ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ И СТАРЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

Старение населения рассматривается как значительная проблема, относящаяся к компетенции демографов. На современном этапе полностью осознан быстрый прогресс этого явления и распространения его во всем мире и его последствия проявляются во всех сферах. Во всем мире наблюдаются определенные изменения, связанные с постарением населения, ученые, достаточно много исследуют проблемы старения населения в мире и в России.

Старение населения – проблема, охватывающая экономики с совокупной долей 78% мирового ВВП. Мировой рост трудоспособного населения замедляется. Это приводит не только к росту демографической нагрузки (числа пенсионеров и детей по отношению к работающим), но и к старению самой рабочей силы. Доля работников 55–64 лет в мире с текущих 13% возрастет за следующее 10-летие до 15% против стабильных 10% в предыдущие пять десятков лет. А в США, еврозоне, Японии, Китае и Великобритании – самых крупных экономиках, для которых проблема старения наиболее остра, – с 17 до 21% в 2030 г[1].

Для решения проблемы, связанной со старением, необходимо решить много вопросов, к которым относятся разрушение семейных ценностей, безответственность, одиночество пожилых и старых людей, увеличение маргинализации, и исключению пожилых людей из общественной жизни, обострение социального неравенства среди возрастных групп и возрастание конфликтов между поколениями.

Во всем мире наблюдаются определенные изменения, связанные со старением населения. В связи с изменившимися реальными условиями жизни общества и социально-психологической ориентацией жителей цивилизованных государств на активное участие в жизни общества, на первый план выходит противоположный, активный принцип - повышение уровня физической и социальной активности представителей старшего поколения, позволяющего сохранять чувство полноценности себя как человека до самой глубокой старости.

 При этом проблема старости рассматривается везде почти в трех аспектах. Первый посвящен демографическим и экономическим исследованиям, второй связан с медицинскими особенностями старости, в основном гериатрическими исследованиями, и в частности с изучением долгожительства. И, третий, связан с социальной защитой пожилых и старых людей, который охватывает широкий спектр вопросы – от социального обеспечения до трудотерапии.

В современной науке социально-психологические вопросы пожилого возраста представляют собой одну из сторон изучения разных личностных изменений у пожилых людей, которые могут приводить к разной степени нарушения их взаимодействия с социальной средой. Социальная психология изучает старение как процесс в его биологическом и психологическом измерениях; рассматривает институциональный подход, акцентирующий внимание на проблемах социоэкономического статуса и социальных ролей престарелых, и историко-культурный подход, позволяющий сопоставить различные представления о старости. Психология старения становится частью широкого научного достижения геронтологии. Центральное место занимает проблема личности старого человека. Ливехуд – известный голландский психотерапевт, в своей книге «Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью» - писал, что понимание проблем старости, таких глубоких, болезненных и деликатных, возможно в полной мере лишь на основе собственного опыта проживания данного периода, и потому он решился на эту книгу, только когда ему исполнилось 70 лет.[2]

Цель аттестационной работы заключается в определении социальной активности, установлении зависимости жизненной активности от личной направленности и состояния здоровья людей пожилого и старческого возраста.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты проблемы;

- определить психологические особенности пожилого и старческого возраста;

- рассмотреть и описать виды и методы исследования в психологии старения;

- провести исследование и проанализировать проявление факторов социальной активности, их зависимость от состояния здоровья и направленности личности у людей пожилого и старческого возраста.

Объектом исследования выступает социально-демографическая группа - люди пожилого и старческого возраста.

 Предметом изучения являются факторы социальной активности пожилых людей.

 Методами исследования в данной работе являются: анализ теоретических концепций по проблемам пожилого возраста и старости, эксперимент, анкетирование. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В аттестационной работе рассмотрены следующие теоретические аспекты:  психологические подходы к проблеме старости; дана подробная характеристика возрастных периодов и видов старения населения. Их рассмотрение позволило сформулировать следующие выводы.

Возрастные периоды людей пожилого и старческого возраста рассматриваются с точки зрения физиологических, психических и возрастных изменений. Психологи детально изучают поздний период жизни людей и пытаются помочь им сделать его интересным этапом их жизни, который не уменьшал бы значение высших ценностей человека.

