ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра государственного и муниципального управления

(наименование кафедры)

 

    УТВЕРЖДЕНА решением кафедры государственного и муниципального управления Протокол № 1 от «26» сентября 2018 г.  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ДВ.05.02 Конкурентоспособность региона

(индекс и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом)

 

по направлению подготовки (специальности)

38.04.04 Государственное и муниципальное управление

(код и наименование направления подготовки)

Региональное и муниципальное управление

направленность(и) (профиль (и)/специализация(ии))

 

магистр

квалификация выпускника

 

очная / заочная

форма(ы) обучения

 

 

2018

год набора

 


Автор–составитель:

Профессор, д.э.н., профессор кафедры

 государственного и муниципального управления                                       В.А. Кретинин

 

Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления            А.А. Ашин


СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы …..….4
1.1. Наименование дисциплины, цели и задачи ее изучения …………………..….4
1.2.   2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы ….…..4 Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы……....6
2.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы …………….…6
2.2.   3. 3.1.   Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических и астрономических часов, выделенных на аудиторную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся …………………………………….….6 Содержание и структура дисциплины …………………………………………7 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических и астрономических часов и видов учебных занятий …………………………....7
4.   4.1.   4.2.   4.2.1.   4.2.2.   4.2.3.   4.2.4.     5.     5.1  5.2. 5.3. 5.4  5.5.   5.6. 6. 7.   7.1     7.2   Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. ……………9 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине …………………………………………………..9 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине …………………………………………… . …..10 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы …………………………………….….10 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования ………………………………………………………..12 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы ………………………………………………… 13 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций ………………………………………………...…18 Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ………………………………………………….20 Основная литература ………………………………………………………… 20 Дополнительная литература ………………………………………………… 20 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы ……………....20 Нормативные правовые документы ………………………………………… 21 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины. ………………………21 Иные источники. ………………………………………………………………..22 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ……..22 Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы ………………………23 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем ………………………..23 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине ………………………………… 24

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

1.1 Наименование дисциплины, цели и задачи ее изучения

Основной целью освоения учебной дисциплины Б1.В.ДВ.05.02 «Конкурентоспособность региона» являются формирование у обучающихся профессиональных знаний и навыков в области теории и практики анализа конкурентных преимуществ и управления конкурентоспособностью различных объектов. на всех уровнях управления регионом для предупреждения и преодоления кризисных явлений и их причин, обеспечения устойчивого развития территории.

Основными задачами дисциплины являются:

-содействовать формированию и развитию конкурентного подхода к управлению регионом;

-ознакомить с основами политики государства в области обеспечения конкурентоспособности регионов;

-сформировать знания основных категорий и понятий прогностического анализа и инструментов их реализации;

-развить у обучающихся навыки работы в группах стратегического планирования конкурентоспособности региона.

1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ОПК-1 Способность к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности ОПК-1.3 (очная форма)     ОПК-1.1. (заочная форма) Способность принимать и исполнять управленческие решения в сфере государственного и муниципального управления, анализировать результаты их реализации. Способность осуществлять анализ, планирование и организацию деятельности органов государственного управления в сфере повышения конкурентоспособности региона.   Способность осуществлять анализ, планирование и организацию профессиональной деятельности органов государственного управления и местного самоуправления. Способность принимать и исполнять управленческие решения в сфере государственного и муниципального управления, анализировать результаты их реализации. Способность осуществлять анализ, планирование и организацию деятельности органов государственного управления в сфере повышения конкурентоспособности региона. Формирование первичных профессиональных умений и навыков проведения анализа, планирования и организации профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления в рамках решения задач учебной практики (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков).
ПК-5 Владение современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике ПК-5.4 (очная форма)     ПК-5.1 (заочная форма) Способность использовать современные методы диагностики и анализа социально-экономических проблем при принятии и исполнении управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления, развития государственного предпринимательства и конкурентоспособности региона. Способность проводить научные исследования в профессиональной сфере в период прохождения производственной практики (практика НИР) и преддипломной практики   Способность использовать современные методы диагностики и анализа социально-экономических проблем в профессиональной деятельности, в процессе стратегического планирования и прогнозирования, развития конкурентоспособности и социально- трудовой сферы на региональном и муниципальном уровнях. Способность использовать современные методы диагностики и анализа социально-экономических проблем при принятии и исполнении управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления, развития. Способность проводить научные исследования в профессиональной сфере в период прохождения производственной практики (практика НИР)
ПК-6 Способность понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции ПК-6.4 (очная форма)     ПК-6.1  (заочная форма) Способность понимать современные тенденции социально-экономического развития региона в условиях международной конкуренции, овладевать навыками принятия и исполнения управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления. Способность проводить научные исследования в профессиональной сфере в процессе прохождения производственной практики (практика НИР) и преддипломной практике, опираясь на знание современных тенденций развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, международной конкуренции.   Способность понимать современные механизмы государственного управления в Российской Федерации в современных социально-экономических и политических условиях, понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции и обеспечения национальной безопасности, в том числе и с использованием иностранного языка как средства делового и профессионального общения. Способность понимать современные тенденции социально-экономического развития региона в условиях международной конкуренции, овладевать навыками принятия и исполнения управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления. Способность проводить научные исследования в профессиональной сфере в процессе прохождения производственной практики (практика НИР)

