Назовите характерные черты рабочего движения 70-90 гг. XIX в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Развитие образования во второй половине XIX - начале ХХ вв.

Изменения, которые произошли в социально-экономической сфере Донбасса в конце XIX – начале XX вв., заметным образом повлияли на культурное и духовное развитие края. Реформы 60-х гг., промышленный переворот и модернизация Донбасса сыграли определенную роль в развитии просвещения в городах, повлияли на повышение уровня образованности городского населения. Это все происходило на фоне роста общего образовательного уровня городского населения и потребности в квалифицированных специалистах.

 

Это интересно Школа в селе Нескучном была открыта в 1895 году. В. Немирович-Данченко писал из Нескучного своему другу и свояку А.И. Сумбатову (Южину): «У нас есть маленькая теплая радость – на усадебной земле, при въезде к нам, строится школа имени покойного отца Кати (Н.А. Корфа)». А осенью В. Немирович-Данченко лично приезжал в Нескучное на торжественное открытие школы, которое состоялось в очередную годовщину смерти Н.А. Корфа – 13 ноября по старому стилю.

 

Именно школа осуществляла воспитание рабочего и интеллектуального потенциала, поэтому от нее в большей степени зависела динамичность развития материальной и духовной жизни.

В конце 60-х гг. в Екатеринославской губернии (кроме Ростовского уезда) с населением в 1 млн чел. насчитывалась 181 школа с 6 810 учениками, т.е. одна школа приходилась на 6 тыс., на 1 тыс. жителей учеников было 6-7 чел. Уездные управы отмечали в своих отчетах, что школьные строения в очень запущенном состоянии. Только некоторые из помещений сельских школ соответствовали своему предназначению.

Начальное образование. Наиболее массовым звеном народного образования была в это время начальная школа. Она строилась и управлялась на основе «Положения о начальных народных училищах» от 25 мая 1874 г.

Главным недостатком народного образования был неудовлетворительный состав учителей и полная невозможность заменить его на лучший. В середине 70-х гг. отсутствие учителей привело к закрытию ряда школ. В отчете губернской управы за 1875 г. отмечалось, что по причине отсутствия способных учителей закрыты школы в Екатеринославском, Новомосковском, Павлоградском, Александровском уездах. Уездные земства различными путями пытались решить проблему учительских кадров. К примеру, Бахмутское старалось привлечь к преподавательской деятельности священников.

Для подготовки кадров в начале 70-х гг. в России получили широкое распространение учительские съезды. Из уездных земств Екатеринославской губернии первым приступило к их организации Александровское земство. В 1868-1869 гг. по собственной инициативе барон Н. А. Корф организовал подобные в своем имении - селе Нескучном. Именно по его концепции организации массовой начальной школы появляются недорогие (с одним учителем на все три года обучения), в какой-то степени приспособленные к народной жизни и предоставляющие начальное образование.

Начиная с конца 90-х гг., деятельность губернского земства в сфере народного образования значительно активизировалась: улучшались существующие школьные помещения, содержались за его счет начальные школы, организовывались книжные склады. Развивается внешкольное образование: открывались народные библиотеки-читальни, проводились народные чтения, организовывались повторные классы.

Так, в 1894 г. в губернии насчитывалось 340 земских школ, а в 1910 г. – 805, в том числе 789 сельских (776 одноклассных, 13 двуклассных). В 1915 г. в губернии было уже 1 149 земских школ, из которых 1 127 были сельскими (1 097 одноклассных и 30 двуклассных). Особенно интенсивное развитие сети земских школ приходится на период после 1908 г., когда начал действовать закон о введении обязательного начального образования.

Всего же в Мариупольском и Бахмутском уездах к концу XIX в. работало 408 начальных учебных заведений (соответственно по уездам 213 и 195), находившихся в ведении различных министерств и ведомств.

Кроме земских школ, работали церковно-приходские и школы грамоты, которые так и не стали полноценными учебными учреждениями и были переданы Святейшему Синоду в 1891 г. По уровню подготовки учеников, наличию учебных пособий и демонстрационного материала, по срокам обучения эти школы уступали земским.

 

Исторический словарь Церковно-приходские школы – начальные школы при церковных приходах. Учебный курс включал в себя арифметику, грамматику и чтение букваря Школы грамоты – одно- и двухгодичные школы элементарного обучения. Находились в ведении различных ведомств и частных лиц. В 1891 переданы Синоду. Курс обучения включал в себя заучивание молитв, чтение, письмо и счёт.

 

С развитием железнодорожного транспорта при станциях начинают открываться начальные железнодорожные училища, которые находились в подчинении Министерства путей сообщения. Так, одним из первых открыли в 1882 г. училище при станции Юзово, в 1884г. – при станции Харцызск, в 1892 г. – при станциях Гришино и Авдеевка. Два последних вскоре перевели на двухгодичный срок обучения.

Практически сразу с началом индустриализации в нашем крае предприниматели начинают строить школы для детей рабочих. Первая такая школа открылась в 1877 г. при Юзовском металлургическом заводе, в которой обучалось 80 детей. В начале XX в. насчитывалось 37 школ при заводах и шахтах для детей трудящихся. Следует отметить также, что в условиях острой нужды и тяжелых материальных лишений рабочие семьи не имели возможности давать своим детям образование больше 1-2 классов церковно-приходской или начальной школы, будучи вынужденными очень рано посылать их на работу. При самих же промышленных предприятиях школы для работающей молодежи, как правило, отсутствовали.

Учитывая особенности региона, успешно существовали и школы для национальных меньшинств в местах их компактного проживания. Так, например, в Мариупольском уезде в 1896 г. работало 28 школ в греческих селах, в 1899 г. – 35 немецких начальных учреждений. Благодаря частной инициативе в регионе открыли 7 еврейских школ, 1 – талмуд-тора и 26 – хедеров (начальная религиозная еврейская школа). Преподавание в начальных народных училищах осуществлялось на русском языке.

