Характеристика возрастных периодов и видов старения населения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На фоне мировых политических кризисов, угрозы терроризма и колебаниях цен на рынке нефти, оказалась без внимания широких слоев населения проблема, уже давно отмечаемая демографами - глобальных изменений в возрастном составе населения. Эта проблема, как, оказалось, стала гораздо более значимой для жизни и экономики современных стран.. Особенностью здесь является то, что эта проблема действительно во всей полноте встала именно теперь - это объективная проблема настоящего времени. Доля лиц старше 65 лет в развитых странах составляет уже сейчас 10-14% от всей популяции, а к 20-м годам следующего столетия эта величина удвоится. Наиболее быстро будет расти доля очень старых людей, имеющих возраст 80 и более лет[5].

В России, в связи с резким падением рождаемости результаты постарения населения выглядят катастрофическими. Исследования, проведенные в Институте системного анализа Российской академии наук в рамках государственного национального проекта «Глобальные изменения природной среды и климата», показали, что к 2050 году в России на одного работающего будет приходиться один нетрудоспособный, требующий больших средств для своего жизнеобеспечения.[6] Следует отметить, из-за данной проблемы сейчас принят новый законопроект о пенсионной реформе, которая предполагает увеличение пенсионного возраста для мужчин (65 лет) и для женщин (60 лет).

Деление жизни человека на возрастные периоды началось с незапамятных времен. По мере усложнения общества, развития общественных отношений возрастных категорий становилось больше.

В  России человек до 7 лет именовался младенцем, до 14 – отроком, до 21 года – юношей, до 28 лет – возмужалым, до 35 - мужем, до 49 – середовым, до 56 – пожилым, а далее старым и престарелым, то есть дожившим до глубокой старости[7].

Заметим, что временные границы всех категорий кратны семи. Такое «семиричное исчисление» возраста соответствовало границам физиологических и психологических перемен, происходящих в организме по мере взросления. Определение границ возрастных категорий необходимо для формирования правил, по которым государство строит отношения со своими гражданами. Разрабатывая законы о защите прав детства или о социальном обслуживании граждан пожилого возраста, необходимо четко знать, кто подпадает под их юрисдикцию. Для медиков, педагогов, юристов, психологов едва ли не любое профессиональное действие начинается с точного выяснения категорий возраста своих пациентов, подопечных и клиентов. Причем для каждой профессий эти  категории могут существенно различаться.

Следует заметить, что в медицине принято собственное деление на возрастные периоды. У взрослого человека они таковы: юношеский от 18-до 21 года; зрелый от 21 года до 60 лет; пожилой – от 55-60 до 75 лет; старческий – после 75 лет. Люди старше 90 лет называются долгожителями. Каждый из этих периодов характеризуется вполне определенными процессами, происходящими в организме: вначале расцветом, а потом угасанием функций, появлением возрастных заболеваний. Приложение 1.

Каждый возрастной период имеет свои психологические особенности. Сложная комбинаторика возрастных особенностей людей является предметом изучения ряда научных дисциплин: антропологии, психологии, геронтологии, социологии, социальной психологии.

Возраст рассматривается социологами с позиций:

- социального поведения людей, их социальных функций и ролей в различные периоды жизни, что позволяет выявлять типичные группы возрастов (так называемая возрастная стратификация);

- уровня человеческого развития, измеряемого с помощью показателей долголетия, образованности. Уровня жизни, который находит свое отражение в результирующих индексах;[8]

- социальной интеграции (включенности) граждан различных возрастов во все сферы социальной жизни – трудовая деятельность, политическое участие, образование, пенсионное страхование и обеспечение, культура в целом, а также социальной эксклюзии (недоступность, «закрытость», эйджизм) пожилых людей из политической, культурной и экономической сфер жизнедеятельности общества. Например, социологический термин «интегрированная старость» включает в себя набор характеристик активной жизненной позиции пожилых людей, с одной стороны, и доступности, открытости государственных и публичных институтов в отношениях с пожилыми людьми, государством и обществом, с другой. Социальная эксклюзия старшего поколения проявляется в оттеснении его на периферию различных сфер жизнедеятельности, снижение возможностей доступа к качественному здравоохранению, образованию, профессиональной деятельности

Анализ литературы по проблемам возрастной психологии показал, что определение понятия «старость» относится к числу «вечных проблем». Ведутся дискуссии вокруг того, что считать старостью, ее первыми проявлениями, что такое возраст и каковы его причины. Выделяют несколько видов возраста. Календарный (хронологический) возраст – объективный показатель, связанный с физическим течением времени и выражаемый в абсолютно физических единицах времени; пенсионный возраст, границы которого устанавливаются государством и по достижении которого человек имеет право на пенсию; биологический (функциональный) возраст, который отражает возрастную динамику физиологических функций организма и определяется генетическими факторами, образом жизни, перенесенными заболеваниями, стрессовыми ситуациями и т.д.; психологический возраст – группа показателей, характеризующих возрастные изменения психики.