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Код компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине

ОПК-1.3

(очная форма)

ОПК-1.1.

(заочная форма)

На уровне знаний:  –знать основные принципы и технологии анализа профессиональной деятельности органов государственного управления региона –знать технологии планирования и организации деятельности    органов государственного управления в сфере повышения конкурентоспособности региона
На уровне умений  - выявлять и анализировать проблемы повышения конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;  – проводить анализ приоритетных факторов, влияющих на конкурентоспособность региона, осуществлять планирование и организацию профессиональной деятельности органов государственного управления с целью повышения конкурентных преимуществ региона
Владеть:  - владеть способностью к анализу профессиональной деятельности органов государственного управления в сфере повышения конкурентоспособности региона  – владеть навыками планирования и организации деятельности органов государственного управления по повышению конкурентоспособности региона

ПК-5.4

(очная форма)

ПК-5.1

(заочная форма)

Знать: – основные методы диагностики конкурентоспособности региона;  –методы анализа социально-экономических проблем и принятия управленческих решений в сфере конкурентоспособности;
Уметь: – применять на практике методы диагностики конкурентоспособности региона; – использовать результаты анализа социально-экономических проблем с целью повышения конкурентоспособности региона;
Владеть: -навыками принятия решений и их реализации для повышения конкурентоспособности региона; – навыками диагностики и анализа социально-экономического развития региона в условиях конкуренции;

ПК-6.4

(очная форма)

ПК-6.1

 (заочная форма)

Знать:  – факторы конкурентоспособности объектов и субъектов конкурентной борьбы, действующих на макро-, мезо- и микроуровнях; – основные стратегии ведения конкурентной борьбы;
Уметь: – применять методические основы управления конкурентными преимуществами объектов на мезо- и микроуровне’  – анализировать конкурентоспособность различных объектов;
Владеть: - навыками анализа конкурентоспособности предприятия, его продукции, персонала, отрасли, региона, страны; - современными способами разработки стратегии конкурентной борьбы;

 

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы.

2.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Конкурентоспособность региона» относится к дисциплинам по выбору вариативной части блока Б1. Глубокое усвоение материала обеспечивается сочетанием аудиторных занятий и самостоятельной работы магистрантов с литературой и нормативными документами.

Основным видом учебных занятий по данной дисциплине являются лекции, а также практические занятия, которые проводятся в виде опросов и диспутов. Изучение дисциплины осуществляется: для магистрантов очной формы обучения – в 4 семестре, для магистрантов заочной формы обучения – на 1 курсе. По дисциплине осуществляется текущий контроль и промежуточная аттестация в форме экзамена.

Предшествующими дисциплинами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Конкурентоспособность региона» являются: «Система государственного и муниципального управления в Российской Федерации»,   «Управление социально-экономическим развитием на региональном и муниципальном уровнях» и др. В свою очередь дисциплина «Конкурентоспособность региона» является основой для освоения дисциплин “Управление устойчивым развитием региона”,  “Государственное регулирование инвестиций и инноваций” и  “Антикризисное управление территорией в регионе”.

 

2.2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических и астрономических часов, выделенных на аудиторную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

Курс рассчитан на:

36 академ. часов (27 астр. часов) лекций, 36 академ. часов (27 астр. часов) практических занятий, 81 академ. часов (60,75 астр. часа) самостоятельной работы - для очной формы обучения;

6 академ. часов (4,5 астр. часа) лекций, 10 академ. часов (7,5 астр. часа) практических занятий и 155 академ. часов (116,25 астр. часов) самостоятельной работы и - для заочной формы обучения.

Всего 5 зачетных единиц (180 академ. часов (135 астр. часов)).

Промежуточная аттестация в форме экзамена предусмотрена в 4 семестре для очной формы обучения и на 1 курсе – для заочной формы обучения.