Проблема пожилых и старых людей в современном обществе заключается в содействии и в оценке их возможностей с последующим раскрытием потенциала, его развитие и активным включением пожилых людей в общественный механизм. Психологические подходы к старости предполагают рассмотрение особенностей психического развития человека в пожилом и старческом возрасте, который складывается из нескольких, на наш взгляд, основных факторов. Это критические периоды жизни, структура личности образа «Я», а также изменение социальных ролей. Данные факторы определяют дальнейшую социальную активность пожилых людей.

Установлено, что чем интенсивнее человек работает творчески, тем дольше сохраняется активность его ума, поддерживаются интеллектуальные возможности. Активный образ жизни и участие в общественной деятельности помогают пожилому человеку сохранить и реализовать себя на личность. Однако далеко не всегда люди, вышедшие на пенсию, могут самостоятельно организовать свою жизнь, направить ее в русло общественно полезных, социально значимых инициатив.

Поэтому смыслом концепции жизненной деятельности лиц пожилого и старческого возраста должно стать включение их в активную общественную жизнь, конкретный живой труд, где человек становится творцом ближайшего и отдаленного будущего.

Экспериментальное изучение, проведенное нами на базе центра «Милосердие» открытого акционерного общества «Балаковорезинотехника» было направлено на выявление факторов социальной активности и установление их зависимости от здоровья и личностной направленности данного контингента людей.

Проведенное исследование показало, что факторами социальной активности в пожилом и старческом возрасте являются: личностные характеристики, возрастные критерии, наличие здоровья, и, конечно материальное благополучие. Доминирующим оказывается фактор физического здоровья. Активная жизненная позиция у людей пожилого и старческого возраста зависит от личностной направленности, и состояния здоровья.

На наш взгляд, необходимо совершенствовать систему социально-культурных мероприятий для пожилых людей, привлекать их к активной культурной деятельности, тем самым сохранять общекультурное взаимодействие поколений. Социально-образовательная и досуговая деятельность помогает пожилым и старым людям избавиться от одиночества, изменить свою жизненную позицию в обществе, сделать ее более заинтересованной, проявлять интерес к делам, происходящим вокруг них. Активная жизненная позиция предоставляет пожилому человеку новые возможности для раскрытия и самореализации собственного творческого потенциала, передачи накопленных знаний и жизненного опыта, как своим ровесникам, так и представителям других поколений.

Дальнейшее направление в работе над данной темой связывается нами с исследования гендерного аспекта социальной активности в пожилом и старческом возрасте.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Альбуханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Нева,- 2011.- 145 с.

2. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни// Психологический журнал.- 1994.- №3

3. Балабанов С.С., Саралиева З.М. Пожилой человек в Центральной России // Социс.- 1999.- №12

4. Библия. Ветхий завет.17.1; 17:3

5. Бочаров В.В. Антропология возраста. М.: Изд-во Сибирского ун-та, - 2014.-321 с.

6. Волкова Н.А. Социальные и психологические проблемы старости // Вопросы психологии.- 2015.- №2

7. Жизнь с «Милосердием» // Балаковские вести.- 2016.- №102-103

8. Исцеляющая музыка // Свет.-2015.-№5

9. Козлов А.А. Теории и традиции западной социальной геронтологии. / Психология старости. Хрестоматия. М.: Академия.- 2013.- 321 с.

10. Конопкин А.Л. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии.- 2006.- №3

11. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М.: Академия.- 2012.- 246 с.

12. Либин А.В. Дифференцированная психология М.: Смысл.-2014.- 198 с.

13. Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Вопросы психологии.-2012.-№ 4.

14. Основы социальной работы: Учебник/ Под ред.П.Д.Павленка.-М.: ИНФРА-М.- 2014.- 397 с.

15. Проект на карте России. Саратовская область. // Социальная работа.- 2004.- №5

16. Ропк В. Пожилой возраст //Человек и Труд.- 2016.-№9

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Педагогика,- 1989.- 240 с.

18. Саградов А.А. Система индикаторов человеческого развития. Человеческое и социальное развитие. М.: ТЕИС,- 2013.- 390 с

19. Социальная энциклопедия. М.: «Большая Российская энциклопедия», - 2016.- 769 с.