В отечественной психологической  науке принята следующая схема возрастной периодизации:

- Пожилой возраст 60-74 года мужчины, 55-74 года женщины.

- Старческий возраст 75-90 лет мужчины и женщины.

- Долгожители – 90 лет и старше мужчины и женщины. Приложение 1.

 При этом отмечается, что разграничения на периоды являются условными, поскольку календарный (хронологический) и биологический (функциональный), а так же и психологический возраст совпадают редко. В данной работе основанием определения границ старости принят календарный возраст.

Изучение возраста в психологии позволяет выявить сложную палитру особенностей психики человека, критических фаз ее развития, а также исследовать психологическое развитие личности на основе изучения ее интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер.

Особое внимание психология уделяет методам анализа самоощущения человека в пожилом возрасте на основе выделения различных психологических типов людей и видов их самооценки. Это связано с тем, что психологический портрет пожилого человека имеет множество своих логотипов. Те, кто легко преодолел психологические кризисы детского, юношеского, молодого и среднего возраста, зачастую не соотносят высокие личностные притязания со своими «просевшими» с возрастом возможностями. И, напротив, людям, которые с большими сложностями преодолели ступени первого этапа жизни (до 40 лет по К.Юнгу), во второй ее половине свойственны комплексы неполноценности.

Практические аспекты психологии возраста связаны с необходимостью научного обоснования и решения задач в области профотбора, профессиональной ориентации и переориентации в разные периоды жизни, включая пожилой возраст, разработки рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки в зрелые годы и повышения уровня профессионализма в течении всей трудовой жизни человека.

В современной психологии все большее признание получает научный подход, в соответствии с которым старение рассматривается не как угасание жизненных и интеллектуальных сил, а скорее как продолжающееся становление человека. Что обеспечивается «включением» приспособительных и компенсаторных механизмов: люди «позднего возраста» находят внутренние психологические резервы, позволяющие им адаптироваться не только к новой ситуации вовне, но и адекватно реагировать на изменения в самих себе.[9]

Важное направление развития современной геронтологии – исследование социальных причин старения, особенностей образа жизни людей пожилого и старческого возраста, возможность использования их труда на основе максимального приспособления производства к их функциональным возможностям[10].

По мнению известного отечественного геронтолога Д.Чеботарева, девизом жизни индивида и общества должна быть «Борьба за культивирование и удержание у стареющего человека высокой деловой активности, борьба человека, имеющего право на многолетнюю творческую жизнь в условиях современного общества[11].

Болгарский геронтолог Г.Стойнев считает, что наиболее близки к истине теории и концепции, представляющие старение как биосоциальное явление, на динамику которого оказывают влияние генетические, социальные и экономические факторы.

В последние годы широкое распространение получила адаптационно-регуляторная теория старения, разработанная В.Фролькисом: благодаря деятельности мозга мобилизуются приспособительные механизмы, направленные на увеличение продолжительности жизни и на расширение адаптационных возможностей организма. В то же время данным процессам противостоят возрастные нарушения, которые возникают в самих центральных механизмах регуляции, что приводит в конечном счете к сужению адаптационных возможностей и старению организма[12].

Отечественная психология выделяет следующие виды старения:

- естественное, которое протекает в физиологически нормальном темпе и соответствует средним (типичным) характеристикам последовательности возрастных изменений и биологическим, адаптационно- регуляторным возможностям данной человеческой популяции;

- замедленное (ретардированное), отличающееся более медленным, чем у всей популяции, типом возрастных изменений (одно из проявлений этого типа старения – феномен долголетия);

- ускоренное, приводящее к досрочному развитию возрастных изменений[13].

Соответственно, чрезвычайно важно своевременно осуществлять необходимые профилактические мероприятия. Ученые, исследующие проблемы психологии старости[14], связывают изменения, происходящие с людьми поздних возрастов, с рядом факторов:

- люди перестают работать (уходят на пенсию или в отставку);

- переходят с руководящих должностей на рядовую работу;

- перестают быть детьми (хоронят своих родителей);

- теряют здоровье и трудоспособность (им зачастую трудно выполнять даже простую работу по дому);

 - перестают путешествовать (нет сил и желания);

- смиряются с неизбежностью и близостью смерти.

