ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра государственного и муниципального управления
(наименование кафедры)
УТВЕРЖДЕНА решением кафедры государственного и муниципального управления Протокол № 1 от «26» сентября 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ДВ.05.02 Конкурентоспособность региона
(индекс и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом)
по направлению подготовки (специальности)
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
(код и наименование направления подготовки)
Региональное и муниципальное управление
направленность(и) (профиль (и)/специализация(ии))
магистр
квалификация выпускника
очная / заочная
форма(ы) обучения
2018
год набора
Автор–составитель:
Профессор, д.э.н., профессор кафедры
государственного и муниципального управления В.А. Кретинин
Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления А.А. Ашин
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы …..….4 |
1.1. | Наименование дисциплины, цели и задачи ее изучения …………………..….4 |
1.2. 2. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы ….…..4 Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы……....6 |
2.1. | Место дисциплины в структуре образовательной программы …………….…6 |
2.2. 3. 3.1. | Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических и астрономических часов, выделенных на аудиторную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся …………………………………….….6 Содержание и структура дисциплины …………………………………………7 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических и астрономических часов и видов учебных занятий …………………………....7 |
4. 4.1. 4.2. 4.2.1. 4.2.2. 4.2.3. 4.2.4. 5. 5.1 5.2. 5.3. 5.4 5.5. 5.6. 6. 7. 7.1 7.2 | Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. ……………9 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине …………………………………………………..9 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине …………………………………………… . …..10 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы …………………………………….….10 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования ………………………………………………………..12 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы ………………………………………………… 13 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций ………………………………………………...…18 Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ………………………………………………….20 Основная литература ………………………………………………………… 20 Дополнительная литература ………………………………………………… 20 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы ……………....20 Нормативные правовые документы ………………………………………… 21 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины. ………………………21 Иные источники. ………………………………………………………………..22 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ……..22 Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы ………………………23 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем ………………………..23 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине ………………………………… 24 |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
1.1 Наименование дисциплины, цели и задачи ее изучения
Основной целью освоения учебной дисциплины Б1.В.ДВ.05.02 «Конкурентоспособность региона» являются формирование у обучающихся профессиональных знаний и навыков в области теории и практики анализа конкурентных преимуществ и управления конкурентоспособностью различных объектов. на всех уровнях управления регионом для предупреждения и преодоления кризисных явлений и их причин, обеспечения устойчивого развития территории.
Основными задачами дисциплины являются:
-содействовать формированию и развитию конкурентного подхода к управлению регионом;
-ознакомить с основами политики государства в области обеспечения конкурентоспособности регионов;
-сформировать знания основных категорий и понятий прогностического анализа и инструментов их реализации;
-развить у обучающихся навыки работы в группах стратегического планирования конкурентоспособности региона.
1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ОПК-1 | Способность к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности | ОПК-1.3 (очная форма) ОПК-1.1. (заочная форма) | Способность принимать и исполнять управленческие решения в сфере государственного и муниципального управления, анализировать результаты их реализации. Способность осуществлять анализ, планирование и организацию деятельности органов государственного управления в сфере повышения конкурентоспособности региона. Способность осуществлять анализ, планирование и организацию профессиональной деятельности органов государственного управления и местного самоуправления. Способность принимать и исполнять управленческие решения в сфере государственного и муниципального управления, анализировать результаты их реализации. Способность осуществлять анализ, планирование и организацию деятельности органов государственного управления в сфере повышения конкурентоспособности региона. Формирование первичных профессиональных умений и навыков проведения анализа, планирования и организации профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления в рамках решения задач учебной практики (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков). |
