Анализ результатов исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В результате экспериментального исследования по определению личностной направленности были получены следующие результаты, которые отражены в сводной таблице. Приложение 2.

 Баллы, набранные тестируемыми, были суммированы отдельно для каждого вида направленности. Причем принимавшие участие в опросе предварительно были разделены на возрастные категории, рассматриваемые в дипломной работе – это люди пожилого возраста 60-74 года - их оказалось 40 человека и люди старческого возраста – 75-90 – их – 10 человек.

Результаты по методике «Ориентационная анкета по определению направленности личности»  показали, что 

- направленность на себя (Я) всего имеют 23 человека: из лиц пожилого возраста имеют 17 человек, из них 10 женщин и 7 мужчин; из лиц старческого возраста – всего 6 человек, ответы между мужчинами (3) и женщинами распределились поровну (3);

 - направленность на общение (О) всего из опрошенных- 9 человек, из лиц пожилого возраста пятеро женщин, двое мужчин. Из категории старческого возраста, только у двух женщин направленность на общение.

- направленность на дело (Д) всего по выборке 20 человек, из них лица пожилого возраста женщин - 15, мужчин - 3 человека; старческого возраста – только двое женщин.

Таким образом, при определении личностной направленности можно отметить, что в основном среди лиц пожилого и старческого возраста имеет преобладание направленности на себя (Я), что составляет 46 %, это говорит, что большее количество респондентов имеют склонность к агрессивности, раздражительности, тревожности.

 Направленность на общение (О) составляет 18% от общего количества опрашиваемых. По данным изучения, эти люди выразили стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, готовность на совместную деятельность, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность на дело (Д) в процентном соотношении составило 36% от общего количества респондентов. Люди пожилого возраста более заинтересованы в решении проблем, у них выражена ориентация на сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели, следовательно, они более активны.

Следует сказать, что если рассматривать в совокупности два вида направленности на общение и на дело (54%), они дают больший процент, который характеризует достаточно высокий личностный фактор стремления к людям, готовность общаться и сотрудничать, причем все-таки наиболее активными являются женщины, входящие в категорию пожилого возраста.

Результаты по методике оценке состояния здоровья показали следующие результаты.

По критериям набранных баллов отличного здоровья ни у кого нет. Оценку хорошему здоровью дали только 5 человек из лиц пожилого возраста. Оценивают состояние своего здоровья удовлетворительно 23 человека из категории пожилого возраста, из старческого возраста 2 человека. Плохим свое здоровье считают люди старческого возраста 6 человек, и 14 человек – пожилого возраста.

Таким образом, из восьми человек старческого возраста шесть считают свое здоровье плохим. Причем на вопрос, где требовался ответ «плохое» и «очень плохое» здоровье ответили все респонденты из этой категории возраста. Люди пожилого возраста тоже не могут «похвалиться» своим здоровьем и оценивают его на удовлетворительно. Состояние здоровья как фактор, от которого зависит активность людей пожилого и старческого возраста играет все же не последнюю роль. Ведь если человек, не здоров вряд ли он будет заниматься общественной деятельностью или проявлять активность в ее любой форме.

Анализ результатов по тесту «Достаточно ли вы активны?» показал следующие результаты у 46% и пожилого и старческого возрастов от общего числа респондентов преобладают факторы социальной активности, у 54% они выражены в некоторой мере или отсутствуют совсем. Приложение 3.

Зато люди пожилого возраста более активны: 23 человека из 42, что составляет 54 %, набрали от 45 баллов до 65 баллов, что означает, что они превосходят окружающих своей энергичностью, обладают необычайной активностью и только 19 человек набрали от 0 до 40 баллов (46%), это говорит о том, что активность у них не является сильным качеством. Среди лиц старческого возраста все 8 человек набрали менее 15 баллов. При этом факторами социальной активности у испытуемых являются: - желание общаться с другими людьми;  при выборе друга акцент делается на человека активного; стремление к  прекрасному; - в какой-то мере религиозные соображения.

Таким образом, можно сделать вывод, что люди пожилого возраста еще более активны, чем люди старческого возраста.

Рассматривая в совокупности результаты экспериментального исследования, можно сказать, что активность в пожилом и старческом возрасте сохраняются. Преобладающими факторами активности являются: личностные характеристики, возрастные критерии, наличие здоровья, и, конечно материальное благополучие.

Вместе с тем, имеет место их зависимость от устойчивых личностных характеристик человека, которые отличают людей в их отношении и восприятии старости, состояния физического здоровья. При этом доминирующими оказывается фактор физического здоровья. Активная жизненная позиция у людей пожилого и старческого возраста зависит от личностной направленности, и состояния здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В аттестационной работе рассмотрены следующие теоретические аспекты:  психологические подходы к проблеме старости; дана подробная характеристика возрастных периодов и видов старения населения. Их рассмотрение позволило сформулировать следующие выводы.