Среднее образование. Система среднего образования окончательно сформировалась в 70-80-х гг. Х1Х в. Она была представлена гимназиями и реальными училищами. Гимназии делились на мужские и женские. Среди учеников гимназий преобладали жители городов. Гимназии имели сложный порядок финансирования, который состоял из государственных ассигнований (50 %), вклада городской думы и земств (11,4 %), суммы от вкладов родителей учеников за обучение (29,2 %), пожертвований (9,4 %). Гимназии открывались прежде всего в уездных центрах. Первая мужская прогимназия была открыта в 1872 г. в Бахмуте, на что земство выделило 2 тыс. руб. Первую женскую гимназию в Бахмуте создали в 1893 г. В Мариуполе в августе 1875 г. открыли сразу и мужскую, и женскую прогимназии, которые вскоре получили статус гимназий. В мужских гимназиях обучались в течении 8 лет. При каждой гимназии открывались приготовительные классы. Курс обучения в женских гимназиях состоял из 7 лет. Восьмой – педагогический класс – давал право на получение звания учительницы и воспитательницы.

При гимназиях функционировали специальные кабинеты, классы, музеи, библиотеки. Так, в Мариупольской мужской гимназии имелся физический кабинет, кабинет по естествознанию, рисовальный кабинет, музыкальный класс, историко-церковно-археологический и историко-географический музей, библиотека. Учащиеся при поддержке преподавателей выпускали журналы «Проблески» (в Бахмутской мужской гимназии), «Первоцвет» (Мариупольской мужской гимназии). Кроме того, проводились литературно-музыкальные, танцевальные, благотворительные вечера, ставились спектакли, устраивались экскурсии.

Функционировали и частные школы: Юзовская частная женская гимназия С.К. Ромм; Юзовская частная женская прогимназия Левицкой (с 1916 г. – гимназия); частная женская гимназия В.Е. Остославской в Мариуполе. В них обучались в основном дети дворян, буржуазии, чиновников.

Другим типом общеобразовательных средних учебных заведений были реальные училища. Они функционировали в Бахмуте, Мариуполе, Славянске. Основное внимание в них уделялось естественным и точным наукам. Вместо древних языков преподавались современные.

Профессиональное обучение. На протяжении 80-х гг. ремесленные училища были открыты во всех уездах губернии. Из них самым значимым было открытие в 1883 г. Александровским земством Гнединского реального училища, которое отличалось от всех остальных в губернии. Училище готовило не просто более-менее умелых мастеров различных ремесел, а специалистов, которые имели достаточный уровень образования, чтобы разобрать и отремонтировать различные сельскохозяйственные орудия и машины, собрать самые простые из них.

Технический персонал для железных дорог региона готовило Донецкое низшее техническое железнодорожное училище, которое было открыто в 1881 г. в Луганске. По индивидуальным статутам и учебным программам работала Лисичанская штейгерская школа (1872г.) и Горловское горное училище (1878 г.). В них обучались дети местных горнорабочих и шахтеров. Курс обучения составлял соответственно 4 и 3 года.

Немногочисленные низшие ремесленные и промышленные учебные заведения не могли удовлетворить спрос на специалистов. Поэтому при городских, уездных и двухклассных училищах создаются дополнительные курсы и классы, готовящие своих учеников к различным видам ремесленных работ. В 80-90-х годах в Донбассе их было открыто 10.

Основными же формами профессиональной подготовки рабочих региона, оставались изучение ремесла в процессе практической деятельности, а также ремесленное и фабрично-заводское ученичество, когда мальчики в возрасте от 12 лет принимались в мастерские, на фабрики и заводы в качестве учеников и прикреплялись к мастеру для обучения ремеслу.

       Профессиональную подготовку в начале XX в. осуществляли 26 специальных профессиональных училищ, курсов и классов. Не только промышленность и транспорт нуждались в профессиональных кадрах, их требовала и торговля. В начале XX в. в Донбассе начали создаваться коммерческие училища. Они функционировали в Юзовке и Славянске.

Просветительная деятельность. На рубеже ХІХ-ХХ вв. в общественно педагогическом движении России значительный вес приобрели вопросы внешкольного образования взрослых, т.к. очень высоким был процент неграмотности взрослого населения. Идеи школьного образования поддерживали и развивали Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.А. Корф, Н.В. Чехов и другие деятели просвещения. Заботу об организации внешкольного образования взяли на себя не государственные, а общественные организации и частные лица. В условиях культурной отсталости важную просветительную роль играли народные чтения популярных книг, брошюр, газетных и журнальных статей, проводившиеся в особых аудиториях для неграмотного и малограмотного населения.

 