ПК-5 | Владение современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике | ПК-5.4 (очная форма) ПК-5.1 (заочная форма) | Способность использовать современные методы диагностики и анализа социально-экономических проблем при принятии и исполнении управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления, развития государственного предпринимательства и конкурентоспособности региона. Способность проводить научные исследования в профессиональной сфере в период прохождения производственной практики (практика НИР) и преддипломной практики Способность использовать современные методы диагностики и анализа социально-экономических проблем в профессиональной деятельности, в процессе стратегического планирования и прогнозирования, развития конкурентоспособности и социально- трудовой сферы на региональном и муниципальном уровнях. Способность использовать современные методы диагностики и анализа социально-экономических проблем при принятии и исполнении управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления, развития. Способность проводить научные исследования в профессиональной сфере в период прохождения производственной практики (практика НИР) |
ПК-6 | Способность понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции | ПК-6.4 (очная форма) ПК-6.1 (заочная форма) | Способность понимать современные тенденции социально-экономического развития региона в условиях международной конкуренции, овладевать навыками принятия и исполнения управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления. Способность проводить научные исследования в профессиональной сфере в процессе прохождения производственной практики (практика НИР) и преддипломной практике, опираясь на знание современных тенденций развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, международной конкуренции. Способность понимать современные механизмы государственного управления в Российской Федерации в современных социально-экономических и политических условиях, понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции и обеспечения национальной безопасности, в том числе и с использованием иностранного языка как средства делового и профессионального общения. Способность понимать современные тенденции социально-экономического развития региона в условиях международной конкуренции, овладевать навыками принятия и исполнения управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления. Способность проводить научные исследования в профессиональной сфере в процессе прохождения производственной практики (практика НИР) |
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине |
ОПК-1.3 (очная форма) ОПК-1.1. (заочная форма) | На уровне знаний: –знать основные принципы и технологии анализа профессиональной деятельности органов государственного управления региона –знать технологии планирования и организации деятельности органов государственного управления в сфере повышения конкурентоспособности региона |
На уровне умений - выявлять и анализировать проблемы повышения конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; – проводить анализ приоритетных факторов, влияющих на конкурентоспособность региона, осуществлять планирование и организацию профессиональной деятельности органов государственного управления с целью повышения конкурентных преимуществ региона | |
Владеть: - владеть способностью к анализу профессиональной деятельности органов государственного управления в сфере повышения конкурентоспособности региона – владеть навыками планирования и организации деятельности органов государственного управления по повышению конкурентоспособности региона | |
ПК-5.4 (очная форма) ПК-5.1 (заочная форма) | Знать: – основные методы диагностики конкурентоспособности региона; –методы анализа социально-экономических проблем и принятия управленческих решений в сфере конкурентоспособности; |
Уметь: – применять на практике методы диагностики конкурентоспособности региона; – использовать результаты анализа социально-экономических проблем с целью повышения конкурентоспособности региона; | |
Владеть: -навыками принятия решений и их реализации для повышения конкурентоспособности региона; – навыками диагностики и анализа социально-экономического развития региона в условиях конкуренции; | |
ПК-6.4 (очная форма) ПК-6.1 (заочная форма) | Знать: – факторы конкурентоспособности объектов и субъектов конкурентной борьбы, действующих на макро-, мезо- и микроуровнях; – основные стратегии ведения конкурентной борьбы; |
Уметь: – применять методические основы управления конкурентными преимуществами объектов на мезо- и микроуровне’ – анализировать конкурентоспособность различных объектов; | |
Владеть: - навыками анализа конкурентоспособности предприятия, его продукции, персонала, отрасли, региона, страны; - современными способами разработки стратегии конкурентной борьбы; |
2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы.
2.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Конкурентоспособность региона» относится к дисциплинам по выбору вариативной части блока Б1. Глубокое усвоение материала обеспечивается сочетанием аудиторных занятий и самостоятельной работы магистрантов с литературой и нормативными документами.
Основным видом учебных занятий по данной дисциплине являются лекции, а также практические занятия, которые проводятся в виде опросов и диспутов. Изучение дисциплины осуществляется: для магистрантов очной формы обучения – в 4 семестре, для магистрантов заочной формы обучения – на 1 курсе. По дисциплине осуществляется текущий контроль и промежуточная аттестация в форме экзамена.
Предшествующими дисциплинами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Конкурентоспособность региона» являются: «Система государственного и муниципального управления в Российской Федерации», «Управление социально-экономическим развитием на региональном и муниципальном уровнях» и др. В свою очередь дисциплина «Конкурентоспособность региона» является основой для освоения дисциплин “Управление устойчивым развитием региона”, “Государственное регулирование инвестиций и инноваций” и “Антикризисное управление территорией в регионе”.
