Теоретический аспект психологических подходов к старости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Социальные и психологические проблемы пожилых людей, отдельные вопросы старения человека являются предметом изучения многих отраслей науки. Анциферова Л.С. анализирует данную проблему в рамках социальной психологии, рассматривает известные в западной науке подходы, которые имеют значение в развитии и характеристике особенностей геронтологии, как целостной науки о старости. Объектом исследования является человек в процессе старения и старости. Выводы, сделанные представителями различных наук, по проблемам старения не противоречат друг другу, различия чаще возникают между разными научными школами. Каждая школа представляет свои многочисленные гипотезы, доказывает свои концепции различными способами, предлагая разнообразные объяснения процесса старения и проблем пожилых людей. Множество теорий и концепций, есть отражение сложности процесса познания старости как объективной реальности. А существующие взгляды – как дополняющие друг друга, следует в соответствующей степени учитываться при организации исследования.

Из многообразия подходов к изучению процесса старения, мы, в рамках нашей работы будем рассматривать психологический аспект. Нужно отметить, что психология, как наука в полной мере не занималась проблемами старости. Это произошло тогда, когда перед современным обществом обозначились проблемы глобальных демографических изменений, проблемы психологического старения стали предметом пристального изучения психологов-теоретиков.

Начало современному научному психологическому знанию положила экспериментальная психология. Первые ученые в этой области психологии были представителями Германии, но, широкое развитие экспериментальная психология получила в Америке и Англии, потому что именно здесь результаты исследований достигли широкого признания и стали использоваться на практике. Фрэнсис Галтон внес значительный вклад в изучение проблем психологического старения. Он исследовал интеллектуальную деятельность человека и ее преобразование в пожилом возрасте.

Выводов о зависимости психологических характеристик людей от социальных факторов, не были исследованы ы полной мере психологические различия, связанные с возрастными особенностями взрослых людей, особенно пожилых. Снижение некоторых психологических функций у пожилых людей объяснялось в основном процессами биологической деградации. В психологии постепенно начинает формироваться представление о психологическом старении как о процессе психологической деградации. Проявляется модель психологического развития и старения, суть которой в том, что в период роста организма происходит бурный процесс наращивания интеллектуальных способностей, сопровождаемый затем периодом относительной стабильности, вслед за которым наступает длительный период снижения интеллекта. Эта модель предопределила непопулярность исследований, связанных с пожилым возрастом.

С развитием когнитивной психологии, исследования в области умственных функций пожилых людей стали более привлекательны для ученых-психологов, а теоретическая и практическая психология стали более взаимосвязаны.

Опираясь на основные концептуальные положения экспериментальной психологии, социальная геронтология уделяет особое внимание рассмотрению внешних социальных факторов, оказывающих влияние на состояние человека в процессе старения, способных как замедлить, так и ускорить этот процесс. Американские и английские ученые-психологи исследовали психическую деятельность человека, в молодом и пожилом возрасте, в сравнении с идеальным стандартом, моделью функционирования психики. Ранний возраст человека рассматривали как период, не достигший идеального состояния, а пожилой - как отклонение от нормы, идеала, в то время как на европейские философы, исследовали проблемы развития человека на всех без исключения этапах его жизненного пути. Ж.Ж.Руссо предлагал оценивать психическое развитие человека в зависимости от особенностей его возраста, выдвигая различные критерии этих оценок.

Теория З.Фрейда оказала решающее воздействие на формирование современных взглядов на объяснение поведения человека, предложив теоретикам и практикам динамическую модель мотивационной сферы человека и пробудила интерес к исследованиям в широких областях психологии человека, в отличие от традиционного изучения интеллектуальных и познавательных способностей человека. Фрейд показал, что люди в своей деятельности не всегда пользуются рациональными способами, при этом, не всегда отдавая себе отчет относительно своих действий и поступков. Следует отметить, что хотя сам Фрейд непосредственно не изучал проблемы пожилого возраста, однако в его работах прослеживается личное ощущение страха перед смертью как неизбежного завершения старости[3].

К.Юнг придавал еще большее значение изучению проблем, по его словам, «второй половины жизни» человека. Для него середина жизни являлась критическим поворотным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В зрелом возрасте человек в основном поглощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал «индивидуализацией». Человек во второй половине жизни может обрести новое полновесное развитие своей личности.

Человек в этом возрасте способен принять в своем «Я» как «женское», так и «мужское» начало. Юнг придавал большое значение символическому и религиозному опыту в обретении состояния гармонии между индивидом и окружающим его миром. Обладая энциклопедическими знаниями во многих областях, он сумел убедительно доказать правоту своей теории на примерах различных культур и социальной, индивидуальной жизни разных обществ.

.Адлер А.А. занимался изучением различных аспектов мотивации в поведении человека[4]. Он говорил, что в пожилом возрасте очень остро  переживается чувство неполноценности, поскольку человек, часто начинает испытывать физическое недомогание, утрачивает привычный статус, былую физическую привлекательность и др.. Особенно болезненно пожилой человек переживает необходимость ограничить круг социальных связей и возможностей для интимных отношений. Адлер считал, что иногда проявляемая замкнутость пожилого человека, уход в «себя» может объясняться боязнью, потерять независимость и стать реально неполноценным. Подходы Адлера к решению проблем пожилого человека достаточно конструктивны. Он предлагает снимать чувство неполноценности и сопутствующие неврозы, помогая индивиду найти смысл жизни в оказании помощи другим людям, добиться такого состояния, когда ощущение принадлежности к социальной общности не покидало бы старого человека.

Таким образом, подходы психоаналитиков к изучению проблем старости интересны, но не бесспорны. Названные подходы лишь недавно стали приоритетными современными методиками исследования, в том числе особенностей воздействия на развитие человека социальной среды, в частности, в процессе старения.

Все теоретические подходы к проблеме старения можно разделить на две группы: будет ли существовать преемственность поколений или люди, вступающие в стадию старости, автоматически ставятся за грань социума и переходят в маргинальные слои населения.

В то же время ориентация современного общества на гуманистические начала, рост общей культуры и сознания, с одной стороны, и новые тенденции в психологическом осмыслении и отношении к старости, когда во все большей степени и все большее число людей осознают потребности и необходимость «противостояния» старению, борьбы за активное существование - с другой, актуализируют задачу теоретических и практических исследований явления старости и ее социальной оценки, но обуславливают востребование знаний о разных социально-психологических характеристиках.



Дата: 2019-04-23, просмотров: 208.