Возрастные периоды людей пожилого и старческого возраста рассматриваются с точки зрения физиологических, психических и возрастных изменений. Психологи детально изучают поздний период жизни людей и пытаются помочь им сделать его интересным этапом их жизни, который не уменьшал бы значение высших ценностей человека.

Проблема пожилых и старых людей в современном обществе заключается в содействии и в оценке их возможностей с последующим раскрытием потенциала, его развитие и активным включением пожилых людей в общественный механизм. Психологические подходы к старости предполагают рассмотрение особенностей психического развития человека в пожилом и старческом возрасте, который складывается из нескольких, на наш взгляд, основных факторов. Это критические периоды жизни, структура личности образа «Я», а также изменение социальных ролей. Данные факторы определяют дальнейшую социальную активность пожилых людей.

Установлено, что чем интенсивнее человек работает творчески, тем дольше сохраняется активность его ума, поддерживаются интеллектуальные возможности. Активный образ жизни и участие в общественной деятельности помогают пожилому человеку сохранить и реализовать себя на личность. Однако далеко не всегда люди, вышедшие на пенсию, могут самостоятельно организовать свою жизнь, направить ее в русло общественно полезных, социально значимых инициатив.

Поэтому смыслом концепции жизненной деятельности лиц пожилого и старческого возраста должно стать включение их в активную общественную жизнь, конкретный живой труд, где человек становится творцом ближайшего и отдаленного будущего.

Экспериментальное изучение, проведенное нами на базе центра «Милосердие» открытого акционерного общества «Балаковорезинотехника» было направлено на выявление факторов социальной активности и установление их зависимости от здоровья и личностной направленности данного контингента людей.

Проведенное исследование показало, что факторами социальной активности в пожилом и старческом возрасте являются: личностные характеристики, возрастные критерии, наличие здоровья, и, конечно материальное благополучие. Доминирующим оказывается фактор физического здоровья. Активная жизненная позиция у людей пожилого и старческого возраста зависит от личностной направленности, и состояния здоровья.

На наш взгляд, необходимо совершенствовать систему социально-культурных мероприятий для пожилых людей, привлекать их к активной культурной деятельности, тем самым сохранять общекультурное взаимодействие поколений. Социально-образовательная и досуговая деятельность помогает пожилым и старым людям избавиться от одиночества, изменить свою жизненную позицию в обществе, сделать ее более заинтересованной, проявлять интерес к делам, происходящим вокруг них. Активная жизненная позиция предоставляет пожилому человеку новые возможности для раскрытия и самореализации собственного творческого потенциала, передачи накопленных знаний и жизненного опыта, как своим ровесникам, так и представителям других поколений.

Дальнейшее направление в работе над данной темой связывается нами с исследования гендерного аспекта социальной активности в пожилом и старческом возрасте.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Альбуханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Нева,- 2011.- 145 с.

2. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни// Психологический журнал.- 1994.- №3

3. Балабанов С.С., Саралиева З.М. Пожилой человек в Центральной России // Социс.- 1999.- №12

4. Библия. Ветхий завет.17.1; 17:3

5. Бочаров В.В. Антропология возраста. М.: Изд-во Сибирского ун-та, - 2014.-321 с.

6. Волкова Н.А. Социальные и психологические проблемы старости // Вопросы психологии.- 2015.- №2

7. Жизнь с «Милосердием» // Балаковские вести.- 2016.- №102-103

8. Исцеляющая музыка // Свет.-2015.-№5

9. Козлов А.А. Теории и традиции западной социальной геронтологии. / Психология старости. Хрестоматия. М.: Академия.- 2013.- 321 с.

10. Конопкин А.Л. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии.- 2006.- №3

11. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М.: Академия.- 2012.- 246 с.

12. Либин А.В. Дифференцированная психология М.: Смысл.-2014.- 198 с.

13. Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Вопросы психологии.-2012.-№ 4.

14. Основы социальной работы: Учебник/ Под ред.П.Д.Павленка.-М.: ИНФРА-М.- 2014.- 397 с.

15. Проект на карте России. Саратовская область. // Социальная работа.- 2004.- №5

16. Ропк В. Пожилой возраст //Человек и Труд.- 2016.-№9

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Педагогика,- 1989.- 240 с.

18. Саградов А.А. Система индикаторов человеческого развития. Человеческое и социальное развитие. М.: ТЕИС,- 2013.- 390 с

19. Социальная энциклопедия. М.: «Большая Российская энциклопедия», - 2016.- 769 с.