2.2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических и астрономических часов, выделенных на аудиторную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.
Курс рассчитан на:
36 академ. часов (27 астр. часов) лекций, 36 академ. часов (27 астр. часов) практических занятий, 81 академ. часов (60,75 астр. часа) самостоятельной работы - для очной формы обучения;
6 академ. часов (4,5 астр. часа) лекций, 10 академ. часов (7,5 астр. часа) практических занятий и 155 академ. часов (116,25 астр. часов) самостоятельной работы и - для заочной формы обучения.
Всего 5 зачетных единиц (180 академ. часов (135 астр. часов)).
Промежуточная аттестация в форме экзамена предусмотрена в 4 семестре для очной формы обучения и на 1 курсе – для заочной формы обучения.
Объем дисциплины
Вид учебных занятий
и самостоятельная работа
Объем дисциплины, академ.час./ астр. час.
Всего
Семестр, курс1
2
6
7
8
Очная форма обучения
Аудиторная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
лекционного типа (Л)
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
практического (семинарского) типа (ПЗ)
Самостоятельная работа обучающихся (СР)
Промежуточная аттестация
Общая трудоемкость академ. ч./астр. ч.
(з.е.)
Заочная форма обучения
Аудиторная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
16/12
лекционного типа (Л)
6/4,5
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
практического (семинарского) типа (ПЗ)
10/7,5
Самостоятельная работа обучающихся (СР)
155/116,25
Промежуточная аттестация
Э
9/6,75
Общая трудоемкость академ. ч./астр. ч.
(з.е.)
180/135 (5)
Примечание: 1 – семестр – для очной формы обучения, курс – для заочной формы обучения.2-форма промежуточной аттестации – экзамен (Э.).
3. Содержание и структура дисциплины
3.1. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических и астрономических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ п/п |
Наименование тем |
Содержание тем | |
Тема 1 | Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. | Конкуренция: понятие и виды. Эволюцию теории и практики управления конкурентоспособностью. Концепция конкурентных преимуществ М. Портера. Методы анализа роли конкуренции в развитии рыночной экономики. Методы планирования развития конкуренции в регионе. Требования к специалистам в сфере ГМУ обладать способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции, владеть навыками использования инструментов экономической политики | |
Тема 2 | Оценка конкурентоспособности на мезо- и макроуровне. | Система обеспечения конкурентоспособности региона и отдельных хозяйствующих субъектов. Влияние внешней и внутренней среды региона на социально-экономическую ситуацию. Значение финансовых ресурсов, параметров производства, маркетинга, кадровых ресурсов, организационной структуры и стратегического управления для формирования конкурентных преимуществ региона. Нормативные и правовые документы, регламентирующие ведение конкурентной борьбы в РФ. Требования к специалистам в сфере ГМУ обладать способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, владеть навыками использования инструментов экономической политики. | |
Тема 3 | Формирование конкурентной среды в регионе. | Анализ современных тенденций развития политических процессов в мире, мировой экономики, глобализации и международной конкуренции с целью формирования конкурентной среды в регионе. Методы анализа, планирования и организации профессиональной деятельности при формировании конкурентной среды развития региона. Стадии формирования конкурентных преимуществ. Маркетинговая политика региона. Современные формы и методы повышения конкурентоспособности региона. Современные методы диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем социально-экономического развития региона, методы принятия решений и их реализации на практике при формировании конкурентной среды. | |
Тема 4 | Осуществление проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов и их влияние на конкурентоспособность страны и отдельных регионов. | Законодательство РФ о конкуренции и ограничении монопольного влияния на товарных рынках. Современные методы диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем при подготовки проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов. Методы принятия решений при осуществлении проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов в регионе. Маркетинговые исследования рынка и их значение для определения приоритетов социально-экономического развития региона. Ориентированность на крупных иностранных и отечественных инвесторов с целью повышения конкурентных преимуществ региона. Требования к специалистам в сфере ГМУ владеть навыками использования инструментов экономической политики, понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции. | |
Тема 5 | Управление конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований. | Методы анализа, планирования и организации в сфере управления конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований. Современные методы диагностики, анализа и решений социально-экономических проблем в сфере управления конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований. Методы принятия решений в сфере управления конкурентоспособностью региона и их реализации на практике на основе инноваций и инновационных преобразований. Признаки классификации и виды инноваций. Уровень новизны инновации. Радикальные инновации (открытия, изобретения, патенты) и ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения). Требования к специалистам в сфере ГМУ владеть навыками использования инструментов экономической политики, современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике, обладать способностью понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции. | |
