Преподавание в Ленинградской консерватории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     

 С 1957 года Лаврова совмещала работу в театре и преподавание в Ленинградской консерватории (камерный класс, а с 1958 года класс сольного пения). В 1962 году Татьяна Николаевна  перевелась из театра на педагогическую работу в консерваторию. «Из театра  Лаврова ушла внезапно, в самом расцвете сил. По окончании спектакля «Иоланта», после оваций зала певица опустилась на колени, поцеловала сцену, и никакие уговоры не смогли поколебать её решения: «Певец должен уходить, пока публика ещё хочет его слушать» [11].

Лаврова более тридцати лет была педагогом Ленконсерватории (с 1965 года – доцент, затем – профессор). Она воспитала целую плеяду выдающихся исполнителей, успешно работающих в оперных театрах по всему миру. Многие из них сами стали педагогами – доцентами и профессорами, заслуженными и народными артистами, лауреатами различных премий и конкурсов, известными деятелями культуры. Среди её многочисленных выпускников – народная артистка России, профессор Петербургской консерватории Елена Гороховская; народная артистка России Надежда Басаргина; заслуженная артистка республики, лауреат Государственной премии Инесса Просаловская; заслуженный деятель искусств России, кавалер Ордена искусств Франции Нелли Ли; лауреат Международных конкурсов Светлана Сумачёва; Елена Крылова (Мартыненко); Нинель Паперная; Елена Прокина – прославленная российская оперная звезда, с огромным успехом выступающая по всему миру; Галина Ясная; Светлана Бурковская; Н.Колосова; Татьяна Лебедь – заслуженный работник культуры РФ, педагог по классу «Сольное пение» в Санкт-Петербургском музыкальном училище им. Н.А. Римского-Корсакова при Государственной Консерватории; И. Муратбекова; солистка Михайловского театра Ирина Неклюдова; певица, доцент СПб Театрального института Тамара Сморякова  и многие  другие.

Татьяна Николаевна Лаврова принадлежала к Акимовской школе академического пения, в основе которой взращённые на русской почве итальянская и немецкая вокальные системы.

С одной стороны уникальный метод преподавания Т.Н. Лавровой берёт начало от классической итальянской школы, основанной на принципах Мануэля Гарсиа. Через поколения учеников можно проследить, как эти принципы дошли до наших дней. Мануэль Гарсиа – Ниссен-Саломон – Ирецкая – Славина – Акимова – Лаврова – Лебедь – Нетребко.

С другой стороны – педагог Лавровой С.В. Акимова была почитательницей вокального искусства Лилли Леман – выдающейся немецкой оперной певицы. В 1902 году Софья Владимировна получила в подарок от неё свою книгу «Моё искусство пения», которая на долгие годы

 

                       Лилли Леман

стала её руководством в педагогической деятельности. Однако за пропаганду буржуазного метода Акимова была уволена из Ленинградской консерватории. Весь педагогический коллектив и студенты встали на защиту выдающегося педагога. И вскоре она вернулась к преподаванию.

Кроме того, педагогом  Лавровой был и выдающийся тенор И. Ершов, а он являлся учеником Станислава Габеля, занимавшего особое место среди продолжателей школы Эверарди!

Нельзя не отметить, что И. Ершов и М. Славина (педагог Акимовой) учились ещё у одного представителя Санкт-Петербургской вокальной школы Ипполита Петровича Прянишникова!

Метод преподавания Лавровой счастливо соединил в себе всё лучшее, что певица взяла от своих педагогов!

   Основная задача сложной многоплановой дисциплины, которой является педагогика – это умение комплексно воспитать музыканта – вокалиста. На основе природных певческих данных следует создать совершенный «голосовой инструмент», делающий исполнительское мастерство высокохудожественным. Успех достигается только при одновременном становлении творческой личности певца, овладением секретами вокальной школы и формированием общего специфического и вокального слуха. Необходимо поддерживать здоровье голосового аппарата и совершенствовать технику звукоизвлечения для продления исполнительской жизни. Творческая деятельность требует значительных физических и психологических нагрузок. От интенсивной творческой деятельности у неподготовленных певцов могут возникнуть профессиональные заболевания. Поэтому в годы обучения должен выработаться запас прочности, правильные вокальные навыки и умение рационально работать самостоятельно.         

На уроках Акимовой Лаврова усвоила «принципы владения дыханием, лёгкой, лишённой малейшей  форсировки  атаки, культуры выровненного по всему диапазону звукоизвлечения,  а главное, внимания к постижению и раскрытие интонационно-образного содержания  исполняемых произведений и высокие требования предъявляемые к нравственному, эстетическому, духовному облику певца-актёра, Т.Н. Лаврова применяла на протяжении долгой и счастливой (более 20 лет) творческой деятельности на оперной сцене».[32]  Педагогический метод  Лавровой отличался важнейшей чертой – индивидуальным и очень доброжелательным подходом. В каждой своей студентке она, прежде всего, видела личность, очень бережно и деликатно относилась к Голосу молодой исполнительницы.

