Особенности психической сферы в позднем возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Тема старения и смерти в жизни отдельного человека и общества в целом звучит в различных исторических источниках, в том числе и в самых древних: «Господь создал человека из земли и опять возвращает его в нее. Определенное число дней и время дал Он им, и дал им много власти над всей, что на ней … Не может быть всего в человеке, потому что не бессмертен сын человеческий»,- сказано в Книге Сираховой.[15]

 Одной из существенных, но не признаваемых публично, причин возникновения конфликта между старшим поколением и молодежью служит физическая немощь стариков, влекущая потерю ими социальной активности. Отношение к старости и старикам периодически проявлялось в нежелании оказывать им реальную помощь в продлении жизни.

Мужчины и женщины неодинаково переживают процесс старения. Женщины более жизнестойки и менее подвержены воздействию экстремальных факторов, а также алкоголизму, вовлечению в политические и военные конфликты, преступления и т.д. у женщин, в сравнении с мужчинами показатели смертности в 3-4 раза ниже во всех возрастных группах. Исследования показывают, что женщины с возрастом становятся более самостоятельными, агрессивными, деятельными. Мужчины же, напротив, пассивными, экспрессивными и зависимыми.

Для стареющего мужчины одной из главных задач становится продление как можно дольше своих физических и сексуальных возможностей. Для стареющей женщины самой главной проблемой является сохранение внешних данных, хорошей фигуры, физической привлекательности. Представляется, что для женщин проблема старения психологически является более болезненной, чем для мужчин.

С точки зрения возрастных биологических изменений, многие ученые считают, что женщины стареют медленнее. Так, немецкие геронтологи выявили, что изменения в тканях старых женщин находятся на уроне состояния тех же тканей, у мужчин, которые по возрасту на 8 лет их моложе. Кстати, эта разница в общей устойчивости и жизнеспособности в пользу женщин характерна на протяжении всей их жизни, а не только для старости.

Интересно, что отношение человека к своему состоянию в старости бывает абсолютно разным в зависимости от характеристик личности.

Личностная индивидуальность, несмотря на возраст, порой не только сохраняется, но становиться более яркой, выразительной. Именно в пожилом возрасте некоторые по-новому видят мир: начинают рисовать картины, сочинять стихи, удивлять окружающих талантами, не раскрывшимися в молодости. Для некоторых оставшиеся годы жизни – это последний шанс реализовать то, чего до сих пор не удавалось.

Один ученый, побывавший в доме престарелых во Франции, рассказал, как 70-летняя старушка жаловалась, что администрация не представляет ей возможность осуществить мечту ее жизни – прыгнуть с парашютом. Все остальные жизненные планы состоялись, но это заветное желание так и осталось нереализованным, что ее очень огорчает.[16]

Социально-психологические аспекты старости не могут не иметь связи с тем государством и обществом, в котором протекает жизнь конкретного человека. Кроме того, чрезвычайно важен психологический климат семьи, в которой проживает пожилой человек. Даже при материальном благополучии, квалифицированной медицинской помощи, финансовой поддержке родственников старики часто одиноки и несчастны, даже если проживают в семьях своих детей и внуков.

Исследования показали, что психологический комфорт все же является главным условием благополучной старости, он заключается в том, что у старого человека есть чувство удовлетворенности прожитой им жизни, ощущение себя надежно защищенным не только от бед и катаклизмов внешнего мира, но и от унижения, пренебрежения и презрения со стороны окружающих его людей.

Особенности психического развития человека в пожилом возрасте складываются из нескольких факторов, которые относятся к разным категориям психологической науки. Но они тесно взаимосвязаны в своем влиянии на каждый период жизни человека. Речь идет о механизмах психического развития, его критических периодах и содержании отдельных структур личности («образа-Я»), а также о социально-психологических параметрах, связанных с изменением социальных ролей и адаптацией к ним.

Рассматривая психологические механизмы функционирования психики в пожилом возрасте, необходимо отметить, что психическое развитие в этот период связано с наложением двух факторов: изменение темпов развития и переориентации его механизмов совпадают по времени с критическим периодом, достаточно серьезным и эмоционально насыщенным. Важно и то, что замедление темпа психического развития функционирования в этом возрасте совпадает с физическим угасанием, болезнями и соматическими отклонениями. Этот период отличается более высоким индивидуальным разбросом.

Причем индивидуальные различия связаны не только с чисто психологическими параметрами – самооценкой, уровнем развития познавательных функций, идентичностью и т.д., но и с высокой вариативностью в доминировании социального или биологического параметра. Для другой группы пожилых людей эти факторы, при всей их важности, не являются доминирующими, их самочувствие главным образом зависит от социального статуса, востребованности, творческой активности. Такая вариативность сохраняется, как правило около полутора лет, т.е. примерно от 59-60 лет до 61-62 лет. Для людей старшего возрастного периода большее значение имеет биологический фактор, а для младшего – социальный. Рассматривая особенности психологического кризиса пожилого возраста, несмотря на различные мнения, все-таки все ученые (Э.Эриксон, Б.Г. Ананьев, В.Франкл, П.П.Блонский) сходятся в том, что он связан с оценкой ценности и смысла прожитой жизни. Это осмысление, подведение итогов прожитой жизни, и в определенной степени, попытка в оставшееся время что-то изменить или компенсировать. Таким образом, кризис пожилого возраста с психологической точки зрения является аффективно насыщенным и чем-то более драматическим. В отличие от подросткового, когда человек только строит планы на жизнь и осмысляет ее перспективы, кризис пожилого возраста – это подведение итогов, а иногда и констатация того, что прожитые годы – бессмысленны. Недаром Эриксон назвал этот кризис «цельность личности – отчаяние».[17]

При анализе содержания данного смыслообразующего кризиса становится более понятным и то изменение в механизмах психического развития, которое происходит в это время. Прежде всего необходимо вспомнить о том, какие вообще механизмы на сегодняшний день открыты психологией. Это девять ведущих механизмов, частично связанных между собой или дополняющих друг друга: идентификация, конформизм, уход, отчуждение, агрессия, компенсация, интериоризация, эмоциональное опосредование и эмпатия.