Структура дисциплины
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины, академ.час./ астр.час. | Форма текущего контроля3 успеваемости, промежуточной аттестации | |||||
Всего | Аудиторная работа обучающихся с преподавателем | СР | ||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||
Очная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Концепция конкурентных преимуществ М. Портера. | 28/21 | 6/4,5 | 6/4,5 | 16/12 | О,Д | ||
Тема 2 | Оценка конкурентоспособности на мезо- и макроуровне. | 28/21 | 6/4,5 | 6/4,5 | 16/12 | О,Д | ||
Тема 3 | Формирование конкурентной среды в регионе. | 32/24 | 8/6 | 8/6 | 16/12 | О,Д | ||
Тема 4 | Осуществление проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов и их влияние на конкурентоспособность страны и отдельных регионов. | 32/24 | 8/6 | 8/6 | 16/12 | О,Д | ||
Тема 5 | Управление конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований. | 33/24,75 | 8/6 | 8/6 | 17/12,75 | О,Д | ||
Промежуточная аттестация | 27/20,25 | Э | ||||||
Всего: | 180/135 | 36/27 | 36/27 | 81/60,75 | ||||
Заочная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Концепция конкурентных преимуществ М. Портера. | 33/24,75 | 1/0,75 | 2/1,5 | 30/22,5 | О,Д | ||
Тема 2 | Оценка конкурентоспособности на мезо- и макроуровне. | 35/26,25 | 1/0,75 | 2/1,5 | 32/24 | О,Д | ||
Тема 3 | Формирование конкурентной среды в регионе. | 33/24,75 | 1/0,75 | 2/1,5 | 30/22,5 | О,Д | ||
Тема 4 | Осуществление проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов и их влияние на конкурентоспособность страны и отдельных регионов. | 34/25,5 | 1/0,75 | 2/1,5 | 31/23,25 | О,Д | ||
Тема 5 | Управление конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований. | 36/27 | 2/1,5 | 2/1,5 | 32/24 | О,Д | ||
Промежуточная аттестация | 9/6,75 | Э | ||||||
Всего: | 180/135 | 6/4,5 | 10/7,5 | 155/116,25 |
Примечание:3 - формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), дискуссия (Д).
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине.
4.1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Трудоемкость самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Конкурентоспособность региона»: составляет 81 академ. часов (60,75 астр. часа) для очной формы, 155 академ. часов (116,25 астр. часов) - для заочной формы обучения.
Вопросы для самостоятельного изучени я
№ темы | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение |
Наименование тем |
Содержание тем |
Опрос. Опрос является репродуктивным метод обучения и проводится с целью определения уровня теоретической подготовки магистрантов, выявления слабых мест в знаниях по изучаемой теме для оптимального построения учебного процесса. А также учит основам публичного выступления. Критерии оценивания опроса
Подготовка дискуссии Подготовка дискуссии представляет собой проектирование магистрантом обсуждения в группе в форме дискуссии. В этих целях магистранту необходимо: - самостоятельно выбрать тему (проблему) дискуссии; - разработать вопросы, продумать проблемные ситуации (с использованием периодической, научной литературы, а также интернет-сайтов); - разработать план-конспект обсуждения с указанием времени обсуждения, вопросов, вариантов ответов. Справочные системы
Иные источники. 1. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Организация стратегического планирования и программирования на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. Учебник “Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование”. - М. : ЗАО “Издательство “Экономика”, 3-е изд. Доп., 2009. – 395 с. 2. Кретинин В.А. Региональная экономика и управление: механизмы государственного регулирования. Учебно-методическое пособие. - Владимир : Собор, 2009. - 212 с. 3. Кретинин В.А. Механизм обеспечения устойчивого развития региональных хозяйственных систем. Учебно-методическое пособие. – Владимир : Собор, 2010. – 56 с. 6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины Обучение по дисциплине « Конкурентоспособность региона » предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции и практические занятия) и самостоятельной работы магистрантов. Практические занятия дисциплины «Конкурентоспособность региона»: предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций. С целью обеспечения успешного обучения магистрант должен готовиться к лекции, поскольку она является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку: -знакомит с новым учебным материалом; -разъясняет учебные элементы, трудные для понимания; -систематизирует учебный материал; -ориентирует в учебном процессе. Подготовка к лекции заключается в следующем: -внимательно прочитайте материал предыдущей лекции; -узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора); -ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям; -постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке; -запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции. Подготовка к опросу представляет собой проектирование студентом обсуждения в группе в форме устного выступления. В этих целях студенту необходимо: - самостоятельно выбрать тему (проблему) опроса; - разработать вопросы, продумать проблемные ситуации (с использованием периодической, научной литературы, а также интернет-сайтов); - разработать план-конспект обсуждения с указанием времени обсуждения, вопросов, вариантов