и социализации учащихся | Цели | Мероприятия |
1. Гражданско-патрио-тическое воспитание | Формирование у подростков ценностного отношения к культурно-историческому прошлому России и современной социально-экономи-ческой и политической жизни страны; уважения к национальным героям, стремления к реализации активной гражданской позиции в социальной практике, осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям, исполнению гражданского долга; опыта участия в деятельности детских общественных организаций, понимания антигуманной сущности экстремистских группировок и негативного отношения к асоциальным проявлениям, готовности к самостоятельному выбору в пользу демократических ценностей, чувства ответственности за свои поступки. | · Реализация программы гражданско-патриотического воспитания учащихся на 2012–2015 годы. · Деятельность военно-патриотического объединения «Патриот». · Реализация социального проекта «Чтобы помнили» (облагораживание могил воинов-интернационалистов, ветеранов педагогического труда). · Реализация проекта «Виртуальный музей школы». · Реализация программы кадетского класса. |
2. Нравственное и духовное воспитание | Воспитание уважения к культуре и традициям своего народа, бережного отношения к национальным ценностям, на осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека; на формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели; на приобщение к основам мировой культуры. | · Реализация Программы духовно-нрав-ственного воспитания ФГОС НОО, 2011–2015 гг. · Реализация программы детской общественной организации «Орленок». · Организация и проведение традиционных праздников, посвященных традициям, культуре и языку своего народа и других народов России: - «Шире круг» (5–11-й классы); - праздник национальностей (1–4-й классы); - фестиваль обрядов «Обычаи и традиции русского народа». |
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Формирование профориентационной компетентности, навыков межличностного делового общения, а также таких качеств личности, как трудолюбие, рациональность, профессиональная этика, способность принимать решения, умение работать и других качеств, позволяет знакомиться с основами профессий, помогает ориентироваться на современном рынке труда. | · Реализация программ профильного обучения и предпрофильной подготовки (педагоги школы и УДОД). · Проведение профориентационного месячника. · Реализация программ внеурочной деятельности: - «Деревообработка», - «Бисероплетение», - «Дизайнер». |
4. Интеллектуальное воспитание | Формирование интеллектуальной деятельности, представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства, интереса к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. | · Реализация программы работы с одаренными детьми «Школково». · Организация и проведение школьных научно-практических конференций. · Конкурсное движение и олимпиады (муниципальный, областной, всероссийский, международный уровни). · Реализация сотрудничества с: - Ассоциацией «Университетский учебный округ», г. Оренбург; - Открытым молодежным университетом, г. Томск. · Реализация программы школьного научного общества «Исследователь». |
5. Здоровьесберегающее воспитание | Формирование культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, ценности духовного и нравственного здоровья. | · Работа спортивного клуба «Спортландия» (план мероприятий на год). · Реализация программ внеурочной деятельности: - «Туризм», - «Баскетбол», - «Спортивные игры», - «Лыжная подготовка». · Реализация программы «Школа здоровья», 2011–2015 гг. · Волонтерское движение, программа «Путь к себе». · Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке». · Программа по профилактике табакокурения, наркозависимости и алкоголизма с детьми и подростками. · Детско-родитель-ский клуб «Вместе». |
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание | Формирование таких понятий, как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство»; опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принцип межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения. | · Деятельность штаба «Школьный курьер». · Социальная сеть «Дневник. ру». |
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание | Формирование навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию приобщения подростков к достижениям общечеловеческой и национальной культуры. Формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей. | · Конкурсное движение (школьный, муниципальный, региональный уровни). Реализация программ внеурочной деятельности: - «Бисероплетение», - «Акварель», - «Юный художник», - «Фольклор», - «Эстрадная песня». |