Историческая справка Николай Александрович Корф (1834-1883) родился в 1834 г. в городе Харькове. В 1854 г. окончил Александровский лицей, поступил на службу в департамент министерства юстиции, но через полтора года уехал в деревню, женился, стал заниматься сельским хозяйством. Он был депутатом (гласным) Александровского уезда Екатеринославской губернии, почетным мировым судьей, председателем мирового съезда. Деятельность его сосредоточилась главным образом на постановке школьного дела в уезде. Н.А. Корфу принадлежит заслуга устройства в России дешевой и краткосрочной начальной школы с 1 учителем на все 3 года обучения. За шесть лет (1867-1873 гг.) П. А. Корф напечатал пять учебников и руководств для народной школы: «Руководство к обучению грамоте по звуковому способу», «Русская начальная школа», «Наш друг», «Малютка», «Наше школьное дело». В 1870 г. он избирается членом Санкт-Петербургского педагогического общества, а в1871 г. – Московского университета и Комитета грамотности. В 1873 г. Петербургский комитет грамотности присудил ему золотую медаль. За пять лет деятельности Н. А. Корфа в качестве члена уездного училищного Совета по его инициативе и при поддержке населения было создано около ста начальных земских школ Великоновоселковского района, организована мастерская по изготовлению наглядных пособий. Два раза в год – осенью и весной – Корф объезжал школы, анализировал уроки и сам давал их. В Нескучное приезжали учителя из многих губерний России, в доме Корфа и в школе села Нескучного проводились многочисленные собрания, обсуждались злободневные вопросы деятельности народных школ. Осенью 1872 г. Н. А. Корф выехал за границу и прожил в Женеве 8 лет. Он не прекращал своей педагогической деятельности, писал статьи в журналы, перевел «Руководство к наглядному обучению» А. Гардера и написал «Историю Востока, Греции и Рима» для обучения и самообразования, составленную на основании чтения автора в им же основанной русской школе в Женеве. Женевская академия наук избирает его своим почетным членом. В 1880 г. Н. А. Корф возвратился в свое имение и вновь занялся общественно-педагогической и просветительской деятельностью, пропагандируя идею всеобщего обязательного обучения. Земским собранием он единогласно был избран попечителем Майорской и Времьевской школ. Корф создает целую сеть повторительных воскресных школ для тех, кто когда-то окончил начальную школу и не прошел полного курса обучения. Умер Н.А. Корф в 1883 г., оставив большое теоретическое наследие в области педагогических наук

 

Чаще всего народные чтения проходили в школах, куда по вечерам или в праздничные дни допускались, кроме учащихся, их родители и местные жители. В Бахмутском уезде в 1905 г. такие чтения проводились в 30 училищах. Большинство чтений было историко-географического и литературного содержания.

Большое распространение получила такая форма просветительской деятельности, как организация воскресных школ для взрослого населения. Первые воскресные школы возникли в 70-х годах. Они устраивались при детских народных школах для неграмотных взрослых, не получивших начального образования. Учителя, работавшие в этих школах, не получали денежного вознаграждения. В Мариупольском уезде была открыта 1 воскресная школа для взрослых, в которой обучалась 71 женщина, и одна субботняя женская школа, в Бахмутском уезде функционировала воскресная школа при Юзовском Свято-Преображенском церковном братстве, открытая в 1900 г. В ней обучались дети рабочих Новороссийского общества, мелких ремесленников и торговцев, воспитанники приюта Юзовского благотворительного общества в возрасте 9-14 лет, преимущественно женского пола. Воскресные школы существовали также при Авдеевском и Лисичанском начальных училищах.

 

Историческая справка Большой вклад в дело просвещения народа внесла Христина Даниловна Алчевская. Более полувека она отдала делу просвещения народа, разработке наиболее эффективных методов обучения взрослых. Свою педагогическую деятельность X.Д. Алчевская начала в 1862 г. в Харьковской воскресной школе для взрослых. К сожалению, первые воскресные школы просуществовали недолго. «Высочайшим повелением» от 11 июля 1862 г. они были закрыты вплоть до 1870 г. Но, несмотря на запрет, школа Алчевской продолжала работать у нее на дому. В 1870 г. Христина Даниловна вновь открыла в Харькове бесплатную женскую воскресную школу, которую содержала на свои средства, а также основала школу для взрослых в селе Алексеевка Славяно-Сербского уезда Екатеринославской губернии. В 1900 г. Христина Даниловна и коллектив учителей ее школы выпустили «Книгу для взрослых». Она использовалась во всех воскресных школах и выдержала 13 изданий. В отличие от многих других педагогов, X.Д. Алчевская вела литературные беседы по тщательно разработанной программе как обязательное учебное занятие. Такая программа бесед в школе периодически обновлялась и обсуждалась на общем собрании учительниц. X.Д. Алчевская пропагандировала школу и ее идеи на московских выставках и в Нижнем Новгороде в 1896 г., и в Париже в 1890г. и 1900г. Она была лично знакома и переписывалась с выдающимися представителями литературы того времени – Ф. М. Достоевским, И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым и др., дружила с Софьей Ковалевской. О своих встречах она написала книгу «Передуманное и пережитое». Книга имела огромный успех и получила на Парижской выставке высшую награду. Христина Даниловна была замужем за Алексеем Кирилловичем Алчевским, крупнейшим предпринимателем Юга России. Семья Алчевских обожала музыку. Не удивительно, что из такой семьи вышли замечательные дети: композитор Григорий Алчевский, певец Иван Алчевский, поэтесса Христина Алексеевна Алчевская.

 

Для взрослого населения, прошедшего через начальную школу, но нуждающегося в повторении и укреплении пройденного курса, земства организовывали повторительные курсы на базе подведомственных им школ, оставляли при земских школах оканчивающих их курс еще на один год для добровольных, повторительно-дополнительных занятий. Программа этих классов в основном повторяла программу земской начальной школы и была направлена на преодоление рецидивов неграмотности. Повторительные классы и курсы открывались при рудничных, заводских и сельских школах нашего региона. В просветительской деятельности важную роль играла организация народных библиотек. В 1897 г. в Екатеринославской губернии было 18 открытых для местного населения народных читален и 16 библиотек при училищах.

В Юзовке под непосредственным руководством Юза, его сыновей и управляющих, которые сменили их после 1905 г. подавлялось создание любых организаций среди рабочих. Они резко противостояли любым попыткам рабочих организовать собственные кружки просвещения, библиотеки, фонды взаимной помощи, профсоюзы, которые рассматривались как инструменты революции. Просветительские кружки для взрослых были разрешены в Юзовке только с начала XX в. и они были первыми в Донбассе. Народные библиотеки открылись только после 1905 г. И даже после того, как законодательство предусмотрело образование профсоюзов в Донбассе как одного из демократических завоеваний революции 1905 г., никаких организаций не было разрешено в «Новороссийской компании» до 1917 г.