ответов. Выбранная студентом тема (проблема) должна быть актуальна на современном этапе развития, должен быть представлен подробный план-конспект, в котором отражены вопросы для выступления, временной регламент обсуждения, даны возможные варианты ответов, использованы примеры из науки и практики. Подготовка к практическим занятиям: -внимательно прочитайте материал лекций относящихся к данному практическому занятию, ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям; -выпишите основные термины; -ответьте на контрольные вопросы по практическим занятиям, готовьтесь дать развернутый ответ на каждый из вопросов; -уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными и постарайтесь получить на них ответ заранее (до практического занятия) во время текущих консультаций преподавателя; -готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы, последние являются эффективными формами работы. Подготовка к дискуссии представляет собой проектирование магистрантом обсуждения в группе в форме дискуссии. В этих целях магистранту необходимо: -самостоятельно выбрать тему (проблему) дискуссии; -разработать вопросы, продумать проблемные ситуации (с использованием периодической, научной литературы, а также интернет-сайтов); -разработать план-конспект обсуждения с указанием времени обсуждения, вопросов, вариантов ответов. Выбранная магистрантом тема (проблема) должна быть актуальна на современном этапе развития, должен быть представлен подробный план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, временной регламент обсуждения, даны возможные варианты ответов, использованы примеры из науки и практики. Подготовка к экзамену. К экзамену необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить дисциплину в период зачётно-экзаменационной сессии, как правило, показывают не слишком удовлетворительные результаты. В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией: -программой дисциплины; -перечнем знаний и умений, которыми магистрант должен владеть; -тематическими планами лекций, практических занятий; -контрольными мероприятиями; -учебником, учебными пособиями по дисциплине, а также электронными ресурсами; -перечнем вопросов к экзамену. После этого должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине. Систематическое выполнение учебной работы на лекциях и практических занятиях позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи экзамена.
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра государственного и муниципального управления (наименование кафедры)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б1.В.ДВ.05.02 Конкурентоспособность региона (индекс и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом)
по направлению подготовки (специальности) 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (код и наименование направления подготовки) Региональное и муниципальное управление направленность(и) (профиль (и)/специализация(ии))
магистр квалификация выпускника
очная / заочная форма(ы) обучения
2018 год набора
Автор–составитель: Профессор, д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления В.А. Кретинин
Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления А.А. Ашин СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 1.1 Наименование дисциплины, цели и задачи ее изучения Основной целью освоения учебной дисциплины Б1.В.ДВ.05.02 «Конкурентоспособность региона» являются формирование у обучающихся профессиональных знаний и навыков в области теории и практики анализа конкурентных преимуществ и управления конкурентоспособностью различных объектов. на всех уровнях управления регионом для предупреждения и преодоления кризисных явлений и их причин, обеспечения устойчивого развития территории. Основными задачами дисциплины являются: -содействовать формированию и развитию конкурентного подхода к управлению регионом; -ознакомить с основами политики государства в области обеспечения конкурентоспособности регионов; -сформировать знания основных категорий и понятий прогностического анализа и инструментов их реализации; -развить у обучающихся навыки работы в группах стратегического планирования конкурентоспособности региона. 1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Планируемые результаты обучения по дисциплине
2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы. 2.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Конкурентоспособность региона» относится к дисциплинам по выбору вариативной части блока Б1. Глубокое усвоение материала обеспечивается сочетанием аудиторных занятий и самостоятельной работы магистрантов с литературой и нормативными документами. Основным видом учебных занятий по данной дисциплине являются лекции, а также практические занятия, которые проводятся в виде опросов и диспутов. Изучение дисциплины осуществляется: для магистрантов очной формы обучения – в 4 семестре, для магистрантов заочной формы обучения – на 1 курсе. По дисциплине осуществляется текущий контроль и промежуточная аттестация в форме экзамена. Предшествующими дисциплинами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Конкурентоспособность региона» являются: «Система государственного и муниципального управления в Российской Федерации», «Управление социально-экономическим развитием на региональном и муниципальном уровнях» и др. В свою очередь дисциплина «Конкурентоспособность региона» является основой для освоения дисциплин “Управление устойчивым развитием региона”, “Государственное регулирование инвестиций и инноваций” и “Антикризисное управление территорией в регионе”.