20. Фрейд З. Психоанализ. М.: ИНФРА.- 2014.- 424 с.

21. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л., 2016.- 120 с.

22. Чеботарев Д.Ф. Геронтология и современная медицина // 9-й Международный конгресс геронтологов. Т.1. Киев,- 1972.-54 с.

23. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М.: Педагогика,- 2014.- 204 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Схема возрастных периодов

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Сводная таблица оценки состояния здоровья

 

 

Критерии возраста

Оценка состояния здоровья

 

отличное хорошее удовлетворительное Плохое  
Пожилой возраст 60-74 лет 0 5 23 14
Старческий возраст 75-90 лет 0 0 2 6

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Результаты теста «Достаточно ли вы активны?»

 

Наименование вопроса

Возраст

Пожилой

Старческий

60-74 лет

75-90 лет

Ответы

Ответ

да  нет да нет
1. Убеждены ли вы в позитивном значении «школы жизни» для развития человека и для достижения определенных позиций в обществе?   17   23   0   8
2. Хорошо ли вы себя чувствуете в атмосфере соревнования, достижения замыслов?   11       31   0   8
3. Какую функцию современных политических лидеров вы считаете наиболее важной:        
а) реализация практических задач;

10

0

б) деятельность, направленная на защиту человеческого достоинства и прав сограждан?

0

0

4. Наша деятельность должна быть регламентирована:

 

 

а) религиозными положениями;

12

2

б) идеями прекрасного

10

0

в) материальными соображениями;

20

5

г) всеобщим благосостоянием.

0

1

5. Если бы вы выбирали себе друга, то вы бы выбирали:

 

 

а) человека активного, работящего, наделенного практическим умом;

40

6

б) человека, думающего, мечтательного, оторванного от действительности;

2

2

6. Достаточно ли бывает у вас энергии, чтобы преодолеть встречающиеся на пути трудности? 22 20 3 5
7. Считаете, ли вы, что мы можем радоваться, что живем в такое активное время? 6 36 0 8
8. Любите ли Вы смотреть на огонь? 23 19 6 2
9. Родились ли вы под одним из названных знаков Зодиака: Овен, Лев, Стрелец? 10 32 0 8
10. Легко ли вы переносите отказ, даже если знаете, что вашу просьбу выполнить невозможно?   27 15 2 6
11. Разговорчивы ли вы? 39 3 8 0
12. Живете ли вы по принципу, что каждая дорога ведет к цели? 14 28 0 8
13. Любите ли вы действия, требующие быстроты 23 19 2 6

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Сводная таблица определения активности

лиц пожилого и старческого возраста

 

 

Результаты

Пожилой возраст

60-74 лет

 

Старческий возраст

75-90 лет

 

Процент от общего числа опрошенных

  Кол-во чел. % Кол-во чел %
Активность, стремление к людям  От 45 до 65 баллов 23 54 0 0 46
Равнодушие, осторожность в отношениях с окружающими От 0 до 40 баллов   19 46 8 100 54
Всего: 42 100 8 100 100

 


[1] Старение населения. Ведомости. Режим электронного доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/

[2] Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. М.: Академия,- 2012.- С.6

[3] .Фрейд З. Психоанализ. М.: ИНТРА,- 2004.- С.142.

[4] Козлов А.А. Теории и традиции западной социальной геронтологии. / Психология старости. Хрестоматия. М.: Академия,- 2003.- С.12

[5] Волкова Н.А. Социальные и психологические проблемы старости // Вопросы психологии.- 2015.- №2.- С.24

[6] Социологические исследования проблем труда // РИА Новости www. narod.ru

[7] Ропк В. Пожилой возраст // Человек и Труд.- 2016.-№9.- С.32

[8] Саградов А.А. Система индикаторов человеческого развития // Человеческое и социальное развитие. М.: ТЕИС,-2013.-С.39

[9] Альбуханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.:Нева,- 2011.- С.56

[10] Социальная энциклопедия. М.: «Большая Российская энциклопедия»,- 2015.- С.76.