Объем дисциплины

Вид учебных занятий

и самостоятельная работа

Объем дисциплины, академ.час./ астр. час.

Всего

Семестр, курс1

1

2

3 4 5

6

7

8

9 10 11 12

Очная форма обучения

Аудиторная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:

72 /54 72 /54

лекционного типа (Л)

36/27 36/27

лабораторные работы (практикумы) (ЛР)

практического (семинарского) типа (ПЗ)

36 /27 36/27

Самостоятельная работа обучающихся (СР)

81/60,75 81/60,75

Промежуточная аттестация

Форма2 Э Э академ. ч. / астр. ч 27/20,25 27/20,25

Общая трудоемкость академ. ч./астр. ч.

 (з.е.)

180/135 (5) 180/135 (5)

Заочная форма обучения

Аудиторная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:

16/12

16/12

лекционного типа (Л)

6/4,5

6/4,5

лабораторные работы (практикумы) (ЛР)

практического (семинарского) типа (ПЗ)

10/7,5

10/7,5

Самостоятельная работа обучающихся (СР)

155/116,25

155/116,25

Промежуточная аттестация

форма Э

Э

академ. ч. / астр. ч. 9/6,75

9/6,75

Общая трудоемкость академ. ч./астр. ч.

 (з.е.)

180/135 (5)

180/135 (5)

                                         

Примечание: 1 – семестр – для очной формы обучения, курс – для заочной формы обучения.2-форма промежуточной аттестации – экзамен (Э.).

3. Содержание и структура дисциплины

3.1. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических и астрономических часов и видов учебных занятий


Содержание дисциплины

№ п/п


Наименование тем

Содержание тем

Тема 1 Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Конкуренция: понятие и виды. Эволюцию теории и практики управления конкурентоспособностью. Концепция конкурентных преимуществ М. Портера. Методы анализа роли конкуренции в развитии рыночной экономики. Методы планирования развития конкуренции в регионе.  Требования к специалистам в сфере ГМУ обладать способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции, владеть навыками использования инструментов экономической политики
Тема 2 Оценка конкурентоспособности на мезо- и макроуровне. Система обеспечения конкурентоспособности региона и отдельных хозяйствующих субъектов. Влияние внешней и внутренней среды региона на социально-экономическую ситуацию. Значение финансовых ресурсов, параметров производства, маркетинга, кадровых ресурсов, организационной структуры и стратегического управления для формирования конкурентных преимуществ региона. Нормативные и правовые документы, регламентирующие ведение конкурентной борьбы в РФ. Требования к специалистам в сфере ГМУ обладать способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, владеть навыками использования инструментов экономической политики.
Тема 3 Формирование конкурентной среды в регионе. Анализ современных тенденций развития политических процессов в мире, мировой экономики, глобализации и международной конкуренции с целью формирования конкурентной среды в регионе. Методы анализа, планирования и организации профессиональной деятельности при формировании конкурентной среды развития региона. Стадии формирования конкурентных преимуществ. Маркетинговая политика региона. Современные формы и методы повышения конкурентоспособности региона. Современные методы диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем социально-экономического развития региона, методы принятия решений и их реализации на практике при формировании конкурентной среды.
Тема 4 Осуществление проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов и их влияние на конкурентоспособность страны и отдельных регионов. Законодательство РФ о конкуренции и ограничении монопольного влияния на товарных рынках. Современные методы диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем при подготовки проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов. Методы принятия решений при осуществлении проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов в регионе. Маркетинговые исследования рынка и их значение для определения приоритетов социально-экономического развития региона. Ориентированность на крупных иностранных и отечественных инвесторов с целью повышения конкурентных преимуществ региона. Требования к специалистам в сфере ГМУ владеть навыками использования инструментов экономической политики, понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции.

Тема 5

Управление конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований.

Методы анализа, планирования и организации в сфере управления конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований.

Современные методы диагностики, анализа и решений социально-экономических проблем в сфере управления конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований. Методы принятия решений в сфере управления конкурентоспособностью региона и их реализации на практике на основе инноваций и инновационных преобразований. Признаки классификации и виды инноваций. Уровень новизны инновации. Радикальные инновации (открытия, изобретения, патенты) и ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения). Требования к специалистам в сфере ГМУ владеть навыками использования инструментов экономической политики, современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике, обладать способностью понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции.


 

Структура дисциплины

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Объем дисциплины, академ.час./ астр.час.