2.2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических и астрономических часов, выделенных на аудиторную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся. Курс рассчитан на: 36 академ. часов (27 астр. часов) лекций, 36 академ. часов (27 астр. часов) практических занятий, 81 академ. часов (60,75 астр. часа) самостоятельной работы - для очной формы обучения; 6 академ. часов (4,5 астр. часа) лекций, 10 академ. часов (7,5 астр. часа) практических занятий и 155 академ. часов (116,25 астр. часов) самостоятельной работы и - для заочной формы обучения. Всего 5 зачетных единиц (180 академ. часов (135 астр. часов)). Промежуточная аттестация в форме экзамена предусмотрена в 4 семестре для очной формы обучения и на 1 курсе – для заочной формы обучения. Объем дисциплины Вид учебных занятий и самостоятельная работа | Объем дисциплины, академ.час./ астр. час. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего | Семестр, курс1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Очная форма обучения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аудиторная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | 72 /54 | 72 /54 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лекционного типа (Л) | 36/27 | 36/27 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | 36 /27 | 36/27 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) | 81/60,75 | 81/60,75 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | Форма2 | Э | Э | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
академ. ч. / астр. ч | 27/20,25 | 27/20,25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость академ. ч./астр. ч. (з.е.) | 180/135 (5) | 180/135 (5) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заочная форма обучения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аудиторная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | 16/12 |
16/12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лекционного типа (Л) | 6/4,5 |
6/4,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | 10/7,5 |
10/7,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) | 155/116,25 |
155/116,25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | форма | Э | Э | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
академ. ч. / астр. ч. | 9/6,75 |
9/6,75 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость академ. ч./астр. ч. (з.е.) | 180/135 (5) |
180/135 (5) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание: 1 – семестр – для очной формы обучения, курс – для заочной формы обучения.2-форма промежуточной аттестации – экзамен (Э.).
3. Содержание и структура дисциплины
3.1. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических и астрономических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
№ п/п |
Наименование тем |
Содержание тем | |
Тема 1 | Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. | Конкуренция: понятие и виды. Эволюцию теории и практики управления конкурентоспособностью. Концепция конкурентных преимуществ М. Портера. Методы анализа роли конкуренции в развитии рыночной экономики. Методы планирования развития конкуренции в регионе. Требования к специалистам в сфере ГМУ обладать способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции, владеть навыками использования инструментов экономической политики | |
Тема 2 | Оценка конкурентоспособности на мезо- и макроуровне. | Система обеспечения конкурентоспособности региона и отдельных хозяйствующих субъектов. Влияние внешней и внутренней среды региона на социально-экономическую ситуацию. Значение финансовых ресурсов, параметров производства, маркетинга, кадровых ресурсов, организационной структуры и стратегического управления для формирования конкурентных преимуществ региона. Нормативные и правовые документы, регламентирующие ведение конкурентной борьбы в РФ. Требования к специалистам в сфере ГМУ обладать способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, владеть навыками использования инструментов экономической политики. | |
Тема 3 | Формирование конкурентной среды в регионе. | Анализ современных тенденций развития политических процессов в мире, мировой экономики, глобализации и международной конкуренции с целью формирования конкурентной среды в регионе. Методы анализа, планирования и организации профессиональной деятельности при формировании конкурентной среды развития региона. Стадии формирования конкурентных преимуществ. Маркетинговая политика региона. Современные формы и методы повышения конкурентоспособности региона. Современные методы диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем социально-экономического развития региона, методы принятия решений и их реализации на практике при формировании конкурентной среды. | |