8. Правовое воспитание и культура безопасности | Формирование правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе, формирование представлений об информационной безопасности. | · Организация и проведение правового месячника (по отдельному плану), месячника безопасности, гражданской защиты. · Деятельность Министерства труда и права. · Реализация программы по правовому воспитанию «Закон обо мне. Мне о Законе». · Программа «Семья» (оказание родителям практической помощи в воспитании детей). · Программа деятельности ЮИД «Перекресток». · Конкурсное движение по пожарной безопасности, безопасности дорожного движения. |
9. Воспитание семейных ценностей | Организация активного сотрудничества школы и семьи в вопросах воспитания и социализации обучающихся. Привлечение родителей к участию в управлении общеобразовательной организацией. Повышение статуса родительства и уровня социальной активности семей на основе межведомственного взаимодействия и социального партнерства. | · Реализация проекта «Школьный двор». · Конкурсное движение: - конкурс многодетных семей, - спортивный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья», - творческий конкурс «Вместе с папой, вместе с мамой». Программа «Школа для родителей» (лекции, семинары, консультации, проводимые специалистами школы). |
10. Формирование коммуникативной культуры | Формирование дополнительных навыков коммуникации (межличностной, межкультурной), формирование знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения; ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире. | · Деятельность штаба «Школьный курьер»: - издательство школьной газеты «Школьный экспресс», - конкурсное движение, - функционирование сайта школы, - социальная сеть «Дневник.ру». Проведение тематических недель: - Неделя иностранного языка, - Неделя русского языка. |
11. Экологическое воспитание | Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов; формирование условий для взаимодействия учащихся с окружающей средой и ее сохранение. | · Социально значимая проектная деятельность (ежегодная реализация проекта «Школьный двор»). |
Цель Программы
Укрепление и развитие воспитательного потенциала образовательной организации на основе взаимодействия с дополнительным образованием, с семьями школьников, социальными партнерами, общественными институтами, с учетом специфики региона и села и воспитательного пространства школы.
Программы воспитания
И социализации обучающихся
в образовательных организациях области
с учетом Воспитательной компоненты
Оренбург
2015 г.
ББК 74.200.6+74.204
В 75
Утверждено на научно-методическом совете,
протокол № 63 от 28.05.2015 г.
Руководитель проекта:
Крухмалева М. Н., начальник отдела дополнительного образования и воспитания министерства образования Оренбургской области
Авторский коллектив:
Вороньжева Т. И., заслуженный учитель школы РФ;
Моисеева А. Н., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии
ИПКиППРО РГБОУВПО «Оренбургский государственный педагогический институт»
Вороньжева, Т. И.
В 75 Методические рекомендации по реализации Программы воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях области с учетом Воспитательной компоненты / авт. Т. И. Вороньжева, А. Н. Моисеева. – Оренбург: ООДТДМ, 2015. – 96 с.
Материалы адресованы заместителям директора, классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования.
ББК 74.200.6+74.204
© ООДТДМ, 2015
Содержание
Методические рекомендации по реализации Программы воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях области
с учетом Воспитательной компоненты ……………………………………..…..4
Самообследование состояния классного руководства ………………...…..….31
Опыт работы образовательных организаций области по реализации Программы развития Воспитательной компоненты……………………………......46
Программа развития Воспитательной компоненты «Поколение будущего» МАОУ СОШ № 10 г. Гая …………………………………………….….47
Воспитательные возможности профильного образования в МОАУ «СОШ № 1 им. А.С. Макаренко г. Орска» ………………….……………….....67
Реализация Программы развития Воспитательной компоненты МОАУ «Гимназия № 8» г. Оренбурга …………………..……………………….…..…77
Формирование целостной системы воспитания в МБОУ «Чернореченская СОШ» Оренбургского района …………………………………………...82
Национальный воспитательный идеал как основа Программы Воспитательной компоненты в Ибрагимовской СОШ им. А.Д. Трынова Кувандыкского района.…………………………………………………….…….89
Методические рекомендации по реализации
Дата: 2019-07-24, просмотров: 195.