 

2. Появление библиотек-читален, первых музеев и полиграфии в Донбассе

Культура издавна была естественной потребностью человека. И неслучайно рабочие и крестьяне Донбасса приветствовали появление таких очагов культуры, как библиотеки и театры, хотя в те годы они были почти недоступны трудовому народу. А в период подъема рабочего движения в Донбассе трудящиеся требовали от предпринимателей открытия на заводах и шахтах бесплатных библиотек и клубов.

В 70-е гг. народные библиотеки стали создаваться в селах на средства деревенских общин. В Луганске была известна общедоступная библиотека-читальня на Гусиновке, которая в начале содержалась на средства земства и паровозостроительного завода. К ее открытию было приобретено книг на 250 руб. Одним из ее организаторов и председателем библиотечного совета долгое время был А. А. Певцов. Размещалась она Преображенской улице в 10-15 мин. ходьбы от завода, в дальнейшем не раз меняла свое расположение. От этой библиотеки берет начало Луганская областная научная библиотека им. М. Горького, отметившая в 2017 г. свое 120-летие. В 1900 г. бесплатная библиотека-читальня открылась в поселке Катериновка для рабочих и служащих Новороссийского завода. Значительную часть читателей библиотек в Каменном Броде и в Лозовой-Павловке составляли также рабочие ближайших шахт и заводов.

В 1896 г. губернское земское собрание приняло постановление об организации в наибольших селах народных библиотек-читален. Библиотеки занимали одно из наиболее важных мест в системе внешкольного образования. Земства считали библиотеки важнейшим условием развития народного просвещения, отмечали, что без них безграмотность была бы неизбежным явлением. Книги были редки в деревне, денег на их покупку крестьяне не имели. Если же и приобретали их у книгонош, то они были невысокого качества и не могли способствовать развитию знаний, полученных в народной школе. Эту задачу могла выполнить только народная библиотека. Открытие библиотек шло очень медленно. К 1 января 1905 г. в Екатеринославской губернии состоялось открытие 79 новых библиотек-читален. В 1912 г. их насчитывалось уже 237.

Пользование земскими народными библиотеками было бесплатным. Для заведования библиотекой земство избирало совет, в состав которого входили несколько лиц, избранных земством, а также представители от местных обществ, участвовавших в содержании библиотеки. Ответственным лицом по библиотеке являлся председатель совета – попечитель.

Еще одной реформой внешкольного образования была организация земствами музеев. Так, 23 октября 1913г. был открыт губернский педагогический музей. Осуществление его устройства, по мнению управы, давало возможность учителям знакомиться и изучать лучше методы преподавания и добытые таким путем сведения передавать слушателям. В первое полугодие 1914 г. до начала войны было открыто 12 музеев в шести уездах. Далее из-за войны эта деятельность замирает. Однако из отчетов действующих музеев видно, что их деятельность была значительной. Музеи, будучи открытыми ежедневно в определенное время для всех желающих, привлекали к себе тех, кто видел в них наглядное объяснение всему тому, что давали школа и жизнь. Взрослое население, в большинстве безграмотное, приходило в музей по тем же побуждениям, что и дети, они хотели получить в нем объяснения по волнующим проблемам. В результате, музеи – новый вид деятельности земств – стали учебновспомогательными учреждениями как для школьного, так и внешкольного образования.

Во второй половине XIX в. появляется типографское дело. В 1870 г. Соломон Горелик открыл в г.Мариуполе типографию, а в 1876 г. заработала типография Залюбовского.

Первую типографию в Бахмуте в 1872 г. создал в собственном доме на Большой Xарьковской улице горожанин Р. Грихилес. Ее годовая прибыль составляла 2,5 тыс. руб., работало там 3 чел. В ней изготавливали в основном производственную документацию и этикетки. В этом же городе в 80-е гг. основали и большую уездную типографию с 12 рабочими и объемом продукции до 6 тыс. руб. в год. Она также работала под заказ. Здесь печатали всевозможные бланки, удостоверения, школьные тетради и другие изделия. Оживление деловой активности после кризиса 90-х гг. XIX в. вызвало появление новых типографий. Так, собственник типографии М. Крамарев в 1898г. издал сборник стихов Чернявского «Бахмутские сонеты», который считается началом книгопечатания в городе.

В начале XX в. сеть типографий значительно расширилась, они существовали как в Юзовке, так и в других промышленных центрах края. Развитие типографского дела способствовало появлению первых периодических изданий. Первая газета в крае стала выходить в Мариуполе в 1899 г. и называлась «Мариупольский справочный листок».

 

Это интересно       Что освещалось в «Мариупольском справочном листке»? – то, что волновало мариупольскую общественность в 1900 году: плохое освещение улиц и то, что их скверно и нерегулярно метут и поливают, грязь на пляжах и купание там собак. Сообщалось, что ведутся переговоры об устройстве в Мариуполе электрического трамвая. Но, как показало будущее время, на переговорах дело и закончилось. Заметим, что трамвай появился только в советское время, в начале тридцатых годов.      Газета как газета: объявления («молодой человек за умеренную плату готовит в средние учебные заведения»), реклама (в мануфактурном магазине Левина – остатки товаров со скидкой 30%, у Кипмана на Екатерининской улице – велосипеды, пишущие машинки «Ремингтон» и швейные машины «Зингер», весы «Фербенкс», множительные аппараты Эдисона, столы-бюро «Дерби»), фельетон («Мариупольская цирюльня»), стихи – не очень профессиональные, но зато на злобу дня, раздел криминальной хроники. Два «леденящих душу» преступления в Мариуполе зафиксировал репортер тех лет: восьмого августа у обывательницы украли на рынке кошелек с тремя рублями, а четвертого – некая «дама в шляпе» пыталась там же стащить у поселянки… курицу!