Форма текущего контроля3 успеваемости, промежуточной аттестации


Всего

Аудиторная работа обучающихся с преподавателем
по видам учебных занятий

СР

Л ЛР ПЗ КСР

Очная форма обучения

Тема 1 Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Концепция конкурентных преимуществ М. Портера. 28/21 6/4,5   6/4,5   16/12 О,Д
Тема 2 Оценка конкурентоспособности на мезо- и макроуровне. 28/21 6/4,5   6/4,5   16/12 О,Д
Тема 3 Формирование конкурентной среды в регионе. 32/24 8/6   8/6   16/12 О,Д
Тема 4 Осуществление проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов и их влияние на конкурентоспособность страны и отдельных регионов. 32/24 8/6   8/6   16/12 О,Д
Тема 5 Управление конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований. 33/24,75 8/6   8/6   17/12,75 О,Д

Промежуточная аттестация

27/20,25 Э

Всего:

180/135 36/27 36/27 81/60,75

Заочная форма обучения

Тема 1 Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Концепция конкурентных преимуществ М. Портера. 33/24,75 1/0,75   2/1,5   30/22,5 О,Д
Тема 2 Оценка конкурентоспособности на мезо- и макроуровне. 35/26,25 1/0,75   2/1,5   32/24 О,Д
Тема 3 Формирование конкурентной среды в регионе. 33/24,75 1/0,75   2/1,5   30/22,5 О,Д
Тема 4 Осуществление проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов и их влияние на конкурентоспособность страны и отдельных регионов. 34/25,5 1/0,75   2/1,5   31/23,25 О,Д
Тема 5 Управление конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований. 36/27 2/1,5   2/1,5   32/24 О,Д

Промежуточная аттестация

9/6,75 Э

Всего:

180/135 6/4,5 10/7,5 155/116,25  

Примечание:3 - формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), дискуссия (Д).

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине.

4.1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Трудоемкость самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Конкурентоспособность региона»: составляет 81 академ. часов (60,75 астр. часа) для очной формы, 155 академ. часов (116,25 астр. часов) - для заочной формы обучения.

Вопросы для самостоятельного изучени я

№ темы

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Наименование тем

Содержание тем

Опрос.

Опрос является репродуктивным метод обучения и проводится с целью определения уровня теоретической подготовки магистрантов, выявления слабых мест в знаниях по изучаемой теме для оптимального построения учебного процесса. А также учит основам публичного выступления.

Критерии оценивания опроса

Оценка Требования к знаниям
«отлично» Оценка «отлично» выставляется магистранту, если он глубоко и прочно усвоил материал темы, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение.
«хорошо» Оценка «хорошо» выставляется магистранту, если он твердо знает материал темы, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.
«удовлетворительно» Оценка «удовлетворительно» выставляется магистранту, если он имеет знания только основного материала темы, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при ответе на вопрос.
«неудовлетворительно» Полученные результаты не соответствуют поставленной цели (цель работы не достигнута.

Подготовка дискуссии

Подготовка дискуссии представляет собой проектирование магистрантом обсуждения в группе в форме дискуссии. В этих целях магистранту необходимо:

- самостоятельно выбрать тему (проблему) дискуссии;

- разработать вопросы, продумать проблемные ситуации (с использованием периодической, научной литературы, а также интернет-сайтов);

- разработать план-конспект обсуждения с указанием времени обсуждения, вопросов, вариантов ответов.

Справочные системы

ГАРАНТ. Сайт позволяет ознакомиться с законо­дательством Российской Федерации (с коммента­риями), а также с новостями органов государст­венной власти Российской Федерации http://www.garant.гu
Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант Плюс». Содержит он-лайн версии систем; графические копии докумен­тов; информацию Минюста РФ; обзоры законода­тельства; полезные ссыпки http://www.consultant.ru  

Иные источники.

1. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Организация стратегического планирования и программирования на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. Учебник “Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование”. - М. : ЗАО “Издательство “Экономика”, 3-е изд. Доп., 2009. – 395 с.

 2. Кретинин В.А. Региональная экономика и управление: механизмы государственного регулирования. Учебно-методическое пособие. - Владимир : Собор, 2009. - 212 с.

 3. Кретинин В.А. Механизм обеспечения устойчивого развития региональных хозяйственных систем. Учебно-методическое пособие. – Владимир : Собор, 2010. – 56 с.

6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение по дисциплине « Конкурентоспособность региона » предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции и практические занятия) и самостоятельной работы магистрантов. Практические занятия дисциплины «Конкурентоспособность региона»: предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций.

С целью обеспечения успешного обучения магистрант должен готовиться к лекции, поскольку она является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку:

-знакомит с новым учебным материалом;

-разъясняет учебные элементы, трудные для понимания;

-систематизирует учебный материал;

-ориентирует в учебном процессе.