[11] Чеботарев Д.Ф. Геронтология и современная медицина // 9-й Международный конгресс геронтологов. Т.1.Киев,- 1972.- С.15

[12]Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л.,- 2016.- С.34

[13] Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М.,- 2009.- С.21-22.

[14]Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М.: Академия,- 2012.- С.35-36

1Библия. Ветхий завет.17.1; 17:3

[16] Либин А.В. Дифференцированная психология. М.: Смысл, - 2014.- С.89

[17] Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Вопросы психологии.-2012.-№ 4.-С.13.


ВВЕДЕНИЕ

 

Старение населения рассматривается как значительная проблема, относящаяся к компетенции демографов. На современном этапе полностью осознан быстрый прогресс этого явления и распространения его во всем мире и его последствия проявляются во всех сферах. Во всем мире наблюдаются определенные изменения, связанные с постарением населения, ученые, достаточно много исследуют проблемы старения населения в мире и в России.

Старение населения – проблема, охватывающая экономики с совокупной долей 78% мирового ВВП. Мировой рост трудоспособного населения замедляется. Это приводит не только к росту демографической нагрузки (числа пенсионеров и детей по отношению к работающим), но и к старению самой рабочей силы. Доля работников 55–64 лет в мире с текущих 13% возрастет за следующее 10-летие до 15% против стабильных 10% в предыдущие пять десятков лет. А в США, еврозоне, Японии, Китае и Великобритании – самых крупных экономиках, для которых проблема старения наиболее остра, – с 17 до 21% в 2030 г[1].

Для решения проблемы, связанной со старением, необходимо решить много вопросов, к которым относятся разрушение семейных ценностей, безответственность, одиночество пожилых и старых людей, увеличение маргинализации, и исключению пожилых людей из общественной жизни, обострение социального неравенства среди возрастных групп и возрастание конфликтов между поколениями.

Во всем мире наблюдаются определенные изменения, связанные со старением населения. В связи с изменившимися реальными условиями жизни общества и социально-психологической ориентацией жителей цивилизованных государств на активное участие в жизни общества, на первый план выходит противоположный, активный принцип - повышение уровня физической и социальной активности представителей старшего поколения, позволяющего сохранять чувство полноценности себя как человека до самой глубокой старости.

 При этом проблема старости рассматривается везде почти в трех аспектах. Первый посвящен демографическим и экономическим исследованиям, второй связан с медицинскими особенностями старости, в основном гериатрическими исследованиями, и в частности с изучением долгожительства. И, третий, связан с социальной защитой пожилых и старых людей, который охватывает широкий спектр вопросы – от социального обеспечения до трудотерапии.

В современной науке социально-психологические вопросы пожилого возраста представляют собой одну из сторон изучения разных личностных изменений у пожилых людей, которые могут приводить к разной степени нарушения их взаимодействия с социальной средой. Социальная психология изучает старение как процесс в его биологическом и психологическом измерениях; рассматривает институциональный подход, акцентирующий внимание на проблемах социоэкономического статуса и социальных ролей престарелых, и историко-культурный подход, позволяющий сопоставить различные представления о старости. Психология старения становится частью широкого научного достижения геронтологии. Центральное место занимает проблема личности старого человека. Ливехуд – известный голландский психотерапевт, в своей книге «Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью» - писал, что понимание проблем старости, таких глубоких, болезненных и деликатных, возможно в полной мере лишь на основе собственного опыта проживания данного периода, и потому он решился на эту книгу, только когда ему исполнилось 70 лет.[2]

Цель аттестационной работы заключается в определении социальной активности, установлении зависимости жизненной активности от личной направленности и состояния здоровья людей пожилого и старческого возраста.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты проблемы;

- определить психологические особенности пожилого и старческого возраста;

- рассмотреть и описать виды и методы исследования в психологии старения;

- провести исследование и проанализировать проявление факторов социальной активности, их зависимость от состояния здоровья и направленности личности у людей пожилого и старческого возраста.

Объектом исследования выступает социально-демографическая группа - люди пожилого и старческого возраста.

 Предметом изучения являются факторы социальной активности пожилых людей.

 Методами исследования в данной работе являются: анализ теоретических концепций по проблемам пожилого возраста и старости, эксперимент, анкетирование. 

 

ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ И СТАРЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 178.