 

            3. Театральная и музыкальная жизнь во второй половине XIXв.

В данный период в Донбассе оживилась театральная и музыкальная жизнь.

В 1847 г. в Мариуполе выступала театральная труппа В.И. Виноградова, который и стал первооткрывателем театральной истории Мариуполя. Виноградов привез с собой довольно посредственную труппу, которая ставила свои спектакли в амбаре, наскоро переоборудованном в театр, который сдал в аренду антрепренеру купец Логофетов. У Виноградова оказалась легкая рука: в город одна за другой стали приезжать различные труппы. Интерес мариупольцев к театру навел местного купца Н. Попова на мысль, что иметь собственное театральное здание – дело и почетное, и прибыльное. Деревянный сарай в своем дворе он наскоро переоборудовал и дал ему пышное название «Храм музы Мельпомены». На сцене Попова играли труппы М. Стрельского , А. Ярославцева, артисты Александров, Минский, Прокофьев, Неверова, Пилони, Новицкий, Медведева и др. Ставили здесь Шекспира, Шиллера, Гоголя, Грибоедова, Островского. Любимыми пьесами мариупольцев были трагедии, драмы и малороссийские пьесы.

В конце XIX – начале XX вв. в духовной жизни Юзовки также произошли качественные изменения, связанные с открытием учреждений культуры. Директор Новороссийского общества Адам Александрович Свицын на Ларинской стороне соорудил здание театра под названием «Аудитория». При этом летнем театре работали два драматических кружка. Участниками этих кружков были служащие и квалифицированные рабочие. Известно, что спектакли ставили и валлийские специалисты в «Английском клубе поклонников представлений» в английской колонии в Юзовке.

В начале XX в. в Енакиеве также был создан любительский русско-малороссийский рабочий кружок Русско-Бельгийского металлургического общества, ставший центром культурной жизни города. Организовали кружок артист из Бахмута Александр Иванович Андронов, служащие металлургического завода Григорий Яковлевич Григорянц и Федор Константинович Синицын. Ставились спектакли как на русском, так и на украинском языке. Иногда в один вечер давали два спектакля. Особенно популярны были у зрителей спектакли «Рабочая слободка», «Батраки, або ж Повернувся з Сибіру» и др., их ставили по 2-3 раза. За постановку этих, по выражению полиции, «крамольных пьес» бахмутский исправник Барткевич дал указание приставу Гореву прекратить выступление кружка. В 1914 г. кружок возобновил свою работу, но вновь распался в 1917 г.

Это интересно Как писала харьковская газета «Утро» о юзовской театральной самодеятельности: «Спектакли идут ежедневно, репертуар довольно выдержан с художественной стороны. Спектакли идут по дешевым ценам. В театре всегда масса рабочих.».

 

 


                

            До 1917 г. в Донбассе существовал единственный профессиональный театр в Мариуполе. Его создание связано с именем В.Л. Шаповалова. Он мечтал, чтобы в его родном городе был свой стационарный театр, на базе которого могли бы играть самые знаменитые актеры ведущих театров страны.

Свой план В.Л. Шаповалов осуществил в 1878 г., когда создал профессиональную труппу. Театральный сезон начался постановкой «Ревизора» Гоголя. Шаповалов вырастил большую плеяду известных артистов, и среди них Л. П. Липницкую, которая впоследствии одной из первых получила звание народной артистки СССР. Концертный зал привлек в Мариуполь выдаюшиеся театральные коллективы. На его сцене играли корифеи театра П. К. Саксаганский, И. К. Карпенко-Карый, Н.К. Садовский, труппы М.Л. Кропивницкого и многие другие.

Театр В.Л. Шаповалова
На сцене зала Шаповалова было поставлено около 30 пьес. В 1887 г. был открыт концертный зал им. Шаповалова (хотя он был и не таким грандиозным, как мечталось его владельцу, из-за финансовых трудностей). Билеты в театр стоили не меньше 1 рубля, но посещаемость его была очень высокой. Вместительность зала включала 800 зрительских мест (население Мариуполя в 1887 г. составляло 16 815 жителей). Спектакли Шаповалова смотрели каждый седьмой взрослый мариуполец в дни аншлагов, которые были нередким явлением. Беднейшие слои населения, естественно, не могли себе позволить такое дорогое удовольствие.

Музыка. В эти же годы в Донбассе получило развитие музыкальное искусство. Существовали повсеместно любительские кружки, которые создавались как среди учащейся молодежи, так и в рабочей среде. Большую тягу к музыке проявляли рабочие Юзовского завода. Из числа рабочих был организован любительский оркестр.

Кроме самодеятельности, музыкальных кружков, аматорских концертов, в городах Донбасса выступали профессиональные музыканты, певцы, артисты балета. Например, только в Мариуполе в концертном зале «Континенталь» в январе 1917 г. с большим успехом прошли балетный вечер с участием Ю. М. Седовой, примы-балерины Императорского театра, С.Рыжова – ведущего солиста Петроградского Императорского балета. 8 января состоялся концерт пианистки С. Эльстон, 16 января – концерт скрипача Р. Пиручно-Винницкого и певца В. Нинсановского. Все исполнители имели успех у мариупольской публики. В начале XX в. предприниматель Нина Ивановна Макарская открыла в Мариуполе музыкальные курсы, которые функционировали более трех лет.