Эти и другие возрастно-нормативные явления задают критерии для периодизации пожилого этапа жизни. Так, демографы различают: пожилой возраст (60-69 лет), раннюю старость (70-79 лет), глубокую старость (после 80 лет). Приложение 1.

За последние десятилетия в некоторых странах мира значительно увеличилась продолжительность жизни человека. В связи с этим поздний возраст человека представляется психологу уже не как короткий и тягостный отрезок жизни больных и беспомощных людей, но как значительный по своей продолжительности и социально-психологической значимости период индивидуального пути личностей, не желающих существовать на обочине жизни. Период этот недостаточно охвачен научными исследованиями. Если первые 25-30 лет жизни человека детально изучены, разбиты на многочисленные стадии и этапы, в рамках которых выделены характерные для них проблемы и кризисы, то столь же длительный отрезок поздней жизни выступает не дифференцированным, расплывчатым, во многом неопознанным.

Несколько десятилетий назад в современном обществе получил распространение иной образ стариков как бесполезных и обременяющих общество людей. В то же время психологические исследования наших дней воссоздают, например такие образы людей позднего периода жизни: они преуспели в жизни, накопили богатый опыт, но желают получить новейшие знания в области своей или смежной профессии и идут в колледж, не стесняясь своего возраста. Находясь в предпенсионном возрасте или миновав его, они тем самым строят обширные планы на будущее и реализуют многие свои замыслы. Но психологам приходиться иметь дело с другими стариками – пассивными и подавленными людьми, переживающими выход в отставку как трагическое событие жизни, с которым они не могут совладать. Такие люди в поздние периоды жизни – не изображения разных возрастных групп. Это представители разных личностных типов, неодинаково конструирующих свою жизнь и прибегающих ко многим, подчас противоположным стратегиям преодоления жизненных трудностей.

В настоящее время большинство людей нелегко переживают приближение 60-65 лет. Психологические исследования показывают, что большинство людей в постпенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал. «Новые старики», как стали называть в наши дни пожилых людей, отстаивающих свои права на активную жизнь в обществе, могут осваивать и новые профессии, совершенствоваться в сфере своего привычного дела. Результаты исследований, проведенных Толлиером, указывают на то, что приблизительно 76 % людей, находящихся на пенсии, хотят продолжать работать. Многие из них находят новые занятия, что благородно сказывается на их здоровье и удовлетворенности жизнью.

Психологов всегда интересуют показатели активности, приспособленности, побудительности, какова стала способность управлять событиями своей жизни, какое настроение начало преобладать в поздний период жизни людей. Н.Ф. Шахматов  отмечает, что у большинства стариков активность отнюдь не уменьшилась, сохранилась система побуждений. Улучшился процесс адаптации, однако снизилась способность контролировать события своей жизни и ухудшилось настроение.

Обобщение результатов позволило в психологии позднего периода жизни, выделить два личностных типа, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями преодоления трудностей, отношением к миру и себе, удовлетворенностью жизнью.

Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. А между тем это событие психологи считают одним из трех предикторов скорой гибели людей пожилого возраста. Вторым предиктором является смерть одного из супругов, проживших вместе долгую жизнь. Третий предиктор – это переселение старых людей в дом престарелых, особенно если перемещение на новое местожительство происходит помимо воли индивида.

Рассмотрим предикторы подробнее. Итак, проблема выхода на пенсию или в отставку. У психологов действительно есть основания говорить о шоке отставки. Выход на пенсию означает отделение человека от референтной ему группы, от того дела, которому он посвятил долгие годы. Работник теряет важную социальную роль и значимое место в обществе. Исчезает источник его социальных стимуляции, ухудшается материальное положение. Уходят из жизни друзья, которые могли бы указать индивиду моральную поддержку. Существенно и то, что у человека резко меняется структура его психологического времени. На протяжении почти всего своего индивидуального пути человек привык жить планами, близкими и отдаленными целями, проектами и замыслами – разными формами будущего. Привлекая для решения задач, связанных с будущим, свое прошлое, смыкая будущее с прошлым, личность формирует собственное настоящее как поле актуальных мотиваций и активных действий. Между тем для многих пожилых людей выход на пенсию – это потеря будущего, за тонкими границами которого жизненный мир заполняется сферой неопределенности и бессодержательности. Прошлое, не будучи оттесняемым будущим, начинает господствовать над жизненным миром индивида. Власть прошлого над личностью, порабощаемой привычками, незабываемыми воспоминаниями, стереотипами.