«Нежное,  «пуховое» (определение самой Лавровой)  прикосновение к звуку на основе глубокого нижнерёберно - диафрагматического дыхания, в котором задействованы мышцы спины, живота, мягкого нёба, позволяет избежать перенапряжения голосового аппарата, что часто приводит к заболеваниям связок. С начинающими студентками Татьяна Николаевна занимается предельно аккуратно, особое внимание  уделяя медленному вдоху через нос, вызывающему ощущение высокой певческой позиции и открывающему дополнительное пространство в глотке. Упражнения на закрытый звук (так называемое «мычание») приучают к ровной, легкой эмиссии, расслабляют, создают комфортные ощущения в области шейного пояса, позволяют экономно распределять выдох во время фонации и контролировать безупречную чистоту интонации. О работе внутри глотки на уроках прямо не говорится, однако внимание фиксируется на артикуляции, отчетливом произнесении согласных и чистоте гласных. При этом язык должен быть, по выражению Лавровой, «джентльменом», находиться в свободном, ненапряженном положении, быстрым в произнесении слов; кончик его слегка прилегает к корням передних зубов, основание никогда не надавливает на гортань, а спинка приподнята. Так же приподнято, активно, собрано мягкое нёбо, внутри ноздри расширены, и на протяжении всего процесса пения сохраняется ощущение своего рода «памяти вдоха». Татьяна Николаевна придерживается принципа не просто распевки, разогрева голоса, а настройки голосового инструмента на правильное ненапряженное звучание. Даже в упражнениях она требует от студенток эмоционально художественного, осмысленного по фразировке исполнения. Поэтому учениц Татьяны Николаевны всегда отличает «влажность», пластичность звучания голоса, лёгкость звукоизвлечения крайних нот диапазона, трепетность интерпретации и творческое долголетие.<...> Вокальные принципы Лавровой передают преподающие в Санкт-Петербургской консерватории профессор Е.С. Гороховская и старший преподаватель С.Н. Бурковская и педагоги музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова Т.Б. Лебедь и Н.А.Колосова. Вокальные «дочки» и «внучки» Татьяны Николаевны – Нелли Ли, Елена Прокина, Анна Нетребко, Марианна Тарасова, Марина Пруденская, Мария Людько – поют на лучших российских и европейских сценах» [32].

             

         

                                                              Лаврова Татьяна Николаевна

О Лавровой с любовью

Важно отметить, что признание всего сделанного Лавровой для развития вокального искусства, признание её «счастливого дара», в очередной раз подтвердилось на чествовании певицы в честь её девяностолетия! 22 ноября 2001 года в переполненном Малом зале им. Глинки Петербургской филармонии собрались все, «…чья жизнь была каким-то образом связана с этой удивительной женщиной. В начале концерта звучал голос самой Татьяны Николаевны – запись  фрагмента из оперы «Манон» Массне. Юбилярша сидела в первом ряду, а поздравляющие складывали перед ней на край сцены бесконечное количество букетов…» [11]. Со всего мира приехали лучшие её ученицы, чтобы выразить глубокое признание своей великой наставнице. Все они состоялись в творчестве. И каждая уникальна. Лаврова сумела сохранить индивидуальность своих воспитанниц и задать импульс к развитию природного таланта. «Обладательница  волшебного меццо-сопрано Евгения Гороховская, музыкальнейшая Нелли Ли, утончённая лирическая певица Елена Прокина, выразительная в драматическом репертуаре Светлана Сумачёва, впечатляющие красотой голоса и темпераментом Надежда Басаргина, Галина Ясная, Ирина Муратбекова, Инесса Просаловская, Виктория Войтенкова. Татьяна Николаевна сидела в первом ряду, и каждая мастерски спетая фраза вызывала улыбку радости на её лице. Мне кажется, она была счастлива» [6], писал Михаил Бялик в газете «Невское время».

    

 

К девяностолетию певицы её супругом Ержемским Георгием Львовичем и дочерью Мариной Георгиевной была проведена колоссальная работа. Были собраны и изданы все сохранившиеся записи Татьяны Николаевны.

     Ержемский  Георгий  Львович

Георгий Львович  Ержемский на протяжении более 30 лет был дирижёром Малого оперного театра и более 50 лет супругом и творческим партнёром Татьяны Николаевны Лавровой.

Советский и российский дирижёр, один из старейших симфонических дирижёров России, музыкальный педагог и писатель, доктор психологических наук. Автор пяти книг. Последняя книга «Этюды к обретению дирижёрского мастерства» посвящена «Светлой памяти Татьяны Николаевны Лавровой – любимой  жены и верного друга». Сделанное Ержемским для дирижёрско-исполнительского искусства – поистине  неоценимо.