1 сентября 1916 г. открылись двери мариупольского музыкально-педагогического училища, которое находилось на Екатеринской улице в доме № 47 – каменном двухэтажном доме у Александровского сквера с двумя портиками, флигелем и небольшим количеством вспомогательных служб. При училище были открыты классы фортепиано, скрипки, виолончели, вокала, духовых инструментов, теории композиции.

Леонид Каневский в 1910 г. открыл частную музыкальную школу на Марии-Магдалиновской улице в доме Михайловского. Глубокой осенью 1917 г. учеба в музыкально-педагогическом училище приостановилась, но учащиеся и преподаватели не хотели мириться с этим, несмотря на сложные условия жизни, многие из них продолжали занятия на дому.

В начале двадцатого в. в Енакиеве организуется симфонический оркестр. В 1902 г. 18-летним подростком пришел в этот оркестр Мстислав Иосифович Книжек. В 1905 г. в городе организуется духовой оркестр, М. И. Книжек переходит в него, как оказалось, на всю жизнь. Он становится руководителем оркестра и бессменным преподавателем музыкальной школы по классу духовых инструментов.

Таким образом, после 1850-х гг. по всей стране усилился интерес к театральному и музыкальному искусству, который был связан с подъемом общественно-политической жизни России. Театр и музыка имели большое значение для эстетического развития населения, были важным средством организации культурного досуга горожан Донбасса. Для горожан, участвовавших в музыкальных концертах и спектаклях, такая деятельность была средством самовыражения и реализации их творческой активности. Эта деятельность, кроме того, являлась одним из немногих выходов социальной активности женщин. В начале XX в. театр в Донбассе стал довольно устойчивым явлением культурной жизни края.

В условиях недостаточного количества гастролей профессиональных трупп и коллективов интересы горожан удовлетворяли местные артистические силы, уровень артистического мастерства которых был довольно высок, а репертуар, представленный местными аматорами, отличался разнообразием. Благодаря наличию стационарного театра в Мариуполе жители этого города оказались в выигрышном положении по сравнению с остальным населением региона. Но из-за высокой стоимости билетов театр был в недостаточной степени ориентирован на широкого зрителя и доступен не для всех слоев горожан.

 

            4.Деятельность творческой интеллигенции: живопись и литература

В течение четырех лет с Донбассом была связана деятельность композитора Н.Д. Леонтовича. Он приехал в регион осенью 1904 г. На станции Гришино в железнодорожном училище преподавал пение. Вначале организовал хор из учащихся. Со временем в него влились железнодорожники станции Гришино. Так был создан первый рабочий хор в Донбассе. С ним Н. Д. Леонтович гастролировал по региону. В Донбассе композитор впервые познакомился с бытом рабочих, условиями труда. Именно здесь Н.Д. Леонтович обработал для хора «Марсельезу», «Вставай, поднимайся рабочий народ».

Среди писателей необходимо выделить М. М. Петренко. Он родился в 1817 г. в Славянске. Его отец владел тремя десятинами земли со строениями и четырьмя душами крестьян. Будущий поэт после окончания в 1841 г. Харьковского университета работал в палате уголовного суда.

В селе Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии родился будущий писатель В. М. Гаршин. До 1864 г. он жил в имении близ города Старобельска (Харьковская губ.). Описание здешних лугов появится позже – в рассказе «Медведи». Особенностью творчества писателя явилось обостренное чувство несправедливости.

«Писателем нескольких эпох» называют М.Ф. Чернявского. Он родился 3 января 1868 г. в селе Торская Алексеевка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Будущий писатель окончил духовное училище в Бахмуте (1883), затем духовную семинарию в Екатеринославе (1889). Возвратившись на родину, преподавал музыку и пение в Бахмутском духовном училище.

С Донбассом была связана деятельность В. Н. Немировича-Данченко. Он ежегодно в летнее время приезжал в имение Нескучное. Здесь отдыхал и писал повести, рассказы, среди них: «Губернаторская ревизия», «В степи», «Пекло» и пьесы «Соколы и вороны», «Новое дело», «Цена жизни», «В мечтах». В Нескучном В. И. Немирович-Данченко обдумывал новые постановки, помогал крестьянам. В 1895 г. открыл начальную школу.

Викентий Викентиевич Вересаев, будучи студентом-медиком, впервые посетил Юзовку в 1890 г., где инженером на шахте работал его брат. Эта поездка дала только начавшему литературную деятельность писателю обширный материал, который он использовал для создания серии очерков под названием «Подземное царство». В них впервые прозвучали слова о труде саночника, «часами ползающего взад и вперед по норе в двенадцать сажен длины, отвозя на себе уголь в вагончике». Через два года писатель вновь оказался в Юзовке во время вспышки холеры. Два месяца он заведовал карантинным бараком, помогал людям. Основываясь на своих впечатлениях, он написал повесть «Без дороги», которая по признанию самого автора позволила ему вступить в большую литературу.

Заметный след в творчестве А. Серафимовича оставили два года жизни (1896-1898) в качестве корреспондента газеты «Приазовский край» в Мариуполе. Местные впечатления послужили темой для очерков, корреспонденций, рассказов и оказали влияние на крупные произведения писателя. Побывал А. Серафимович в Юзовке. В рассказах «Под землей», «Маленький шахтер», «На заводе» и др. он достоверно описал условия труда металлургов, шахтеров, уделил внимание благоустройству поселка.

В качестве приемщика снарядов в 1916 г. приехал на Юзовский завод К.Г. Паустовский. Одновременно заведовал отделом газеты «Приазовский край». Впечатления от посещения этих мест были отражены им в прозе «Беспокойная юность» и «Степная станица».