20. Фрейд З. Психоанализ. М.: ИНФРА.- 2014.- 424 с.

21. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л., 2016.- 120 с.

22. Чеботарев Д.Ф. Геронтология и современная медицина // 9-й Международный конгресс геронтологов. Т.1. Киев,- 1972.-54 с.

23. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М.: Педагогика,- 2014.- 204 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Схема возрастных периодов

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Сводная таблица оценки состояния здоровья

 

 

Критерии возраста

Оценка состояния здоровья

 

отличное хорошее удовлетворительное Плохое  
Пожилой возраст 60-74 лет 0 5 23 14
Старческий возраст 75-90 лет 0 0 2 6

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Результаты теста «Достаточно ли вы активны?»

 

Наименование вопроса

Возраст

Пожилой

Старческий

60-74 лет

75-90 лет

Ответы

Ответ

да  нет да нет
1. Убеждены ли вы в позитивном значении «школы жизни» для развития человека и для достижения определенных позиций в обществе?   17   23   0   8
2. Хорошо ли вы себя чувствуете в атмосфере соревнования, достижения замыслов?   11       31   0   8
3. Какую функцию современных политических лидеров вы считаете наиболее важной:        
а) реализация практических задач;

10

0

б) деятельность, направленная на защиту человеческого достоинства и прав сограждан?

0

0

4. Наша деятельность должна быть регламентирована:

 

 

а) религиозными положениями;

12

2

б) идеями прекрасного

10

0

в) материальными соображениями;

20

5

г) всеобщим благосостоянием.

0

1

5. Если бы вы выбирали себе друга, то вы бы выбирали:

 

 

а) человека активного, работящего, наделенного практическим умом;

40

6

б) человека, думающего, мечтательного, оторванного от действительности;

2

2

6. Достаточно ли бывает у вас энергии, чтобы преодолеть встречающиеся на пути трудности? 22 20 3 5
7. Считаете, ли вы, что мы можем радоваться, что живем в такое активное время? 6 36 0 8
8. Любите ли Вы смотреть на огонь? 23 19 6 2
9. Родились ли вы под одним из названных знаков Зодиака: Овен, Лев, Стрелец? 10 32 0 8
10. Легко ли вы переносите отказ, даже если знаете, что вашу просьбу выполнить невозможно?   27 15 2 6
11. Разговорчивы ли вы? 39 3 8 0
12. Живете ли вы по принципу, что каждая дорога ведет к цели? 14 28 0 8
13. Любите ли вы действия, требующие быстроты 23 19 2 6

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Сводная таблица определения активности

лиц пожилого и старческого возраста

 

 

Результаты

Пожилой возраст

60-74 лет

 

Старческий возраст

75-90 лет

 

Процент от общего числа опрошенных

  Кол-во чел. % Кол-во чел %
Активность, стремление к людям  От 45 до 65 баллов 23 54 0 0 46
Равнодушие, осторожность в отношениях с окружающими От 0 до 40 баллов   19 46 8 100 54
Всего: 42 100 8 100 100

 


[1] Старение населения. Ведомости. Режим электронного доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/

[2] Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. М.: Академия,- 2012.- С.6

[3] .Фрейд З. Психоанализ. М.: ИНТРА,- 2004.- С.142.

[4] Козлов А.А. Теории и традиции западной социальной геронтологии. / Психология старости. Хрестоматия. М.: Академия,- 2003.- С.12

[5] Волкова Н.А. Социальные и психологические проблемы старости // Вопросы психологии.- 2015.- №2.- С.24

[6] Социологические исследования проблем труда // РИА Новости www. narod.ru

[7] Ропк В. Пожилой возраст // Человек и Труд.- 2016.-№9.- С.32

[8] Саградов А.А. Система индикаторов человеческого развития // Человеческое и социальное развитие. М.: ТЕИС,-2013.-С.39

[9] Альбуханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.:Нева,- 2011.- С.56

[10] Социальная энциклопедия. М.: «Большая Российская энциклопедия»,- 2015.- С.76.

[11] Чеботарев Д.Ф. Геронтология и современная медицина // 9-й Международный конгресс геронтологов. Т.1.Киев,- 1972.- С.15

[12]Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л.,- 2016.- С.34

[13] Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М.,- 2009.- С.21-22.

[14]Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М.: Академия,- 2012.- С.35-36

1Библия. Ветхий завет.17.1; 17:3

[16] Либин А.В. Дифференцированная психология. М.: Смысл, - 2014.- С.89

[17] Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Вопросы психологии.-2012.-№ 4.-С.13.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 168.