          

В день девяностолетия певицы у неё дома собрались самые близкие и искренние друзья! (12 декабря 2001г.).

Татьяне Николаевне Лавровой 90 лет! На фото слева на право: Гороховская, Нелли Ли, Колосова, Просаловская, Кочубеева, Лаврова, Шаблинский, Шаблинская, Лебедь.

 

Акимова-Ершова Софья Владимировна: «На протяжении всей моей педагогической жизни я испытала много радости, теперь я могу гордиться целой плеядой своих учеников, среди них такие прекрасные исполнители как О. Пядышева, В.Кудрявцева, Н.Сердечкова, М.Довенман, Р.Борщевская, а особенно Татьяна Лаврова…»[3,с.139].

Светлана Бурковская: «В классе Лавровой всегда царит атмосфера радости совместного творчества педагога, ученика и концертмейстера, студентки имеют право свободного посещения уроков своих товарищей» [32]. Татьяна Николаевна пользовалась высочайшим авторитетом, безграничной любовью и абсолютным доверием своих подопечных. Любая из них, не смотря на звания и регалии, нынешние студентки или выпускницы прошлых лет, могли свободно прийти за профессиональным советом, поделиться «творческими и личными проблемами». Они всегда получали поддержку, понимание и рекомендации у своего великого педагога.

Татьяна Мелентьева: «Мне посчастливилось несколько лет работать рядом с Татьяной Николаевной на вокальной кафедре нашей Консерватории. Её художественный вкус, дисциплина в занятиях, человеческая порядочность и такт, наконец, женственность и обаяние были для молодых коллег примером. Она сумела оставить сцену, не пережив цвет своего голоса ни на год. Но затем воспитала много прекрасных учениц, певших и на оперной, и на камерной сцене. Атмосфера её класса была доброй и всегда деловой. Маленький экскурс  в  прошлое. Моя мать пианистка Е.С. Храмова была до войны концертмейстером класса С. В. Акимовой. Но тот самый диплом в 41 году Лавровой аккомпанировала не она, сама профессор Акимова»[33].

Т.Н.Лаврова всегда была светла и спокойна. Такой и осталась она в памяти своих многочисленных учеников.

Елена Мартыненко: «Голос действительно – Чудо неземное!!! Я каждый раз слушаю и каждый раз текут слёзы!!! Да, голос Лавровой Татьяны Николаевны действительно был необыкновенный!!! Когда Т.Н была молодая, много записывалась на радио, но записей в общем доступе не было. К её юбилею-90 лет делались альбомы на дисках из личного архива!!! Только после этого записи были выложены в интернет, и все смогли услышать её необыкновенный голос и великолепную "школу вокала"!!! И я очень счастлива, что училась в классе вокала у Лавровой Т.Н − профессора Консерватории Римского-Корсакова, Санкт-Петербург. Очень жаль, что её уже нет в живых, но к счастью остались записи!!!»[34].

Стас: «Мне посчастливилось учиться у Татьяны Николаевны Лавровой, к сожалению совсем недолго, меньше года. Начали мы весной 2003, а в январе 2004 её не стало…» [35]. Лаврова делилась воспоминаниями о Михаиле Довенмане, давала слушать немногочисленные сохранившиеся записи певца.

«Хочу добавить пару слов про Татьяну Николаевну: Это была замечательная, очень мудрая женщина, человек высочайшей культуры. С точки зрения педагогики, могу сказать ответственно − таких больше нет. Она досконально знала технологию, но её понимание профессии лежало далеко за пределами дыхания и положения гортани. Она была  настоящим артистом и это было главным принципом и ключом к решению многих проблем учеников. Несмотря на преклонный возраст (ей было 92 года) она до последних дней сохраняла абсолютную ясность ума, частенько напоминая молодым, чтобы не забыли по рассеянности ноты и тд. Я благодарен судьбе, что мне довелось общаться с этим замечательным человеком»[35].

Слава: «Да Лаврова, судя по этим записям, была уникальной певицей и личностью!!! А М. Довенмана сохранилось не мало записей, полностью– Виндзорские проказницы, Лакмэ, Эсмеральда (с Лавровой), Летучий Голландец, Фиделио (с Зандерлингом), Разбойники и Мадам Фавар (Оффенбаха), Джоконда! Всё это ещё недавно (лет 10 назад), передавали по Орфею - живые записи спектаклей МАЛЕГОТа (передачи из Ленинграда) Наверно они сохранились...»[35].

Татьяна Николаевна ушла из жизни 30 января 2004 года в Петербурге. Похоронена  на Литераторских мостках Волковского  кладбища.

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 1260.