Посещение заводов в Юзовке и Дружковке в 1895-1896 гг. произвело на А.И. Куприна неизгладимое впечатление «чудовищно громадного царства огня и железа» (очерки «Юзовский завод», «В огне», «Рельсопрокатный завод»). Очерк «О главной шахте» – результат пребывания А. И. Куприна на Гладковском руднике. Самое крупное произведение, созданное писателем на донецком материале, – повесть «Молох».

Многие писатели приезжали в Донбасс в поисках образов героев своих произведений. Так, русский писатель М.Е. Петропавловский весной 1891 г. посетил Никитовку, Щербиновку, Горловку, Святые Горы. Свои впечатления он изложил в произведениях цикла «Очерки Донецкого бассейна», где описал тяжелую работу шахтеров, условия их жизни и природу Святогорья.

Специфику региона в детских сказках отразил писатель С.В. Василенко (Панасенко). В 1913г. в Юзовке и Макеевке побывал русский писатель С. Н. Сергеев-Ценский. После посещения шахты «Наклонная Софья» в Макеевке им была написана повесть «Наклонная Елена». Реалистическую картину от посещения Святых Гор дает писатель в повести «Сад». Яркие, запоминающиеся картины природы Донбасса описал А.П. Чехов в повести «Степь».

Природа, история края, его древности вызвали большой интерес у И. А. Бунина (рассказ «Святые Горы/На Донце»). Для сбора шахтерского фольклора в 1916 г. приехала в Донбасс писательница Днепровая Чайка. В 1863г. курорт посетили Ф.И. Тютчев, в 1880 г. – И. Е. Репнин, в 1891 г. – М. Горький, в 1915 г. – М.И. Цветаева.

 

Это интересно Особняком в культурной жизни половины XIX в. стоит громкое имя Архипа Ивановича Куинджи. Он родился в январе 1841 г. в предместье Мариуполя Карасу-Базар (Карасевке) в греческой семье. Картины «Украинская ночь», «Березовая роща» и особенно «Ночь на Днепре» сразу поставили его в первые ряды русских живописцев. Популярность картины была так велика, что она одной из первых русских картин была воспроизведена посредством олеографии (олеография – способ многокрасочной литографии для воспроизведения масляной живописи, применявшийся в XIX в.) и прославила Куинджи по всей России. Картина поразила современников: многим не верилось, что можно так правдиво воспроизвести сияние луны, показать бездонную глубину неба, величавое течение Днепра. Куинджи самоотверженно занимался педагогической деятельностью в реформированной Академии художеств, приняв на себя руководство пейзажным классом. Из его мастерской вышли замечательные художники: Н.Н. Рерих, А.А. Рылов, К.Ф. Богаевский.

 

      5. Развитие спорта в Донбассе на рубеже XIX – ХХ веков

История юзовского спорта – это история двух его направлений – английского, которое было первичным, и массового, рабочего, которое стало неотъемлемой частью способа жизни промышленного города. Эти две ветви существовали параллельно.

Сначала спорт в Юзовке был экзотикой для рабочих Юзовского металлургического завода и шахт Новороссийского общества. Для занятий спортом не было ни денег, ни технических условий, ни соответствующей культуры. Рабочие могли только наблюдать, как английская элита – управляющие, инженеры и специалисты катаются на «Самокатах» (велосипедах), играют в теннис, гольф, футбол. Футбол был едва ли не главной забавой заграничных служащих и их детей.

 

Это интересно Из воспоминаний Василия Разоренова, будущего знаменитого донбасского металлурга, кавалера высшей государственной награды – ордена Ленина: «Я был тогда еще мальчишкой из рабочей семьи и вместе со сверстниками с завистью смотрел на то, как дети англичан – сынки владельцев юзовского завода и иностранных служащих – гоняли кожаный прыгающий мяч по травяному полю. Как нам хотелось хоть разок принять участие в этой увлекательной игре. Но стоило кому-то из нас появиться на площадке, как слышался сердитый окрик: «Хелло, рашен! Гоу! Гоу! – Нас прогоняли прочь». Иногда разрешали попинать мяч ногами, но не бесплатно. Это стоило одну-две копейки. Мяч ребята мастерили сами, используя для этого обрезки кожи, старые голенища, которые затем набивали тряпками.»

 

До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, какое из событий в развитии спорта считать датой рождения донецкого футбола.

В статистических данных футбольных справочников дата рождения футбола на донецкой земле приведена другая – 1910 г. Именно тогда английскими служащими Юзовского металлургического завода и была создана первая футбольная команда Юзовского спортивного общества. Из одиннадцати игроков команды только трое были русскими. Это К. Масленников, В. Афонский, Г. Мармазов.

 

Кирилл Алексеевич Масленников в 1904 г. в 15-летнем возрасте работал в должности контрольного мальчика табельного отдела металлургического завода Юзовки. Чемпион Донбасса 1913 г., участник II чемпионата Российской империи. После революции – первый председатель юзовского рабочего спортивного общества. Чемпион Донецка по конькобежному спорту. Закончив активное выступление в спорте, долгие годы занимался с футболистами, гимнастами, конькобежцами.

Известны и фамилии английских футболистов: Джеймс, Лаз, Челески, Горбати, Амстронг, Гау, Атвуд, Дорре. Фото первой футбольной команды Юзовки помещено в экспозиции краеведческого музея.

«Юзовское» направление развития спорта начинается в 1900 г. и связано с именами российского горного инженера, дворянина Валериана Данчича и рабочего Артема Филина, которые работали на юзовском заводе. По инициативе В. Данчича именно в это время было создано Атлетическое общество, которое размещалось в помещении школы Новороссийского общества. В. Данчич также выступил инициатором строительства одного из лучших в России в те годы циклодрома (велотреков). Однако велоспортом занимались в основном инженеры и служащие Новороссийского общества, так как велик был членский взнос.