Тема 4 | Осуществление проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов и их влияние на конкурентоспособность страны и отдельных регионов. | Законодательство РФ о конкуренции и ограничении монопольного влияния на товарных рынках. Современные методы диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем при подготовки проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов. Методы принятия решений при осуществлении проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов в регионе. Маркетинговые исследования рынка и их значение для определения приоритетов социально-экономического развития региона. Ориентированность на крупных иностранных и отечественных инвесторов с целью повышения конкурентных преимуществ региона. Требования к специалистам в сфере ГМУ владеть навыками использования инструментов экономической политики, понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции. | |
Тема 5 | Управление конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований. | Методы анализа, планирования и организации в сфере управления конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований. Современные методы диагностики, анализа и решений социально-экономических проблем в сфере управления конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований. Методы принятия решений в сфере управления конкурентоспособностью региона и их реализации на практике на основе инноваций и инновационных преобразований. Признаки классификации и виды инноваций. Уровень новизны инновации. Радикальные инновации (открытия, изобретения, патенты) и ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения). Требования к специалистам в сфере ГМУ владеть навыками использования инструментов экономической политики, современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике, обладать способностью понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции. | |
Структура дисциплины
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины, академ.час./ астр.час. | Форма текущего контроля3 успеваемости, промежуточной аттестации | |||||
Всего | Аудиторная работа обучающихся с преподавателем | СР | ||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||
Очная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Концепция конкурентных преимуществ М. Портера. | 28/21 | 6/4,5 | 6/4,5 | 16/12 | О,Д | ||
Тема 2 | Оценка конкурентоспособности на мезо- и макроуровне. | 28/21 | 6/4,5 | 6/4,5 | 16/12 | О,Д | ||
Тема 3 | Формирование конкурентной среды в регионе. | 32/24 | 8/6 | 8/6 | 16/12 | О,Д | ||
Тема 4 | Осуществление проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов и их влияние на конкурентоспособность страны и отдельных регионов. | 32/24 | 8/6 | 8/6 | 16/12 | О,Д | ||
Тема 5 | Управление конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований. | 33/24,75 | 8/6 | 8/6 | 17/12,75 | О,Д | ||
Промежуточная аттестация | 27/20,25 | Э | ||||||
Всего: | 180/135 | 36/27 | 36/27 | 81/60,75 | ||||
Заочная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Концепция конкурентных преимуществ М. Портера. | 33/24,75 | 1/0,75 | 2/1,5 | 30/22,5 | О,Д | ||
Тема 2 | Оценка конкурентоспособности на мезо- и макроуровне. | 35/26,25 | 1/0,75 | 2/1,5 | 32/24 | О,Д | ||
Тема 3 | Формирование конкурентной среды в регионе. | 33/24,75 | 1/0,75 | 2/1,5 | 30/22,5 | О,Д | ||
Тема 4 | Осуществление проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов и их влияние на конкурентоспособность страны и отдельных регионов. | 34/25,5 | 1/0,75 | 2/1,5 | 31/23,25 | О,Д | ||
Тема 5 | Управление конкурентоспособностью на основе инноваций и инновационных преобразований. | 36/27 | 2/1,5 | 2/1,5 | 32/24 | О,Д | ||
Промежуточная аттестация | 9/6,75 | Э | ||||||
Всего: | 180/135 | 6/4,5 | 10/7,5 | 155/116,25 |
Примечание:3 - формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), дискуссия (Д).
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине.
4.1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Трудоемкость самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Конкурентоспособность региона»: составляет 81 академ. часов (60,75 астр. часа) для очной формы, 155 академ. часов (116,25 астр. часов) - для заочной формы обучения.
Вопросы для самостоятельного изучени я
№ темы | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Дата: 2019-04-23, просмотров: 223. |