В образной форме выражена Р.Кастенбаумом. Прошлое, говорит он, пожирает новый момент еще до того, как этот момент обнаруживает свой уникальный характер. Только психологическое будущее с его перспективами и программами позволяет развиваться личности в поздний период жизни и обогащает ее настоящее новыми мотивациями. Исследования показывают, что многие пожилые люди, старающиеся справиться с шоком выхода на пенсию, обращаются к стратегиям, смягчающим патогенный характер кризисной ситуации. Широко используется техника «антиципирующего совладания». Она предполагает поиск новых путей включения в общественную жизнь, планирование свободного времени, предвидение негативных состояний и событий в период отставки. По данным Лер у людей на седьмом – девятом десятке лет отмечается высокая активность, которая связана с позитивной установкой на будущее. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влиянием переживания свободы, перехода в слабоструктурированную область своего жизненного мира у личности выявляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях. Подобные случаи в своей психотерапевтической практике описывает А.Маслоу. Так, у одной из его пожилых пациенток, вынужденной вырабатывать новый жизненный уклад, внезапно проявились прекрасные художественные способности, о существовании которых никогда не подозревали ни окружающие, ни она сама. У многих индивидов выход на пенсию связан со стремлением передавать профессиональный опыт ученикам. Они испытывают тягу к воспитанию нового поколения, наставничеству. Занятие другим интересным делом, установление дружеских связей, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность.

В то же время психологи выявили второй тип людей, вышедших на пенсию. В постпенсионный период у них развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности. Эта драматическая ситуация – типичный пример потери личностной индентичности и неспособности человека построить новую систему идентификации. Почему же эти люди так тяжело переживают свой поздний возраст, не борются за себя, погружаются в прошлое и, будучи физически здоровыми, быстро дряхлеют? Причин неблагополучной старости много. Можно предположить, что их привычные жизненные стратегии не включали приемов активного преодоления трудностей. Неспособность контролировать окружающие события обусловила восприятие жизненного мира лишь как источник непреодолимых трудностей и неприятностей. Но есть еще один мощный – социальный фактор, негативно влияющий на жизнь людей в позднем возрасте. Это широко распространенный в современном обществе стереотип старости, стариков, бредущих по обочине жизни». Таким образом, можно сказать, что быстрые процессы, обнаруживающиеся у людей в ранний постпенсионный период – результата их неспособности противостоять мощному влиянию социальных стереотипов. Это приводит к негативным изменениям еще совсем недавно активных и здоровых людей.

Возвращаясь к проблеме позднего возраста, подчеркнем, что распространенные в наши дни стереотипы старости применимы лишь к конечным этапам постпенсионного периода. На первых же этапах, люди сохраняют дееспособность, работоспособность и желание приносить пользу обществу. Они отличаются реалистическим подходом к событиям, способностью преодолевать жизненные трудности без ненужной агрессии и тревоги. Они могут многому научить менее опытных работников и в то же время готовы в случае необходимости учиться сами.

Итак, увеличение продолжительности жизни в некоторых странах привело к появлению новых стадий в позднем возрасте человека. Пока критерии этих стадий не выявлены, следует говорить о постпенсионном периоде жизни. В периоды, предшествующие глубокой старости, представители постпенсионного возраста тяготеют к активной социальной жизни, стремятся поддерживать и расширять круг своих интересов, заботятся о поддержании межличностных связей. Они хотят и могут быть полезными обществу. В наши дни «новые старики борются за свои права, твердо противостоят устаревшим социальным стереотипам. Длительную старческую жизнь они своими усилиями стремятся превратить в долгую теплую осень. В тоже время некоторое часть старых людей, выйдя в отставку, начинает жить бесцветной и пассивной жизнью. Можно предполагать, что и в период старости они продолжаются пользоваться привычной для них техникой жизни – смиряться с негативными ситуациями, не пытаясь их изменить. Для таких людей старость – это прозябание, жизнь в условиях суровой зимы.

Таким образом, возрастные периоды людей пожилого и старческого возраста рассматриваются с точки зрения различных подходов, где играют роль физиологические, психические возрастные изменения. Дело психологов детально исследовать поздний период жизни людей и помочь им сделать его респектабельным этапом, укрепляющими в обществе высшие ценности.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 230.