Подготовка к лекции заключается в следующем:

-внимательно прочитайте материал предыдущей лекции;

-узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора);

-ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;

-постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке;

-запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.

Подготовка к опросу представляет собой проектирование студентом обсуждения в группе в форме устного выступления. В этих целях студенту необходимо:

- самостоятельно выбрать тему (проблему) опроса;

- разработать вопросы, продумать проблемные ситуации (с использованием периодической, научной литературы, а также интернет-сайтов);

- разработать план-конспект обсуждения с указанием времени обсуждения, вопросов, вариантов ответов.

Выбранная студентом тема (проблема) должна быть актуальна на современном этапе развития, должен быть представлен подробный план-конспект, в котором отражены вопросы для выступления, временной регламент обсуждения, даны возможные варианты ответов, использованы примеры из науки и практики.

Подготовка к практическим занятиям:

-внимательно прочитайте материал лекций относящихся к данному практическому занятию, ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;

-выпишите основные термины;

-ответьте на контрольные вопросы по практическим занятиям, готовьтесь дать развернутый ответ на каждый из вопросов;

-уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными и постарайтесь получить на них ответ заранее (до практического занятия) во время текущих консультаций преподавателя;

-готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы, последние являются эффективными формами работы.

Подготовка к дискуссии представляет собой проектирование магистрантом обсуждения в группе в форме дискуссии. В этих целях магистранту необходимо:

-самостоятельно выбрать тему (проблему) дискуссии;

-разработать вопросы, продумать проблемные ситуации (с использованием периодической, научной литературы, а также интернет-сайтов);

-разработать план-конспект обсуждения с указанием времени обсуждения, вопросов, вариантов ответов.

Выбранная магистрантом тема (проблема) должна быть актуальна на современном этапе развития, должен быть представлен подробный план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, временной регламент обсуждения, даны возможные варианты ответов, использованы примеры из науки и практики.  

Подготовка к экзамену. К экзамену необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить дисциплину в период зачётно-экзаменационной сессии, как правило, показывают не слишком удовлетворительные результаты.

 В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:

-программой дисциплины;

-перечнем знаний и умений, которыми магистрант должен владеть;

-тематическими планами лекций, практических занятий;

-контрольными мероприятиями;

-учебником, учебными пособиями по дисциплине, а также электронными ресурсами;

-перечнем вопросов к экзамену.

После этого должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине. Систематическое выполнение учебной работы на лекциях и практических занятиях позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи экзамена.

 

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра государственного и муниципального управления

(наименование кафедры)

 

    УТВЕРЖДЕНА решением кафедры государственного и муниципального управления Протокол № 1 от «26» сентября 2018 г.  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ДВ.05.02 Конкурентоспособность региона

(индекс и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом)

 

по направлению подготовки (специальности)

38.04.04 Государственное и муниципальное управление

(код и наименование направления подготовки)

Региональное и муниципальное управление

направленность(и) (профиль (и)/специализация(ии))

 

магистр

квалификация выпускника

 

очная / заочная

форма(ы) обучения

 

 

2018

год набора

 


Автор–составитель:

Профессор, д.э.н., профессор кафедры

 государственного и муниципального управления                                       В.А. Кретинин

 

Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления            А.А. Ашин


СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы …..….4
1.1. Наименование дисциплины, цели и задачи ее изучения …………………..….4
1.2.   2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы ….…..4 Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы……....6
2.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы …………….…6
2.2.   3. 3.1.   Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических и астрономических часов, выделенных на аудиторную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся …………………………………….….6 Содержание и структура дисциплины …………………………………………7 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических и астрономических часов и видов учебных занятий …………………………....7
4.   4.1.   4.2.   4.2.1.   4.2.2.   4.2.3.   4.2.4.     5.     5.1  5.2. 5.3. 5.4  5.5.   5.6. 6. 7.   7.1     7.2   Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. ……………9 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине …………………………………………………..9 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине …………………………………………… . …..10 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы …………………………………….….10 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования ………………………………………………………..12 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы ………………………………………………… 13 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций ………………………………………………...…18 Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ………………………………………………….20 Основная литература ………………………………………………………… 20 Дополнительная литература ………………………………………………… 20 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы ……………....20 Нормативные правовые документы ………………………………………… 21 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины. ………………………21 Иные источники. ………………………………………………………………..22 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ……..22 Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы ………………………23 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем ………………………..23 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине ………………………………… 24

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

1.1 Наименование дисциплины, цели и задачи ее изучения

Основной целью освоения учебной дисциплины Б1.В.ДВ.05.02 «Конкурентоспособность региона» являются формирование у обучающихся профессиональных знаний и навыков в области теории и практики анализа конкурентных преимуществ и управления конкурентоспособностью различных объектов. на всех уровнях управления регионом для предупреждения и преодоления кризисных явлений и их причин, обеспечения устойчивого развития территории.