Если в ранние годы жизни на первый план выходили такие механизмы, как интериоризация (прежде всего культуры, знаний, правил и норм того общества, в котором живет ребенок), иденфикация с окружающими и эмоциональное опосредование, то в пожилом возрасте эти механизмы уже почти не имеют прежнего значения. Новые знания формируются с большим трудом, их тяжело наполнить эмоциональными переживаниями, чтобы сформировались новые мотивы. Поэтому у людей пожилого и старческого возраста плохо формируются новые ролевые отношения, они трудно привыкают к новым ценностям и новым представлениям о себе и других.

Этим объясняется тот факт, что все происходящее в мире, сопоставляется со старым опытом и ассимилируется в его рамках. При этом любые изменения вызывают негативную реакцию, а потому и новое воспринимается как чужое, как отклонение от доброго старого времени.

Уменьшается и значение идентификации, так как группа общения уже создана и в этом возрасте уже почти не пересматривается. Это связано не только с приверженностью к старому опыту, но и объективными ограничениями – оставшегося времени жизни, сил, энергии, круга общения, который сформирован и у сверстников. Существенно затруднена, а точнее – почти невозможна, и социальная идентификация, т.е. выбор новой социальной или национальной группы, к которой себя относит человек. Поэтому сложна адаптация к новой среде (социальной, культурной, даже экологической) в этом возрасте.

Таким образом, уменьшение роли прежних механизмов частично объясняет, почему сами пожилые люди часто сравнивают процесс старения с восхождением на гору, при котором подъем становится все круче, спутников, как и физических сил, - все меньше, но в то же время уменьшается и число вещей, которые остаются значимыми.

На первый план выходит механизм компенсации, прежде всего компенсации сил, здоровья, статуса, группы поддержки. Можно сделать вывод о том, что для нормального старения очень важно развивать у людей пожилого возраста именно этот механизм психической жизни. В то же время должен доминировать прежде всего адекватный и полный вид компенсации, т.е. этот механизм должен функционировать так, чтобы пожилой человек не уходил в мнимую компенсацию (обычно в свою болезнь), преувеличивая свои болезни и немощи, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать интерес и жалость, а то и добиться более ощутимых материальных привилегий. С этой точки зрения становится понятной важность обучения новым видам деятельности, развитие креативности, появление нового хобби и любых форм творчества, так как с их помощью развивается полная компенсация. В то же время ригидность, трудности переключения, возрастающие в этом возрасте, препятствуют развитию нормальной компенсации. Препятствием является сужение круга общения, загруженность других членов семьи, окружающих, что также не позволяет полностью реализовать этот механизм.

Именно это является одной из самых распространенных причин тех отклонений, которые возникают в этом возрасте и приводят к включению других, более негативных механизмов психической жизни, прежде всего ухода, отчуждения и агрессии.

Говоря об отклонениях, подразумевается доминирование какого-либо одного из этих механизмов, который начинает проявляться во всех, даже неадекватных для него ситуациях. Так, проявляется нежелание новых контактов, даже боязнь их, стремление отгородиться от всех, в том числе и от близких людей, эмоциональная холодность часто сочетается с постоянными упреками в адрес других и уверенностью в том, что пожилому человеку что-то недодали, что в ответ на его самоотверженную заботу и любовь заплатили черной неблагодарностью. С этим связаны обидчивость, конфликтность, желание настоять на своем и в малом и в большом. Отчуждение, уход, агрессия, часто проявляющаяся уже как деструктивность (участие в митингах, демонстрациях), являются важным показателем эмоциональной и личностной нестабильности, которые привели к фиксации на одном из непродуктивных механизмов психического функционирования.

Возможно сочетание агрессии с конформизмом, причем планы этих сочетаний чрезвычайно многообразны – от конформного принятия новых правил частной жизни и агрессии на уровне макрообщения до использования и принятия новых социальных ценностей и агрессии по отношению к близким людям. Конформизм может сочетаться и с эмпатией, когда пожилой человек старается привлечь и завоевать расположение окружающих заботой, лаской и вниманием к ним. Чаще всего этот механизм проявляется в частной жизни и работает в благополучных семьях, где установлен достаточно тесный эмоциональный контакт между разными поколениями.

Таким образом, проблема пожилых и старых людей в современном обществе заключается в содействии и в оценке их возможностей с последующим раскрытием потенциала, его развитие и активным включением пожилых людей в общественный механизм. Психологические подходы к старости предполагают рассмотрение особенностей психического развития человека в пожилом и старческом возрасте, который складывается из нескольких, на наш взгляд, основных факторов. Это критические периоды жизни, структура личности образа «Я», а также изменение социальных ролей. Данные факторы определяют дальнейшую социальную активность пожилых людей.



Дата: 2019-04-23, просмотров: 210.