И велотрек, и кружок тяжелой атлетики после событий 1905 г. были ликвидированы, а сам В. Данчич за либеральную деятельность был переселен из Юзовки в Горловку, затем сослан на каторжные работы. Велотрек впоследствии был перестроен под футбольную площадку.

Затем в Юзовке стали создаваться рабочие спортивные кружки. Первый из них был организован молодыми рабочими металлургического завода А. Филиным, Н. Рыжовым, П. Загоруйко. Члены универсального кружка занимались одновременно борьбой, боксом, штангой, гимнастикой, футболом.

Артем Андреевич Филин стал с 1917 г. организатором спорта в Донбассе. Далее он устаивается слесарем механических мастерских Рыковского рудника. Территория, где находился рудник, область Войска Донского, не попадала под юрисдикцию юзовской полиции. Здесь А. Филин создает первую футбольную команду «Вперед». Так начинается новый этап в развитии юзовского футбола.

Неслучайно позже команда получает название «Кальмиус». Появившаяся на левом берегу реки, протекавшей по Юзовке, она была первой командой, которая возникла по территориальному, а не производственному признаку.

Вновь образованная команда считалась «дикой», так как входили в нее рабочие из разных заводов и шахт. Первая игра «Кальмиуса» состоялась в 1911г. с командой Смоляниновского рудника. Под влиянием «Кальмиуса» появляются и множество других команд, названия которых отражали жилые поселения: «Пастуховка», «Ветка», «Смолянка». Состав команд был организационно свободным, неподконтрольным администрации шахт и заводов.

В поединках с этими командами доминировал «Кальмиус». Его игроки имели еще одно очень важное преимущество: играющий тренер команды А.А. Филин обязательно занимался с футболистами борьбой и тяжелой атлетикой, приучал их к изучению спортивной литературы.

Футбол, как вид спорта, становится массовым, поэтому возникает необходимость его организационного устройства. В январе 1912 г. по инициативе спортивных обществ Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Севастополя в Петербурге состоялось учредительное собрание по организации Всероссийского футбольного союза (ВСО).

В апреле 1913 г. была создана «Донецкая футбольная лига», избравшая комитет. Первый матч на Кубок Донбасса состоялся 11 мая 1912 г. в Юзовке. В этом же году Донецкая лига вошла во Всероссийский футбольный союз и приняла участие во II первенстве России по футболу. Очередной розыгрыш Кубка Донбасса не был завершен: его прервала в 1914 г. Первая мировая война. Но наибольший успех ЮСО был достигнут в сезоне 1915 г., когда команда завоевала звание чемпиона Юга России. Просуществовало Юзовское спортивное общество до 1919 г.

 


ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

В конце XIX – начале XX вв. в духовной жизни Юзовки произошли качественные изменения, связанные с развитием системы образования, открытием учреждений культуры.

Система образования в Донецком крае в конце ХІХ – начале ХХ вв. складывалась в большинстве своем из земских, церковноприходских, министерских, фабрично-заводских, железнодорожных и частных школ, ремесленных и коммерческих училищ.

Все формы просветительной деятельности: народные чтения, воскресные школы, повторительные классы, народные библиотеки имели большое значение в распространении элементарных общеобразовательных знаний среди взрослого населения и в решении одной из важнейших проблем конца XIX – начала XX века – ликвидации неграмотности подросткового и взрослого населения.

Роль библиотек и музеев в жизни населения нашего края была довольно весомой. Несмотря на многие материальные и бюрократические трудности, на ограниченность круга читателей, общественность продолжала поддерживать их существование. Довольно высокий уровень посещаемости библиотек свидетельствовал о том, что они были заметным явлением общественной жизни Донбасса в конце ХІХ – начале XX века.

       Начинается бурная театральная и музыкальная жизнь. Открываются театры, активно выступают местные профессиональные и аматорские труппы и музыкальные коллективы.

       В Донбассе идет развитие спорта. Появляются и успешно выступают местные футбольные команды, развивается велосипедный спорт.

 

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Укажите учебное заведение, в котором основное внимание уделялось естественным и точным наукам:

а) гимназия; б) прогимназия; в) школа грамоты; г) реальное училище.

2. Из приведенного списка выберите начальные учебные заведения:

а) гимназия; б) школа грамоты; в) реальное училище; г) церковно-приходская школа; д) земская школа.

3. Укажите название первой футбольной команды в Юзовке, которая возникла по территориальному, а не производственному признаку:

а) «Александровка»; б) «Смолянка»; в) «Кальмиус»; г) «Петровка».

4. Укажите цель, с которой писательница Чайка Днепровая приехала в Донбасс:

а) сбор шахтерского фольклора; б) сбор материала о положении женщин – работниц Донбасса; в) паломничество; г) встреча с писателями.

5. Напишите название города, в котором действовал единственный в Донбассе, до 1917 г., профессиональный театр. __________________________________

6. Какие особенности развития системы просвещения в Донбассе в начале ХХ в.?

7. Каков был уровень начального образования в регионе в начале XX в.?

8. За счет каких средств шло развитие школьного дела в Донбассе?

9. Какие проблемы стояли перед системой народного просвещения Екатеринославской губернии?

10. Каким образом уездные земства решали проблемы, стоящие перед системой народного просвещения?

11. Какой вклад в образование и просвещение внесли H.А. Корф и X.Д. Алчевская?

12. Охарактеризуйте роль библиотек-читален для развития народного просвещения?

13. Какова была роль музеев в развитии образования населения?

14. В каких городах Донецкого региона впервые появляются печатные издания?

  1. Какие театральные группы работали в Донецком крае и перечислите основной репертуар?

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 480.