Основными задачами дисциплины являются:

-содействовать формированию и развитию конкурентного подхода к управлению регионом;

-ознакомить с основами политики государства в области обеспечения конкурентоспособности регионов;

-сформировать знания основных категорий и понятий прогностического анализа и инструментов их реализации;

-развить у обучающихся навыки работы в группах стратегического планирования конкурентоспособности региона.

1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ОПК-1 Способность к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности ОПК-1.3 (очная форма)     ОПК-1.1. (заочная форма) Способность принимать и исполнять управленческие решения в сфере государственного и муниципального управления, анализировать результаты их реализации. Способность осуществлять анализ, планирование и организацию деятельности органов государственного управления в сфере повышения конкурентоспособности региона.   Способность осуществлять анализ, планирование и организацию профессиональной деятельности органов государственного управления и местного самоуправления. Способность принимать и исполнять управленческие решения в сфере государственного и муниципального управления, анализировать результаты их реализации. Способность осуществлять анализ, планирование и организацию деятельности органов государственного управления в сфере повышения конкурентоспособности региона. Формирование первичных профессиональных умений и навыков проведения анализа, планирования и организации профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления в рамках решения задач учебной практики (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков).
ПК-5 Владение современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике ПК-5.4 (очная форма)     ПК-5.1 (заочная форма) Способность использовать современные методы диагностики и анализа социально-экономических проблем при принятии и исполнении управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления, развития государственного предпринимательства и конкурентоспособности региона. Способность проводить научные исследования в профессиональной сфере в период прохождения производственной практики (практика НИР) и преддипломной практики   Способность использовать современные методы диагностики и анализа социально-экономических проблем в профессиональной деятельности, в процессе стратегического планирования и прогнозирования, развития конкурентоспособности и социально- трудовой сферы на региональном и муниципальном уровнях. Способность использовать современные методы диагностики и анализа социально-экономических проблем при принятии и исполнении управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления, развития. Способность проводить научные исследования в профессиональной сфере в период прохождения производственной практики (практика НИР)
ПК-6 Способность понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции ПК-6.4 (очная форма)     ПК-6.1  (заочная форма) Способность понимать современные тенденции социально-экономического развития региона в условиях международной конкуренции, овладевать навыками принятия и исполнения управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления. Способность проводить научные исследования в профессиональной сфере в процессе прохождения производственной практики (практика НИР) и преддипломной практике, опираясь на знание современных тенденций развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, международной конкуренции.   Способность понимать современные механизмы государственного управления в Российской Федерации в современных социально-экономических и политических условиях, понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции и обеспечения национальной безопасности, в том числе и с использованием иностранного языка как средства делового и профессионального общения. Способность понимать современные тенденции социально-экономического развития региона в условиях международной конкуренции, овладевать навыками принятия и исполнения управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления. Способность проводить научные исследования в профессиональной сфере в процессе прохождения производственной практики (практика НИР)

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Код компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине

ОПК-1.3

(очная форма)

ОПК-1.1.

(заочная форма)

На уровне знаний:  –знать основные принципы и технологии анализа профессиональной деятельности органов государственного управления региона –знать технологии планирования и организации деятельности    органов государственного управления в сфере повышения конкурентоспособности региона
На уровне умений  - выявлять и анализировать проблемы повышения конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;  – проводить анализ приоритетных факторов, влияющих на конкурентоспособность региона, осуществлять планирование и организацию профессиональной деятельности органов государственного управления с целью повышения конкурентных преимуществ региона
Владеть:  - владеть способностью к анализу профессиональной деятельности органов государственного управления в сфере повышения конкурентоспособности региона  – владеть навыками планирования и организации деятельности органов государственного управления по повышению конкурентоспособности региона

ПК-5.4

(очная форма)

ПК-5.1

(заочная форма)

Знать: – основные методы диагностики конкурентоспособности региона;  –методы анализа социально-экономических проблем и принятия управленческих решений в сфере конкурентоспособности;
Уметь: – применять на практике методы диагностики конкурентоспособности региона; – использовать результаты анализа социально-экономических проблем с целью повышения конкурентоспособности региона;
Владеть: -навыками принятия решений и их реализации для повышения конкурентоспособности региона; – навыками диагностики и анализа социально-экономического развития региона в условиях конкуренции;

ПК-6.4

(очная форма)

ПК-6.1

 (заочная форма)

Знать:  – факторы конкурентоспособности объектов и субъектов конкурентной борьбы, действующих на макро-, мезо- и микроуровнях; – основные стратегии ведения конкурентной борьбы;
Уметь: – применять методические основы управления конкурентными преимуществами объектов на мезо- и микроуровне’  – анализировать конкурентоспособность различных объектов;
Владеть: - навыками анализа конкурентоспособности предприятия, его продукции, персонала, отрасли, региона, страны; - современными способами разработки стратегии конкурентной борьбы;

 

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы.

2.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Конкурентоспособность региона» относится к дисциплинам по выбору вариативной части блока Б1. Глубокое усвоение материала обеспечивается сочетанием аудиторных занятий и самостоятельной работы магистрантов с литературой и нормативными документами.

Основным видом учебных занятий по данной дисциплине являются лекции, а также практические занятия, которые проводятся в виде опросов и диспутов. Изучение дисциплины осуществляется: для магистрантов очной формы обучения – в 4 семестре, для магистрантов заочной формы обучения – на 1 курсе. По дисциплине осуществляется текущий контроль и промежуточная аттестация в форме экзамена.

Предшествующими дисциплинами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Конкурентоспособность региона» являются: «Система государственного и муниципального управления в Российской Федерации»,   «Управление социально-экономическим развитием на региональном и муниципальном уровнях» и др. В свою очередь дисциплина «Конкурентоспособность региона» является основой для освоения дисциплин “Управление устойчивым развитием региона”,  “Государственное регулирование инвестиций и инноваций” и  “Антикризисное управление территорией в регионе”.

 

2.2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических и астрономических часов, выделенных на аудиторную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

Курс рассчитан на:

36 академ. часов (27 астр. часов) лекций, 36 академ. часов (27 астр. часов) практических занятий, 81 академ. часов (60,75 астр. часа) самостоятельной работы - для очной формы обучения;

6 академ. часов (4,5 астр. часа) лекций, 10 академ. часов (7,5 астр. часа) практических занятий и 155 академ. часов (116,25 астр. часов) самостоятельной работы и - для заочной формы обучения.

Всего 5 зачетных единиц (180 академ. часов (135 астр. часов)).

Промежуточная аттестация в форме экзамена предусмотрена в 4 семестре для очной формы обучения и на 1 курсе – для заочной формы обучения.

Объем дисциплины

Вид учебных занятий

и самостоятельная работа

Объем дисциплины, академ.час./ астр. час.

Всего

Семестр, курс1

1

2

3 4 5

6

7

8

9 10 11 12

Очная форма обучения

Аудиторная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:

72 /54 72 /54

лекционного типа (Л)

36/27 36/27

лабораторные работы (практикумы) (ЛР)

практического (семинарского) типа (ПЗ)

36 /27 36/27

Самостоятельная работа обучающихся (СР)

81/60,75 81/60,75

Промежуточная аттестация

Форма2 Э Э
академ. ч. / астр. ч 27/20,25 27/20,25

Общая трудоемкость академ. ч./астр. ч.

 (з.е.)

180/135 (5) 180/135 (5)

Заочная форма обучения

Аудиторная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:

16/12

16/12

лекционного типа (Л)

6/4,5

6/4,5

лабораторные работы (практикумы) (ЛР)

практического (семинарского) типа (ПЗ)

10/7,5

10/7,5

Самостоятельная работа обучающихся (СР)

155/116,25

155/116,25

Промежуточная аттестация

форма Э

Э

академ. ч. / астр. ч. 9/6,75

9/6,75

Общая трудоемкость академ. ч./астр. ч.

 (з.е.)

180/135 (5)

180/135 (5)

                                         

Примечание: 1 – семестр – для очной формы обучения, курс – для заочной формы обучения.2-форма промежуточной аттестации – экзамен (Э.).

3. Содержание и структура дисциплины

3.1. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических и астрономических часов и видов учебных занятий


Содержание дисциплины

№ п/п


Наименование тем

Содержание тем

Тема 1 Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Конкуренция: понятие и виды. Эволюцию теории и практики управления конкурентоспособностью. Концепция конкурентных преимуществ М. Портера. Методы анализа роли конкуренции в развитии рыночной экономики. Методы планирования развития конкуренции в регионе.  Требования к специалистам в сфере ГМУ обладать способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции, владеть навыками использования инструментов экономической политики
Тема 2 Оценка конкурентоспособности на мезо- и макроуровне. Система обеспечения конкурентоспособности региона и отдельных хозяйствующих субъектов. Влияние внешней и внутренней среды региона на социально-экономическую ситуацию. Значение финансовых ресурсов, параметров производства, маркетинга, кадровых ресурсов, организационной структуры и стратегического управления для формирования конкурентных преимуществ региона. Нормативные и правовые документы, регламентирующие ведение конкурентной борьбы в РФ. Требования к специалистам в сфере ГМУ обладать способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, владеть навыками использования инструментов экономической политики.
Тема 3 Формирование конкурентной среды в регионе. Анализ современных тенденций развития политических процессов в мире, мировой экономики, глобализации и международной конкуренции с целью формирования конкурентной среды в регионе. Методы анализа, планирования и организации профессиональной деятельности при формировании конкурентной среды развития региона. Стадии формирования конкурентных преимуществ. Маркетинговая политика региона. Современные формы и методы повышения конкурентоспособности региона. Современные методы диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем социально-экономического развития региона, методы принятия решений и их реализации на практике при формировании конкурентной среды.
Тема 4 Осуществление проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов и их влияние на конкурентоспособность страны и отдельных регионов. Законодательство РФ о конкуренции и ограничении монопольного влияния на товарных рынках. Современные методы диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем при подготовки проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов. Методы принятия решений при осуществлении проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов в регионе. Маркетинговые исследования рынка и их значение для определения приоритетов социально-экономического развития региона. Ориентированность на крупных иностранных и отечественных инвесторов с целью повышения конкурентных преимуществ региона. Требования к специалистам в сфере ГМУ владеть навыками использования инструментов экономической политики, понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции.

Тема 5

Управление конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований.

Методы анализа, планирования и организации в сфере управления конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований.

Современные методы диагностики, анализа и решений социально-экономических проблем в сфере управления конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований. Методы принятия решений в сфере управления конкурентоспособностью региона и их реализации на практике на основе инноваций и инновационных преобразований. Признаки классификации и виды инноваций. Уровень новизны инновации. Радикальные инновации (открытия, изобретения, патенты) и ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения). Требования к специалистам в сфере ГМУ владеть навыками использования инструментов экономической политики, современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике, обладать способностью понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции.


 

Структура дисциплины

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Объем дисциплины, академ.час./ астр.час.

Форма текущего контроля3 успеваемости, промежуточной аттестации


Всего

Аудиторная работа обучающихся с преподавателем
по видам учебных занятий

СР

Л ЛР ПЗ КСР

Очная форма обучения

Тема 1 Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Концепция конкурентных преимуществ М. Портера. 28/21 6/4,5   6/4,5   16/12 О,Д
Тема 2 Оценка конкурентоспособности на мезо- и макроуровне. 28/21 6/4,5   6/4,5   16/12 О,Д
Тема 3 Формирование конкурентной среды в регионе. 32/24 8/6   8/6   16/12 О,Д
Тема 4 Осуществление проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов и их влияние на конкурентоспособность страны и отдельных регионов. 32/24 8/6   8/6   16/12 О,Д
Тема 5 Управление конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований. 33/24,75 8/6   8/6   17/12,75 О,Д

Промежуточная аттестация

27/20,25 Э

Всего:

180/135 36/27 36/27 81/60,75

Заочная форма обучения

Тема 1 Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Концепция конкурентных преимуществ М. Портера. 33/24,75 1/0,75   2/1,5   30/22,5 О,Д
Тема 2 Оценка конкурентоспособности на мезо- и макроуровне. 35/26,25 1/0,75   2/1,5   32/24 О,Д
Тема 3 Формирование конкурентной среды в регионе. 33/24,75 1/0,75   2/1,5   30/22,5 О,Д
Тема 4 Осуществление проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов и их влияние на конкурентоспособность страны и отдельных регионов. 34/25,5 1/0,75   2/1,5   31/23,25 О,Д
Тема 5 Управление конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований. 36/27 2/1,5   2/1,5   32/24 О,Д

Промежуточная аттестация

9/6,75 Э

Всего:

180/135 6/4,5 10/7,5 155/116,25  

Примечание:3 - формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), дискуссия (Д).

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине.

4.1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Трудоемкость самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Конкурентоспособность региона»: составляет 81 академ. часов (60,75 астр. часа) для очной формы, 155 академ. часов (116,25 астр. часов) - для заочной формы обучения.

Вопросы для самостоятельного изучени я

№ темы

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Дата: 2019-04-23, просмотров: 223.